Что делать если попал в яму на дороге и как получить деньги с дорожников?

В перечне стандартов, которые могут стать обязательными к исполнению, есть требования к состоянию дорожного покрытия, ограждений, светофоров, знаков, разметки и наружной рекламы вдоль трасс. Помимо этого, в список входят средства для обеспечения безопасности движения пешеходов с нарушениями зрения и слуха, а также обеспечение доступности зданий и сооружения для маломобильных граждан (отдельные главы документа регламентируют парковки для людей с инвалидностью).

В пояснительной записке к документу сообщается, что сейчас ГОСТы и СНиПы относятся к документам, которые применяются на добровольной основе. Эту информацию ТАСС подтвердили и в Росстандарте. Правда, в ведомстве подчеркнули, что речь идет о тех нормах, которые не указаны в технических регламентах России и Таможенного союза. Они обязательны уже сейчас.

Права водителей на качественные дороги

Мало кто из водителей знает, что качественное дорожное полотно, это непросто необходимость, а обязанность местных властей перед владельцами транспортных средств. В России, для контроля за качеством дорог, предусмотрен ГОСТ 50597-93. В нем подробно расписаны требования к качеству как новых строящихся дорог, так и к дорогам, уже введенным в эксплуатацию. Согласно этому ГОСТу любой гражданин может самостоятельно определить в каком состоянии пригодности для использования находится тот или иной участок дороги, допустима ли величина образовавшейся ямы, как скоро должен начинаться ремонт дорожного покрытия, если вокруг люка или рельсового полотна появились выбоины.

Если сделать краткую выжимку с ГОСТа, то все дороги делят на 3 типа: А, Б и С. Для первого типа минимальная транспортная нагрузка составляет более 3 тыс. автомобилей в сутки, для второго от 1 до 3 тыс. автомобилей, а третий тип же не предусматривает нагрузку более 1000 машин в день. О чем это говорит? А говорит это о том, по какой технологии должна строиться дорога, какая высота асфальтного покрытия должна предусматриваться, и какое качество материалов для сооружения дороги должно использоваться.

Понятно что, чем больше нагрузка на дорожное полотно, тем дороже бюджету региона обходиться строительство и последующий ремонт дорог. Если с крупными городами проблема с состоянием дорог не выходит за рамки допустимого, то для большинства мелких населенных пунктов, а тем более поселков, эта тема является особенно болезненной.

В некоторых городах, власть настолько безответственно относится к своим обязанностям контролировать пригодность для эксплуатации дорог, что водители частенько ломают собственные автомобили, попадая в ямы. И самое неприятное в этой ситуации, что предъявляя претензии дорожникам, люди не могут добиться справедливости.

Требуйте компенсации

Автоюрист Дмитрий Славнов сомневается, что введение обязательных ГОСТов приведет к массовому улучшению качества дорог в России. «Вряд ли все изменится. Может, и заделают крупные ямы, а маленькие останутся», — считает Славнов.

В то же время он сказал, что уже сейчас автомобилисты вправе требовать компенсацию за поврежденную по вине дорожников машину. Причем Славнов настаивает на том, что это не только право, но и обязанность автолюбителей: «Если автовладелец попал в яму и повредил свой транспорт, то он не просто может, он обязан потребовать возмещение от подрядчика, который занимался ремонтом дороги. Правильная позиция именно такая: я должен обратиться, и мне должны выплатить компенсацию. Это не вина водителя, что он попал в яму, это вина дорожных служб, которые положили асфальт не по стандарту».

При этом юрист полагает, что если из-за плохого состояния дороги произошло ДТП, то виновнику сложно будет привлечь подрядчиков к ответственности. В Правилах дорожного движения существует пункт 10.1, который требует от водителя выбирать скорость, исходя из дорожных и погодных условий, а при возникновении опасности — тормозить. «Если водитель увидел яму и попытался увильнуть, объехать ее, и при этом он задевает другую машину — это его вина. Доказать, что он «уходил» именно от ямы, будет сложно», — уверен Славнов. Сергей Круглов

На какие ямы можно жаловаться

К сведенью водителей, если яма превышает размер в 15 см, она глубже чем 5 см и шире, чем 60 см, то такое дорожное покрытие по ГОСТу является аварийным и требует ремонта. Причем по требованиям, срок в который яма должна быть заделана не должен превышать 12 дней после ее выявления. Для ям поменьше сроки ремонта тоже есть, их должны латать в срок до 20 дней. Соответственные требования приводятся и к крышкам люка и трамвайным рельсам, которые не могут возвышаться или проседать над дорогой больше чем на 2 сантиметра, а если речь идет о железнодорожных переездах, максимальная погрешность выступа или проседания не должна превышать 3 см.

Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

Статья обновлена 28.10.2019 года, после вступления в законную силу Р 50597-2017 вместо устаревшего.

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!

Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:

ГОСТ и требования к глубине, ширине и длине ямы на дороге

Ранее существовало простое ограничение для всех ям:

3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:

  • выбоины, просадки (ямы) и проломы,
  • такие же повреждения, но с требованиями на участке дороги длиной 100 метров,
  • сдвиги и волны,
  • гребёнки,
  • колеи,
  • выпотевания,
  • отклонения крышки люков, рельса…

Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.

Кто должен осуществлять контроль за дорогами?

Как правило, большая часть дорожного покрытия отдельного населенного пункта находится под контролем городских властей, и только они должны обеспечивать их пригодность для использования. На это ежегодно выделяется серьезная сумма, которая по неизвестным причинам куда-то улетучивается, так как латаются дороги в большинстве случаев некачественно и несвоевременно.

Если городские власти самостоятельно не осуществляют своевременный контроль и ремонт дорог, то призвать их к ответственности могут сотрудники ГИБДД, под юрисдикцией которых находится контроль за соблюдение ГОСТа для дорожного покрытия. Невыполнение гостовских предписаний является прямым основанием для подачи жалобы на контролирующие органы.

Куда направляется жалоба и сроки рассмотрения

Итак, основанием для подачи жалобы является наличие серьезных дефектов дорожного покрытия, которые не устраняются в срок более чем 2 недели. Если в вашем дворе ямы стали уже привычным явлением, то бороться с этими проблемами нужно только самостоятельно. Для этого можно подать жалобу, к которой необходимо описать суть проблемы, обосновать свои требования по ее решению и приложить реальные доказательства в виде фото с замерами образовавшейся ямы.

Жалобы принимаются следующими органами:

  • муниципалитетами, они-то и являются ответственными за дороги;
  • администрацией населенного пункта, если образовавшиеся ямы слишком огромные;
  • Роспотребнадзором, который должен повлиять на ситуацию, если первые две инстанции бездействуют;
  • ГИБДД, когда есть доказательства, что образовавшиеся ямы могут причинить ДТП;
  • прокуратурой и судом — они являются последней инстанцией, способной обязать контролирующие органы отремонтировать дорожное полотно.

Причем стоит отметить, если составить коллективную жалобу, в которой должно принять участие как минимум 3 человека, то процесс может пойти быстрее. Найти единомышленников не так сложно, можно скооперироваться с соседями, если яма обосновалась в вашем дворе, или найти людей для составления заявления в социальной группе вашего города.

Жалоба может быть составлена как письменно от руки, так и заполнено в онлайн-форме на сайте госструктуры.

Обратите внимание! Если жалоба направлена в неуполномоченный орган, отсутствуют паспортные данные заявителя или имеются некорректные выражения и угрозы, тогда, скорее всего, жалоба не будет рассмотрена.

При этом суд примет заявление только в том случае, если образовавшаяся яма стала причиной ДТП. К обращению необходимо приложить протокол, составленный на месте происшествия, показания свидетелей, подтверждающие, что ДТП можно было избежать, если бы не яма, а также фото и видео доказательства, позволяющие получить наглядную картину происшествия.

После подачи письменного заявления у адресата есть 1 месяц на рассмотрение жалобы, в то время как поданные онлайн-заявления должны быть зарегистрированы не позднее чем через 3 дня после публикации.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ.

Ущерб от ям и выбоин

В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе.

Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.

В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.

При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.

Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился.

Позиция ВС

Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.

При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.

В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины.

Также управление автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.

«Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.

Таким образом, суд второй инстанции установил наличие всех обстоятельств, совокупность которых предполагает возложение на ответчика обязанности возместить причиненный вред истцу», — считает ВС.

Между тем суд почему-то решил применить статью 1083 ГК РФ для отказа во взыскании ущерба. По нормам этой статьи, если потерпевший действовал умышленно, то возмещение ему ущерба не положено.

При этом по смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению ущерба, возлагается на причинителя вреда. В данном деле — на управление автомобильных дорог.

Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суд возложил обязанность доказать отсутствие виновных действий на истца, чем было допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, отмечает ВС РФ.

В связи с чем судебная коллегия отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции.

Алиса Фокс

Как составить письменную жалобу?

Составляя заявление нужно проверить, чтобы все важные пункты были обязательно прописаны.

  1. Адресат — орган, в который направлена жалоба (может быть указано и имя инспектора, кому направлена жалоба для рассмотрения);
  2. Заявитель — в этом блоке обязательно должны быть указаны ФИО, адрес и телефон, и по возможности электронная почта для создания возможности обратной связи;
    Обратите внимание! Анонимно жалоба не может быть направлена ни в одну организацию.
  3. Наименование документа — заявление или обращение для ГИБДД;
  4. Основной текст обращения условно делится на 2 части:
      Суть проблемы.Указывается местонахождения и реальные размеры ямы, даются ориентиры.
  5. Требования, предъявляемые заявителем — устранить аварийный участок дороги или внести предписания для решения этой проблемы.
  6. В обязательном порядке, для упрощения процесса рассмотрения жалобы необходимо сделать приложения. Приложения — это все дополнительные материалы, доказывающие факт наличия проблемы (ямы). К ним можно отнести фото и видео с актуальной датой съемки.
  7. После изложенной информации ставится дата и подпись.

Образец заявления можно скачать на нашем сайте или получить при личном обращении в госструктуру.

РосЯма — электронный сервис контроля за дорогами

Помимо основных способов, обратиться в компетентные органы, стоит выделить еще один способ, позволяющий не только правильно составить жалобу, но и получить помощь в ее продвижении. Этот ресурс называется РосЯма.

https://rosyama.ru/

На сайте предложена карта, на которой вы можете буквально отметить место, где образовалась новое повреждение дороги, подлежащее скорейшему ремонту. Благодаря этому законодательно подкованному ресурсу, обратиться за решением проблемы может каждый, даже тот, кто не знает, какими законными средствами можно повлиять на проблему для получения реального результата.

Поэтому вы можете смело пользоваться ресурсом и решать проблему своих дорог самостоятельно или с помощью грамотных помощников. Ведь только те, кто пытается повлиять на ситуацию способны добиться правды. А качественные дороги — это не только наш комфорт, но и общая безопасность. Будьте бдительны на дороге и ответственны за свои действия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: