Тест высоковольтных проводов зажигания за рулем – Участники сопротивления — журнал За рулем

Участники сопротивления — журнал За рулем

Плохо пускается, дергается, не тянет… Очень часто подобные недуги двигателя лечатся простой заменой высоковольтных проводов. Природа явления понятна — о ней мы писали не раз. Как известно, энергия искры зависит от множества параметров, в том числе от мощности высоковольтного импульса, который достигнет электродов свечи. Иными словами — от потерь в линии зажигания. В карбюраторном двигателе «наука» на этом, в общем-то, заканчивается, а вот во впрысковом добавляется влияние системы управления. Ведь при недостаточной интенсивности сгорания или при пропусках вспышек через систему регулирования сработает обратная связь, увеличив подачу топлива — чтобы компенсировать якобы лишний кислород. Это скажется и на расходе бензина, и особенно — на токсичности отработавших газов. А раз так, то каждый высоковольтный провод фактически становится частью системы управления двигателем!

Отсюда и цель нашей экспертизы: анализ влияния различных высоковольтных проводов на основные показатели реального двигателя ВАЗ-2112. Как обычно, все закупили в крупных столичных автомагазинах. Взяли по два комплекта проводов десяти разных фирм — отечественных и зарубежных. По два брали неспроста — дабы предупредить возможные упреки в необъективности. Мол, по одному образцу судить нельзя! Спорить не будем — лучше изменим процедуру поверки.

Лабораторным омметром определили сопротивление каждого провода — всех 80 штук. Потом замерили длину проводов, поделили одно на другое и получили линейное сопротивление — в килоомах на метр. По логике вещей, для одних и тех же комплектов большого разброса быть не должно — кабель-то нарезают из одной катушки. Но…

Во всех комплектах восьми фирм так и получилось. А вот у Caesar в двух проводах оно скакнуло чуть ли не на порядок по сравнению с остальными шестью. У Master Sport повторилась та же картина — правда, для одного провода. Мелочи? Возможно. Но чтобы они не исказили общей картины, по этим брендам мы подобрали комплекты для испытаний так, чтобы провода имели примерно равное линейное сопротивление, не без основания предположив, что они будут вполне кондиционными. В компенсацию за труды позволили себе пробурчать, что этим следовало бы заняться производителю.

От марки к марке сопротивления меняются почти на три порядка — от десятков Ом (у комплекта Pro.Sport) до почти десятка кОм (у комплекта Master Sport). Важно ли это для мотора? Выясним.

Для испытаний взяли свечи с минимальным сопротивлением резистора помехопо-давления — остановились на Bosch Platin FR7DPX. При этом из двадцати свечей выбрали четыре с практически одинаковым сопротивлением — 3,2 кОм. Свечи, конечно же, исправные — их предварительно перепроверили.

С каждым из комплектов проводов двигателю пришлось отрабатывать так называемый универсальный цикл испытаний — с ездой и по городу, и по трассе. Измеряли его мощность, мгновенный расход топлива и токсичность отработавших газов. А из любви к искусству организовали еще один тест — проверили равномерность работы отдельных цилиндров. Для этого, выведя двигатель на определенный режим, поочередно отключали подачу топлива на цилиндры. Затем простым вычитанием определяли индикаторный момент каждого цилиндра и сравнивали их.

В качестве базового комплекта, от которого отсчитывают «плюсы/минусы» остальных, решили взять самый дешевый — польский Jan Mor. Результаты в таблице.

Так что же, долой распределенное сопротивление? Назад, в прошлый век? Особенно при наличии резистора в свече зажигания? И как согласовывать сопротивления в свече и проводе?

Внятного ответа ни от кого из производителей проводов мы не получили, хотя обращались с подобным вопросом неоднократно. Темнят даже те фирмы, которые делают и свечи, и провода! Вероятно, здесь работает принцип перестраховки — каждый элемент по

www.zr.ru

высоковольтные провода. Тропою грома — журнал За рулем

ЭКСПЕРТИЗА: высоковольтные провода. Тропою грома

Неужели они все одинаковые, да еще и беспроблемные? Чтобы в этом разобраться, мы приобрели в московских магазинах шестнадцать комплектов проводов для карбюраторных «самар».

Забегая вперед, отметим — эта экспертиза по сложности и объему работ переплюнула даже свечи зажигания!

ТАК ГДЕ ЖЕ ОТВЕТ?Так какие же провода мы рекомендуем своим читателям? Если любить свою машину хотя бы чуть выше среднего, то выбирать лучше хотя бы из первой дюжины проводов. Коли деньги не имеют решающего голоса, то берите «Чемпион», захотите «поддержать своих» — обратите внимание на ХОРС. Желаете сэкономить — довольствуйтесь бельгийским Ween, но не подходите к нему с «чемпионскими» мерками.Выбрали? Тогда — удачного пути вам и вашей системе зажигания по «Тропе грома»… 

На свечу можно влезть по-разному… Нормальный колпачок садится плотно, а вот «Мастер Спорт» — разве что наполовину.

Изменение мощности и экономичности двигателя от типа высоковольтных проводов

С РЕЗИСТОРАМИ ИЛИ БЕЗ?

При испытаниях использовались два типа свечей — с резисторами и без них. Заметим при этом: НИ ОДИН производитель проводов не указывает, какие свечи считает для себя предпочтительными — с резисторами или без них. Точно так же и свечных дел мастера умалчивают, какие дополнительные сопротивления в цепи проводов им больше по душе. Впечатление, что производители этих важнейших компонентов в детстве поссорились в песочнице и с тех пор не разговаривают друг с другом. Это касается даже тех фирм, которые одновременно производят и то, и другое! С учетом этого моторные испытания проводились с двумя вариантами свечей — А17ДВМ и А17ДВРМ: на все случаи жизни. Исключение составили замеры магнитного и электрического полей — тут использовали безрезисторные свечи, а также испытания при пониженном питании — здесь, напротив, участвовали свечи с сопротивлениями. Причины понятны — в обоих случаях моделировались заведомо худшие условия эксплуатации. Для исключения фактора случайности резисторные свечи выбирали с пристрастием — сопротивление каждой из них равно 3,1 кОм.

И еще раз вспомним про свечи со встроенными резисторами. Если используете их в паре с высокоомными проводами, в ряде случаев могут возникнуть проблемы. Скажем, если взять провода

B-Tech с сопротивлениями от 10 до 16 кОм, а к ним «добавить» свечи Champion RN9YCC с сопротивлениями свыше 60 кОм, то в сумме уже получается довольно много. Так что на некоторых режимах такой мотор имеет право и покапризничать.

УСРЕДНЕННЫЙ МОТОРНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬКак его рассчитывают? Для всех комплектов проводов в идентичных условиях измеряют мощность, экономичность и токсичность. Затем высчитывают среднее улучшение каждого из этих параметров по отношению к тому комплекту, который в этой номинации оказался худшим. К примеру, для проводов «Чемпион» с резисторными свечами прирост мощности по отношению к «вазовскому» комплекту составил 2,75%, а расход топлива снизился на 3,34%. Аналогично фиксируют изменение уровня токсичности — к примеру, уровень СО упал на 16,53%, СН — на 12,55% и т.п. Каждый из этих показателей множится на свой весовой коэффициент — в сумме получают моторный показатель, равный 3,10%, и показатель токсичности — 10,23%. Наконец, эти показатели также суммируют с учетом своих весовых коэффициентов — 0,7 и 0,3 соответственно: итоговая оценка равна 3,10х0,7+10,23х0,3=5,24. Поскольку это — лучший результат в данной номинации, в итоговую таблицу занесен высший балл — 5,0.

www.zr.ru

Канал связи — журнал За рулем

В автомобиле столько проводов, что высоковольтные на общем фоне выглядят очень скромно. На четырехцилиндро-вом двигателе, в зависимости от схемы, их всего четыре-пять! Немало нынче и моторов с отдельными катушками на каждой свече, где высоковольтных проводов (кстати, вместе с их капризами!) вообще нет.

Что принципиально отличает высоковольтный провод от всех прочих? Это жесточайшие требования к надежности изоляции, способности гарантированно, без утечек, передавать от катушки на свечу напряжение около 30 киловольт, да еще с запасом! На практике это означает, что, в отличие от других электрических цепей, заменить высоковольтный провод с поврежденной изоляцией каким-либо обыкновенным проводом или их комбинацией не удается. Даже если в арсенале водителя есть хорошая изоляционная лента, надежной передачи высокого напряжения на свечу добиться очень трудно — «искра уходит в баллон». По опыту, надежно защитить изоляционной лентой можно цепи с напряжением не выше 1 кВ. Возлагать на нее более сложные задачи нет смысла — дешевле купить новый высоковольтный провод.

Важно и то, как проложены провода под капотом. Вероятность электрического пробоя изоляции выше там, где она «поджарена» о горячие железяки или хоть немного протерта ими. Даже если провода трутся один о другой, это плохо. Так стоит ли провоцировать пробой собственной неаккуратностью? Кстати, дополнительно защитить «проблемные места» исправных проводов (например, термоусадочной пластиковой трубкой) отнюдь не вредит! Оберегать провода от повреждений очень важно —неспроста на многих автомобилях их дополнительно крепят и одновременно разделяют между собой пластмассовыми держателями — гребенками. Некоторые «рационализаторы» их выбрасывают — и зря!

Для удобства обслуживания машины высоковольтные провода, как правило, оснащают быстросъемными наконечниками — присоединил их к катушкам, модулю зажигания, распределителю и свечам, не надо крутить гайки. Но давайте сразу отметим, чего делать нельзя. Часто начинающий «механик», снимая провод со свечи на работающем двигателе, тянет за провод, выдирая его из обжимного контакта наконечника. Он боится электрического удара! Такая опасность, действительно, есть, но не лучшели вообще отказаться от подобных «опытов»? Уже не раз говорено: сняв питание со свечи работающего двигателя, мы вынуждаем катушку работать с предельной нагрузкой, при которой возможен пробой в любом месте, где изоляция слабей. Значит, можно «получить по полной», даже держась за провод. К тому же есть риск так повредить зажигание, что новая проблема затмит все прежние! В прошлых беседах мы эту тему затрагивали. Если уж проверять высоковольтную цепь, то предназначенным для этого прибором —разрядником. Нет его — соорудим сами. Плотно вставив в наконечник провода подходящий болт или отвертку, надежно закрепим рядом с «массой», оставив зазор 8–10 мм. После этого можно пустить мотор — системе уже не грозит пробой, а хозяину — электрошок!

Итак, снимаем высоковольтные провода, потянув только за наконечники. Конечно, специалистам по диагностике эти секреты известны —тем более что при поиске неисправности снимать и надевать провода иногда приходится по многу раз. Значит, надо их беречь.

Заодно откроем еще один секрет: обычно наконечники катушки, распределителя, свечей — разные, так что вы вряд ли их перепутаете. Но курьезы — например, на старых «Жигулях» — все же возможны: если перепутать концы провода между катушкой и трамблером, можно ослабить контакт провода с центральным выводом трамблера или на ходу связь вообще пропадет. Короче, тут будьте внимательны!

Как правило, длина свечных проводов разная. Это понятно: кто же будет закладывать в конструкцию лишние сантиметры дорогого провода! Некоторые производители, заботясь о покупателе, наносят на провода маркировку. Но далеко не все. Поэтому при установке новых проводов сразу прикиньте, какой пойдет куда. Это особенно важно для современных систем зажигания высокой энергии: короткий провод при колебаниях двигателя может оборваться, соскочить со свечи или трамблера, что грозит пробоем изоляции, повреждением коммутатора и т.п.

Надежность проводов зависит от условий их работы. В мороз они дубеют, в жару болтаются. Изоляция стареет, трескается. После первого пробоя в ней образуется токо-проводящий канал — проводу конец! Теперь искра будет не на свече, а между проводом и ближайшей деталью «массы».

Конструкции проводов постоянно совершенствуются. Но неприятнос

www.zr.ru

Какие высоковольтные провода лучше, как их выбрать бронепровода

Многие водители даже не догадываются, что высоковольтные провода являются одними из главных в системе зажигания автомобиля. Надёжная работа силового агрегата во многом зависит от их правильного выбора. Они должны обеспечить следующие задачи во время работы мотора:

  1. Обеспечивать передачу напряжения величиной в 40 тысяч вольт;
  2. Передача высоковольтных импульсов должна производиться с минимальными потерями;
  3. Способствовать минимизации помех для радиоэлектронных устройств;
  4. Изоляция проводов должна обеспечить недопущение утечки тока;
  5. Работоспособность проводов должна быть в широком диапазоне температур от минус 30 до плюс 100 и более градусов.

Первые образцы таких изделий выпускались с минимальным внутренним сопротивлением для обеспечения передачи импульса на свечи моторов. После появления радиоприёмных устройств внутри автомобилей, появились проблемы приёма ими сигналов передающих центров из-за помех от систем зажигания. Поэтому была проведена значительная модернизация этих изделий, чтобы обеспечить уверенную работу радиоэлектронных устройств.

Высовольтные провода

На снимке показан один из видов таких проводов. Также стали применять бронепровода в силовых агрегатах.

Несколько слов об их устройстве

Сегодня одним из наиболее эффективных и распространённых способов подавления всевозможных помех является изготовление и применение проводов с распределённым по всей своей длине сопротивлением. Провода обычно состоят из токопроводящих жил, изолирующего слоя, контактных пластин и защитных колпачков. Основное различие таких проводов заключается в токопроводящих жилах. Они могут быть:

  • Медными многожильными;
  • Неметаллическими с «обвивкой» из металла;
  • Неметаллическими с высоким распределением сопротивлений.

Мировые ведущие производители автомобильных запасных частей выпускают несколько разновидностей таких изделий. Наибольшего распространения получили такие марки как ngk, finwhale, tesla, carden, slon, fenox, bautler, xopc и некоторые другие. Поговорим о них более подробно.

Что представляют собой провода компании NGK

Фирма NGK предлагает потребителям большой выбор высококачественной продукции, которая отвечает практически всем требованиям к таким изделиям.

Высоковльтные провода NGK

Изделие NGK полностью соответствует требованиям к оригинальной продукции

Провода компании NGK наделены длительным сроком эксплуатации и экономичностью. Ещё изделия компании NGK характеризуются:

  1. Оригинальная конструкция изделий имеет одинаковую конструкцию;
  2. NGK представляют собой медные провода с помехоподавляющими наконечниками или имеют распределённое сопротивление;
  3. После приобретения NGK готовы к немедленному применению;
  4. Высокая стойкость NGK к воздействию топлива и моторного масла;
  5. Предназначены для работы с высоким напряжением в системе зажигания.

Как недостаток отмечают тот факт, что изготовлены одинаковой длины, что иногда доставляет некоторые неудобства.

Продукция компании Finwhale

Продукция фирмы Finwhale предназначена для использования в системах контактного и бесконтактного зажигания автомобилей.

Бронепровода

Провода фирмы Finwhale производятся двух видов: серия FE, и FC

Первые предназначены для использования в контактной системе, вторые в бесконтактных устройствах. Компания Finwhale использует кевларовый сердечник для изготовления токопроводящих жил. Оболочку изготавливают из фторопласта, который обматывают тонкой проволокой из нержавеющей стали. Изоляция проводов Finwhale имеет два слоя из силикона, что даёт оптимальное распределение сопротивления и наименьший уровень помех. Изделия Finwhale работают в диапазоне температур от минус 40 до плюс 220 градусов. Процесс изготовления Finwhale контролируется многократными проверками качества и соблюдения технологии производства.

Изделия от фирмы Tesla

Компания Тесла начала свою работу в далёком 1958 году и сегодня является одним из ведущих мировых производителей автомобильных аксессуаров. Провода Tesla вобрали в себя все передовые достижения в области электротехники.

Высоковольтные провода Тесла

Tesla использует материалы, которые обеспечивают некоторое превышение требований к таким изделиям. Так для оболочки применяют силикон. Товары Tesla изготовлены без применения метала в качестве токопроводящей жилы. Для этого используют стекловолокно, которое предварительно снабжают углеродной пропиткой. Изделия Tesla работают в диапазоне температур от -40 до +220 градусов.

Изделия Tesla SILICONE inductive имеют дополнительную обмотку из тонкой нержавеющей проволоки. Этим достигнут максимальный перенос энергии свече зажигания. Специалисты рекомендуют при использовании силиконовых проводов компании Tesla свечей со встроенным помехоподавляющим резистором. Компания Тесла гарантирует безупречную длительную работу своей продукции.

Немного о продукции компании carden

Изделия carden широко применяются на автомобилях ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ, Богдан Моторс, Соллерс-Исузу и других моделях. Производство освоено в г. Тольятти. Продукция carden предназначена для работы в большом диапазоне температур, примерно от -40 до +180 градусов. Длина проводов carden может быть несколько длинней, чем установленные на автомобиле. Мягкая, двойная силиконовая изоляция способствует высоким характеристикам товарам от сarden. Сопротивление carden колеблется от 4,5 кОм до 5,5 кОм и зависит от длины проводов. Фирма carden гарантирует способность проводов выдерживать напряжение в 45 тысяч вольт. Специалисты рекомендуют перед установкой новых проводов carden проверять разброс их сопротивления, если оно большое, их лучше заменить.

Что можно сказать об изделиях компании slon

Продукцию под маркой slon выпускает компания «СК-ПРОМАВТО», используют такие автомобильные производители как ОАО АВТОВАЗ, а также GM-АВТОВАЗ. Ведутся работы по использованию изделий марки slon для автомобилей других марок, в том числе иностранного производства. Продукция slon выпускается с наконечниками прямыми и под углом.

Бронепровода SLON

По отзывам потребителей, иногда случается неправильная маркировка проводов slon, когда на упаковке стоит обозначение 1, 1, 1, 1 вместо 1, 2, 3, 4. В целом отзывы о продукции под маркой slon неплохие. При необходимости можно выбрать слон для своей машины.

Что следует знать о товаре под маркой Fenox

Изделия марки Fenox используют как на отечественных, так и на автомобилях иностранного производства. При выборе следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Технология изготовления изделий Fenox предусматривает использование арамидной нити, обладающей высокой прочностью. Её покрывают токопроводящим слоем латекса и силикона. Продукция фирмы Fenox позволяет длительный период времени эффективно использовать автомобиль. Система зажигания с ними работает хорошо.

Что ещё можно посоветовать

Кроме перечисленных комплектующих, встречаются и такие, как Bautler, хopc.

Бронепровода Bautler

Продукция от Bautler, зарекомендовавшая себя у потребителей высокой надёжностью и эффективностью

Bautler использует каучук для изолирующего слоя, что вызывает небольшое утолщение продукции, но позволяет работать в более тяжёлых условиях для деталей зажигания.

Также нельзя не сказать о продукции компании xopc. Она присутствует на автомобильном рынке с 1995 года. Специалисты отмечают, что сегодня фирма xopc является одним из крупнейших производителей силиконовых кабелей в РФ. Для изготовления своей продукции фирма xopc использует импортное сырьё. Производственный процесс тщательно контролируется на всех этапах производства.

Также хочется сказать несколько слов о бронепроводах для систем зажигания автомобилей. Первые образцы таких деталей начали применять на транспортных средствах, предназначенных для Вооружённых Сил. Они подвергались дополнительной экранировке металлической оплёткой для защиты радиоэлектронных устройств от помех. Встретить в настоящее время такие бронепровода можно только на старых автомобилях. Достижения разработчиков позволяют изготавливать бронепровода без видимой металлической экранировки.

В заключение хочется порекомендовать автолюбителям при необходимости замены бронепровода или высоковольтных проводов, в первую очередь руководствоваться инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Выбрать можно слон, или другую марку, но это не должно быть в ущерб силовому агрегату.

opuske.ru

Две синхронные искры — журнал За рулем

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ДВЕ СИНХРОННЫЕ ИСКРЫ

На многих современных автомобилях, оснащенных системой впрыска топлива (а таких в мире — большинство), применяется система зажигания с низковольтным распределением энергии. Часто неисправности в ней связаны с катушками зажигания нетрадиционной конструкции. О них рассказывает Антон УТКИН.

Неискушенный в технике автолюбитель, возможно, считает систему зажигания без обычного распределителя недавним достижением электроники. Между тем еще в 1961 году на ирбитском мотоцикле М-62 с двухцилиндровым оппозитным двигателем впервые появилась двухискровая (тогда еще шестивольтовая) катушка Б-201 (фото 1). В отличие от известных ранее, у нее было два высоковольтных вывода — от первого и последнего витков вторичной обмотки, которую полностью изолировали от «массы» (рис. 1). Такое передовое решение стало возможным благодаря четырехтактному циклу двигателя и чередованию вспышек в цилиндрах через каждый полный оборот коленвала. Высоковольтная цепь проходила через «массу» и искровые промежутки обеих свечей, каждая из которых либо поджигала топливную смесь в конце такта сжатия, либо проскакивала вхолостую в конце такта выпуска.

Но о применении двухискровых катушек на четырехцилиндровых моторах тогда речи не шло — электронное распределение низкого напряжения по двум каналам в ту пору еще не появилось. Впрочем, идея обойтись без «бегунка» уже будоражила умы. На фото 2 — один из вариантов самодельного двухканального трамблера для «Москвича», рассчитанного на работу с двумя двухискровыми или четырьмя обычными, но шестивольтовыми «бобинами». Его два прерывателя, расположенные под углом 90°, и кулачок с двумя гранями вместо четырех обеспечивали одновременное искрообразование на свечах каждой пары цилиндров дважды за один оборот коленвала.

Серийное применение на отечественных автомобилях двухискровая схема нашла в 1986 году на модели VAZ 21083–02 с микропроцессорным зажиганием. Специально для нее НИИАвтоприборов (ныне «Автоэлектроника») совместно с московским заводом АТЭ-2 разработал сухую, запрессованную в полипропилен двухискровую катушку высокой энергии с индексом 29.3705. Система включала две такие катушки, каждая из которых обслуживала свою пару цилиндров, а энергия между ними распределялась статически — с помощью контроллера и двухканального коммутатора. В сочетании с карбюратором эта система не давала особых преимуществ перед обычным трамблером, уступая последнему в простоте, надежности и цене, поэтому в 1990 году производство VAZ 21083–02 прекратили. Но годом раньше начался серийный выпуск «Оки», для двухцилиндрового мотора которой как раз и подошла двухискровая катушка 29.3705 в комплекте с обычным коммутатором и датчиком Холла.

К тому времени все недостатки этой катушки и причины ее частых отказов уже были хорошо известны конструкторам. Поэтому в 1992 году на конвейере АТЭ-2 появилась новая катушка 3009.3705, сделанная по лицензии французской фирмы «Дюселье» (ныне «Валео»). Ее важнейшее отличие от предшественницы — замкнутый магнитопровод, позволивший резко сократить магнитный поток рассеяния, повысить КПД и более чем вдвое уменьшить число витков обмоток, а значит, существенно сократить расход обмоточной меди. Многослойный каркас и новый материал изоляции уменьшили вероятность внутренних пробоев, характерных для катушки 29.3705. Последний вариант двухискровой катушки от АТЭ-2 — модель 3012.3705, освоенная в 1994 году. При сохранении энергетических параметров и надежности 3009.3705 она заметно меньше и легче. Именно 3012.3705 устанавливают на «Оку», а также на автомобили ГАЗ с двигателем ЗМЗ-406 (по две штуки). Ее копию малыми сериями делает уфимское ОНПП «Молния» для модификации «Москвича-2141» с микропроцессорным зажиганием. От московской она отличается нестандартной маркировкой (8Г4768049), материалом корпуса и цветом (он коричневый, а не серый, как у АТЭ-2).

А наиболее интегрированный (многофункциональный) прибор системы зажигания — это четырехискровой высоковольтный модуль 42.3705, выпускаемый на заводе АТЭ-2 для «самар»

www.zr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о