С июля зарегистрировать ГБО будет сложнее


Газ или бензин, или Зачем нужно ГБО?

Но есть и другая сторона медали — взрывы газовых баллонов, отравления парами, которые магистрали пропускают в салоне. Подобные заголовки периодически мелькают в новостях, достоверность их никто не проверяет, а вопросы только множатся. Разрешите мне ответить хотя бы на некоторые из них…

Начнем с безопасности, потому что этот вопрос поднимается и муссируется чаще всего. Владельцы автомобилей бояться устанавливать ГБО по одной причине — а вдруг рванет? Но у каждого опасения есть свои основания. В нашем случае это — качественное оборудование и правильная установка.

Фото: Елена Никитенко

Сейчас уже несколько лет в ходу шестое поколение ГБО, вроде как самое совершенное. Оно впрыскивает газ в жидком состоянии, допускает пуск мотора в холода и хорошо интегрировано с основной топливной системой (отсюда — быстрота переключения между ними и так далее). Но если оно будет установлено неверно, то все его совершенство пойдет прахом. Да и на дешевизну установки «покупаться» также не стоит. Конечно, вы только что вложили круглую сумму в самое оборудование и теперь хочется хотя бы немного сэкономить на установке… Но тут есть большой шанс, что вам, скорее всего, установят не то, не так и не туда. А ведь от качества тех же запчастей, шлангов, трубок и прочего «навесного» безопасность зависит напрямую. Равно как и от того, из каких материалов все эти запчасти выполнены.

Что я хочу сказать? Всего лишь то, что шланг, приобретенный на соседнем рынке, будет стоить гораздо дешевле специализированного, да и работать будет не хуже… первые пару месяцев. Потом — запах газа из-под капота, визиты к установщикам или на другой сервис и прочие «радости экономиста». И ведь проблему даже найдут не сразу: утечек нет, все в норме. А все дело в шланге — он создан из некачественных материалов и просто-напросто пропитался газом и теперь воняет.

Фото: Елена Никитенко

Конечно же, многое зависит и от баллонов. Сейчас на рынке их — два вида: терраидальный (круглый, вместо запасного колеса) и цилиндрический (чаще всего в багажнике). Здесь работает та же схема: чем дороже, тем лучше (что, собственно, очень логично в этом случае). У дорогого баллона стенки толще, швы качественнее, сам он отличается завидным запасом прочности (такие баллоны легко выдерживают сильные удары, например, при ДТП и не деформируются). Дорогой баллон проходит обязательную сертификацию 4 раза в год и даже имеет регламент по сроку годности.

Кроме того, у каждого хорошего баллона есть и защита от взрыва или утечки газа — мультиклапан.

«По сути, это — основа безопасности всего ГБО. У мультиклапана есть несколько степеней защиты, задача каждой из которых — общая безопасность. Так, у мультиклапана есть пожарный клапан (стравливает газ и сбрасывает давление при нагреве), клапан аварийного сброса (вытравливает газ, нормализуя давление), электроклапан (прекращает подачу газа в экстренной ситуации) и скоростной клапан (срабатывает в случае обрыва магистралей)», — рассказывает Леонид Строганов, начальник тех. цеха компании-установщика ГБО.

Итак, с безопасностью разобрались. Схема «дороже — лучше» отлично работает, если вы ставите ГБО на сертифицированном СТО, имеете на него гарантию, соответствующий сервис и прочие блага. Если же нет, то цена может и не иметь значения, но на что обращать внимание, я уже рассказала выше.

Теперь — об экономии. Все, безусловно, слышали утверждение, что установка ГБО за 40 000-60 000 рублей (а именно столько стоит дорогое оборудование) окупится практически моментально. Есть только одно «но»: если пробег вашей машины в день от 200 км, то есть по сути режим такси. При таком раскладе ГБО даже на «Нексии» окупится очень быстро — месяца за три. Если же ваш средний пробег в год — около 10 000 км, многого вы не сэкономите да и не окупите. Есть, над чем подумать…

Фото: Елена Никитенко

И еще один момент: наш автопарк уже давно стар, показатели токсичности у большинства машин оставляют желать лучшего. Поэтому для многих переход на газ еще и решает проблему токсичности выхлопа, ведь он экологичнее бензина, полностью сгорает в цилиндре и не образовывает нагар.

Выводы из всего вышесказанного можно сделать следующие: не все хорошо, что дешево; баллоны ГБО взрываются не каждый день (посмотрите хотя бы краш-тесты на YouTube); пробег машины и окупаемость — в прямой зависимости, как и оборудование и безопасность. Подкупает, конечно, цена. В бою «22-24 руб. за литр газа и 42-45 руб. за литр Аи-92» выигрывает, безусловно, газ. А вот ставить ГБО на свой автомобиль или нет — решать только вам.

Плюсы ГБО:

Экологичность. У газа в разы меньше примесей и его продукты сгорания более щадят окружающую среду.

Экономичность. При одинаковом с бензином расходе, цена на газ ниже.

Интервал между заменой моторного масла. А все потому, что масло разжижается и темнее намного медленнее.

Минусы ГБО:

Снижение мощности двигателя. Этот момент особенно ощутим на малолитражных моторах из-за того, что газ горит дольше и хуже, чем бензин. На новых системах ГБО эту проблему почти решили, но все равно не до конца.

Прогарание клапанов. Опять же из-за медленного сгорания газа и более высокой температуры его горения образуется высокая нагрузка на впускной коллектор. Следовательно, греются клапаны с последующим прогаром. Можно «лечить» увеличением теплового зазора, но для этого нужно везти автомобиль к мотористам или самому разбираться в моторах.

Взрыв. Давление в баллоне с метаном — около 200-250 атмосфер. При неверной установке или эксплуатации взрыв может получиться большим и опасным. Давление в баллоне с пропаном — около 10-15 атмосфер.

Переоформление автомобиля. При установке ГБО необходимо внести изменения в конструкцию ТС и соответствующие отметки в ПТС. Поверку тоже нужно проходить, один раз в 2 года. И не бесплатно.

Уменьшение пространства в багажнике. Баллон в багажном отделение сразу же съедает половину всей полезной площади. Имейте это в виду, если часто используете багажник по прямому назначению и набиваете его доверху.

Утечка газа. Дышать такими парами вредно, но если у вас стоит качественное оборудование, то такой риск минимален.

Эволюция ГБО. Краткая справка

Если хорошо разобраться, то становится ясно, что поколений ГБО существует всего три, а между ними выходили гибридные версии, которые маркетологи успели также окрестить поколениями.

Основные различия между всеми поколениями ГБО состоят в системе питания авто. Даже те, кто ничего не смыслит в конструкции авто, понимают, что стандартное заводское питание – бензин. При установке газобалонного варианта система меняется, улучшается и дополняется.

За последнее время серьезно был модифицирован двигатель внутреннего сгорания, который есть в любой машине. Вместе с ним меняются и системы питания, и принципы того, как подается топливо в цилиндры. Конечно, вместе с этим эволюционирует и система подачи газа. Каждый новый такой виток потребителям подается, как ГБО последнего поколения.

Чем же особенная каждая из версий, и как определить, ГБО какого поколения лучше, разберемся, основываясь на подробном описании каждого из них.

ГБО 1 поколения

ГБО 1 поколения называют первой ласточкой, с которой все и зародилось. Для него, в качестве топлива, используется смесь газов пропана и бутана, иногда еще метан. (Что лучше для ГБО — метан или пропан бутан, вы можете прочитать по ссылке).Для таких систем характерно иметь отдельный газовый баллон, который монтируется в багажник машины или под задними сиденьями в салоне. Для передвижения его заправляют газом, который потом, через запорную арматуру, поступает в испаритель, который обязательно должен быть надежно подключен к системе охлаждения.

Далее, уже в испарителе, газ прогревается и превращается в пар. Далее газ попадает в редуктор ГБО 1 поколения, который, в зависимости от давления во впускном коллекторе, дозирует количество, которое пойдет на впрыск.

В первом поколении очень часто применялись разные блоки для испарителя и редуктора. И только несколько лет спустя появились устройства, которые соединяли в одном корпусе обе эти комплектующие.

Редуктор ГБО 1 поколения Ловато имел в строении вакуумный клапан, который открывался только при условии, что во впускном коллекторе образовался вакуум. Именно потому первые газовые установки и назывались вакуумными.

Следующий шаг в ГБО 1 поколения – через карбюратор, или обычный смеситель, газовая смесь попадала в коллектор. Сразу стоит сказать, что такую конструкцию нельзя назвать хорошей. Газ должен был преодолеть достаточно большую дистанцию, прежде чем добирался к двигателю. А это, в свою очередь, приносило множество дополнительных проблем, утечек и поломок.

Вам будет интересно >> Чем отличается гбо 2 поколения от 4

Основной проблемой первого поколения можно назвать сложный запуск, особенно при холодном двигателе, что доставляло много дискомфорта водителям. В поисках выхода люди даже устанавливали специальный «подсос», с помощью которого газ можно было открывать напрямую, полностью отключив стандартное топливо.

Регулировка ГБО Ловато 1 поколения была достаточно сложной, и ставился газ только на карбюраторные моторы. После нескольких лет использования системы начинали терять герметичность, при зажигании были слышны громкие хлопки, и даже взрывы. К тому же возможность настройки ГБО 1 поколения своими руками было практически невозможно. Не удивительно, что механики совсем скоро взялись за разработку улучшенной версии, которая получила название второго этапа развития.

ГБО 1 поколения

ГБО 2 поколения

Вторая генерация ГБО не очень отличалась от своего предшественника, и была лишь модернизированной версией. Единственное, что изменилось – вакуумный клапан был заменен на более надежный – электромагнитный.

Такой простой факт в то время спровоцировал бурю эмоций, и сделал такую замену просто прорывом года. С помощью инновации стало возможным выбирать, на каком топливе ехать, не покидая салона автомобиля. Для этого была предназначена дополнительная кнопка, с помощью которой и делался выбор.

Еще одно значимое достижение второго этапа системы – холодный старт, который был практически невозможен в предыдущем поколении. Новый электромагнитный клапан пускал немного газа в систему еще до того, как начинал работать мотор. Как результат – на газу стало удобно ездить круглый год.

Существенной разницей можно назвать то, что появилась возможность использовать систему еще и на инжекторном двигателе: это был либо моновпрыск, либо начальное явление распределенного впрыска.

ГБО 3 поколения

Но нет предела совершенству. Не смотря на то, что второе поколение уже шагнуло далеко вперед, разработчики не прекращали усердно трудиться над улучшением системы, а потому, спустя некоторое время, появился третий вариант ГБО.

Новшеством его считалась автоматическая коррекция подачи количества газа в двигатель. Специальный контролер считывал цифры на датчике кислорода, и на основании этих данных рассчитывал, какое количество газа нужно будет дать для движения машины.

Подача газа осуществлялась с помощью маленького моторчика, который отлично справлялся с этой функцией.

На редукторе появился датчик, определяющий температуру. Именно он не давал использовать газ до тех пор, пока редуктор не наберет нужную температуру. Данные об этом были автоматически вписаны в контроллер.

Вам будет интересно >> Гбо 2 поколения

ГБО 3 этапа разработки использовался исключительно для инжекторов, а следующие поколения уже были предназначены для карбюраторных моторов.

Комплект ГБО 3 поколения

ГБО 4 поколения

ГБО 4 поколения, конечно, стала еще более продвинутой, чем предыдущие модели. Ее прорывом стал распределенный впрыск смеси газов в цилиндр. В редукторе, как и в системе, всегда есть постоянное давление газа, и с него сняли обязанности спрыска топлива во впускной коллектор.

Новшеством модели являются газовые форсунки, каждая из которых предназначена для одного цилиндра. Именно они забирают лишнее давление от редуктора, облегчая его работу.

Далее, на каждую отдельную форсунку подходит шлейф от контролера, который и регулирует впрыск газа в нужный момент.

В версиях для метанового газа были немного усилены редуктор и бак для газа, для того, чтоб они могли выдерживать большее давление, чем до этого. В остальном принципиальных отличий не было обнаружено.

комплект ГБО 4 поколения

ГБО 5 поколения

В предыдущий вариантах ГБО у водителя был выбор – использовать метан или смесь пропана и бутана. В этом поколении использоваться может исключительно последний вариант. Да и вообще сама система и ее работа претерпели огромные изменения. Главное из них – газ больше не используется в виде пара, что создавало огромное дополнительное давление. Теперь он жидкий, а потому и объемы конструкции значительно уменьшились.

В баллон с топливом просто помещается насос, который очень похож на своего бензинового брата. Именно он постоянно нагнетает нужное давление во всей системе. Благодаря этим опциям, можно с уверенностью сказать, что такая конструкция считается самой новой и успешной. Отдельно хочется выделить несколько положительных сторон:

  1. Простой запуск на смеси газа, больше не нужно использовать бензин.
  2. Полностью отсутствует редуктор.
  3. Нет взаимодействия с охладительной системой мотора транспортного средства.
  4. Значительно снизился показатель расхода газа, теперь он практически приравнялся к бензину.
  5. Практически полностью отсутствуют шланги, их заместили трубки высокого давления.
  6. На газу значительно усилилась мощность.

Конечно, есть и несколько минусов, к которым относят высокую стоимость при покупке и обслуживании. Это происходит, поскольку последнее поколение ГБО производится всего несколькими компаниями, которые практически не имеют конкуренции. Как только системы начнут производиться массово, цена на них снизится в несколько раз.

Схема подключения

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: