Заправка автомобиля метаном в домашних условиях


Наличие в автомобиле газового оборудования

ГБО на Ниве

Стоит отметить, что в последнее время сменить тип потребляемого автомобилем топлива желает практически каждый пятый владелец движимого имущества. В числе желающих перевести свою машину на газ находятся те, кто реально оценивает расходы, идущие на эксплуатацию машины. Правда, прежде, чем решиться на установку ГБО, следует учесть целый ряд важных элементов, которые состоят не только из достоинств оборудования, но и из его весомых недостатков. Желательно проконсультироваться со специалистами по поводу установки газового оснащения на определённую марку машины, профессионал сможет дать полезные рекомендации, которые будут зависеть не только от особенностей транспортного средства, но и от стиля езды владельца.

Заправка автомобиля газом на сегодняшний день является самой бюджетной, несмотря на то, что всего несколько лет назад преимущественно автовладельцы останавливали свой выбор на дизельном топливе, так как именно оно было самым доступным. В то время было популярно покупать автомобили с дизельной системой сгорания, некоторые даже решались на переоборудование. Однако теперь дизельное топливо сильно выросло в цене и перестало считаться экономичным вариантом заправки машины.

В 2020 году заправка автомобиля газом по сравнению с наполнением бака бензином обойдётся практически в 2 раза дешевле (речь идёт про пропан). Несмотря на то что подобный отказ от других видов топлива в сторону газа внешне выглядит нереально привлекательным, установить соответствующее оборудование можно далеко не на каждое авто, что связано с применением в современных машинах слишком большого числа электроники и иных новомодных технических устройств.

Несмотря на кажущуюся «манну небесную», которая снизойдёт на всех, кто переоборудует своё авто, заправка автомобиля газом имеет множество недостатков, что связаны с эксплуатацией транспортного средства, оснащённого ГБО. Естественно, «заливая» в машину газ, автовладелец может значительно сэкономить денежные средства, улучшить экологическое состояние окружающей природы и максимально продлить жизнь системе сгорания.

Газовый баллон в багажнике автомобиля

Газомоторное топливо ГМТ

ИА Neftegaz.RU

. Природный газ является наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить нефтепродукты.
Он имеет ряд преимуществ по сравнению с нефтью и продуктами ее переработки. Главным таким преимуществом является высокая экологичность. Использование газомоторного топлива (ГМТ) — это одно из немногих экологичных решений, которое окупается прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на ГСМ. Главным образом это происходит за счет разницы цен на бензин и газ. Преимущества:

  • стоимость ГМТ ниже в среднем на 50% стоимости бензина марки Аи-92.
  • перевод транспортных средств на ГМТ выгоден за счет сокращения затрат на автомобильное топливо как для коммерческих и государственных предприятий, у которых снижаются издержки на содержание автопарков, так и для граждан, которые могут экономить на бензине.
  • при переводе транспортных единиц государственного автопарка на альтернативные виды топлива в госбюджете останутся неизрасходованными миллиарды рублей.
  • использование ГМТ увеличивает срок эксплуатации транспортных средств и удешевляет их техническое обслуживание.
  • имеет лучшие антидетонационные характеристики (октановое число газомоторного топлива достигает 100-105 единиц), обеспечивает легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси.
  • газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает «мягче».
  • при переходе с жидкого топлива на газомоторное увеличивается срок службы двигателя до капремонта, срок замены масла, реже требуется замена свечей зажигания, суммарная токсичность выбросов в 2-5 раз меньше. Ресурс двигателя увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с бензиновым.

К ГМТ относится : — природный газ (метан) в компримированном (сжатом)виде, — сжиженный нефтяной газ, — сжиженные углеводородные газы (пропанбутановые смеси).

России применяется, в основном, компримированный природный газ (КПГ) — это метан, сжатый под давлением 200-220 атм и сжиженный углеводородный газ (СУГ) — получаемый из попутного нефтяного газа (ПНГ).

Для заправки автотранспорта используются 2 вида газовых заправок: — для КПГ — это автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), — для СУГ и СПГ — автомобильные газозаправочные станции (АГЗС). Работать с СУГ проще, потому что он легко сжижается при обычной температуре и давлении в 10 -15 атм, для перевозки используется стальной баллон с толщиной до 5 мм. Сжатие метана до состояния КПГ осуществляется при давлении 200 -250 атм, поэтому требования по технике безопасности у КПГ гораздо выше.

Мировой рынок газобаллонных автомобилей стремительно развивается.

Число транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, превысило 13 млн ед.

Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 г 50 млн ед, а к 2030 г — более 100 млн ед.

По состоянию на конец 2010 г в мире действовало более 18 тыс АГНКС; спрос на КПГ за 2010 г. вырос на 20%.

Такое бурное развитие этого направления вполне объяснимо — в настоящее время из всего массово используемого моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта.

Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в 5 раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие — в 2 раза.

В России использование природного газа в качестве моторного топлива является одним из приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса.

Газпром, являясь лидером газомоторного рынка России, активно работает над развитием в стране газомоторного сегмента автотранспорта. Газпром сотрудничает с поставщиками газозаправочного оборудования, с органами государственного и муниципального управления, экономическими и научными центрами, международными организациями и зарубежными партнерами, создает новые объекты инфраструктуры в разных регионах страны.

В настоящее время российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается более чем в 86 тыс единиц.

Спрос на КПГ в 2010 г составил 345 млн м3.

Начиная с 1990х гг появляются различные проекты использования СПГ в качестве ГМТ на водном, железнодорожном и даже автомобильном транспорте, чаще всего с использованием переоборудованых газодизельных двигателей.

В России налаживается серийный выпуск тепловоза ТЭМ19-001 работающего на СПГ.

В США и Европе появляются проекты по переводу грузового автомобильного транспорта на СПГ.

И даже существует проект разработки ракетного двигателя который будет использовать в качестве топлива СПГ + жидкий кислород.

Одной из основных задач, связанных с развитием рынка СПГ для транспортного сектора является увеличение числа автомобилей и судов, использующих СПГ в качестве топлива.

Главные технические вопросы в данной области связаны с разработкой и совершенствованием различных типов двигателей, работающих на СПГ.

Судовые двигатели на СПГ.

Можно выделить 3 технологии СПГ-двигателей:

— двигатель с искровым зажиганием на обедненной топливно воздушной смеси;

— 2-топливный двигатель с запальным дизельным топливом и рабочим газом низкого давления;

— 2-топливный двигатель с запальным дизельным топливом и рабочим газом высокого давления.

Двигатели с искровым зажиганием работают только на природном газе, в то время как 2-топливные дизельно-газовые двигатели могут работать на дизельном топливе, СПГ и мазуте.

На сегодняшний день можно выделить 3 основных производителя на данном рынке: Wärtsila, Rolls-Royce и Mitsubishi Heavy Industries.

Во многих случаях существующие дизельные двигатели могут быть преобразованы в 2-топливные дизельно-газовые двигатели.

Подобное преобразование существующих двигателей может быть экономически целесообразным решением перевода морских судов на СПГ.

Автомобильные двигатели для СПГ,

Американская Cummins Westport разработала линейку СПГ-двигателей, предназначенных для тяжелых грузовиков.

Volvo запустила производство нового 13-литрового двухтопливного двигателя, работающего на дизельном топливе и СПГ.

Компактный СПГ — двигатель с воспламенением от сжатия (Compact Compression Ignition (CCI) Engine) со значительно более высоким значением теплового КПД, чем у существующих аналогов, разработан .

Тепловой КПД Motiv Engines может достигать 50%, в то время как тепловой КПД традиционных газовых двигателей составляет около 27%.

Многие дизельные двигатели грузовых автомобилей могут быть преобразованы в двухтопливные дизельно-СПГ двигатели.

Домашняя газозаправочная станция

Одним из самых распространённых вопросов о газозаправочных станциях — это для чего они нужны? Все очень просто. Ежегодно на рынке появляется все больше и больше транспортных средств, оборудованных под метан. Это связано со стоимостью бензина, которая постоянно увеличивается, а заправляться метаном во много раз дешевле.
Транспортные средства на метане заправляются только на специальных заправочных станциях — АГНКС.

Домашняя заправочная станция (КВД ГС) — это такая же станция с разницей лишь в том, что она устанавливается у вас дома. Стоимость метана на домашней газозаправочной станции в два раза дешевле, чем со стационарной заправки АГНКС. Если вы часто ездите, то домашняя газозаправочная станция окупится у вас примерно за год.

Компрессорная газозаправочная станция подключается прямо к газопроводу, от которого питается кухонная плита. Дополнительное оборудования для подключения станции не нужно. Газовая станция работает с метаном и природным газом, на работу с пропаном она не рассчитана. Скорость заправки газом автомобиля, зависит от мощности компрессора. Компрессор рассчитан на длительную работу без перерыва. Согласно инструкции он может работать 8 часов с перерывом на 1 час. Обслуживание компрессора неприхотливое. Необходимо через первые 50 часов поменять масло и далее, каждые 350 часов работы, либо раз в год, менять масло и масляные фильтра. Так же при заполнении масла, необходимо проверять его уровень и еатяжение ремня. Каждый год следует проверять на целостность такие запчасти, как предохранительный клапан, ремень, шланги, фитинги.

Phill домашняя газовая заправка

(Цену в рублях нужно пересчитывать в зависимости от курса евро. Звоните, уточняйте актуальную стоимость.)

Описание домашней газовой заправки Phill (Италия) производителя Fuel Мaker

Будущее начинается дома с Phill (Филл), домашние метановые заправки для автомобилей. Phill может быть легко установлен в доме, просто подсоединив устройство к сети питания 220В и внутреннему газопроводу низкого давления. Вы платите только за газ и электричество по Вашему тарифу!

Монтаж и установку газовых компрессоров могут производить организации (или ИП), которые имеют свидетельство о допуске СРО для работ по устройству наружных сетей газоснабжения, при этом их специалисты должны иметь соответствующий допуск на работу с газоопасным оборудованием!

К сожалению, в России (в отличие от всего остального цивилизованного мира) подключение компрессорного метанового оборудования непосредственно в частном доме запрещено. Точнее, у нас нет определенного закона, который регламентировал бы этот вопрос, кроме норм пожарной безопасности НПБ111-98. Согласно этим нормам оборудование с наличием сжатого природного газа необходимо устанавливать на расстоянии, как минимум, 35 метров от жилых и общественных зданий.

Мини заправка метаном подключается к бытовой газовой сети с диапазоном давлений от 0,017 до 0,035 бар аналогично другим газовым приборам: плита, котёл, АГВ, водогрейная колонка. Компрессоры для природного газа должны быть установлены только на открытом воздухе вдали от окон и защищены от непогоды. Запрещается устанавливать компрессоры в закрытых помещениях, во избежание опасности взрыва в здании.

Характеристики газовой заправки Phill (Италия)

  • Размеры: 762 х 356 х 330 мм;
  • Вес: 43 кг;
  • Рабочая температура: от – 40°C до +45°C;
  • Выходное давление: 200 мПа;
  • Входное давление:;
  • минимальное 1,7 кПа;
  • максимальное 3,5 кПа;
  • Напряжение: 220 Вольт;
  • Потребляемая мощность: 0,8 кВт;
  • Производительность: 1,5 м3/час;
  • Уровень шума: 40 дБ на расстоянии 5 м.

Преимущества газовой заправки Phill (Италия)

  • Оплата за газ и электричество по действующим тарифам (по домашним счетчикам);
  • Низкое потребление электричества (около 1,5 рубля на 1 м3 компримированного газа);
  • Низкая стоимость компримированного газа, около 5 рублей за 1 м3 (1 м3 = 1,1 литра бензина);
  • Низкий уровень шума, позволяет использование в ночное время, в жилой застройке;
  • Уникальный компрессор без использования масла позволяет использовать при температуре до – 40°C;
  • Наличие системы автоматической многоступенчатой диагностики;
  • Аварийный датчик утечки газа (внутренний или выносной);
  • Осушитель газа (опция, без осушителя);
  • Простое и быстрое подключение;
  • Экономия составляет 20-25 рублей с литра.

Техническая презентация Сравнительная таблица домашних метановых заправок Российский аналог МКМ-4 с такими же характеристиками, как у FMQ-2.5, а цена примерно как у Phill. Руководство по эксплуатации на модуль компрессорный МКМ-04

Актуальные вопросы эффективного газового автомобильного топлива

Библиографическое описание:

Султанов, И. Р. Актуальные вопросы эффективного газового автомобильного топлива / И. Р. Султанов, Д. А. Аманбаева. — Текст : непосредственный // Современные тенденции технических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Бук, 2020. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/230/11967/ (дата обращения: 14.08.2020).


Одна из главных задач в энергообеспечении нашей цивилизации. Сочетание устойчивого экономического развития с сохранением здоровой среды обитания основано на концепции обязательного снижения вредных выбросов энергообъектов.

Ключевые слова: углеводородного топлива, метан, баллон, октановое число, сжиженный газ, экологическая чистота

В настоящее время использование углеводородного топлива для получения энергии основано преимущественно на его пламенном сжигании в различных устройствах. При пламенном сжигании природного газа основными загрязнителями в продуктах сгорания являются монооксид углерода CO, несгоревшие углеводороды (НУВ) и оксиды азота NOx.

«Газовое автомобильное топливо» включает в себя две совершенно разных по составу смеси: природный газ, в котором до 98 % приходится на метан, и производимый из попутного нефтяного газа пропан-бутан. Кроме безусловной горючести общим для них является ещё и агрегатное состояние при атмосферном давлении и комфортных для жизни температурах. Однако при низких температурах физические свойства этих двух наборов лёгких углеводородов здорово различаются. Из-за этого они требуют совершенно разного оборудования для хранения на борту и подачи в двигатель, да и в эксплуатации автомобили с разными системами газового питания имеют несколько существенных различий. [1]

Иные принципы лежат в основе работы газобаллонного оборудования для машин, потребляющих в качестве топлива природный газ, в обиходе обычно именуемый метаном по своему основному компоненту. Это тот же газ, что подаётся по трубам в городские квартиры. В отличие от нефтяного газа метан (СН4) обладает низкой плотностью (в 1,6 раза легче воздуха), а главное — низкой температурой кипения. Он переходит в жидкое состояние лишь при –164°С. Наличие небольшого процента примесей других углеводородов в природном газе не сильно изменяет свойства чистого метана. А значит, превратить этот газ в жидкость для использования в автомобиле невероятно сложно. В последнее десятилетие активно велись работы по созданию так называемых криогенных баков, позволяющих хранить в автомобиле сжиженный метан при температурах –150°С и ниже и давлении до 6 атмосфер. Были созданы опытные образцы транспорта и заправок под этот вариант топлива. Но пока практического распространения эта технология не получила.

А потому в подавляющем большинстве случаев для использования в качестве моторного топлива метан просто сжимают, доводя давление в баллоне до 200 атмосфер. Как следствие, прочность и соответственно масса такого баллона должны быть заметно выше, чем для пропанового. Да и помещается в одинаковом объёме сжатого газа существенно меньше, чем сжиженного (в пересчёте на моли). А это — уменьшение автономности автомобиля. Другой минус — цена. Существенно больший запас прочности, заложенный в метановое оборудование, оборачивается тем, что цена комплекта на автомобиль оказывается почти в десять раз выше аналогичной по классу пропановой аппаратуры.

В наши дни метановые баллоны бывают разных размеров, из которых в легковом автомобиле можно разместить, объёмом до 100 л.

Для метановых баллонов CNG-3 средний коэффициент совершенства (отношение массы к объему) = 0.65, т. е. баллон объемом 100 литров будет весить примерно 65 кг. [2]

Таблица 1

Объем, л. Вместимость газа, м3 Наружный диаметр, мм Длина, мм Масса, кг Макс. рабочее давление, МПа Пробное давление, МПа
47 11,75 326 860 33,6 20 30
50 12,5 326 900 35,2 20 30
67 16,75 326 1140 44,6 20 30
80 20 326 1360 53,2 20 30
100 25 326 1660 65 20 30

При всём этом у метана есть два существенных преимущества перед нефтяным газом. Во-первых, он ещё дешевле и не привязан к цене на нефть. А во-вторых, метановое оборудование конструктивно застраховано от проблем с зимней эксплуатацией и позволяет при желании вообще обходиться без бензина.

Автомобиль по факту останется двухтопливным. Причина именно в сжиженности газа. А точнее, в том, что в процессе активного испарения газ резко охлаждается. В результате сильно падает температура в баллоне и особенно — в газовом редукторе. Чтобы аппаратура не замерзала, редуктор подогревают, встраивая в него теплообменник, соединённый с системой охлаждения двигателя. Но чтобы эта система начала работать, жидкость в магистрали надо предварительно подогреть. А потому запускать и прогревать мотор при температуре окружающего воздуха ниже 10°С рекомендуется строго на бензине. И лишь затем, с выходом мотора на рабочую температуру, переключаться на газ. Впрочем, современные электронные системы переключают всё сами, без помощи водителя, автоматически контролируя температуру и не допуская замерзания оборудования. Правда, для поддержания корректной работы электроники в этих системах нельзя досуха опустошать бензобак даже в жаркую погоду. Пусковой режим на газу является для подобной аппаратуры аварийным, и на него систему можно переключить лишь принудительно в случае крайней необходимости. [3]

Значение октанового числа углеводородов и различных видов топлива показано в таблице 2. [4]

Таблица 2

Вещество ОЧМ ОЧИ
Метан 110,0 107,5
Пропан 100,0 105,7
Бензин Н-80 76 84
Бензин АИ-92 83,5 92
Бензин АИ-95 85,0 95

Исследовательское октановое число (ОЧИ) (англ. Research Octane Number — RON) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, температуре всасываемого воздуха 52°C и угле опережения зажигания 13°. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.

Моторное октановое число (ОЧМ) (англ. Motor Octane Number — MON) определяется также на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин, температуре всасываемой смеси 149°C и переменном угле опережения зажигания. ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Оказывает влияние на высокую скорость и детонацию при частичном дроссельном ускорении и работе двигателя под нагрузкой, движении в гору и т. д.

Отсюда следует по значениям таблицы октановое число метана выше остальных иприменения синтетических реагентов для повышения октановое число не следует

Расход топлива транспортного средства в стандартных условиях

На расход топлива в нашем случае метан, влияют следующие факторы: техническое состояние автомобиля — пока двигатель проходит обкатку он потребляет больше топлива, затем уровень расхода снижается до нормы, указанной в инструкции, а по мере износа опять повышается; стиль езды — это индивидуальное значение для каждого отдельно взятого человека; погодные условия — зимой двигатель потребляет больше топлива, летом — меньше; использование дополнительных потребителей энергии; аэродинамика — при открытых окнах аэродинамические свойства снижаются, возрастает сопротивление воздуха, соответственно и бензина нужно больше; аэродинамические свойства можно улучшить за счет установки спойлеров, обтекаемых элементов.

Исследовании автомобилей произведенных в Узбекистане

Ravon Nexia R3,1.5 л (107 л.с.), на

280–300 км — баллон 100 литр с сжатым газом 20 МПа (201 кгс/см2)

Модель Chevrolet Lacetti с объемом двигателя 1.8 литра

250–280 км — баллон 100 литр с сжатым газом 20 Мпа (201 кгс/см2)

Nexia I, II, III с объемом двигателя 1.6 литра 109 л.с.

260–275 км — баллон 100 литр с сжатым газом 20 Мпа (201 кгс/см2)

Ravon Nexia R3 1.5 AT Optimum1.5 л (107 л.с.)

280–300 км — баллон 100 литр с сжатым газом 20 Мпа (201 кгс/см2)

При этом химический состав рабочего газа (в % по объему): [4]

Таблица 3

CH4 C2H6 C3H8 C4H10 C5H12 CO2 N2 H2O Сумма
97,0 % 0,5 % 0,3 % 0,1 % 0,2 % 0,1 % 0,8 % 1,0 % 100,0 %

Рис. 1. Расход топлива транспортного средства в стандартных условиях. [5]

Экологическая чистота. Экологическая чистота газообразного топлива по сравнению с тяжелыми нефтяными топливами очевидна.

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О

метан + кислород = углекислый газ + вода

Это прежде всего отсутствующие загрязнения при транспортировке и разгрузке, а также существенно меньше выбросы вредных веществ при сжигании в качестве топлива в котельных. При сжигании СУГ лишь на 10–15 % выше процентное содержание СО в выбросах, чем при сжигании самого чистого топлива — природного газа и минимальное количество сероводорода, этого нельзя сказать о сжигаемых тяжелых нефтяных топливах.

Для обеспечения качественного горения газа необходимо в достаточном количестве подвести воздух в зону горения и добиться хорошего перемешивания газа с воздухом. Оптимальным считается соотношение 1: 10. То есть на одну часть газа приходится десять частей воздуха.

Литература:

1. Ахметов A., Иванов В. Н., Ерохов В. И. Экономическая эффективность и эксплуатационные качества газобаллонных автомобилей. Т. Узбекистан, 1984. 191 с.

2. «Метановые баллоны CNG-2 DIGITRONIC Light»

3. Гулиа Н. В. Инерционные аккумуляторы энергии. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973. — С. 112–118. — 240 с.; УДК 621.8.032.2–562.

4. Гуреев А. А., Жоров Ю. М., Смидович Е. В. Производство высокооктановых бензинов. — М.: Химия, 1981. — 224 с. — 2670 экз

5. Газобалонные автомобили. Е. Е. Ерохов., Б. Д. Колубаев., В. И. Ерохов и др. М., Машиностроение, 1989.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: природный газ, сжатый газ, баллон, метан, температура, экологическая чистота, коленчатый вал, метановое оборудование, нефтяной газ, одноцилиндровая установка.

Природный газ как моторное топливо: тенденции и перспективы («РИА-Новости»)

Недавно автолюбители столкнулись с неприятной особенностью бензина: дорожать по причинам, недоступным пониманию. Многие в такой ситуации начали искать альтернативу дорожающим нефтепродуктам и наиболее эффективная из всех – природный газ. У России огромный опыт в деле перевода на газ транспорта: еще в тридцатые годы прошлого столетия в стране появились первые грузовики с газобаллонным оборудованием (ГБО) «ЗИС-30» и «ГАЗ-44». «ЗИС-тридцатый» мог эксплуатироваться на метане и светильном газе.

На сегодняшний день природный газ (метан) является наиболее экономичным, экологичным и безопасным моторным топливом. Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ), например, намного легче воздуха и в случае утечки улетучивается. При этом среднее октановое число природного газа на 10 пунктов выше бензина марки «95», при лучших показателях сохранности двигателя.

Метан демонстрирует отменные качества и в форсированном режиме, иначе газовый спортивный грузовик команды «КАМАЗ-мастер» просто никогда не занял бы второе место на ралли Africa Eco Race. «КАМАЗы» в газовом исполнении, кстати, уже можно купить и для бизнеса. Они примерно на 10% дороже дизельных, однако субсидии позволили этот фактор нивелировать. Например, стоимость модели «КАМАЗ-65116», работающего на метане, на 100 тысяч рублей дешевле аналогичного «дизеля».

Автомобилисты выбирают газомоторное

Расчеты (их можно без труда найти в любых блогах автолюбителей) в один голос свидетельствуют: переходить на газ стоит при пробеге авто в год не менее 30 тысяч километров. ГБО в этом случае окупается относительно быстро. И вот уже в пробках и в зимний холод сердце водителя не так сильно щемит от осознания того, сколько денег «сгорает» при простое и прогреве.

Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), рассказал, что по оценкам отдела технической эксплуатации ВОА, при расходовании средств на топливо более 5 тыс. руб. в месяц, владельцы начинают рассматривать переход на газ. По мнению Солдунова, показателем успешного внедрения газомоторного топлива в стране станет наличие газового оборудования у большинства малотоннажных коммерческих грузовиков отечественного производства.

Логичным выходом из такой ситуации стало бы массовое производство автомобилей с заводским газобаллонным метановым оборудованием. Из отечественных производителей эту технологию освоили «КАМАЗ», «Группа ГАЗ», из легковых автомобилей на рынке представлены «АВТОВАЗ», «УАЗ». Есть свои газовые модели и у иностранных брендов — «Фольксваген», «Хонда» и «БМВ», недавно о создании седана бизнес класса на метане объявил «Форд».

По мнению специалистов , для стремительного развития рынка ГМТ в России требуется создание широкой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), синхронизированное с ростом количества газомоторного транспорта (порядка 30 тыс. единиц техники ежегодно). Ключевыми рычагами являются субсидии, преференции, закупка новой техники и переоборудование старой.

Меры господдержки: ориентиры и достижения

Всерьез к задаче массовой газификации транспорта Россия вернулась в 2013 г. В мае того года было принято основополагающее Распоряжение Правительства РФ за № 767-р. Его полное название «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива». Документ учитывал текущую ситуацию в стране по ряду ключевых параметров, включая экологическую ситуацию, особенно в больших городах, возможности российского ТЭКа и необходимость оснащения муниципального транспорта экономичной и надежной техникой.

Правительство этим документом поставило ряд целевых задач, одной из которых был перевод на газовое топливо к 2020 году в городах с численностью населения более 1 миллиона человек не менее половины пассажирского и коммунального транспорта. А в городах численностью более 500 тысяч не менее трети транспорта должно работать на газовом топливе.

Поэтапная реализация этого и других решений и инициатив государства привела к ощутимым результатам: сегодня российские автопроизводители выпускают более 150 моделей техники и модификаций техники, работающей на КПГ. А заправку транспорта природным газом на территории Российской Федерации обеспечивают 375 газозаправочных объектов. Разумеется, эти достижения вряд ли были бы возможны, без поддержки государства. Так, со стороны Правительства РФ на целевую закупку газомоторной техники было направлено 14,7 млрд рублей, что позволило профинансировать приобретение около 9 тысяч единиц газотранспортной техники.

В 2020 году вопрос о необходимости внедрения газомоторного топлива вышел на более высокий уровень: в апреле Президентом России были даны поручения Правительству по обеспечению разработки и внедрения программы развития рынка газомоторного топлива. Активное развитие этой темы и поиск новых направлений продолжится с самого начала 2020 года. Уже в январе на Гайдаровском форуме в Москве состоится открытый диалог представителей государства, бизнеса и общества. И одной из самых острых и важных дискуссий обещает стать тема развития рынка газомоторного топлива.

Природный газ — для тех, кто хочет дышать воздухом, а не гарью

Если эти планы удастся реализовать, выбросы загрязняющих веществ в городах сократятся до 20 млн тонн. Газомоторное топливо – действительно уникальный ключ к выходу из экологических тупиков. Судите сами: природный газ соответствует стандарту «Евро – 5» и (а для некоторых двигателей и «Евро – 6»). В мире пришли к выводу, что природный газ является де-факто самым экологически чистым топливом. По сравнению с бензином в отработанных газах метанового двигателя содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода, а задымленность, по сравнению с дизельным топливом, снижается в 9 раз.

По информации Международного агентства по изучению рака (МАИР), выбросы парниковых газов при переходе на природный газ сокращаются на 25%. Согласно исследованиям, проведенным компанией-производителем грузовиков IVECO, по выбросам углекислого газа эффект составляет до 30%, по различным вредным взвешенным частицам – до 96%.

Для мегаполисов крайне важна тишина. У грузовиков, работающих на природном газе, уровень шума как минимум в два раза меньше, также значительно снижается вибрация двигателя. Говорят, водители даже иногда дверь открывают, чтобы услышать, завелся автомобиль или нет.

Сжиженный природный газ — новый этап развития рынка газомоторного топлива

Инновации в применении газомоторного топлива эксперты тесно связывают с технологиями развития сектора СПГ (сжиженного природного газа). Участники рынка уверены: СПГ будет самым активным образом использоваться на магистральном автомобильном, железнодорожном транспорте и в судостроении, что имеет важный экологический фактор.

Например, он формализован в виде требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL. Поправки к этой конвенции вводятся постоянно и только в сторону ужесточения требований, ибо, увы, мировой океан с годами чище не становится. В зону самых жестких требований MARPOL теперь входят районы мирового океана с наибольшей экономической активностью: Балтика, Побережье США и Японии, Карибское и Средиземное моря.

Сейчас всерьез обсуждается перспектива перехода на бункеровку СПГ (заправку судна топливом) значительного количества ледоколов, буксировщиков, паромов, плавучих бункеровщиков и судов класса «река-море». По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в сегменте бункеровки за период 2017-2030 гг. ожидается рост в несколько десятков раз — до более чем 50 млрд кубометров природного газа.

Высокие экологические требования предъявляются и к железнодорожным перевозкам, где стоит задача увеличения доли локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), как с целью соблюдения экологических стандартов в районах магистралей, так и для повышения эффективности и мощности тягового состава.

Газомоторное топливо — основа трансконтинентальных логистических коридоров

Россия бьет рекорды по добыче природного газа, страна построила за несколько десятилетий обширную сеть магистральных газопроводов (более 170 тысяч километров). При этом Россия находится лишь во второй двадцатке по количеству транспорта на природном газе. Сеть магистральных газопроводов может стать хребтом системы транспортных коридоров. На просторах евразийского континента преимущества газомоторного топлива откроют новые возможности для грузового и пассажирского автотранспорта.

Уже сейчас создаются газомоторные коридоры: это сеть газовых заправок, преимущественно СПГ, вдоль ряда наиболее загруженных трасс, в частности, М-10 «Россия» и М-11 «Москва-Санкт-Петербург», а также М-4 «Дон», М-1 «Беларусь». Активно развивается сеть газовых заправок в Татарстане, на Юге и в ряде других регионов страны. Один из наиболее интересных проектов, обладающих значительным логистическим потенциалом, является так называемый «Шелковый путь»: транспортный мост из Китая в Европу.

Аналогичные, не менее амбициозные, транспортные проекты планируются и внутри Евросоюза. И когда эти трассы обрастут газозаправочными станциями, то СПГ-коридоры вполне могут стать самыми эффективными (по показателю стоимости доставки 1 килограмма груза) логистическими маршрутами Евразии. Проект подтолкнет развитие нескольких отраслей промышленности и решит ряд глобальных проблем, которые ранее казались тупиковыми. И это не фантастика, а реальность для страны, обладающей самыми большими запасами природного газа в мире.

Риа-Новости

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: