Всегда ли нужны права на питбайк

Особенность питбайка.

В буквальном значении «питбайк» — велосипед, использующийся в технической зоне.

Появилось название с организацией на гоночных трассах пит-боксов (пит-лайнов). Участники команды нередко использовали для ускорения передвижения по технической зоне или прилегающим участкам трассы легкий подручный транспорт (изначально, велосипед). Его включали в списки инвентаря, номенклатурно использовалось обозначение «pit-bike». Соответственно, к основным особенностям относились:

  • Легкость, компактность, удобство транспортировки;
  • Принадлежность к спортивному инвентарю.

Ассортимент подобной техники оказался разнообразен — от велосипедов, мопедов, минибайков, легких мотоциклов, до детских кроссовых моделей (на кроссовых трассах последние оказались наиболее удобны).

В командах нашлось достаточное количество любителей устроить шуточные соревнования на этих малютках. Каждый (зрители — не исключение) получал возможность полноправного участия в подобных состязаниях. Заезды становились зрелищными, привлекали участников, зрителей, собирали поклонников.

В результате сформировались правила соревнований, появились общие требования к технике. Нынешний питбайк стал мотоциклом с:

  • Горизонтальным четырехтактным двигателем воздушного охлаждения;
  • Приводным колесом диаметром 10, 12, 14 или 17 дюймов.

Гонки спортивной дисциплиной – Американская мотоциклетная ассоциация официально внесла соревнования в регламент состязаний по мотокроссу.

соревнования на питбайках

Поклонники этого вида спорта есть в России – в реестр видов спорта минимотокросс не включен, любительские соревнования проводятся регулярно.

Нужны ли на питбайк права?

Поклонники приобретают питбайк не только для участия в спортивных заездах, но как транспорт повседневного использования, и вопрос прав становится чрезвычайно важным.

Официальная точка зрения.

Питбайк по-прежнему остается спортивной принадлежностью, инвентарем.

Согласно п. 2.1 действующей редакции Правил дорожного движения иметь, предъявлять по требованию водительское удостоверение обязаны водители транспортных средств. Спортивный инвентарь к транспортным средствам не относится, соответственно, права на управление не требуются.

Не могут применяться к управляющему таким транспортом водителю штрафные санкции, поскольку нарушение не включено в реестр административных правонарушений КоАП. Прецедент осенью 2020 г. рассматривался Верховным Судом, который не признал спортивный мотоцикл транспортным средством, соответственно отменил штрафные санкции в отношении владельца.

Такая точка зрения законна, но скрывает подводные камни, с которыми нередко стакиваются владельцы спортивных мотоциклов, в том числе, питбайков.

  1. Спортивный инвентарь предназначен ТОЛЬКО для участия в соревнованиях, регистрация, постановка на учет — не предусмотрены, выезд и движение по дорогам общего пользования — запрещены.
  2. Для движения в городе и загородным ДОП мотоцикл придется зарегистрировать как транспортное средство, а водителю — получить права.
  3. Питбайки, как правило, не оснащаются оборудованием (спидометрами, отражателями, указателями поворотов и пр.) обязательными для подобной регистрации. Получение паспорта транспортного средства становится проблемой по причине того, что производители, выпускающие спортивный инвентарь не предусматривают наличие соответствующих документов.

Водительские права на питбайк: как получить

Питбайк — это разновидность мотоцикла, который отличается маленькими габаритами и предназначен для участия в мотокроссах или супермото.

Водительские права на питбайк: как получить

И так как питбайк все больше приобретает популярность среди любителей экстремального вождения, возникает вопрос: нужны ли водительские права на такое транспортное средство.

Что предусматривает закон?

Водительские права на питбайк: как получить 3

Получение прав на питбайк напрямую зависит от объема его силового агрегата. Если ТС имеет двигатель объемом не более 50 см куб. при проектной скорости не выше 50 км/ч., то водительское удостоверение на такой питбайк не выдается. Этот вид транспорта считается маломощным, с установленным автоматическим сцеплением. Малосильный питбайк подойдет для управления даже детям, и документы на него оформлять не нужно.

С мощными питбайками ситуация другая: при объеме двигателя 110-160 куб см мини-мотоцикл должен быть зарегистрирован в ГИБДД. При наличии прав категории «А» можно свободно передвигаться на мощном питбайке, однако с регистрацией в ГИБДД такого транспортного средств возникают проблемы.

Чтобы поставить питбайк на учет в Госавтоинспекции требуется паспорт транспортного средства, который выдает производитель и вот здесь главная «загвоздка» — производители питбайков не выдают к ним ПТС. Получается, что оформить такой вид транспорта в ГИБДД «с ходу» невозможно.

Процедура получения прав на питбайк

При оформлении договора о купле-продаже питбайка в документе указывается, что такое ТС не предназначено для использования на дорогах общего назначения, и он относится к разряду спортивных. Номер двигателя указан, как и на любом транспортном средстве непосредственно на силовом агрегате.

Но при всем этом получить права на питбайк возможно, нужно лишь пройти процедуру проверки транспортного средства на соответствие требованиям безопасности и качества. Присвоить питбайку ПТС может только проверяющая сторона.

Важно помнить, что за передвижение на питбайке без пакета документов может повлечь за собой штраф в размере 2,5 тысячи рублей или эвакуацию на штрафную площадку.

В пакет документов на питбайк входит:

— водительские права категории «А»

— ПТС

— документ о прохождении ТО

— страховка

— путевой лист.

Но если объем двигателя мини-мотоцикла составляет менее 50 куб см, то есть возможность избежать наказания.

Из опыта владельцев питбайков следует, что нужно обязательно иметь права на вождение этим ТС, чтобы избежать штрафов или конфискации. Также не стоит поддаваться на уговоры приобрести «липовые» документы, что в итоге может лишь усугубить проблему.

Лучший способ приобрести права на питбайк воспользоваться законодательной схемой

  • Вместе весело шагать. Тест-драйв кроссовера DFM 580

Смотреть все фото новости >>

Какие права получать владельцу питбайка?

Технические характеристики «легализованного» питбайка могут потребовать наличия прав категорий:

  • М – мопеды, если объем двигателя не превышает 50 куб.см, а допустимая конструкцией максимальная скорость – 50 км/ч.
  • А – мотоциклы, при объеме ДВС, укладывающемся в диапазон 50 – 125 куб.см. – подкатегории А1.

Следует отметить, что само транспортное средство по регистрационным документам должно соответствовать указанным категориям.

Основной проблемой для желающих провести официальную регистрацию является именно отсутствие паспорта транспортного средства, предоставляемого предприятием-изготовителем.

Законным методом обхода этого серьезного препятствия является прохождение экспертной комиссии в отделе сертификации.

Процесс предполагает:

  • Сверку информации производителя, договора купли- продажи и пр.
  • Экспертизу технических характеристик.
  • Проверку ТС на предмет соответствия действующим стандартам качества и правилам безопасности.

В сети встречается множество советов, включающих затирание номеров на двигателе, замену резины на шоссейную, установку обязательного оборудовании (спидометра, катфототв, указателей поворотов), позволяющих сертифицировать ТС как обычный мопед. Далеко не все они легальные, следование им может привести к конфликту с государственными органами.

Нужны ли права на питбайк в зависимости от кубов

Легкомоторный двухколесный транспорт бывает более или менее мощным. Одни виды рассматриваемых технических средств ближе к мотоциклам, другие – к мопедам. Но вне зависимости от этого владельцы пытаются решить проблему, нужны ли права для управления питбайком.

Если 50 кубов

Маломощный транспорт изучаемого типа имеет объем двигателя 50 см3. Чтобы понять, нужны ли права на питбайк 50 кубов, нужно заглянуть в ПДД и КоАП, а также закон «О безопасности дорожного движения».

В «Правилах…» есть требование, что водитель механического ТС обязан иметь и предъявлять сотруднику полиции права на управление техникой. А то, что даже маломощный питбайк можно причислить к этой категории, подтверждает расшифровка термина в Основных положениях ПДД:

Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Есть там и такое определение:

Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

То есть по техническим параметрам спортивная техника с мотором в 50 см3 может быть приравнена к мопеду. Но дело в том, что она является инвентарем, как, например, мяч, фитбол, тренажер, клюшка и т.п. Об этом сказано в документе, который покупатель получает в магазине. А в законе есть такое разъяснение термина «транспортное средство»:

…устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Питбайк создан не для этого. То есть его нельзя и не нужно регистрировать, как транспортное средство, он таковым и не является. На спортинвентарь даже не выдают ПТС. И теоретически все это позволяет не заботиться о получении ВУ для его использования.

Ещё на AutoLex.Net:

Как зарегистрировать утилизированный автомобиль: поэтапная процедура, стоимость и подводные камни

С другой стороны – на спортинвентаре нельзя ездить по общим дорогам и даже обочине, являющейся их составной частью. Это может быть опасным, ведь у техники отсутствуют, например, фары, «аварийка». Учитывая все обстоятельства, у владельца данного техстредства с двигателем 50 см3 есть три возможности:

  • ездить только на стадионе или иной спортплощадке без ВУ, но не по дорогам общего пользования;
  • перемещаться на нем без водительских прав вместе с прочими участниками движения, но быть готовым объясняться с инспектором ГИБДД и оспаривать штраф, эвакуацию машины;
  • иметь при себе удостоверение категории M, чтобы сотрудник инспекции при проверке не составлял протокол и не изъял технику (хотя право полицейского делать это сомнительно).

Но в последнем случае для езды по общим дорогам нужны и другие документы. А их оформить гораздо сложнее.

Если 125 кубов

Спортивные байки бывают и достаточно скоростными, с мощностью мотора 125 см3. Все рассмотренные ранее термины из ПДД и закона применимы и к нему. Владельцу нужно:

  • Рассматривать технику как спортинвентарь, но тогда не выезжать на дороги общего назначения, не участвовать в движении. При этом и права не понадобятся, ведь управляющий им человек не является водителем. А документ требуется только ему.
  • Относиться к технике, как к транспортному средству. Тогда ясно, нужны ли права на питбайк 125 кубов. Без них не стоит участвовать в общем движении. Но такой аппарат имеет больше сходства с мотоциклом. Поэтому нужно ВУ категории A.

Нужны ли права на питбайк

Кроме этого обязательного документа потребуются еще и ПТС, а главное – СТС. Но первый на спортивную движущуюся технику даже мощностью в 125 см3 не оформляют. А регистрация без ПТС невозможна.

Ещё на AutoLex.Net:

Как пройти техосмотр

Если 250 кубов

Учитывая все сказанное выше, не стоит долго думать о том, нужны ли права на питбайк 250 кубов. Эта техника по скорости сравнима с мотоциклом. Если использовать ее на дороге, есть такой же риск попасть в ДТП, как у иных участников движения. И последствия будут не менее серьезными, чем если ехать на мотоцикле.

Поэтому для управления спортивным байком с объемом мотора в 250 см3 стоит получить права категории A хотя бы для того, чтобы уметь управлять им. Если, конечно, владелец собирается делать это на общих дорогах наравне с другими участниками движения.

Смотрите в этом видео о том, нужны ли права на питбайк:

Стоит ли производить официальное оформление?

Основная проблема легализации касается затрат владельца. Собрать справки, пройти экспертную комиссию, сдать экзамены (при необходимости), получить документы – процедуры требуют значительного времени, сопряжены с материальными (порой, существенными) расходами. Особенно проблематично оформление техники с двигателями 125 кубов или более. Результат не гарантирован – заключение экспертов нередко оставляет технику в разряде спортивного инвентаря с соответствующим запретом на движение по дорогам общего пользования.

Получить необходимые заключения — возможно. Однако, следует задуматься: питбайк — спортивная техника, предназначенная для тренировок и соревнований, заездов на оборудованных соответствующим образом трассах или площадках. Есть ли насущная необходимость тратить множество времени, сил, денег, нервов ради нескольких выездов на дорогу (городскую улицу), или предпочтительнее купить полноценный мотоцикл, а мини транспортировать к месту проведения мероприятий на прицепе или багажнике автомобиля.

Видео с мнением эксперта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: