Обучение экспертов по техническому контролю и диагностике автотранспортных средств (Техническое обслуживание)


С 2011-го года прохождение автомобилями технического освидетельствования стало не только государственной прерогативой, так согласно Федерального закона РФ от 01.07. 2011 г, ФЗ № 170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» техническая диагностика автомобилей была передана в руки частных предприятий.

Теперь у автовладельцев появился выбор: пройти техосмотр в государственной структуре или отправиться в один из частных пунктов.

Сравнение условий работы частного и государственного ПТО:

Форма собственности организацииСтруктураФорма оплаты за предоставленную услугу
Государственная Специализированные станции диагностики, получившие разрешение в Госавтоинспекции Оплата госпошлины в размере 300 рублей + оплата услуги.
Частная Частный оператор:
  • Физическое лицо – индивидуальный предприниматель;
  • Юридическое лицо, ООО.
  • Госпошлина отсутствует;
  • Взимается плата за услугу, размер которой зависит от вида ТС (мотоцикл, легковой или грузовой автомобиль с разными техническими характеристиками) и тарифов, установленных конкретным оператором.

Удобство прохождения технической диагностики в частных пунктах заключается в высокой скорости обслуживания (в среднем вся процедура занимает до получаса), в отсутствии очередей. В целях экономии времени клиентов многие ПТО предлагают предварительную запись на ТО – дополнительную услугу, повышающую качество сервиса.

Открытие ПТО: основные моменты

Схематично всю процедуру открытия пункта техосмотра можно разделить на 4 главные составляющие:

  • Юридическую;
  • Финансовую;
  • Техническую;
  • Организационную.

Из вышеуказанных моментов исходят следующие пункты, исполнение которых является обязательным:

НаправлениеЧто конкретно нужно сделать
Юридическое
  • Организация индивидуального предпринимательства – процедура регистрации ИП или юридического лица;
  • Аккредитация операторов ТО с получением аттестата – разрешительной документации на ведение данного вида деятельности.
Финансовое
  • Разработка подробного бизнес-плана – позволит понять сколько потребуется средств для открытия предприятия, потенциальный размер выручки и прибыли, а так же срок окупаемости вложений.
Техническое
  • Выбор места под ПТО;
  • Оснащение пункта необходимыми техническими средствами, диагностической аппаратурой (требуемый минимум регламентирован на законодательном уровне)
Организационное
  • Кадровые вопросы, связанные с приемом на работу специалистов;
  • Обучение специалистов;
  • Рекламная кампания.

Далее подробно разберем основные этапы открытия ПТО

Преимущества дистанционного обучения

Если вы решили стать техническим экспертом в области техосмотра, контроля и диагностики автомототранспортных средств, самым удобным и быстрым вариантом получить образование по этой специальности — будут дистанционные курсы.

Дистанционное(удаленное) обучение имеет больше плюсов:

  • ​получить диплом, возможно не выходя из дома;
  • обучение можно без вреда совмещать с работой;
  • курсы доступны для всех городов России и СНГ;
  • содержание курса максимально полно охватывает тему;
  • стоимость обучения доступна каждому.

Регистрация деятельности

Для предприятий, относящихся к сегменту малый бизнес, оптимальной организационно-правовой формой ведения деятельности является индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью.

Основные шаги

  1. Выбрать соответствующий организационно-правовой статус;
  2. подать установленный пакет документов в налоговую инспекцию;
  3. оплатить госпошлину;
  4. выбрать соответствующую форму налогообложения;
  5. получить в отделе статистики ОКВЭД – коды, определяющие вид деятельности;
  6. встать на учет в органах пенсионного и медицинского страхования;

Аккредитация операторов ТО

Для законного функционирования ПТО необходимо получить еще один документ – аттестат аккредитации оператора ТО. Органом, уполномоченным выдавать документ, является профессиональное объединение страховщиков Российской Федерации – РСА.

Основным документом, регламентирующим процедуру прохождения аккредитации операторов ТО, являются «Правила аккредитации операторов технического осмотра», утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ.

Перечислим основные моменты, определяющие процедуру получения аттестата:

  1. Инициатором процедуры является физическое или юридическое лицо, подавшее соответствующее заявление в органы РСА.
  2. Кроме заявления предприниматель предоставляет в РСА пакет документов, в который включены:
  • Учредительные документы + выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • Документы, подтверждающие наличие соответствующего помещения и технического оснащения;
  • Документы, свидетельствующие о наличии у руководства ПТО договоров с организациями на предоставление услуг связи (подключения к сети Интернет), необходимой для регулярной передачи данных в ЕАИС ТО (единую автоматизированную систему, которая содержит сведения о каждом автовладельце и о прохождении им процедуры в ТО в одном из аккредитованных пунктов);
  • Документ, свидетельствующий о наличии в штате ПТО единицы профессионального технического эксперта;

Если от вашего имени действует уполномоченный представитель, нужно приложить доверенность, подтверждающую право на ведение лицом подобной деятельности.

Существует ряд условий, которые ведут к аннулированию аттестата аккредитации операторов ТО. К ним относятся:

  • Личное решение предпринимателя о прекращении деятельности в качестве оператора ТО;
  • Наличие 2-х или более нарушений в отношении требований аккредитации и правил проведения процедуры технической диагностики, допущенные в течение 12-ти месяцев (например, превышение максимального тарифа оплаты услуг);
  • Прекращение деятельности в качестве ИП или юрлица.

Несколько слов о налогообложении

В качестве оптимальных видов налогообложения для данного вида деятельности является:

  1. Патентная система (только для ИП);
  2. Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход (кроме г. Москва);
  3. Упрощенный режим налогообложения, доходы 6 %.

Коды ОКВЭД

Вид деятельности – «Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств», соответствует коду ОКВЭД 74.30.7.

В качестве дополнительных кодов, если в перспективе имеется расширение предпринимательской деятельности, можно указать:

Вид деятельностиОКВЭД (раздел G)
Торговля автотранспортными средствами Пункт 50.1
Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств Пункт 50.2
Торговля автомобильными узлами, принадлежностями Пункт 50.3
Розничная торговля моторным топливом Пункт 50.5

Порядок проведения техосмотра[ | ]

Обязанность проходить технический осмотр возложена на владельцев транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания объёмом более 50 см³ или электродвигателем мощностью более 4 кВт, максимальная конструктивная скорость которых превышает 50 км/ч[1]. В ходе инструментального контроля с помощью специального оборудования проверяется соответствие состояния и комплектации автомобиля основным положениям по допуску транспортных средств. Среди прочего контролируется:

  • Соответствие содержания / в выхлопе нормам токсичности;
  • Люфт рулевого механизма, который не должен превышать установленных для данного типа транспортного средства допусков;
  • Регулировка ближнего света фар, а также сила света фар ближнего и дальнего света и противотуманных фар;
  • Работоспособность световых приборов;
  • Работоспособность стеклоочистителя и стеклоомывателя;
  • Соответствие светопропускания стекол установленным нормам;
  • Наличие и комплектность аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки по ГОСТ Р41.27-2001;[6].
  • Эффективность рабочей тормозной системы и распределение тормозных усилий на одной оси;
  • Работоспособность стояночного тормоза;
  • Состояние номерного знака;[7]
  • и другие параметры.

По результатам проверки выдаётся диагностическая карта, где отмечены параметры, по которым проводилась проверка и соответствие либо несоответствие их нормам.

В случае, если какие-либо параметры не соответствуют нормам, водитель может в течение 20 суток устранить неисправности и снова явиться на пункт инструментального контроля для оценки этих параметров, при этом повторная оплата за диагностику ТС не взимается. С 27 ноября 2010 года медицинская справка установленного образца для прохождения технического осмотра не нужна[8].

Если у машины поменялся владелец, а дата, когда заканчивается действие диагностической карты, не наступила, проводить дополнительную диагностику авто законодательство не требует.[9]

С 1 января 2012 года в связи с вступлением в силу закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10] был изменен порядок прохождения государственного технического осмотра — с этой даты талон технического осмотра формально нужен для получения полиса ОСАГО, а без полиса, в свою очередь, запрещена эксплуатация ТС. Также с 1 января 2012 года для некоторых категорий водителей была отменена административная ответственность за эксплуатацию ТС без проведения технического осмотра.

Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 28. О внесении изменений в екс Российской Федерации об административных правонарушениях

1) в статье 12.1: а) наименование дополнить словами «или технического осмотра»; б) часть 2 изложить в следующей редакции: «2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более, чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»; в) пункт 2 примечаний признать утратившим силу; 2) в абзаце первом части 2 статьи 12.3 слова «талона о прохождении государственного технического осмотра, » исключить.

В декабре 2012 года Правительство РФ исключило талон ТО из перечня документов, подтверждающих прохождение технического осмотра. С этого момента прохождение ТО подтверждается полисом ОСАГО и диагностической картой, талоны ТО, выданные до 30 июля 2012 года для новых автомобилей, будут использоваться наряду с диагностическими картами до августа 2020 года[11].

* В январе 2020 года В Госдуму внесён законопроект об отмене техосмотра личных авто

[12].

Требования к помещению

Законом не регламентируются особые требования к типу помещения под ПТО. Есть несколько основных критерий, которым должно соответствовать помещение:

  1. Помещение обязательно должно быть сквозным.
  2. Наличие коммуникаций.

На прилежащей территории и внутри помещения необходимо установить камеры слежения, чтобы обеспечить контроль над реальным прохождением каждым автомобилем технической диагностики.

Техническое оснащение ПТО

Данный вопрос регулируется соответствующим Законом. Перечень технических средств, которые обязательно должны присутствовать в ПТО, регламентируется Приказом Минпромторга РФ «об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» (декабрь, 2011). Он включает в себя:

  1. Аппаратуру для контроля тормозной системы:
      Универсальный роликовый стенд контроля ТС;
  2. Универсальный площадочный стенд контроля ТС;
  3. Средства для контроля герметичности и давления ТС;
  4. Контроль работы ТС во время передвижения;
  5. Нагружатель сцепного устройства прицепов.
  6. Аппаратуру для диагностики рулевого управления:
      Специальный тестер, предназначенный для проверки люфтов в РУ и подвеске;
  7. Аппарат для измерения суммарного люфта в РУ и подвеске.
  8. Аппаратуру для диагностики внешних осветительных приборов (аппарат, контролирующий силу светового потока и его регулировку).
  9. Технические средства для диагностики шин (линейку, штангенциркуль).
  10. Технические средства для диагностики работы двигателя, его систем:
      Газоанализатор;
  11. Дымомер;
  12. Аппарат, измеряющий частоту оборотов двигателя, температуру масла. Сегодня промышленность выпускает специальный универсальный прибор, который может заменить указанные устройства. Его главным предназначением является измерение уровня токсинов в выхлопных газах;
  13. Измеритель шума;
  14. Течеискатель.
  15. Аппаратуру для диагностики других автомобильных систем, куда входит прибор, измеряющий светопропускной уровень окон.
  16. Наконечники с манометром.
  17. Компрессор.

Пример удостоверения эксперта по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств

В соответствии с требованиями № 273-ФЗ «Об образовании» для зачисления в группу ОБЯЗАТЕЛЬНО

наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, подтвержденного соответствующим дипломом.

По окончании курса учащиеся получают документы установленного образца с классом защиты уровня Б!

Требования к персоналу

Количество единиц обслуживающего персонала ПТО зависит от его фактической пропускной способности. Персонал организации – это контролеры, механики, ИТР, работники, обеспечивающие чистоту в помещениях.

Ключевой обслуживающей единицей любого ПТО, без наличия которого организация не подлежит аккредитации, является технический эксперт – специалист, который принимает решение о выдаче/отказе в выдаче автовладельцу диагностической карты. Законом установлены определенные требования к образованию и стажу работы эксперта в рамках технического обслуживания ТС:

  • Специалист с высшим техническим образованием должен иметь не менее 2-х лет стажа;
  • Требование к эксперту со средним специальным образованием – наличие 3-хлетнего опыта работы в сфере ТО автомобилей в прошлом.

Аккредитация операторов ТО предполагает выбор транспортных средств, в отношении которых будет проводиться диагностика. Намерены вы работать только с легковыми автомобилями или в перспективе предоставление услуг всем типам ТС, в том числе грузовым – эти сведения должны быть отражены при подаче заявления на аккредитацию в РСА.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 19.05.1999

Подробная информация

Наименование документ«ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ, И ПЕРСОНАЛУ, УЧАСТВУЮЩЕМУ В ТАКОЙ ПРОВЕРКЕ» (утв. МВД РФ 19.05.99)
Вид документатребования
Принявший органмвд рф
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции19.05.1999
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
НавигаторПримечания

«ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЕ, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ, И ПЕРСОНАЛУ, УЧАСТВУЮЩЕМУ В ТАКОЙ ПРОВЕРКЕ» (утв. МВД РФ 19.05.99)

III. Требования к производственному помещению, сооружениям и оборудованию СГТО (ПТО)

9. В производственном помещении предусматривается размещение, кроме производственных и административных помещений, помещение для сотрудников Государственной инспекции.

10. Планировочные решения производственного помещения выбираются с учетом:

видов транспортных средств, подлежащих проверке;

производственной программы СГТО (ПТО);

технологического процесса проверки технического состояния транспортных средств и оформления результатов государственного технического осмотра;

требований противопожарной безопасности;

требований санитарно-гигиенических норм и правил.

11. При планировке производственного помещения учитываются требования, предъявляемые к производственным помещениям и цехам предприятий автомобильного транспорта по ОНТП-01-91 РД 3107938-0170-88 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта». При этом высоту потолков в помещениях, где должны располагаться поточные линии <*> и посты <**> технического диагностирования, рекомендуется выбирать не менее 4,5 м.

<*> Под поточной линией понимается совокупность последовательных постов.

<**> Под постами понимаются участки производственной площади, предназначенные для размещения и проведения проверки технического состояния транспортного средства или его узлов и систем.

12. При определении размеров производственного помещения необходимо учитывать примерные геометрические размеры линий технического диагностирования (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Примерные геометрические размеры поточных линий технического диагностирования для проверки технического состояния легковых автомобилей

ПараметрыКоличество линий проверки
однадветри
Ширина линии, не менее, м4,59,013,5
Длина линии контроля, не менее, м6,06,06,0
Ширина проходов, не менее, м1,01,01,0

Таблица 2

Примерные геометрические размеры поточных линий технического диагностирования для проверки технического состояния грузовых автомобилей и автобусов

ПараметрыКоличество линий проверки
однадве
Ширина линии, не менее, м6,012,0
Длина линии контроля, не менее, м25,525,5
Ширина проходов, не менее, м1,01,0

13. Оснащение производственного помещения производится с учетом правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р 0-200-01-95 и требований противопожарной безопасности, предъявляемых к производственным помещениям и цехам предприятий автомобильного транспорта при размещении в них постов и поточных линий технического диагностирования.

14. Требования к микроклимату, загазованности и шуму в производственном помещении предъявляются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, определенными действующими нормативными документами (таблица 3).

Таблица 3

Нормативные документы, регламентирующие санитарно-гигиенические нормы

N п/пНаименование
1ГОСТ 12.1.005 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
2«Санитарные нормы микроклимата производственных помещений». Утверждены Минздравом СССР 31.03.83 N 4088-86.
3ГОСТ 12.1.003 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».
4СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

15. При организации искусственной освещенности постов в производственном помещении рекомендуется учитывать требования, установленные СНИП 11-4-79 «Строительные нормы и правила. Естественное и искусственное освещение».

16. Въезды и выезды в производственное помещение рекомендуется оборудовать средствами световой (например, светофорной) сигнализации, управляемой с технологических постов в производственном помещении. Над въездными воротами высотой менее 4,2 м размещаются указатели максимально допустимого вертикального габарита транспортных средств.

17. Производственное помещение оснащается гаражным и вспомогательным оборудованием, в том числе средствами технического диагностирования, необходимыми для проведения проверок технического состояния транспортных средств при эксплуатации по условиям безопасности движения и охраны окружающей среды в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Используемые при этом средства технического диагностирования должны быть аттестованы и поверены в соответствии с Порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. N 8.

Примечание. Допускается использование изготовленного в единичном экземпляре нестандартизованного оборудования, аттестованного в порядке, предусмотренном ПР 50.2.009-94 «Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

Производственное помещение оборудуется электропроводкой для питания электрического освещения и розеток, а также силовыми кабелями и распределительными электрощитами для подвода электрического переменного тока напряжением 380 В к стендам и установкам с питанием от сети согласно ГОСТ 12.1.030 «ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление».

Примечание. Максимальная потребляемая от сети мощность каждого из стендов и установок для проверки технического состояния легковых автомобилей составляет до 8 кВт, а для грузовых автомобилей и автобусов — до 35 кВт.

Все стационарное электрооборудование заземляется или зануляется. Шины и провода защитного заземления (зануления) окрашиваются в черный цвет и размещаются в доступном для осмотра месте.

18. Технологические посты в производственном помещении, на которых установлены роликовый стенд для проверки тормозных систем и колонка для подкачки шин, оборудуются трубопроводами для подвода от компрессора сжатого воздуха давлением до 1 МПа.

19. Производственные и административные помещения оборудуются телефонной связью, по возможности местной.

20. В производственном помещении СГТО (ПТО) предусматривается размещение не менее 1 эвакуационного выхода. Открытие дверей эвакуационных выходов производится в сторону выхода из помещений. Ширина выхода принимается не менее 1 м.

21. Производственное помещение СГТО (ПТО) оборудуется средствами автоматического пожаротушения и первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 6 декабря 1993 г. N 521.

Информационная безопасность:

Для пресечения несанкционированного использования доступов в ЕАИСТО операторам технического осмотра необходимо разработать комплекс мер для создания надежной корпоративной системы информационной безопасности который должен включать в себя:

— ежедневый мониторинг внесения сведений в ЕАИСТО;

— периодическую, а при необходимости и срочную, внеплановую смену паролей учетных записей как оператора, так и технических экспертов в ЕАИСТО;

— немедленное удаление учетных записей в ЕАИСТО технических экспертов, прекративших с оператором трудовые отношения;

— проверку выполнения требований законодательства по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в своих информационных системах;

— обеспечение и обновление антивирусной защиты;

— инструктаж с техническими экспертами по использованию и хранению логинов и паролей к учетным записям в ЕАИСТО.

В случае выявления факта несанкционированного использования учетной записи в ЕАИСТО необходимо:

— сменить пароли от учетных записей оператора технического осмотра и технического эксперта в ЕАИСТО;

— проверить актуальность контактной информации, указанной в карточке оператора технического осмотра;

— сверить количество проведенных технических осмотров в ЕАИСТО с количеством, указанным в Книге учета диагностических карт;

— в случае выявления в ЕАИСТО сведений о технических осмотрах транспортных средств, в отношении которых технический осмотр не проводился принять меры по их удалению согласно данным Рекомендациям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: