В права добавили «автомат»


Можно ли сдавать на права на автомате?

Учебная программа автошкол, процесс сдачи экзаменов, получения удостоверения в ГИБДД изменяются в соответствии с нововведениями законодательства и техническим прогрессом. У водителей появилась возможность выбора автомобиля. На АКПП удобнее водить, но в суровых погодных условиях, при необходимости разгона удобнее ездить на «механике».

Чем выгодно отличаются ТС на МТ:

  • Теоретический материал, практика позволяют получить за время обучения универсальный вариант.
  • Возможность больше контролировать скорость машины, чувствовать ситуацию на дороге.
  • Водитель быстро учится ехать в горку — упражнение «эстакада». Это имеет большое практическое значение.
  • Более отлаженный процесс, на АТ обучаются ездить быстрее и дешевле.
  • Водитель с ВУ МТ может ездить с использованием АКПП, а наоборот — нельзя.

Чем документ нового образца отличается от старого

Категории новых водительских прав с о расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.

Шесть больших категорий:

  • А — мотоциклы;
  • B — легковые автомобили;
  • C — грузовые автомобили;
  • D — автобусы;
  • М — мопеды;
  • Трамваи и троллейбусы.

Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.

Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:

  1. А — мотоциклы;
  2. А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см3;
  3. В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
  4. В1 — трициклы и квадрициклы;
  5. С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
  6. С1 — грузовики до 7,5 т;
  7. D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
  8. D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
  9. ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
  10. СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  11. С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  12. DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  13. D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  14. М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см3;
  15. Tm — трамвай;
  16. Tb — троллейбус.

Предлагаем ознакомиться: Расчет дополнительного отпуска при работе с вредными условиями при суммированном учете

На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.

  1. А — мотоциклы;
  2. А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см 3 ;
  3. В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
  4. В1 — трициклы и квадрициклы;
  5. С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
  6. С1 — грузовики до 7,5 т;
  7. D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
  8. D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
  9. ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
  10. СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  11. С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  12. DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  13. D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  14. М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см 3 ;
  15. Tm — трамвай;
  16. Tb — троллейбус.

За счет того, что процесс обучения отличается в сложности, навыки у этих категорий водителей также разнятся. Владелец удостоверения с отметкой “АТ” может не обладать достаточными умениями для вождения автомобилем с МКПП. Поэтому таким лицам не разрешено садиться за руль транспортного средства с механикой.

Здесь все зависит от личного желания обучающегося. Если он предполагает, что будет ездить, как на автомате, так и на механике, то нужно получать удостоверение на вождение механической коробкой передач. Если же полученная возможность управлять сразу двумя видами транспортных средств просто не требуется – лучше выбрать права на автоматическую коробку передач. Это не только упростит и так достаточно сложный процесс обучения, а еще и даст возможность с легкостью пройти практический экзамен на дороге.

Кроме отметки “АТ”, которая говорит об характере обучения водителя – учился на автоматической коробке передач, есть еще и другие изменения в удостоверения предоставляющих право водить транспортные средства. Пройдемся по категориям:

  1. Основные, в количестве шести категорий:
  • мотоциклы – A;
  • легковой автотранспорт – B;
  • грузовой автотранспорт – C;
  • автобусы – D;
  • мопеды и скутеры – М;
  • троллейбусы и трамваи – TbTm.
  1. Подкатегории:
  • A1 – легкие мотоциклы с двигателем не более 125 кубических сантиметров;
  • B1 – квадроциклы и трициклы;
  • C1 – грузовые транспортные средства весом до 7,5 тонн;
  • D1 – микроавтобусы с количеством мест не более 16.
  1. Специальные, для автотранспортных средств с прицепом:
  • BE – легковой автотранспорт с прицепом, масса которого более 750 килограмм;
  • CE – грузовой автотранспорт с прицепом, масса которого более 750 килограмм;
  • DE – автобусы с прицепом, масса которого составляет от 0,75 до 3,5 тонн;
  • C1E – грузовой автотранспорт с прицепом, масса которого более 750 килограмм;
  • D1E – автобусы с прицепом, масса которого составляет от 0,75 до 3,5 тонн.

В графе номер 10 ставится отметка про дату выдачи документа на руки водителю, а в 11 – срок официального действия документа. После того, как истечет срок действия, придется поменять права, при этом повторно сдав экзамены. В графе номер 12 указываются различные ограничения по каждой из полученных категорий.

Разберем, чем же все-таки новые права на автомат и механику отличаются от старых. В документе изменилась система категорий транспортных средств, на управление которых получается разрешение. Появился штрих-код, который позволяет автоматизировать учет удостоверений в государственных базах данных. И самое главное в теме статьи – на правах ставится отметка, которая говорит про принадлежность документа к двум подкатегориям: МКПП или АКПП.

Автоматическая коробка передач встречается в любых классах, вне зависимости от того, минивэн это или седан. Использование ТС с автоматом позволяет многим гражданам пройти более легкое обучение, так как разобраться с работой механики могут или хотят не все. Если ученик автошколы не планирует в будущем пользоваться транспортом с механической коробкой, он вправе выбрать учебу на автоматической трансмиссии, после чего получит документы с соответствующей маркировкой.

Внешний вид документа с лицевой стороны абсолютно одинаков и не отличается вне зависимости от того, проходил ли гражданин курсы с МКПП или АКПП. Посмотреть на водительские права можно на фотографии ниже.

новые категории водительского удостоверения

Увидеть, как выглядит водительское удостоверение на автомат с оборотной стороны, можно на следующем фото. О находится в левом нижнем углу, она относится к графе 14.

Механическая коробка намного сложнее в использовании, поэтому обучение на ней требует большего мастерства от водителя, соответственно, понадобится больше усилий для получения навыка управления таким транспортным средством. Важно, чтобы автомобилист знал, как правильно выжать сцепление, когда переключить передачу.

Необходимо, чтобы человек мог сделать это на ходу, не глядя на ручку, поскольку если он станет отвлекаться на то, чтобы посмотреть на рычаг КПП, водитель рискует спровоцировать ДТП, ослабив внимание к дорожной ситуации. Кроме этого, гражданин должен чувствовать машину, понимать, когда именно требуется переключить передачу и в каком случае это надо делать.

Практические навыки, касающиеся своевременного включения сцепления, не потребуются человеку, который ездит на транспортном средстве с коробкой-автомат, когда важно только при начале и окончании движения поставить ее в соответствующий режим. При управлении авто с АКПП используется только две педали – тормоз и газ.

Согласно требованиям ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года (редакция от 30.12.2018), граждане, сдавшие экзамен на права на автомобиле с механической трансмиссией, вправе управлять машиной с любой коробкой передач. Иными словами, им доступна техника как с МКПП, так и с автоматом (ст. 25, п. 2). В этом же законодательном акте указывается, что лица, обучившиеся вождению на ТС с автоматической трансмиссией, не имеют права садиться за руль авто с механикой.

Предлагаем ознакомиться: Предварительное судебное заседание и его сроки

Ниже представлен образец документа на управление автомобилем с механической коробкой.

В 2020 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».

В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.

Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится о, если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.

Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.

Зачем нужна отметка

Можно ли ездить на автомате, если сдал на права на механике?

Водить автомобиль с АКПП, если ВУ на МК, можно. Если наоборот: удостоверение выдано на АК, а водитель управляет авто на «механике» — это нарушение. Чтобы пересесть на автомобиль с МК, придется пересдать на универсальное ВУ, т. е. для управления ТС с МТ.

Вождение автомобиля с МТ и на АКПП отличается комфортом, экономичностью по некоторым параметрам.

Управление машиной с МТ предполагает:

  • специализированное обучение перед получением ВУ;
  • более глубокие теоретические знания;
  • длительность подготовки выше, чем на водительское удостоверение для вождения автомобиля с автоматической трансмиссией.

МТ обеспечивает оптимальную работу мотора в любых условиях.

Отличие в управлении машиной с АК передач заключается также в том, что водителю за рулем такого автомобиля не приходится сталкиваться с педалью сцепления. Нужны только две педали: газ, тормоз. Переключение передач принципиально другое. Особенности работы АК передач при запуске двигателя предполагают такую последовательность действий:

  • перевод селектора в положение Р — парковка или N — нейтральное;
  • нажимается педаль тормоза — под левой ногой, что позволяет разблокировать старт двигателя;
  • при удержании тормоза левой ногой можно поворачивать ключ, запускать двигатель.

После получения прав на АТ, после освоения нескольких правил, управлять ТС — просто. Для плавного ускорения нужно отпустить педаль тормоза, нажать газ, машина начинает движение, скорость переключается самостоятельно. Правая рука не будет нагружена как в машине с АК — переключение передач, необходимость выжимать сцепление.

Коробки передач с АК отличаются друг от друга. Типы АКПП:

1Классическая коробка передач — первоначальный вариант, потеснивший МК. Отличается надежностью, за несколько лет получила дополнительные режимы: зимний, эконом, спорт. Основное отличие — полная автономность работы от двигателя. Переключение происходит плавно.

2Роботизированная коробка, среди водителей ее принято называть «робот». Неудачная, но перспективная модель. Дешевая в производстве, но дорогая в обслуживании. Переключения происходит в плавном режиме.

3Вариатор. Скорость набирается плавно, предусмотрен селектор переключения в ручном режиме. Динамика набора скорости похожа на МК.

Зачем нужна отметка

Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.

Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят о, которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.

На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без о считаются универсальными.

Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.

Ещё на InDrive.Net:

Справки для ГИБДД с наркологом и психиатром в 2020 году

Где в правах указывается механика или автомат?

Внешне ВУ на управление авто с МТ и АКПП почти ничем не отличаются. Отличия прав на механику и на автомат находятся с обратной стороны документа. На рисунке показано, как выглядят права на автомат:

  • отметки в графе 12 показывают ограничения по категориям ТС;
  • графа 14 отражает ограничения на все категории, где в удостоверении указывается МТ или машиной с автоматической коробкой передач.

Если ВУ разрешает управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией, то в 14 графе ставится о. Удостоверение без отметки предполагает, что водитель может управлять ТС с любой коробкой передач.

С 5.11.2013 г. ФЗ о безопасности движения на дорогах разрешает сдачу экзамена для управления машиной с АТ. С 2013 г. можно проходить обучение и сдавать экзамен по вождения авто только с АКПП

Для примера, на рисунке показано ВУ с разрешением управления ТС категории категория В и АТ. Подробнее о других отметках в этой статье.

На практике водители при выборе варианта обучения руководствуются такими критериями:

  • Лучше сдать на универсальное ВУ, чтобы не было ограничений по управлению машиной с определенной КП.
  • МТ дает возможность лучше, глубже понять функционирование автомобиля изнутри. Рациональнее иметь навыки управления автомобилем с трансмиссией любого типа, так проще и безопаснее ездить.
  • Можно попасть в ситуацию, когда нужна будет именно МТ, но навыка не будет. Если сдавать на ВУ, то лучше на универсальное.
  • При сдаче экзамена используются одна-две передачи, иногда необходима третья, поэтому ничего сложного.
  • Процесс сдачи экзамена не отлажен, желающих получить документ такого типа намного меньше.

Права на автомат и на механику, отличия: 2 особенности вождения авто с АКПП

Современные тенденции ведут к тому, что «механика» (так на языке автомобилистов называется механическая коробка передач, или МКПП) скоро уйдет в небытие, поскольку коробка «автомат» (АКПП) находит все большее применение.

Не каждый автолюбитель знает существенные отличия прав на «автомат» и на «механику».

Сегодня часть производителей уже полностью перешли на выпуск авто с АКПП, что предопределяет рост числа граждан, стремящихся получить права на вождение только таким ТС.

Наши сограждане пока не начали массово отказываться от «механики» в пользу «автомата». Но наблюдается тенденция роста спроса на транспортные средства, оснащенные именно автоматическими коробками, особенно среди автолюбителей-женщин. Указывается ли в ВУ «механика»{q} В автошколах отмечается увеличение количества слушателей, желающих получить права на «автомат».

Инструкторы обучают автолюбителей езде на машинах и с механической, и с автоматической коробкой. Порядок обучения в обоих случаях одинаковый.

На первом этапе слушатели автошколы штудируют правила дорожного движения, устройство ТС, как действовать при ДТП и оказать доврачебную медицинскую помощь.

Заключительный этап – экзаменовка в ГИБДД. По ее итогам слушатель получает права. Начиная с 2014 года, они имеют новый вид. Поэтому для многих актуальна расшифровка прав нового образца.

Особенно это касается их оборотной стороны, которая претерпела изменений. Ее большую часть занимает таблица с категориями, которых стало больше (сегодня их 16).

В зависимости от категории срок действия прав будет отличаться.

Читаем также:Дальтонизм и водительские праваМожно ли поменять водительское удостоверение раньше срока окончания

Всем известно, что управлять автомобилем с АКПП проще, чем с «механикой», и перестроится водителю сложно. А где в правах указывается, «механика» или «автомат»{q} Новой категории для транспорта с автоматической трансмиссией не появилось, и разделения на «механику» и «автомат» в документе нет.

Но в строке 14 устанавливаются ограничения. Так, если слушатель автошколы сдавал экзамены на авто с автоматической трансмиссией, в водительском удостоверении о указывается в этой строке – «АТ». При наличии такой отметки в правах, их обладатель не может сесть за руль автомобиля с механической коробкой передач.

Для тех автолюбителей, кто предпочитает транспортное средство с автоматической трансмиссией, важно сдавать экзамены на автомобилях именно такого типа.

Выбор стал возможен после принятия в 2013 году нового закона, определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ.

Помимо появления большего количества категорий авто, новый закон позволил сдавать практическую часть экзамена на автомобиле с АКПП, если такой есть в автошколе.

Но в случае сдачи экзамена на машине с АКПП, отличительной чертой прав станет о.

Учеба на водительские права в автошколе одинакова для каждого слушателя, независимо от того, на автомобиле в какой трансмиссией он будет сдавать практическую часть – экзамен по вождению.

Вождение ТС с автоматической коробкой более комфортное и надежное, но имеет некоторые нюансы. О них следует знать, прежде чем получать права только на «автомат»:

  • независимо от погодных условий, не надо трогаться сразу. Для АКПП потребуется немного времени, чтобы войти в рабочий режим. В теплое время года для этого достаточно 1-2 минут, а в мороз этот период будет немного увеличен;
  • двигатель запускается только при положении селектора «Р» или «N». Иначе он не заведется;
  • перед началом движения селектор переводится в положение, разрешающее машине тронуться с места.

Независимо от того, получает автолюбитель права на «механику» или имеющие о, он должен учитывать, что для вождения машины с АКПП используется только одна нога – правая. Рядом находится специальная подставка для левой ноги.

Читаем также:Где посмотреть, кем выдано водительское удостоверение

Когда ученик автошколы сдает экзамены на «механике», он получает водительское удостоверение нового образца без ограничительного значка «АТ». Это означает, что ему разрешено управлять авто как с автоматической трансмиссией, так и с механической. Поэтому те, кто владеет приемами вождения машины с МКПП, предпочитают сдавать на права именно на таком виде автотранспорта.

Не каждый автолюбитель знает существенные отличия прав на «автомат» и на «механику».

категории водительских прав

Сегодня часть производителей уже полностью перешли на выпуск авто с АКПП, что предопределяет рост числа граждан, стремящихся получить права на вождение только таким ТС.

Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».

Предлагаем ознакомиться: С какого момента ребенок обладает правами

Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.

Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.

Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.

Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.

В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.

Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.

После введения в Российской Федерации нового образца водительского удостоверения, которое соответствует Венской конвенции “О правилах дорожного движения”, документ претерпел некоторые изменения. Характерной особенностью нового удостоверения является добавление отметки про обучение водителя. Теперь там указывается, на каком транспортном средстве обучался владелец прав: с автоматической или механической коробкой передач. Какие отличия права на автомат и на механику рассмотрим ниже в статье.

При выборе автомобиля, на котором будет приобретаться практический опыт езды, лучше обратить свое внимание на механику. Обучение на механической коробке передач даст возможность получить дополнительные умения и навыки вождения транспортным средством.

Если будут права на механику, то можно получить универсальную возможность ездить и с использованием автомата. В противоположном случае, можно будет ездить только на автоматической коробке.

Экзамен лучше сдавать на автоматической коробке передач. При сдаче в условиях города, во время стрессовой для водителя ситуации, это исключит возможные ошибки. Тем более, что ГИБДД не будет препятствовать этому решению.

Выбор направления обучения целиком зависит от личного удобства водителя. В случае, если будущий владелец удостоверения не планирует пользоваться МКПП, он может проходить весь курс обучения на АКПП. Впоследствии экзамен нужно сдавать именно на автомате.

Приобретенные во время обучения навыки и умения управления транспортным средством будут отличаться. Человек учившийся на механике сможет более эффективно решать возникающие проблемы на дороге, но процесс отработки этих навыков сложнее. Причем, эти умения могут и не пригодиться в будущем.

Рассмотрим особенности вождения на автомате:

  • Трогаться сразу не нужно. Машине требуется разогреться перед началом движения. Время ожидания составляет 1-2 минуты, а в зимнюю пору может немного увеличиваться.
  • Без перемещения селектора на положения “P” или “N” двигатель транспортного средства не заведется.
  • Перед тем, как начать движение, нужно передвинуть селектор, в положение, разрешающее автотранспортному средству движение.

Автомобили с МКПП более сложны в управлении и обучении. Поэтому количество инструкторов больше. Стоимость АКПП намного дороже механики, вследствие чего обучение на таком агрегате будет дороже. Хоть езда и будет приятней и удобней, не все учащиеся смогут переплатить на 2000 рублей дороже.

Есть и существенные отличия прав на автомат и на механику во время сдачи экзаменов. Теоретическая часть абсолютно ничем не отличается. Будущие водители обучаются по той же программе теории правил дорожного движения. Сложность возникает в момент проверки водительских навыков на дороге. Это связано с тем, что все дорожные факторы могут отвлекать неопытного водителя во время сдачи экзамена.

Обучение на механике более углубленно дает понять суть работы транспортного средства, а также использовать эти знания во время езды. Программа обучения на механической коробке передач уже давно отработана до мелких деталей и обучающийся имеет больший уровень подготовки при возникновении аварийных ситуаций на дороге.

При пользовании автоматом, человек за рулем не будет отвлекаться и сможет обратить все свое внимание на дорогу и правильное техническое выполнение всех элементов теста. Это нужно учитывать при сдаче. ГИБДД никаким образом не влияет на выбор – сдавать на автомате или механике.

7 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Согласно правительственному Постановлению №1097 от 24 октября 2014 года (редакция от 14 августа 2018), автомобили с МКПП, на которых проходит учеба и практические экзамены, должны быть оснащены вспомогательными педалями сцепления и тормоза. Также в них обязано быть зеркало заднего обзора для экзаменатора, опознавательные знаки «Учебное ТС» (приложение 3 к законодательному акту). Машины с автоматической трансмиссией не оборудуются дополнительной педалью сцепления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: