ЭРА-ГЛОНАСС. Что нужно знать с 1 января 2020 года?


С начала 2020 года к юристам стало поступать огромное количество вопросов относительно оснащения автомобилей комплексом оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». «Обязательная» установка с 2020 года специальной «тревожной кнопки», вопреки расхожему мнению, далеко не всегда является обязательной.

Расскажем подробнее, что такое «ЭРА-ГЛОНАСС», обязательно ли устанавливать комплекс оповещения, является ли его наличие непременным условием для эксплуатации автотранспорта в РФ.

«ЭРА-ГЛОНАСС» с 1 января 2020 года – что нужно знать?

Как связаны автобусные перевозки и ГЛОНАСС

ГЛОНАСС – это система спутниковой навигации, позволяющая следить за перемещением ТС, собирать при помощи специального оборудования информацию о показателях работы каждого подключенного к ней объекта (пробег и т.д.), а также помогающая ответственным службам в короткие сроки реагировать на ДТП. На протяжении последних нескольких лет правительство РФ предпринимает активные меры для внедрения ГЛОНАСС в транспортную сферу, при этом делает оно это не стимулированием, а принудительно через постановления и отраслевые инструкции.

В контексте пассажирских перевозок система ГЛОНАСС неразрывно связана с лицензированием данной области, т.е. изначально предполагалось, что компания не сможет без внедрения спутникового мониторинга работать в сфере общественного транспорта. А именно, из ч. 1 ст. 12 федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 27.12.2018) следует, что перевозка людей автобусами относится к числу сфер, требующих лицензирования.

Исключением из этого правила являются лишь автобусы, числящиеся на балансе:

  • экстренных служб – Минздрава, МЧС и аварийной службы;
  • МВД;
  • вооружённых сил;
  • кроме этого, не нужно лицензировать перевозки, осуществляемые без использования общих дорог, т.е. внутри заводского комплекса, базы и т.п. объектов.

Во всех остальных ситуациях владелец автобуса с числом пассажирских мест более 8 должен иметь лицензию. До 01.03.2019 ещё не требовалось получать разрешение на перевозки под конкретные заказы или нужды собственного предприятия, но после вступления в силу новой редакции ФЗ №99 данная возможность была исключена. Например, до 01.03.2019 можно было свободно доставлять на пассажирских автобусах своих же работников собственным служебным транспортом. С марта 2020 года даже такие операции требуют разрешения.

По аналогичному принципу теперь нельзя без лицензии доставлять людей по договору. Пример подобной ситуации – заказчик заключает с владельцем автобуса соглашение о ежедневной транспортировке бригады строителей к его объекту. В прежней версии закон ФЗ №99 позволял это делать без специального разрешения, а с 1 марта 2020 так поступать запрещено.

Это что касалось именно лицензирования автобусных перевозок. Далее посмотрим на конкретные требования, которым должны соответствовать транспортные компании для получения лицензии. Они перечислены в пункте 4 Постановления Правительства РФ (далее ПП) от 02.04.2012 №280, но самый важный момент о этого документа:

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Получается, что по старым правилам получить лицензию можно было лишь в том случае, если автобус был подключен к системе ГЛОНАСС. На момент публикации обзора это требование «заморожено», т.е. временно не действует.

Кого заставят пользоваться системой спутниковой навигации

Согласно действующему законодательству, большая часть транспортных средств уже оснащена системами спутниковой навигации. Еще несколько лет назад чиновники говорили, что они должны появиться на всем без исключения транспорте, в том числе осуществляющем пассажирские перевозки. Соответствующий законопроект, наконец, разработан. В целях повышения безопасности документом предлагается обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, обеспечить транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации. Это придется сделать в том случае, если помимо места водителя в транспортном средстве 8 и более мест для сидения и не используются тахографы, либо они не позволяют передавать актуальную информацию операторам данных. Все эти поправки могут быть внесены в (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) «О безопасности дорожного движения». Дополнительно Минтранс предлагает проработать требования к тахографам и аппаратуре спутниковой навигации, а также правила их эксплуатации и контроля. Необходимые документы должно будет разработать правительство в течение года со дня принятия предложенных изменений.

Какой порядок актуален до 1 июля 2020 года

В августе 2020 г. вступило в силу ПП №939 «О приостановлении действия п. 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

В этом коротком документе говорилось, что до 1 января 2020 г. при выдаче лицензий перевозчикам пункт «ж» про обязательное подключение 8-местных автобусов и маршруток к ГЛОНАСС отменяется.

Затем вышло ПП РФ от 22.12.2018 №1630 «О приостановлении действия некоторых актов Правительства Российской Федерации», внесшее два изменения в действующий на тот момент порядок:

  1. Во-первых, Правительство этим постановлением приказало в своём же старом ПП №939 от августа 2020 г. заменить пометку «до 1 января 2019 г.» датой «до 1 июля 2020 г.». Проще говоря, продлило «мораторий» на обязательное внедрение ГЛОНАСС в автобусные перевозки до второго полугодия 2020 г.
  2. И, во-вторых, до этой же даты Правительство приостановило действие ПП от 13 февраля 2020 года №153, в котором перечисляются правила оснащения системой ГЛОНАСС ТС из категорий М2, М3 и N (предназначенных для доставки опасных грузов).

Напомним:

  • M2 – это транспортные средства весом до 5 тонн, имеющие 8 и более пассажирских кресел;
  • M3 – это ТС весом более 5 тонн, имеющие хотя бы 8 кресел для пассажиров.

Оснащение автобусов аппаратурой ГЛОНАСС

Здравствуйте, коллеги.

С 1 июля 2020 года необходимо устанавливать на все автобусы аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2020 года № 153 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» регламентирован порядок оснащения автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей для перевозки опасных грузов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с Правилами все юридические лица и индивидуальные предприниматели владеющие автобусами (транспортными средствами категории М2 и М3), а также владеющие грузовыми автомобилями которые используются для перевозки опасных грузов (транспортными средствами категории N) обязаны оснастить их аппаратурой спутниковой навигации, обеспечивающей определение и передачу в Ространснадзор данных о пространственно-временных характеристиках транспортного средства через систему «ЭРА-ГЛОНАСС».

В соответствии с пунктом 1 Правил требования предусмотренные законом не применяются в отношении транспортных средств:

  • используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • используемых для обеспечения органов внутренних дел;
  • используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • зарегистрированных на подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации организации и используемых для обеспечения визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Оснащение транспортных средств аппаратурой проводится за счет собственников транспортных средств. Об этом сказано в пункте 2 Правил:

  • Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.

Смотрите также: Обязанности сопровождающего при организованной перевозке групп детей автобусами
В пункте 3 Правил перечислены требования к аппаратуре спутниковой навигации. Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:

  • соответствует требованиям технического регламента;
  • обеспечивает определение и передачу в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — система «ЭРА-ГЛОНАСС»);
  • предусматривает наличие персональной универсальной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации предусматривает установку такой аппаратуры и ее идентификацию в системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» посредством размещения в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и передачи в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта следующих сведений:

  • государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства;
  • идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

Если транспортное средство уже оснащено аппаратурой спутниковой навигации, проводится лишь ее идентификация в системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Идентификация аппаратуры спутниковой навигации подразумевает передачу в Ространснадзор сведений о транспортном средстве, его владельце и аппаратуре спутниковой навигации.

Смотрите также: Законопроект об изменениях в законе «О техосмотре транспортных средств» (продолжение)

Постановление вступает в силу через 2 месяца со дня его официального опубликования, то есть с апреля 2020 года. Но Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 1630 «О приостановлении действия некоторых актов Правительства Российской Федерации» действие Правил приостановлено до 1 июля 2020 г.

Существует еще один документ регламентирующий установку аппаратуры ГЛОНАСС на автобусы. Это Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». В пункте 3 Правил организованной перевозки группы детей перечислены требования к автобусам:

  • Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

То есть в данном случае наличие аппаратуры ГЛОНАСС является обязательным требованием при организации перевозки детей автобусами.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Чего ждать после 1 июля 2020 года

Может возникнуть впечатление, что чиновники, вносящие постоянные правки в законы, стремятся запутать как можно большее количество людей, но, очевидно, что такая активность обусловлена подготовкой к масштабным изменениям, которые скоро затронут все транспортные произойдёт в будущем, неизвестно, но, если правительство не примет к июлю дополнительных постановлений, для владельцев автобусного парка пока складывается вполне понятная картина:

  1. Во-первых, с 01.07 заново вступит в силу пункт 4 ПП РФ от 02.04.2012 №280, согласно которому все автобусы и маршрутки, имеющие 8 и более мест для пассажиров, придётся оснащать системой ГЛОНАСС. Без этой процедуры транспортной компании или ИП просто не удастся получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Кроме этого, из того же самого пункта следует закономерный вывод – с 1 июля все действующие перевозчики, в парке которых есть ТС, попадающие под требования закона, должны будут подключить их к ГЛОНАСС.
  2. Во-вторых, одновременно с этим заново начнёт работать ПП от 13 февраля 2020 года №153. Это «технический» документ, где описан порядок подключения к ГЛОНАСС.
  3. В-третьих, напомним, с марта 2020 года лицензию необходимо получать также на перевозки по договору или при доставке своих сотрудников служебным транспортом.

Здесь возникает очевидное противоречие: с одной стороны, обновлённый закон ФЗ №99 ясно даёт понять, что лицензия на такие перевозки нужна и точка, а с другой – в ПП от 02.04.2012 №280 в самом названии документа отмечено, что подобная деятельность как бы выносится за рамки лицензирования.

Как вся эта конструкция будет работать в будущем, смогут ответить только сами чиновники, но варианта здесь всего два:

  • первый – из ПП №280 уберут «исключительный» статус ТС, предназначенных для доставки сотрудников предприятия или лиц по договору, т.е. обяжут их владельцев подключаться к ГЛОНАСС в общем порядке;
  • второй – уточнят лицензионные требования по видам транспортных средств.

Вероятно, будет реализован именно первый вариант, поскольку все действия правительства говорят о том, что оно намерено в результате подключить к ГЛОНАСС абсолютно все транспортные средства. Плюс ко всему, габаритный транспорт с большим количеством пассажирских мест является источником повышенной опасности и часто становится фигурантом аварий с многочисленными жертвами.

Какие штрафы за нарушение 195 постановления владельцами автобусов?

Если владелец автобуса будет использовать его для пассажирских перевозок без лицензии, за отсутствие разрешения должностным лицам с 1 июля 2020 г. грозит штраф до 50 000 рублей, индивидуальным предпринимателям — до 100 000 рублей, юридическим лицам — до 400 000 рублей. При повторном нарушении предусмотрены меры вплоть до конфискации транспортного средства.

Не ждите штрафов, установите необходимое оборудование уже сейчас!

Ближе к 1 июля можно прогнозировать ажиотаж и лихорадочную установку на автобусы требуемого 195 постановлением оборудования — аппаратуру ЭРА-ГЛОНАСС и тахографы. Возникнут неизбежные очереди, нехватка оборудования и специалистов, существенный рост стоимости установки, а также задержки в регистрирующих органах.

Мы рекомендуем озаботиться вопросом установки уже сейчас, не откладывая все на последний момент и не рискуя попаданием на крупные штрафы!

Специализированный техцентр 1Тахограф производит установку сертифицированных терминалов аппаратуры спутниковой навигации, соответвующих постановлениям 153 и 195, приведение уже установленного оборудования ГЛОНАСС к новым требованиям, а также установку и метрологическую поверку тахографов. Установка возможна как в нашем техническом центре около МКАД, так и с выездом к заказчику.

Обратитесь к нашим специалистам по телефону +7 (495) 255-28-48 для получения дополнительных консультаций по оборудованию ваших автобусов в соответствии с постановлением № 195!

Порядок и стоимость подключения к ГЛОНАСС

Выше уже отмечалось, что общий порядок подключения к навигационной системе подробно описан в ПП от 13 февраля 2020 года №153, поэтому мы не станем здесь дублировать положения этого документа. Вместо этого лучше просто опишем краткий алгоритм действий, который должен предпринять владелец «коммерческого ТС»:

  1. На первом этапе необходимо выбрать компанию, которая продаёт и устанавливает оборудование для подключения к системе. Таких организаций десятки по всей стране, главное проверить, чтобы она распространяла сертифицированные приборы и ПО.
  2. Далее трекеры устанавливаются в кабины транспортных средств. Крепление осуществляется с поправкой на особенности конструкции машины, т.е. конкретного места, где должна стоять столь необходимая «коробка», нет. Сам трекер состоит из передатчика GPS, приёмника, нескольких разъёмов для дополнительных датчиков и аккумулятора. Кроме этого, поскольку трекер передаёт информацию по сотовым сетям (вследствие чего в «глухих» местах могут быть проблемы со связью), он оснащён картой памяти, на которую «пишутся» резервные данные. Здесь же отметим, что кроме базового функционала ГЛОНАСС заказчик имеет право поставить дополнительные датчики, которые будут следить за частными показателями ТС, например, за расходом бензина, состоянием двигателя и т.д.
  3. Одновременно с этим на серверах компании устанавливается программное обеспечение, при помощи которого осуществляется мониторинг и сбор информации. Но самое важное во всей системе ГЛОНАСС, ради чего она и внедряется с такой активностью, это корректная трансляция данных в Ространснадзор.

Что касается стоимости ГЛОНАСС «под ключ», то здесь диапазон цен весьма обширный, так как многое зависит от региона, наценки компании, занимающейся внедрением системы, и количества ТС на предприятии («оптом» дешевле).

В среднем подключение обойдётся в 4500 – 6000 руб. на машину плюс стоимость сервисного обслуживания. Если ставятся дополнительные датчики, стоимость увеличивается в 2-3 раза. Для сферы общественного транспорта это не самое дешёвое «удовольствие».

Основные функции системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

На автомобиль устанавливается бортовой модуль, оснащенный модулем GPS для обмена информацией с диспетчерским центром. Система коммутируется с встроенными индикаторами ударов транспортного средства, размещенными на кузове машины. При срабатывании датчиков информация обрабатывается и передается на пульт оператора в режиме реального времени. Для обмена данными используются вышки сотовой связи. Если уровень сигнала низкий, отправка информации выполняется посредством смс или через спутник.

Подключение к ГАИС ЭРА ГЛОНАСС позволяет реализовать следующие функции:

  • Информирование о времени аварии и точных координатах ДТП.
  • Передача данных о последствиях чрезвычайной ситуации.
  • Обеспечение канала связи с водителем.
  • Мониторинг перемещения транспортных средств и соблюдения скоростного режима.
  • Дополнительные функции охраны автомобиля.
  • Использование в качестве навигационной системы.

При любом срабатывании датчиков, а также в случае возникновения перегрузок, данные передаются в экстренные службы менее чем за 20 секунд. Возможна отправка сообщений в ручном режиме, с помощью кнопки на терминале.

Почему установка системы на автомобиль необходима

Система ЭРА ГЛОНАСС обязательна к установке с 2020 на всех новых транспортных средствах отечественного производства, а также импортированных из-за рубежа. Монтаж возможен на любых автомобилях более раннего года выпуска и позволяет получить следующие преимущества:

  • Оперативная фиксация и информирование о месте и времени ДТП.
  • Снижение риска потери жизни или здоровья при серьезных авариях.
  • Работоспособность в любом регионе России благодаря развитым системам сотовой и спутниковой связи.
  • Возможность оформления происшествий на дороге без вызова сотрудников ГИБДД.
  • Информирование о дорожной ситуации на пути следования, ремонтах, объездах, точках сервиса и заправки.

Купить систему ЭРА-ГЛОНАСС по доступной цене можно в , находящейся в Санкт-Петербурге. Мы имеем необходимые для монтажа документы и разрешения и выполним установку на транспортных средствах любых марок и моделей. Компания предоставляет гарантию на выполненные работы и установленное оборудование.

Штрафы

Законодатели долго обсуждали величину штрафов за отсутствие системы ГЛОНАСС, но в итоге утвердили следующую градацию для коммерческого общественного транспорта:

  • 2 500 руб. – на работника;
  • 5 000 руб. – на должностное лицо;
  • 50 000 руб. – на юр. лицо.

Но тут есть один нюанс – теоретически, штраф может быть наложен не только за сам факт эксплуатации ТС без подключения к ГЛОНАСС, но и за игнорирование лицензионных требований, ведь такая перевозка людей является грубым нарушением, которое может повлечь тяжёлые последствия.

Если за подобной деятельностью поймают транспортное средство с 8 и более пассажирскими креслами, штрафы увеличиваются в разы:

  • 50 000 руб. – на физ. лицо;
  • 100 000 руб. – на ИП;
  • 400 000 руб. – на юр. лицо;
  • при повторном нарушении – приостановка работы на 90 дней и/или конфискация ТС.

Очевидно, что перечисленные штрафы довольно часто будут выписываться нарушителям одновременно, ведь сам факт поездки без подключения к ГЛОНАСС автоматически выдаёт и нарушение лицензионных требований.

На какие автобусы требуется установка ЭРА-ГЛОНАСС и тахографа по 195 постановлению?

Подключение к ЭРА-ГЛОНАСС и установка тахографов станет обязательным для транспортных средств категорий М2, М3:

категория М2 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, максимальная масса которых не превышает 5 тонн

категория М3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе, максимальная масса которых превышает 5 тонн

Фактически 195 постановление обязательно для всех автобусов свыше 8 мест, которые занимаются любыми перевозками пассажиров — городских, пригородных, междугородных, экскурсионных, заказных и т.д. Помимо получения лицензии, установки ЭРА-ГЛОНАСС и тахографа, каждый автобус должен быть внесен в специальный реестр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: