Как правильно устанавливается фаркоп?

Сегодня нельзя представить автотранспорт без такого простого и практичного приспособления как прицеп. На прицепе можно перевозить самые разнообразные грузы, и даже другие транспортные средства и технику: квадроциклы, снегоходы, катера, лодки, мотоциклы.
Если говорить о истории создания прицепа, то его приписывают как ни странно женщине. Так Берта Бенц, жена Карла Бенца (создатель первого автомобиля), еще в 19 веке при испытании одной из моторизованных повозок, привязала к ней прицеп с скарбом, это и был первый в мире прицеп.

Конечно говорить о каких либо стандартах тогда было еще рано, все только еще систематизировалось и что говориться вставало на ноги, а вот сегодня мы уже имеем определенные представления о том, как должен выглядеть полноценный прицеп, какая подвеска будет для нас предпочтительна, какое сцепное устройство лучше, на какую перевозимую массу мы рассчитываем исходя из мощности двигателя и особенностей кузова нашего автомобиля

Виды прицепов

Прежде всего хотелось сказать о грузоподъемности прицепов, так прицепы с снаряженной массой (масса прицепа + масса груза) до 750 кг считаются легкими прицепами и более 750 кг тяжелыми, при этом тяжелые в обязательном порядке должны оснащаться собственной автономной тормозной системой.

Прицепы для легковых автомобилей

Кроме того, прицепы легковых автомобилей бывают универсальные грузовые, наиболее распространенные, предназначены для перевозки самых разнообразных грузов и прицепы специального назначения. Если с универсальными прицепами все понятно, то категория специального назначения включает в себя:

  • прицепы самосвалы для транспортировки и быстрой разгрузки сыпучих грузов;
  • цистерны для транспортировки жидкостей;
  • прицепы для перевозки мототехники — лодки, гидромотоциклы, снегоходы, картинги и т.д.;
  • прицепы-автовозы предназначены для перевозки автомобилей;
  • туристические прицепы для перевозки багажа, а также совместно с функцией и обеспечения комфортного отдыха для путешественников;
  • прицепы-дома — название говорит само за себя, дом на колесах с самыми разнообразными человеческими удобствами, все зависит от его стоимости и ваших желаний;
  • коммерческие прицепы – мобильные павильоны для осуществления торговли на улице, например торговля сладкой ватой, мороженым, курицами гриль, осуществляется как правило в нашей стране именно с таких прицепов. Должны быть оборудованы необходимым оборудованием (плитой, холодильником, витриной и т.д.);
  • прицепы для перевозки животных (например, применяются активно для перевозки лошадей конной полиции в Москве).

А теперь рассмотрим конструктивные элементы прицепов

Как подобрать фаркоп

Главная / Информация / Фаркоп и прицеп / Как подобрать фаркоп

Для правильного выбора фаркопа необходимо знать:

  • модель и год выпуска Вашего автомобиля, а также кузов в котором выпущен автомобиль (седан, хетчбек, универсал)
  • необходимо определиться с максимальной массой прицепа который вы планируете буксировать
  • применим ли для Вас вырез бампера и какое либо внесение изменений в конструкции автомобиля.

Зная эти параметры Вы сможете подобрать несколько подходящих фаркопов от различных производителей как российских так и зарубежных.

Фаркоп

Ниже раскроем некоторые нюансы фаркопов от Российских производителей и их зарубежных конкурентов.

При покупке Тягово-сцепного устройства (так правильно называется фаркоп) необходимо обратить внимание на следующее: При выборе фаркопа следует знать что автомобили выпускаемые в России и за рубежом могут иметь отличия и фаркоп разработанный для автомобиля иностранного производства может не подойти к автомобиль произведенный в России (в основном это касается фаркопов выпущенных за пределами России).

Помимо этого, есть еще ряд важных моментов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Упаковка. Уважающий себя производитель обязательно промаркирует упаковку своими контактными данными и логотипом
  2. Наличие паспорта или инструкции по сборке и установке
  3. Наличие Сертификата соответствия (продавец обязан предоставить по требованию покупателя), ГОСТ 28248-89 предусмотрена обязательная маркировка шара
  4. Окраска ТСУ должна быть равномерной, не иметь наплывов и сколов.
  5. Качество сварных швов и чистая поверхность фаркопа
  6. Наличие в комплекте фаркопа электрокомплекта для связи автомобиля и прицепа
  7. Для некоторых моделей фаркопов при установке на автомобиль необходимо сделать вырез в бампере, заранее поинтересуйтесь, требует ли фаркоп выбранного вами производителя дополнительного выреза в бампере.
  8. В процессе монтажа фаркопа на автомобиль может потребоваться полный демонтаж усилителя бампера с последующей установкой фаркопа вместо него, тем самым нарушается предусмотренная заводом изготовителем комплектность которая связана с безопасностью транспортного средства. Так же в случае демонтажа усилителя бампера приходится решать дополнительные вопросы связанные с переносом различных датчиков которые могут там располагаться. Заранее поинтересуйтесь требует ли установка фаркопа выбранного вами производителя демонтажа усилителя бампера.
  9. При выборе фаркопа вы должны ясно представлять для каких целей (некоторые автолюбители устанавливают фаркоп как дополнительную защиту заднего бампера) и какой груз будете перевозить. Для этого существует понятие вертикальной и горизонтальной нагрузки. Вертикальная и горизонтальная нагрузки рассчитываются теоретически и подтверждаются динамическими испытаниями. Соответственно конструкция и материал из которого изготовлен фаркоп должны удовлетворять заявленной нагрузке. ВНИМАНИЕ! Максимальная горизонтальная нагрузка на фаркоп может отличаться от максимальной массы которую может буксировать автомобиль.
  10. Типы шаров Производители используют при проектировании фаркопов несколько типов шаров которые делятся на категории: условно съемные шары, вварные шары, быстросъемные шары:
  • тип А условно съемный шар, максимальная горизонтальная нагрузка 1500кг с креплением на 2-х болтах (для монтажа требуется инструмент)
  • тип F кованный фланцевый условно съемный шар, максимальная горизонтальная нагрузка 2500кг с креплением на 2-х болтах (для монтажа требуется инструмент)
  • тип Е условно съемный шар, максимальная горизонтальная нагрузка 1500кг в основном используется в сборе со вставкой к «американским фаркопам»
  • тип Н вварной не съемный шар, максимальная горизонтальная нагрузка 1500кг

*подробнее о типах шаров можно почитать в разделе аксессуаров для ТСУ на нашем сайте

В некоторых странах Европы запрещено движение автомобиля без прицепа с установленным шаром. Для более комфортного и быстрого монтажа/демонтажа шара, зарубежными производителями были разработаны

Да, и еще несколько слов об «оригинальных» фаркопах. Как правило такие фаркопы предлагаются в автосалонах и дилерских центрах, по цене в разы выше чем их аналоги, дело в том, что заводы изготовители автомобилей сами не производят. Фаркопы для них производятся на тех же линиях и на том же оборудовании что и для розничной торговли и разница между ними только в бренде под которым они предлагаются покупателю.

Конструктивные элементы прицепов для легковых автомобилей

Прицеп по сравнения с конструкцией автомобиля намного проще, в нем можно выделить следующие кузовные и конструктивные элементы: рама, дышло, кузов и подвеска.

Рама у универсальных грузовых прицепов выполнена обычно из швеллера, сварена в виде прямоугольника с усиливающими перемычками. В специализированных прицепах рама как правила сложная и зависит от перевозимого груза, так например для лодки, рама имеет форму параболы для базирования лодки на прицепе.

Дышло — элемент, играющий роль связки между прицепом и автомобилем. Во время транспортировки прицепа на него передаются сжимающие и растягивающие нагрузки. Также у основания крепления дышла, образуется порой значительный крутящий момент, особенно когда прицеп нагружен неравномерно или на не ровной дороге во время раскачивания.

Дышло как правило выполнено в виде А-образной или I- образнойй формы. Также на дышле установлен узел сцепки, предохранительные цепи или тросы, убирающаяся подставка (если она предусмотрена производителем).

Более подробно стоит остановиться на узле сцепки прицепа. Если как мы говорили ранее, прицеп имеет разрешенную максимальную массу более 750 кг, то в узел сцепки вмонтированы и элементы тормозной системы прицепа, а также демпфирующие элементы (смотрите рисунок ниже)

Прицепы для легковых автомобилей

Из рисунка видно, что сцепное устройство во-первых обладает поворотным шарниром, образуемым из двух сопрягаемых деталей, шар фаркопа – 1 и чашка соответственного диаметра сцепного устройства. От вылета чашки с шара предусмотрен запорный механизм с предохранителем – 2.

Часть подобных сборок шар- сфера, имеет регулировку зазора между сопрягаемыми деталями, для возможности «выбрать» изменившейся размер от износа деталей. Диаметр шара должен составлять 50 мм с допуском в минус 1 мм, то есть когда шар будет 49 мм, ее необходимо заменить.

Минимальное расстояние между центром шара и бампером на автомобиле должно составлять не менее 6,5 см, именно такой размер гарантирует безопасную сцепку дышла, для элементов кузова в случае поворота. Перед установкой чашки на шар необходимо воспользоваться консистентной смазкой, обильно смазав ею шар.

На дышле также может размещаться запасное колесо для прицепа. Дышло может быть складным или съемным. Также в случае перевозки длинномеров может удлиняться за счет установки дополнительного звена.

Страховочные тросы (цепи) говорят сами за себя, они страхуют прицеп на случай слета чашки дышла с шара фаркопа. Эксплуатация прицепа без таких тросов (цепей) не допускается.

Складная подставка служит для удобства установки прицепа в горизонтальном состоянии без помощи форкопа автомобиля, а также упрощает операции по присоединению к нему.

Кузов прицепа зависит от его прямого назначения, так у грузовых прицепов это просто борта, у прицепа — дом на колесах, это домик, у прицепов для перевозки техники вместо кузова применяются регулируемыми плоскости под колеса техники и т.д.

Возможности и функциональность каждого отдельного кузова будет зависеть и от ваших финансовых возможностей. Так борта могут быть надстраиваемыми и съемными, с тентом крышей, кузов домика может быть выполнен утепленным, с усиленной рамой и элементами конструкции под встроенную бытовую технику.

Прицеп для транспортных средств, может иметь крышу из стеклопластика, регулировочные лебедки, для надежного раскрепления перевозимого груза.

Высота фаркопа над уровнем дороги.

Расстояние от центра шара тягово-сцепного устройства до поверхности земли должно составлять от 350 мм до 420 мм при замере с прицепом. Так предписывает действующий технический регламент и такой норматив – правило для производителей фаркопов и установщиков дополнительного оборудования. Максимально допустимая высота центра шара над землей 465 мм – без нагрузки в виде прицепа и с автомобилем без пассажиров и багажа.

Важно понимать, что данный параметр проверяется при прохождении технического осмотра, и не допускает отклонений в большую или меньшую сторону. Расстояние от центра шара до земли, меньшее, чем 350 мм, недопустимо по следующим причинам:

  1. Автопоезд (даже если это легковой автомобиль с прицепом общей массой до 750 кг) будет касаться нижней частью крюка фаркопа при переезде железнодорожных переездов и перегибов дорожного полотна. Это недопустимая ситуация, так как приводит к вырыванию креплений каркаса фаркопа из днища или рамы автомобиля.
  2. При высоте меньшей 350 мм не будет выполняться требование технического осмотра, когда страховочная цепь, будучи заведенной за крюк фаркопа петлей или сцепленной с ним в специальной проушине, не будет выполнять своих функций. Основное назначение страховочной цепи прицепа, при отрыве сцепной головки (которое может произойти по техническим причинам), не дать коснуться земли дышлом. Касание земли дышлом прицепа на скорости неминуемо приводит к опасному ДТП.

Превышение максимальной высоты 420 мм запрещено в связи с тем, что действующий порядок никак не регламентирует использование различных типов прицепов с конкретными автомобилями. Владельцы лифтованных внедорожников при дооборудовании обязаны опускать крюк с шаром фаркопа на требуемую высоту, даже если они используют специальный внедорожный прицеп с большим дорожным просветом и на колесах аналогичного автомобилю диаметра. Это требование введено именно для того, чтобы не допустить эксплуатацию автомобилей с высоким расположением фаркопа в составе автопоезда с обычным прицепом.

Почему важно соблюдать данную высоту на практике.

  • Технический регламент, определяя пределы величины данного параметра, исходил из многообразия конструкций задних свесов легковых автомобилей с установленными тягово-сцепными устройствами и минимальных длин дышел и расстояний от шара до передней оси прицепа. Данный параметр, с инженерной точки зрения, наиболее оптимален для удовлетворения геометрических параметров проходимости автопоезда через неровности, съезды, искусственные препятствия в виде лежачих полицейских.
  • Большинство производителей прицепов исходят при проектировании своих изделий именно из этой допустимой высоты шара. Даже специальные кронштейны, изменяющие высоту установки сцепной головки на дышле прицепа, рассчитаны на максимальную высоту шара в 420 мм. Несоблюдение данного параметра (менее 350 мм), будет приводить к наклону прицепа в сторону шара – что на практике значительно превысит рекомендуемую вертикальную нагрузку сцепной головки на фаркоп (40-100 кг).
  • Превышение высота шара фаркопа недопустимо. Прицеп будет смотреть дышлом вверх, что тоже запрещено – возникает риск касания дорожного полотна задним фартуком прицепа, частично разгружается задняя ось автомобиля при возможном скатывании незакрепленного груза к задней части прицепа.
  • Груз на прицепе должен быть размещен практически горизонтально, и это достигается, если сцепная головка опирается на шар фаркопа, установленный именно в этих пределах высот.
  • Практика административных наказаний предусматривает штраф за установку тягово-сцепного устройства, если данное дополнительное оборудование не сертифицировано автопроизводителем, что находит отражение в одобрении типа транспортного средства. Все производители устанавливают фаркоп в требуемом диапазоне высот. При самостоятельной установке фаркопа, не следует «дразнить гусей» технически неправильным размещением шара.

Высота размещения шара фаркопа над землей в пределах 350-420 мм – требование технического регламента, нарушение которого чревато не только административными последствиями, но и увеличивает риск ДТП автомобиля с прицепом.

Подвеска прицепов

Прицепы легковых автомобилей могут быть одну или две оси. Прицеп у которого две оси и расстояние между ними менее 1 метра, называется прицепом со спаренной осью. Остальные соответственно по количеству осей, двухосный и одноосный. Более подробно остановимся на каждой из разновидностей встречающихся подвесок прицепов.

Зависимые подвески прицепов.

Зависимая подвеска имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести, более «собранную» конструкцию, что позволяет преодолевать бездорожья с возможностью вывешивания одной из осей, при этом данное свойство спасет прицеп от посадки на днище.

При этом на трассе, такие прицепы склонны к опрокидыванию при прохождении поворота, это опять же относится к свойствам конструкции подвески.

  • Рессорная зависимая состоит из балки и рессор установленных на ней. Также для плавности установлены два амортизатора с каждой стороны по одному. Подвеска аналогична подвеске грузовых автомобилей, в этом ее плюс: значительная масса перевозимого груза, надежность и простота. К минусам можно отнести плохую плавность, при преодолении неровностей.

    Прицепы для легковых автомобилей

  • Пружинная зависимая полностью повторяет выше описанный вариант, за исключением применения пружин вместо рессор. Такая подвеска более «мягкая», но и менее долговечная. Пружины работая под нагрузкой, как правило, проседают через 4-5 лет. Прицеп теряет плавность преодоления неровностей, уменьшается возможная грузоподъемность. Особенностью является продольная тяга. Пружины не столь жесткие как рессоры, и без тяги, мост просто не удержится в своем положении, его уведет в одну или другую сторону, при этом пружины могут выпрыгнуть со своих установочных чашек.

    Прицепы для легковых автомобилей

Независимая подвеска прицепов.

Данная подвеска более динамично реагирует на изменение дороги, способна «поглотить» ее неровности, более устойчива в поворотах.

  • Рычажно-пружинная независимая имеет рычаги расположенные по ходу движения или перпендикулярно (не принципиально), на рычагах закреплены амортизаторы и пружины. Подвеска «мягкая», устойчива в поворотах.
  • Резино-жгутовая независимая подвеска состоит из продольно закрепленной трубы с вставленными в нее амортизирующими профильными элементами (резина) и стержнем в центре для каждого из колес. На конце стержней имеется рычаг, к которому и прикреплены колеса. Подвеска не обслуживаемая, при ее износе восстановить ее не удастся. При замене придется менять целиком весь мост. Сама по себе мягкая и плавная, имеет значительное ограничение по грузоподъемности. Часто устанавливается на прицепы со сдвоенной осью, для перевозки лодок, катеров

    Прицепы для легковых автомобилей

  • Торсионная независимая подвеска давно зарекомендовала себя на легковых автомобилях. Торсион крепиться к кузову, а на конце его рычага имеется амортизатор, для смягчения колебаний. По эксплуатационным свойствам аналогична резино-жгутовой подвеске. При поломке торсиона, как правило он просто ломается от усилия на кручение, приходится менять дорогостоящий элемент – торсион.

Установка фаркопа — законно или нет?

Установленный фаркоп на автомобиле значительно увеличивает функциональность транспортного средства.

Установка фаркопа - законно или нет?

Появляется возможность использования машины для перевозки габаритных грузов, или багажа, способного загрязнить салон. А с прицепом-дачей можно путешествовать автономно, отправившись со всей семьей в поездку.

Задавшись целью установить тягово-сцепное устройство, владелец машины сталкивается с вопросом законности монтажа дополнительного оборудования.

Установка фаркопа - законно или нет? 3

Юридические аспекты. Регулирование установки и использования комплекта оборудования для буксировки прицепов введено Техническим регламентом. Документ действует на территории всех стран Таможенного союза и утвержден под номером 018/2011.

Установка фаркопа - законно или нет? 4

Статья 77 нормативного документа оговаривает, что проверка автомобиля с установленным фаркопом не будет проводиться при выполнении нескольких условий:

Установка фаркопа - законно или нет? 5

  • в случае установки самим производителем;
  • при серийной доработке модели;
  • в случае установки компонентов тягово-сцепного устройства, если аналоги уже проверялись с этой моделью.

Таким образом, самым простым вариантом является покупка автомобиля, где фаркоп входит в серийное оснащение. Однако, и для последующего дооборудования автомобиля «крюком», документ оставляет такую возможность.

Установка фаркопа - законно или нет? 6

Практика установки. При самостоятельной покупке комплекта тягово-сцепного устройства следует поинтересоваться у продавца двумя аспектами:

  • соответствие изделия для установки на модель автомобиля, находящегося в собственности;
  • подтверждение качества комплекта сертификатом соответствия.

Владельцы машин согласятся, что на многие модели авто «с ходу» найти подходящее оборудование оказывается совсем не просто. Но даже если будущий фаркоп удалось купить, установку комплекта стоит также доверить специализированному центру.

При выполнении всех требований, дооборудованный автомобиль не испытает трудностей при прохождении технического осмотра. В случае монтажа «случайного», такие действия будут оценены как вмешательство в конструкцию транспортного средства. Это также не исключает дальнейшую эксплуатации машины. Но в этом случае придется проходить техническую экспертизу на предмет безопасности при эксплуатации такого автопоезда. Не исключено, что испытание пройдет успешно, но нужно понимать, что процедура окажется затратной финансово и по времени.

Дальнейшая эксплуатация автомобиля после прохождения техосмотра претензий к фаркопу не вызовет.

Вместо заключения. Еще одной из ситуаций в отношении автомобиля с установленным тягово-сцепным устройством является покупка подержанного автомобиля. Потенциальному владельцу обязательно следует уточнить происхождение устройства. Сертификат на оборудование лучше получить при переоформлении автомобиля.

Не исключено, что документы отсутствуют, а монтаж проводился собственными силами прежнего владельца. В таком случае фаркоп придется демонтировать или проходить техническую экспертизу заново.

  • Какой выбрать автомобиль в 2020? Дизельный, Бензиновый или Электрический?

Смотреть все фото новости >>

Ходовая часть прицепов

Как правило производитель пытается подстроиться под колесные стандарты уже имеющихся колес. Наиболее популярный размер диска прицепа 13 или 14 дюймов. Отсюда и размерность подшипников, ступиц и т.д. Для большинства отечественных прицепов подходят диски от моделей Жигули и Лада.

Также используются диски и от автомобиля «Москвич» и «Волга». Некоторые прицепы имеют сверловку фланца позволяющую установить различные типоразмеры дисков, соответственно колес.

Требования к шинам устанавливаемым на прицеп, аналогичны требованиям к шинам устанавливаемых на автомобиль:

  • высота рисунка протектора не менее 1,6 мм;
  • не допускается установка на одной оси прицепа диагональных шин вместе с радиальными, а также с разным рисунком протектора.

    Прицепы для легковых автомобилей

Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД

Нужно ли регистририровать фаркоп, установленный на легковой автомобиль, в органах ГИБДД?

После вступления в силу в 2020г. очередных изменений в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, у автовладельцев стало возникать множество вопросов, касающихся установки фаркопа на легковой автомобиль.

Большинство вопросов сводятся к следующему:

  • Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД, после установки его на автомобиль?
  • Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы автомобиля (ПТС, СТС) при установке на автомобиль ТСУ?
  • Является ли установка ТСУ на легковой автомобиль внесением изменений в конструкцию транспортного средства?
  • Является ли ТСУ доп. оборудованием, угрожающим безопасности дорожного движения?
  • Какие документы нужно иметь на фаркоп?

На сегодняшний день фаркоп, установленный на легковой автомобиль нигде регистрировать не нужно в том случае, если:

  • установка фаркопа предусмотрена заводом-изготовителем транспортного средства, что подтверждается одобрением типа транспортного средства (ОТТС) или инструкцией (руководством) по эксплуатации автомобиля, разработанной заводом-изготовителем. В этом случае монтаж такого оборудования не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства;
  • на фаркоп есть паспорт изделия (руководство по эксплуатации) и сертификат соответствия.
  • фаркоп установлен в сертифицированном сервисном центре, что подтверждается Актом выполненных работ и копией сертификата сервисного центра.

Страница инструкции по эксплуатации автомобиля Мазда3, подтверждающая, что автомобиль может эксплуатироваться с прицепом.

Сертификат соответствия на фаркопы Лидер и приложение к нему.

Поэтому, покупая тягово-сцепное устройство, обратите внимание, что он должен быть сертифицирован и соответствовать требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Не забывайте просить копию такого сертификата у продавца. В идеале копия сертификата должна быть заверена продавцом. С каждым фаркопом идёт паспорт изделия. Просите продавца заполнить и его, поставив в нём отметку о продаже.

Паспорт фаркопа МАЗДА 3 производства Лидер

Оборотная сторона паспорта фаркопа МАЗДА 3 производства Лидер

В итоге, чтобы у инспектора не было возможности придраться к фаркопу, установленному на автомобиль, достаточно иметь под рукой руководство по эксплуатации автомобиля, в котором сказано, что автомобиль может эксплуатироваться с фаркопом, паспорт на фаркоп и копию сертификата соответствия на фаркоп.

Ставить фаркоп в сертифицированном сервисном центре или самостоятельно, решать конечно же Вам. Но стоит учесть, что при установке ТСУ в сертифицированном сервисе (при наличии подтверждающих документов), Вы лишаете инспектора ГИБДД возможности лишний раз придраться к Вашему фаркопу.

К тому же в июле 2020года должны вступить в силу очередные изменения, касающиеся, в том числе и фаркопов. Какими они будут и к чему обяжут владельцев фаркопов, пока не понятно. Вполне возможно, что регистрация фаркопа в ГИБДД станет обязательной процедурой, как, например, в некоторых странах Евросоюза.

Самодельный фаркоп на автомобиле Москвич-2141. Такой фаркоп нужно регистрировать в органах ГИБДД либо демонтировать.

Если же фаркоп, установленный на автомобиль самодельный, на него нет никаких документов, подтверждающих правомерность его использования с данным автомобилем, то его нужно либо демонтировать с автомобиля, либо легализовать, оформив все соответствующие документы.

Как подобрать ТСУ для своего автомобиля можно прочитать здесь.

Ну а мне остаётся только пожелать удачи тем, кто решил съэкономить на установке ТСУ в сервисе и установить фаркоп на свой автомобиль самостоятельно.

Тормозные системы прицепов

Увеличение массы влечет за собой неизбежно и увеличение инертности. При этом неважно стоит ли связка автомобиль — прицеп на месте или находится в движении. Значительное увеличение инертности влечет за собой повышенную нагрузку на тормозную систему автомобиля, что сказывается на ее ресурсе и эффективности. ПДД предписывают тормозной путь для автомобиля с прицепом на ровной сухой поверхности при скорости 40 км/ч не более 13,6 м³.

Также держать прицеп (особенно с грузом) на наклонной поверхности только одними руками тоже проблематично. Так как же решаются данные задачи?

Рабочая тормозная система — именно эта система устанавливается на прицепы с разрешенной буксируемой массой более 750 кг. Система автономна и работает во время буксировки прицепа.

Принцип работы следующий. Когда автомобиль относительно прицепа начинает катиться медленнее, то есть притормаживает, прицеп упирается в фаркоп, при этом через поршень (см рисунок 2) передается усилие на кулачок рычага – 6, связанного тросом — 7. Трос вытягивается, тормозные колодки в барабанах разводятся, прицеп притормаживает.

Минусом такой системы является торможение прицепа при движении задним ходом. Решается эта проблема следующим образом, поршень блокируется, система теряет свою активность. Также существуют и другие разновидности тормозной рабочей тормозной системы

Стояночная тормозная система — служит для торможения прицепа во время стоянки. Как правило стояночная система завязана с рабочей и также разводит тормозные колодки в барабанах, только уже посредством ручки рычага (смотрите рисунок 2)

Аварийная тормозная система — предназначена для аварийного случая, нарушается сцепка, натягивается дополнительный страховочный трос, его перемещение тормозит прицеп

Прицеп вместо пикапа: правильный выбор

Иными словами, вам понадобится как минимум исправный движок с более-менее приемлемым крутящим моментом. Идеальным вариантом станет дизельная машина с отличным подхватом с самых низов. Турбированные бензиновые моторы также прекрасно справляются с возложенной на них задачей. Впрочем, если не перегружать прицеп и не ездить по крутым горам, для транспортировки лёгкого прицепа сгодится абсолютно любой исправный автомобиль, даже если в вашем распоряжении всего лишь старенькие Жигули.

Если отбросить эстетические моменты и размеры, любой легковой прицеп подходит к любому легковому автомобилю. Сцепные устройства также унифицированы. Единственное, на что стоит обратить внимание, — электрический разъём, тут возможны варианты.

Оформление и документы

Приобретая прицеп, не стоит забывать о его обязательном оформлении. Его, как и любое иное транспортное средство, необходимо поставить на учёт в МРЭО. Процедура ничем не отличается от постановки на учёт автомобиля: оплатив госпошлину и предоставив документы, вы получите номера и свидетельство о регистрации.

Физическим лицам при этом не нужно приобретать на прицеп полис ОСАГО, проходить техосмотр и платить транспортный налог. Иными словами, легковой прицеп в частном владении освобождён от всех поборов.

Дополнительные траты

И всё же, дополнительные разовые траты при приобретении легкового прицепа есть. Чтобы присоединить прицеп к автомобилю, нужно сцепное устройство, так называемый фаркоп. Эта простейшая система в виде кронштейна с наконечником-шаром крепится к лонжеронам автомобиля. Естественно, также производится врезка в электрическую систему, дабы запитать светотехнику прицепа.

Процедура установки фаркопа элементарна и не требует больших временных и финансовых затрат. На все процедуры обычно тратится не более 5 000 рублей, не считая стоимости самого прицепного. В среднем это порядка 10 000 рублей.

К издержкам отнесём и траты… времени: при движении по российским дорогам с прицепом максимальная скорость ограничена не 90 км/ч, а 70. На автомагистрали — не 110, а 90 соответственно. Это объясняется исключительно требованиями безопасности. На высоких скоростях прицеп нередко начинает гулять по дороге, притом автопоезд боится колейности и крайне не любит замедлений в поворотах и резких торможений.

Наконец, нелишним будет потратиться на повышение водительских навыков езды на автопоезде. Это действительно важно. К примеру, движение задним ходом на легковушке с одноосным прицепом даже профессиональные водители фур называют весьма сложным упражнением. Его освоение требует длительной практики и немалых усилий.

Стоимость прицепа

Что до цены, на рынке представлены варианты на любой вкус и цвет. Простейшие новые отечественные прицепы можно купить уже за 30–40 тысяч рублей. Бортовики покруче и подороже стоят в районе 50–60 тысяч. Специализированные и двухосные конструкции оцениваются в 100–150 тысяч. А дома на колёсах можно купить по цене от 600 000 и более. Верхняя планка ничем не ограничена, поскольку на заказ можно изготовить изделие а-ля яхта Абрамовича, притом за границей. И всё же лучший вариант — подержанный автодом, который будет стоить в разы дороже нового. Неплохой вариант вполне можно найти тысяч за 200.

Разумеется, как и любому другому транспорту, прицепу нужно будет уделять внимание во время эксплуатации, а значит, проводить время от времени ТО и менять покрышки. Но это сущие копейки в сравнении с тем, сколько выгоды и удобства он сулит своему обладателю.

Электропроводка и светотехника на прицепах

Прицепы для легковых автомобилей

На сегодняшний день, все прицепы выезжающие на дорогу общего пользования, должны быть оснащены в обязательном порядке следующими световыми приборами:

  • указатели поворотов оранжевого цвета;
  • стоп-сигналы красного цвета с каждой стороны;
  • габаритные фонари красного цвета с каждой стороны;
  • подсветка номерного знака;

и катафотами:

  • два задних треугольных красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх
  • два передних круглых световозвращателя белого цвета;
  • два боковых катафота оранжевого цвета.

Также прицепы дополнительно могут быть оснащены:

  • Противотуманными фарами (если не предусмотрены заводом изготовителем, то допускается эксплуатация без них)

Дополнительно к выше изложенным требованиям, если прицеп шире 1,6 м устанавливаются еще и передние габариты белого цвета. Если прицеп превышает длину 6 м, то устанавливается два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.

Авто с прицепом

Питание всех световых приборов осуществляется от бортовой сети автомобиля через стандартную розетку установленную на фаркопе. Более подробно о подключении электропитания прицепа к бортовой сети автомобиля можно узнать из статьи «Подключение фаркопа прицепа на автомобиле»

Полезные советы при покупке фаркопа

  • Можно заказать фаркоп для автомобиля
    через интернет или купить на авторынке, в любом случае следует учитывать особенности своего авто, приобретать относительно соответствия конструкции.
  • Определяемся с частотой использования, если вам нужен прицеп на постоянной основе, вы не будете его снимать/ставить, можно выбрать несъёмный вариант. Цена на такие фаркопы дешевле.
  • При редком использовании прицепа, лучше выбрать модель с быстросъёмным механизмом. Это позволяет производить моментальный монтаж, а хранить в сухих условиях.
  • При выборе фаркопа прислушивайтесь к советам продавца. Если покупка осуществляется через интернет, изучайте характеристики, уточняйте информацию у консультанта.
  • Проверяйте документы и сертификаты, которые гарантируют качество и принадлежность товара.
  • Правильно выбирайте вес прицепа, 3,5 тонны для легковых авто много, а вот для микроавтобуса идеально.

Рекомендации при выборе прицепа

До приобретения прицепа для легкового автомобиля следует уделить внимание следующим факторам:

  • Максимальна разрешенная масса буксируемого прицепа, не должна быть более разрешенной к буксировке вашим автомобилем;
  • Одинаковый типоразмер дисков и типоразмер шин прицепа и автомобиля позволит применить ваше запасное колесо для прицепа и не возить с собой два запасных колеса;
  • Обратите внимание на подвеску. Более мягкая, но не столь грузоподьемная пружинная (торсионная) подвеска позволит более бережно перевозить ваши грузы, особенно это актуально будет на бездорожье;
  • Уделите внимание вспомогательным системам (наличие тормозных систем, подставки под дышло, фиксаторов бортов, тента от непогоды) все это в последствии сэкономит вам время и нервы;
  • В конце концов, поинтересуйтесь ремонтопригодностью прицепа, наличием запасных деталей для него на рынке, чтобы однажды не стать владельцем недвижимости или полуфабрика с кустарно изготовленными узлами

Как правильно выбрать фаркоп

Чтобы правильно выбрать фаркоп, то к этому процессу, нужно подойти максимально серьезно. Фаркоп должен быть прочным и качественным настолько, насколько это возможно. Также фаркоп должен подходить именно к вашему автомобилю. Если купить первый попавшийся, не вникая, можно заплатить намного дороже. Ведь если прицеп оторвётся прямо на дороге, на скорости, он способен причинить много вреда.

Чтобы выбрать фаркоп, нужно знать, в первую очередь, вес прицепа, максимальную массу груза, который вы собираетесь в нём возить и примерно представлять, как часто вы собираетесь это делать. Выбирая приценое устройство важно выяснить, на какую вертикальную и горизонтальную нагрузку он рассчитан. Эти данные должны быть указаны в характеристиках устройства.

Фаркопы имею свои классы, по которым можно определить, какой груз они способны тянуть. Их всего пять. И чем больше цифра, тем на более крупном автомобиле их можно использовать, перевозя тяжёлые грузы.

Например, фаркоп первого класса может устанавливаться на небольшие и среднеразмерные автомобили и везти прицеп весом до тонны.

Фаркоп третьего класса способен тянут прицеп с грузом, которые весят до 2,5 тонн. Устанавливаться такое устройство может на внедорожники, кроссоверы, универсалы.

Фаркопы пятого класса подойдут для больших рамных внедорожников или микроавтобусов. Они позволяют пользоваться прицепом, который загружен весом в 6 тонн.

Тягово-сцепные механизмы, за способом крепления крюка к платформе, можно поделить на три типа:

  • с несъемным крюком,
  • с условно-съёмным
  • и с полностью съёмным.

Первый тип фаркопа достаточно дешёвый и надежный, так как крюк у него приварен к платформе. Минус в том, что его придётся всюду и всегда возить с собой.

Крюк условно-съёмного фаркопа, обычно, фиксируется к платформе несколькими болтами. Цена его выше, но, при необходимости, крюк за несколько минут можно демонтировать и положить в тёплое и сухое место, до следующей поездки.

Третий тип, ещё называемый фланцевым, самый дорогой, но и самый удобный. Крюк крепится к платформе с помощью специального механизма, что позволяет отсоединить его за несколько секунд.

Также нужно обратить внимание на тип шара фаркопа, способа его соединения с крюком и допустимой нагрузкой. Следует заметить, что шар на всех устройствах имеет одинаковый диаметр — 50 мм, что позволяет использовать его с разными прицепами.

Но сами шары отличаются друг от друга и также делятся на виды: условно-съёмные, кованные и сварные. Каждый вид имеет несколько своих подвидов, с пометками: A, H, E, F, G. Они означают определённый тип крепления и допустимую нагрузку.

Как правильно загрузить прицеп

Центр массы груза должен приходиться на ось прицепа, именно в этом случае нагрузка на сцепное устройство будет минимальна. Кроме этого вы исключите влияние груза на заднюю подвеску и кузов автомобиля, избавив их от излишней нагрузки — подъемной или прижимной силы.
Это позволит продлить эксплуатационный период прицепа и фаркопа, а также не повлияет на управляемость автомобиля из за изменения нагрузки на заднюю ось. При этом груз должен быть хорошо закреплен, для исключения возможности его смещения или тем более потери.

Предельно допустимая постоянная нагрузка на шар составляет от 30 до 90 кг, большее отклонение может быть только кратковременным (явление удара на неровностях дороги). В любом случае управляя прицепом соблюдайте скорость не более 70 км/ч по трассе, думайте о повышенной инерции, и о изменении габаритов. Более подробно о управлении прицепа вы можете узнать из статьи «Управление легковым автомобилем с прицепом»

Что такое вертикальная нагрузка?

Вертикальная нагрузка на шар – это максимально допустимый вес, который дышло прицепа может передавать на шар сверху.

Пожалуйста, обратитесь к документации вашего транспортного средства для определения этого максимального усилия (вес в кг). Пожалуйста, обратитесь к табличке данных вашего прицепного устройства для определения допустимой максимальной вертикальной нагрузки.

Не превышайте вертикальную нагрузку, указанную заводом-изготовителем транспортного средства. Во избежание неблагоприятного воздействия следует также избегать вертикальной нагрузки ниже указанного минимума. Весы могут использоваться в качестве вспомогательного средства для определения вертикальной нагрузки до крепления прицепа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: