Понятие о самодельном авто (отличие от «конструктора»)

Мастера, которые могут создавать автомобили по собственным чертежам, начали появляться уже давно. Например, во времена Советского союза на рынок поступали только массовые авто, поэтому никто не задумывался о необходимости создать машины для конкретных людей. Поэтому советские водители создавали самодельное транспортное средство путем сбора из нескольких устаревших моделей. Только так можно было решить свои задачи. Так начали появляться «джипы», небольшие грузовые средства передвижения и пр.

Для создания самодельной машины нужны узлы и устройства минимум из двух автомобилей серийного производства, т.к. не удастся собрать силовой агрегат или трансмиссию собственноручно. Но можно взять двигатель с одного ТС, а КПП с другого. Некоторые автомобильные компоненты изготавливались самостоятельно из подручных материалов в гаражных условиях.

После принятия новых требований стало понятно: чтобы оформить в ГИБДД самодельное транспортное средство, оно должно отвечать категории малосерийных автомобилей. К таким относят собранные в единственном виде автомашины, не имеющие аналогов. Так государство пытается не допустить легализации ТС, относящихся к «конструкторам» и ввозимых на территорию РФ по «серым» схемам, как запчасти.

Специалист, который самостоятельно собирает ТС для личного пользования, не будет создавать больше одного авто, т.к. готовый результат уникален и ему нет аналогов. Именно благодаря этому аспекту самодельный «железный конь» отличается от «конструктора», относящегося к серийному производству и который изначально быстро разобрали, а потом собрали, чтобы ввезти в другую страну. В этом случае речь идет не о развитии энтузиазма изобретателя, а о попытке уклониться от уплаты пошлин и нарушить закон.

«Конструктор» нельзя узаконить, ПТС на него нельзя получить, как и пройти процедуру оформления в ГАИ. Если понадобится отличить настоящую самодельную машину от «конструктора», без экспертной помощи не обойтись. Только экспертиза способна дать настоящую оценку.

Порядок постановки

Правила и процедура постановки на учет самодельной машины от купленного практически не отличается.

Непосредственно инструкция первичной постановки на учет автомобиля выглядит следующим образом:

  1. Получение в МРЭО справки об отсутствии идентификационного номера на авто.
  2. Обращение в бюро судебных экспертиз за направлением в ГИБДД для получения номера.
  3. Присвоение идентификационного номера и его получение.
  4. Регистрация самодельного автомобиля в МРЭО при предъявлении документов, номера и машины.
  5. Получение технического паспорта машины.

Также процесс регистрации авто включает в себя оплату государственных пошлин.

Регистрация: нужна или нет

Если на самостоятельно сконструированном и собранном ТС водитель будет выезжать на общие автодороги, ему обязательно нужно зарегистрировать самодельный автомобиль, получить госномер и установить регистрационные знаки, а также получить полис страхования ОСАГО и свидетельство о регистрации транспорта.

Это возможно, если автомашина будет отвечать определенным требованиям:

  • мощность силового агрегата не больше 50 л.с. на 1 т веса авто;
  • длина – максимум 4,7 м;
  • ширина – не превышает 1,8 м;
  • наибольшая снаряженная масса – до 3,5 т;
  • содержание вредных веществ в выхлопных газах отвечает экостандарту ЕВРО–4.

Только при таких условиях удастся оформить собранную машину.

Какие авто не регистрируют

Бывают ситуации, когда можно не оформлять ТС:

  • его предельная скорость составляет менее 50 км/ч;
  • рабочий объем силового агрегата не достигает 50 см³;
  • мощность – меньше 4 кВт.

Внимание! В случае с электромобилем показатели мощности двигателя такие же.

Такие параметры могут быть присущи исключительно небольшим автомашинам, работающим на двигателе с одним цилиндром. Но даже при условии необязательной регистрации ТС в ГИБДД управлять им может только водитель, у которого есть права.

Порядок сертификации

Первое, что необходимо сделать для легализации машины собственной сборки, – обратиться в подразделение Росстата. Они есть в каждом регионе РФ. Лучше подумать об этом до начала сборки ТС, чтобы вовремя уточнить актуальные нормативы и требования к процедуре.

Для таких авто предусмотрена упрощенная процедура сертификации, поскольку они являются единичными экземплярами. Они подвергаются испытаниям, которые исключают повреждения, не проходят краш–тесты. Поэтому можно не переживать, что «детище» будет испорчено. Специалисты дают экспертную оценку, основываясь на иных параметрах.

Сотрудники Росстата проверят:

  • надежность рулевого управления;
  • работу тормозов;
  • ремни безопасности;
  • наличие стекол и зеркал заднего вида;
  • установку требуемых световых приборов и их соответствие стандартам, действующим в России;
  • управление и устойчивость при передвижении;
  • уровень шума мотора;
  • соответствие содержания вредных компонентов в отработанных газах экостандарту ЕВРО–4.

Если в рамках оценки будет выявлено несоответствие установленным техническим нормам, решение эксперитизы будет отрицательным.

Внимание! До места, где будут проходить испытания, нельзя приехать на лично сконструированном автомобиле: понадобится эвакуатор или авто с прицепом.

Если испытания будут пройдены успешно, владельцу выдадут одобрение типа ТС и свидетельство о безопасности автомашины.

В этих бумагах должны быть указаны:

  1. Тип ТС.
  2. Базовое авто, на основе которого создано самодельное.
  3. Класс экобезопасности.
  4. Данные об изготовителе.
  5. Год создания машины.

С этими документами можно идти в отделение ГИБДД по прописке. Во время регистрации все данные заносят в реестр.

Этапы регистрации самодельного транспортного средства

Сертификация

Прежде всего до регистрации нужно пройти сертификацию самодельного авто. В 2014 году был принят приказ Ростехрегулирования, в котором весь этот процесс детально описан. Вам нужно узнать, где находится ближайший пункт сертификации. Сделать это можно на официальном сайте Ростехрегулирования.

Уточнив адрес и договорившись о встрече, вы доставляете свое транспортное средство. Важный момент — доставлять своим ходом самодельный автомобиль запрещено, поэтому придется вызывать эвакуатор или нанимать автомобиль с прицепом. Ваш автомобиль будут сертифицировать по упрощенной схеме, как малосерийное транспортное средство, то есть произведенное в количестве — 1 штука.

На что в органе сертификации обращают внимание? Это:

  • соответствие экологическим стандартам Евро 3 или 4;
  • уровень шума, производимый таким ТС;
  • исправность систем — тормозная система, рулевое управление, устойчивость на трассе и так далее;
  • безопасность;
  • габаритные размеры.

По результатам тестов владельцу самодельного автомобиля выдадут заключение экспертизы — одобрение типа ТС, которое не имеет срока давности.

Кроме того, ваше авто будут проверять на специальной площадке-треке. В некоторых городах есть особые НИИ безопасности движения, где и выдают справки о том, что автомобиль безопасен и полностью соответствует всем существующим требованиям.

После проведения испытаний и тестов на безопасность и соответствие авто всем требованиям выдается заключение экспертизы, которое понадобится для дальней регистрации.

Регистрация в ГИБДД

Регистрация самодельного транспортного средства в МРЭО происходит по той же схеме, что обыкновенного серийного автомобиля. Но вся проблема в том, что у вас нет паспорта транспортного средства. Чтобы его получить, вы должны подтвердить, что автомобиль действительно был собран вами, а все запчасти и элементы к нему были приобретены на законных основаниях.

То есть вы должны будете предъявить договор купли-продажи, если купили старый автомобиль, взятый за основу самоделки. Соответственно это ТС должно быть снятым с регистрации, о чем у вас должна быть справка. Если же документально подтвердить пути получения запчастей и агрегатов вы не можете (например нашли их на свалке или сосед продал вместе с гаражом), то нужно будет написать заявление с описанием всех обстоятельств. Желательно также приложить фотографии, на которых запечатлены этапы сборки самодельного ТС.

Может быть и такое, что вас направят в бюро судебных экспертиз, где автомобиль будут проверять эксперты. Это в том случае, если у вашего самодельного ТС нет никаких идентификационных номеров — кузова, двигателя, VIN-код, шасси. В бюро вам выдадут справку, что всё нормально, и идентификационный номер можно присваивать.

С этой справкой нужно ехать в ГИБДД, где автомобилю присвоят идентификационный номер, набьют его на металлическую пластину и установят под капотом. И вот после присвоения номера, вы сможете отправиться в МРЭО, чтобы наконец-то получить СТС и госномера.

Не забудьте также, что у вас при себе должны быть документы подтверждающие личность (паспорт) и водительское удостоверение. Все справки, которые вам выдадут в каждой из инстанций тоже понадобятся для получения СТС и номерных знаков.

Во время регистрации в ГИБДД потребуется подтвердить право своей собственности на все элементы и детали авто для того, чтобы получить VIN-номер.

Фото 3

Оформление транспорта

Даже если самодельное авто прошло сертификацию, это еще не гарантия, что в ГИБДД его поставят на учет сразу в день обращения гражданина. Это неудивительно, т.к. у авто еще отсутствует VIN–код, а без него процедура невозможна.

Постановление об отсутствии VIN–кода

ГИБДД не обладает необходимыми полномочиями в части присвоения идентификационного номера ТС, поэтому при обращении в МРЭО будет выдано постановление об отсутствии VIN–кода. Чтобы его получить, понадобится подтверждение легального происхождения машины. Для этой процедуры понадобится обратиться в Бюро судебных экспертиз.

Проверка в Бюро судебных экспертиз

Специалисты проверят автомобиль и дадут направление на присвоение VIN–кода. В организацию понадобится предоставить:

  • паспорт;
  • заключение из Госинспекции безопасности дорожного движения;
  • резолюция эксперта МРЭО.

Далее понадобится посетить центр стандартизации и идентификации.

Присвоение идентификационного номера

Чтобы получить его в этой организации, привозить самодельный транспорт нет необходимости. Кроме этого, даже личное присутствие владельца не нужно. Все, что требуется, – направить заявку в письменном виде на электронную почту центра стандартизации и идентификации.

В обращении нужно указать:

  • название и тип авто;
  • год производства;
  • номер мотора, узлов ходовой части, коробки передач, рулевого управления и кузова;
  • мощность, рабочий объем и тип мотора;
  • допустимый вес;
  • вес без нагрузки;
  • грузоподъемность;
  • персональные данные создателя.

Помимо этого, к письму понадобиться приложить:

  1. Процесс сборки авто – чертеж общего вида автомобиля или фото автомашины с разных сторон. Обязательно указать габариты средства передвижения. Помимо этого, на каждую деталь требуется предоставить бумагу, которая доказывает их законный способ получения. Если в самодельном ТС применены запчасти, которые не входят ни в одни нормативы конструкции, то их надо описать (в любом стиле повествования) и указать способ их получения: подарок, находка или обмен.
  2. Ксерокопии паспорта.

Внимание! Чем больше будет предоставлено документов, которые доказывают сборку ТС на деталях, которые вы приобрели законно, тем больше вероятность получить разрешение на регистрацию. Для этого собирать надо любые доказательства, даже магазинные чеки.

Через время будет получено свидетельство с указанием ВИН–кода.

Регистрация в ГИБДД

Заключительный этап, позволяющий превратить ваше самодельное средство передвижения в легальный автотранспорт, – это регистрация в ГИБДД. В целом процедура, описывающая, как поставить самодельное авто на учёт, практически не отличается от стандартной, за исключением того факта, что оно не имеет уникального идентификационного номера. Поэтому, прежде чем зарегистрировать автомобиль, вам придётся посетить ближайшее МПЭО, чтобы получить соответствующую справку. Именно этот документ станет основанием для обращения в бюро судебных экспертиз, которая и предоставит вам постановление, предписывающее присвоение самоделке нового идентификационного номера.

Перечень документов, требуемых для получения постановления в БСЭ:

  • общегражданский паспорт;
  • экспертное заключение, выданное в МРЭО;
  • заключение сотрудников Института БДД.

Эксперты бюро могут предъявить требование, чтобы вы предоставили документально зафиксированный процесс сборки самодельной машины. Это могут быть чертежи, фотографии или видеоматериалы. На каждую заводскую деталь, узел или агрегат необходимо будет представить документ, подтверждающий законность их происхождения. Если имеются детали, изготовленные самостоятельно, которые не соответствуют общепринятым конструкторским решениям, нужно описать их в свободной форме, обязательно указав метод получения исходных материалов.

Важно понимать, что чем больше у вас на руках будет документов, подтверждающих легальность запчастей, из которых собрано авто, тем выше шансы получить документ, дающий право на регистрацию транспортного средства в ближайшем подразделении ГИБДД.

Поэтому отнеситесь максимальной ответственностью к сохранению документов, которые станут доказательной базой в отношении самобытности вашей машины:

  • чеков на все приобретённые запчасти;
  • договора на приобретение авто, взятого в качестве базы для дальнейших сборочных работ;
  • справки о том, что этот автомобиль был снят с учёта прежним владельцем;
  • если отдельные запчасти не покупались в розничной сети, нужно представить описание, при каких обстоятельствах вы их приобрели;
  • чертежей, эскизов и фотографий, сделанных на протяжении процесса сборки самодельного ТС.

Как только вы получите от БСЭ документ, подтверждающий эксклюзивность вашей самоделки, с ним можно отправляться в ГИБДД, где машине присвоят новые идентификационные номера для шасси и всего кузова, а также персональный VIN-код. Как правило, эти номера или выбиваются на самом шасси или кузове, или на небольшой металлической пластинке, которая затем крепится где-нибудь под капотом.

С набитыми номерами следует опять отправляться в МРЭО для завершения процедуры регистрации автотранспортного средства. Здесь вам выдадут новые госномера и СТС, после чего вы можете смело садиться за руль самоделки и показывать её всему миру, так сказать, самоходом.

Как поставить на учет в ГИБДД

Как только будут пройдены все процедуры, становится реальным оформление самодельного авто в ГАИ. Теперь можно будет получить ПТС. Кроме этого, надо записаться на технический осмотр автомобиля, оформить полис страхования ОСАГО и пройти регистрацию, после чего будет присвоен регистрационный номер и выдан СТС.

Получить регистрационные знаки можно в этом же отделении ГИБДД или заказать в компании, которая отвечает за их изготовление.

Регистрация автомобиля, собранного собственноручно – необходимая процедура, чтобы свободно передвигаться на своем творении. Для этого существует определенная процедура, которую придется пошагово выполнить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: