Нужно ли обращаться в ГАИ при установке газового оборудования?
Сначала разберемся, отложили или нет регистрацию в автоинспекции автомобиля с ГБО. Основные изменения в правилах установки и регистрации ГБО произошли в 2020 году, когда вступил в силу технический регламент Таможенного союза № 018/2011. С этого момента установка газового оборудования стала классифицироваться как внесение изменений в конструкции автомобиля, что подлежит обязательной регистрации в Госавтоинспекции.
По состоянию на лето 2020 года, поблажек и смягчающих обстоятельств нет ни для одной категории автовладельцев. ГБО должно быть зарегистрировано и отображено в документах на авто. Не обращаться в автоинспекцию можно:
- Тем, чей автомобиль оснащен газовой установкой заводом-изготовителем или таковая возможность была изначально указана в ПТС.
- Установившим ГБО до 2020 года в сертифицированном сервисном автоцентре, при наличии документов.
- Владельцам машин, переоборудованных в кустарных условиях. Правда, по диаметрально противоположной причине – шансов зарегистрировать модернизацию без сертификатов на оборудование и подтверждения качества работ просто нет.
На специализированных форумах уже несколько лет фигурируют слухи о грядущей либерализации требований к установке ГБО. Пока они официального подтверждения не имеют. Водители, рассчитывающие установить газовое оборудование на автомобиль и ожидающие, когда упростят регистрационные нормы, рискуют только увеличить свои затраты и попасть под штрафные санкции.
Так ли необходимо регистрировать ГБО в ГИБДД?
Автовладельцы понадеялись, что ГБО на авто регистрация в ГИБДД отложили до 2020 года. Однако закон вступил в силу, больше отсрочки не будет. Регистрация ГБО в ГИБДД обязательна.
Но есть и некоторые исключения:
- Если авто изначально оснащено автозаводской газовой топливной системой, регистрация ГБО в 2020 году не требуется. Оборудование узаконено в сопроводительной документации к автомобилю.
- Когда в техпаспорте имеется отметка о том, что автомобиль данной модели можно переводить на газ, оформление ГБО в 2020 году упрощенное. Дополнительно брать разрешение в гаи не нужно.
- Если газовая система установлена в автомашину до момента внесения поправок в законодательство (до 31 декабря 2020 года), становиться на учёт в ГИБДД не надо. Необходимо лишь подтвердить безопасность установки сертифицированного ГБО.
В остальных случаях по закону о ГБО в 2020 году постановка нового источника топлива требует переоформления и учета.
Регистрация ГБО в ГИБДД 2020 году — несложный процесс, если всё делать поэтапно и по закону. Чтобы переоборудовать машину, нужно пройти техосмотр и взять разрешение в госавтоинспекции.
Особенности оформления после неофициальных работ
Теперь рассмотрим, как перевести автомобиль на газ. По действующему законодательству наличие в машине незарегистрированного газобаллонного оборудования – скорее проблема, чем преимущество для владельца. Дело в том, что для таких машин не предусмотрено отдельных регистрационных процедур.
Правила, установленные в главе 4 раздела V техрегламента № 018/2011, едины для всех и требуют двухуровневой проверки:
- До внесения изменений в конструкцию ТС.
- После реконструкции.
Чтобы легализовать ГБО, придется вначале вернуть машине заводскую конструкцию, то есть демонтировать все самовольно установленные части, а уж затем проходить все положенные этапы переоснащения и документального оформления.
Как зарегистрировать газ на легковом автомобиле?
Ключевые правила регистрации любых конструктивных изменений в автомобиле – это согласование с Госавтоинспекцией и инженерный надзор. Все операции по легальной установке ГБО можно условно разделить на 4 шага.
Порядок прохождения предварительной технической экспертизы
Экспертная оценка транспортного средства до начала вмешательств в его конструкцию предусмотрена п.75 гл.4 раздела V указанного техрегламента. Делается это для того, чтобы установить:
- сочетаются ли технологически планируемые изменения с заводскими характеристиками и возможностями автомобиля;
- будет ли безопасна эксплуатация машины после реконструкции.
Пройти экспертизу можно в любой аккредитованной испытательной лаборатории. Организации, предоставляющие услуги технической экспертизы автомобилей для различных ситуаций, есть в каждом регионе. Обойдутся эти работы в 2,5-5 тысяч рублей, в зависимости от региона, выбранной компании и других условий.
Для проведения экспертизы потребуются копии и наличие оригиналов:
- паспорта владельца;
- паспорта транспортного средства (ПТС);
- свидетельства о регистрации ТС (СТС);
- документов на газовое оборудование, если оно приобретается отдельно.
Заключение оформляется на специальном защищенном бланке с подписью уполномоченного лица и печатью компании.
Обращение в МРЭО
Заручившись одобрением экспертов, следует перейти к согласованию будущего ГБО в Госавтоинспекции. Обратиться можно в любой удобный для автовладельца регистрационный отдел.
Как и в случае с обычной регистрацией, основанием для каких-либо административных процедур является заявление гражданина. В данном случае – об изменении конструкции ТС. Типовой бланк утвержден Приказом МВД России от 10.09.2019 N 612. Его можно скачать на официальных ресурсах ведомства, получить непосредственно в отделении или подать онлайн через портал Госуслуг (https://www.gosuslugi.ru/10059/13), там же выбрав отделение и время визита.
Форма содержит:
- Шапку. Название конкретного подразделения, куда подается заявление и ФИО заявителя.
- Изменения. Указание конкретных изменений, которые планируется внести.
- Сведения о машине. Представлены в виде таблицы, первый из пустых столбцов заполняет водитель по ПТС:
- марка, модель;
- тип, категория;
- цвет;
- госномер;
- номера кузова, шасси или VIN-код;
- модель двигателя.
- Информацию о собственнике. ФИО, реквизиты паспорта, адрес регистрации, контактные данные.
- Форму разрешения. Размещена на обороте бланка заявления, заполняется сотрудниками полиции. Внизу указывается дата, должность и ФИО ответственного лица и ставится печать подразделения.
Внимание! Получив обращение гражданина, инспектор осматривает автомобиль и сверяет указанные в документе данные об автомобиле с фактическими, после чего принимает решение о разрешении на переоборудование.
Действия после получения разрешения
Получив «благословение» ГАИ, можно наконец приступать непосредственно к установке. Делать это можно только на сервисе, прошедшем соответствующую сертификацию. Забирая улучшенную машину, водитель получает:
- декларацию-заявление с перечнем выполненных работ;
- свидетельства требованиям безопасности (формы 2а и 2б);
- сертификаты на оборудование;
- копии сертификата СТО на право проводить такие работы.
Если речь идет о легализации ГБО, бывшего в употреблении, следует удостовериться, что сроки обязательной опрессовки баллонов не истекли.
Технический постконтроль
Для перехода к последним этапам регистрации, придется пройти еще два осмотра:
- Экспертный, предписанный техрегламентом. Выполняется, как и предварительная экспертиза, испытательной лабораторией. Специалисты устанавливают, соответствует ли качество работ и установленное оборудование номам безопасности, и выдают автовладельцу протокол технической экспертизы после внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Это промежуточный, но очень важный документ, без которого дальнейшие шаги сделать не получится. - Техосмотр на безопасность конструкции. Пройти можно как обычный ТО, например, при заключении договора ОСАГО, в удобном пункте технического осмотра. Результаты фиксируются в диагностической карте.
Оба контрольных мероприятия обойдутся в сумму около 4-6 тысяч рублей. Заключительная экспертиза стоит 3-5 тысяч, техосмотр – около 800 рублей, в зависимости от региона и выбранной компании.
Сбор документов
Остается финальный рывок – получение Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС). Его выдает технадзор Госавтоинспекции, в который следует предоставить:
- согласованное сотрудниками ГАИ заявление на внесение изменений в конструкцию;
- паспорт заявителя (если ГБО оформляет не владелец – доверенность);
- ПТС и СТС автомобиля;
- заключение предварительной экспертизы;
- оригиналы и заверенные нотариально копии документы, выданные автосервисом;
- протокол заключительной технической экспертизы;
- заявление о выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями.
Кроме того, придется оплатить отдельную госпошлину, непосредственно за оформление ССКТС. Сумма составит 800 рублей, оплатить можно в любом банке или через сайт Госуслуг.
Данную процедуру регламентирует Приказ МВД России от 10.09.2019 N 613, этот же документ оговаривает срок предоставления этой услуги — не более 1 рабочего дня с момента приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Изменение регистрационных данных
На получении ССКТС специфические процедуры установки ГБО можно считать оконченными. Со Свидетельством и перечнем документов следует обратиться в регистрационное отделение ГАИ для внесения изменений в ПТС и СТС. Процедура стандартная и ничем не отличается от постановки машины на учет.
Внимание! В заявлении следует указать в качестве причины обращение «Внесение изменений в связи с изменением конструкции», и заполнить соответствующий блок бланка.
Пошаговая инструкция по оформлению ГБО через портал
В первую очередь нужно авторизовать на портале госуслуг с помощью логина и пароля. На главном экране находим кнопку «Услуги» и нажимаем на нее.
Нас интересует раздел «Транспорт и вождение». Он появится в главном меню в разделе «Услуги».
Далее находим раздел «Регистрация транспортного средства» и открываем его.
В нем будет 3 подпункта. Нам нужен пункт «Утеря документов или изменения данных ТС»
Далее, в открывшемся меню, выбираем пункт «Изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с внесением изменений в конструкцию транспортного средства». Нажимаем на этот пункт.
Откроется страница с подробным описанием услуги. На ней можно ознакомиться с полным перечнем необходимых документов, размерами госпошлин и порядком оказания услуги. После нажатия на кнопку «Получить услугу» откроется форма для заполнения.
В данной форме потребуется заполнить:
- Ваши персональные данные (будут заполнены автоматически)
- Данные Вашего транспортного средства
- Данные регистрационных документов на транспортное средство
- Данные страхового полиса
Часть формы, для подачи заявления, заполнять не обязательно, но лучше заполнить ее по максимуму. Позже вы сэкономите время, находясь непосредственно в ГИБДД. После заполнения формы заявления нужно нажать кнопку «Подать заявление».
После подачи заявление отправится в профильное ведомство на рассмотрение. В течение суток заявление будет зарегистрировано и ведомство выставит Вам пошлины на оплату. Всего потребуется оплатить 3 госпошлины:
- 500 р (350 р со скидкой) – госпошлина за выдачу свидетельства о регистрации
- 350 р (245 р со скидкой) – госпошлина за внесение изменений в ранее выданный ПТС
- 800 р (560 р со скидкой) – госпошлина за выдачу свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность.
Все эти пошлины можно оплатить прямо на портале с помощью банковской карты, аналогично штрафам ГИБДД. В этом случае вы претендуете на получение указанной скидки. Пошлины можно оплачивать после получения соответствующего уведомления в разделе «Уведомления».
Сколько стоит процедура постановки на учет?
По окончанию работ, экспертиз и регистрационных процедур водитель может эксплуатировать ГБО и тем самым существенно экономить на топливе на законных основаниях. Но и обойдется эта экономия не мало. Львиная доля затрат, естественно, пойдет на приобретение и монтаж оборудования. Непосредственно узаконивание переделки обойдется:
- От 5 до 10 тысяч рублей за две экспертизы.
- 800 рублей – ТО.
- Госпошлины:
- 800 рублей за оформление ССКТС;
- 500 рублей за выдачу нового СТС при окончательной регистрации;
- 350 рублей за внесение изменений в ПТС.
Итого, минимальная стоимость легального перехода экономичное топливо составит более 7 тысяч рублей. Несколько сэкономить можно на оплате государственных пошли. До начала 2020 года единый государственный портал Госуслуг предоставляет скидку 30% при проведении платежа через сайт.
Госпошлины одинаковы по всей стране, остальные расчеты взяты по усредненным данным.
Ценообразующие факторы
Зарегистрировать газовое оборудование может обойтись в разную сумму денег. На стоимость данной процедуры влияют следующие факторы:
- Тип организации, оказывающей подобную услугу.
- Регион расположения компании.
- Ценовая политика сервисной компании.
- Срочность.
- Величина госпошлины.
В стоимость регистрации газовой установки авто в ГАИ включены такие расходы:
- Цена техосмотра после установки.
- Стоимость получения диагностической карты, сертификата на соответствие комплектации авто.
- Оплата государственной пошлины в ГИБДД для получения документов.
- Стоимость внесения изменений в ПТС.
- Цена свидетельства о регистрации.
Штраф за нарушение
Согласно действующей редакции Правил дорожного движения (утверждена постановлением правительства 30.05.2018), внесение изменений в конструкцию автомобиля с нарушением установленной регистрационной процедуры приравнивается к неисправностям, с которыми эксплуатация транспортных средств запрещена. Управление таким автомобилем подпадает под ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ и влечет за собой взыскание в размере 500 рублей.
Аналогичный штраф может быть наложен, если будет выявлено несоответствие данных на баллонах и в документах на ГБО.
Существующие правила регистрации газобаллонного оборудования тяжело назвать простыми и доступными. Но во многом требования законодательства объясняются рисками для автовладельцев и окружающих, которые может повлечь за собой непрофессиональное переоборудовании автомобилей. Не стоит пытаться сэкономить, устанавливая ГБО неизвестного происхождения или прибегая к услугам сомнительных гаражных умельцев. Это небезопасно и незаконно!
На нашем сайте есть информация и о том, как оформить другие изменения в автомобиле. Узнайте о том, как узаконить в ГИБДД перекраску машины и замену двигателя.
Санкции за незаконный монтаж
Определив цену, и как оформить газовое оборудование на автомобиль в ГИБДД, следует взять на вооружение все советы и узаконить проведенные модификации в установленный законом период. Иначе владельца ждут штрафные санкции. По закону езда на машине с незарегистрированной установкой или любыми изменениями конструкции без согласования в госорганах, запрещена. Это касается и транспортных средств с истекшим сроком свидетельства, выданного на газовые баллоны, с поломанными креплениями, нарушением герметичности баллонов, утечкой газа. Эксплуатация в этом случае не только не правомерна, но и опасна.
Наказание в виде штрафа за использование ГБО без регистрации – 500 руб., согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях. Накладывается санкция на автовладельца также в том случае, если обнаружено следующее:
- Нарушение порядка внесения изменений в конструкцию ТС.
- В официальных бумагах отсутствует отметка о проведенном монтаже ГБО.
- Установленное оборудование не соответствует соответствующим требованиям или является небезопасным.
- В наличии нет документов на газовое приспособление или талона, подтверждающего прохождение регулярной проверки.
- Номера на установке не соответствуют тем, что указаны в предоставленных сертификатах или ПТС.
Именно поэтому самостоятельный монтаж газового оборудования не допускается, и требуется тщательно подходить к вопросу выбора подходящей организации. Самовольное подключение также влечет за собой штраф. Он налагается лишь в первый раз, но если после не пройти процедуру оформления, то в последующем собственника ждет запрет на эксплуатацию авто или даже арест на 15 суток. Поэтому не следует думать, что небольшая по размеру санкция позволяет эксплуатировать авто с нарушениями. Наказание предусмотрено с целью сократить количество потенциально опасных средств на дорогах.
С постоянным удорожанием бензина спрос на установку ГБО только возрастает, но некоторых автовладельцев останавливает высокая стоимость установки и сложная процедура оформления. Но если все посчитать заранее, то можно понимать, какие расходы ожидают, и за какой период времени затраты окупятся, благодаря экономичности топлива. Складываются они в основном из госпошлины, прохождения экспертизы и цены на саму установку. Сумма во многом зависит от региона, где проводится работа, а обязательные платежи в казну остаются неизменными.