Правила разворота на трамвайных путях


9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

В очередной раз обращаем внимание, что трамвайные пути не являются составляющей проезжей части, а представляют из себя отдельный элемент дороги.

Движение по трамвайным путям

Трамвайные пути попутного направления не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств. Выезд на них ограничен определенными условиями.

Когда разрешено движение по попутным трамвайным путям?

  • все другие полосы движения заняты;
  • при объезде;
  • при повороте налево или развороте в соответствии с пунктом 8.5 Правил дорожного движения.

Без причины занимать трамвайные пути Правила не допускают.

Отсутствуют какие-либо дополнительные ограничения для левого поворота и разворота, то есть данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где не установлены иные запреты Правилами или знаками.

Правила дорожного движения при пересечении трамвайных путей

Итак, отношения, возникающие на автодорогах, регулируются правилами дорожного движения (ПДД). Все автовладельцы должны периодически перечитывать эту умную книжечку, освежая память.

Между тем в названных положениях нет определения термина трамвайные пути. Но можно отметить, что они не являются проезжей частью и относятся к прилегающей территории. Поэтому выполнение проездов через них урегулировано отдельными предписаниями.

В первую очередь стоит отметить п. 9.6 правил, определяющий условия, позволяющие двигаться по рельсам:

  • трамвайная полоса должна проходить параллельно асфальту с левой стороны от дороги в аналогичном направлении движения автомобиля (попутное);
  • заезд осуществляется для преодоления препятствия либо ввиду загруженности дороги (пробки, большое количество машин);
  • необходимо выполнить левый поворот или развернуть авто;

Независимо от причины, находясь на линии, автомобилисты не должны создавать помехи трамваю.

Важно! Двигаться по рельсам встречной полосы запрещено.

Поворот налево

Водитель, намеревающийся свернуть в левую сторону и пересечь трамвайные рельсы, должен действовать следующим образом:

  1. Удостовериться, что по путям никто не едет (трамваи или другие автомобили).
  2. Включить сигнал левого поворота, после чего въехать на линию.
  3. Уступить проезд автомашинам и закончить маневр.

Если по ходу движения висит дорожный знак, определяющий направление проезда по полосам (5.15.1 и 5.15.2), указанный маневр разрешается сделать только с крайней левой стороны проезжей части — заезжать на трамвайную линию не надо.

Разворот на путях попутного направления

Пункт 8.11 ПДД устанавливает обстоятельства, когда разворачиваться запрещено. Учитывая, что на проезд по рельсам такой запрет не распространяется, развернуться на перекрестке с пересечением трамвайных путей разрешено.

Один уровень или нет?

Трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью

Трамвайные пути в разных уровнях с проезжей частью

Как разворачиваться на трамвайных путях: некоторые нюансы

Рассмотрим подробнее две ситуации, связанные с характерными нюансами на перекрестке и вне его.

На перекрестке

Начнем с ситуации, когда вагоновожатый имеет право совершить любой, доступный трамваю маневр: ехать прямо или совершить поворот в любую сторону. Рельсы располагаются на одинаковом уровне с проезжей частью, по которой движется в направлении перекрестка автомобиль. Еще раз уточним: въезд на трамвайные пути с целью развернуться возможен (а в некоторых случаях — необходим), если он не противоречит указанным выше знакам и разметке.

Другой случай – перекресток является регулируемым (светофором, работником дорожной полиции). При разрешающих сигналах для всех участников движения преимуществом в движении обладает трамвай. Это не зависит от направления его движения, однако, за одним исключением: при осуществлении движения в сторону стрелки, активированной в одной из дополнительных секций одновременно с одним из запрещающих сигналов светофора, трамваю следует дождаться пока проедут транспортные средства, следующие с иных направлений.

Кроме того, возможны иные комбинации разворота на трамвайных путях: они могут зависеть, например, от их расположения, жестов, совершаемых регулировщиком и иных причин.

За пределами перекрестка

В этом случае действует несколько иной алгоритм:

  • Следует убедиться, что отсутствуют уже упомянутые ограничения (действует «правило левой руки», отсутствуют разметки и так далее);
  • Далее, нужно уступить путь проезжающему в том же направлении рельсовому электротранспорту, перестроившись затем на рельсы;
  • Активизировать соответствующие поворотные сигналы, и, держа в поле зрения «трамвайное движение» в целом, осуществить разворот;
  • При этом пропускаются также трамваи, следующие во встречном направлении.

Внимание! Для разворота следует использовать трамвайные пути. Совершение разворота с проезжей части существенно повышает возможность столкновений.

Движение по путям и не создавать помех трамваю

В этой части правила прямо разрешают занимать трамвайные пути для движения, если заняты другие полосы, наиболее наглядный случай — это затор. При этом никаких дополнительных требований при приближении трамвая к водителям не применяется, в отличии от ПДД республики Беларусь:

64.2. если выезд на трамвайные пути создаст препятствие для движения трамвая, водитель должен остаться на занимаемой полосе движения, не выезжая на трамвайные пути, в ожидании проезда попутного трамвая и встречных транспортных средств;

64.3. в случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

Выдержка выше из Правил дорожного движения республики Беларусь, где однозначно прописано взаимодействие водителей трамваев и безрельсовых транспортных средств, что отсутствует В Правилах РФ.

Намеренно ли в ПДД РФ формулировка в пункте 9.6 применяется для разгрузки улично-дорожной сети или это недоработка законодателя, но требование в действующей редакции ограничено термином «Уступить дорогу (не создавать помех)«, то есть временем выезда на трамвайные пути, и не предписывает иных действий для водителей при движении по трамвайным путям.

Трамвай в заторе

Чем руководствоваться при движении по трамвайным путям?

Автомобилистам, вынужденным пересекать рельсы трамвайных путей, требуется придерживаться следующего правила: предполагаемый маневр ни в коем случае не должен создать препятствие для остальных участников движения. Посмотрим, что говорится на сей счет в ПДД:

  • Согласно п. 8.5, до того, как повернуть влево, вправо либо развернуться, автовладельцу рекомендуется предварительно перестроиться к краю основной дороги. Исключение составляет выход на «круговой» перекресток.
  • Если попутный с путями следования трамвая и находящийся слева от них курс имеет одинаковый с проезжей частью уровень, указанные маневры можно выполнять исключительно в условиях, когда дорзнаки под номерами 5.15.1 или 5.15.2 или разметка 1.18 не диктуют отличных от этого действий и, одновременно, не возникает препонов для свободного передвижения трамвая.
  • Параграф 8.8, заставляет водителей, выполняющих левый поворот или разворот, уступить дорогу не только встречному автотранспорту, но и трамваю, перемещающемуся в аналогичную сторону. Если проезжая часть не обладает достаточной шириной для предоставления возможности беспрепятственного выполнения движения из фронтальной левой точки, указанное действие можно производить справа и исключительно после пропуска всех «встречек» и «попуток».

Наказание за езду по трамвайным путям

Какая штрафная санкция будет назначена, зависит от степени ответственности по нарушению:

  • 500 рублей или предостережение сотрудника ГАИ: нарушение правил за передвижение по рельсам, отделенным от проезжей части сплошной линией;
  • попутное движение, но езда автомобилиста создает помехи передвижению трамвая;
  • 1 500 рублей:
      когда инспектор ГАИ останавливает автомобиль на трамвайных путях. Если нарушение зафиксировано в одной из столиц, то наказание может быть увеличено в два раза;
  • самостоятельная езда по трамвайным путям для объезда препятствия без указания инспектора ГИБДД;
  • 5 тысяч рублей или изъятие водительских прав на полгода – езда по рельсам, пересекающим встречное движение.
  • Если сотрудником ГИБДД замечено повторное совершение нарушения, он имеет право изъять водительское удостоверение на 12 месяцев. При фиксации правонарушения во второй раз камерой, автомобилисту приходит внушительного размера взыскание в 5 000 рублей.

    По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

    Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

    Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

    1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
    2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
    3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
    4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

    Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

    В каких случаях можно ехать по трамвайным путям?

    Вождение на рельсовых участках, согласно ПДД, возможно при следующих условиях:

    • плотный автомобильный трафик не позволяет вести автотранспорт по главной дороге (аварии);
    • нахождение рельсов на одном и том же уровне с транспортным средством;
    • если трамвайные пути располагаются левее от водителя;
    • остальные полосы дорожного потока заняты.

    Общим для всех случаев является правило о том, что езда автомобилиста не должна мешать движению трамваев.

    Езда по трамвайным путям может быть осуществлена, если выполняется:

    • разворот налево;
    • движение прямо;
    • поворот.

    Езда по трамвайным путям попутного направления разрешается только при определенных условиях, так как они не имеют назначения быть полосой передвижения для безрельсового транспорта.

    Разрешение на езду по трамвайным путям попутного направления зависит от того, как они расположены. В нижеприведенных случаях разрешаются маневры указанного типа, если рельсы находятся:

    • левее дорожного потока;
    • на одном и том же уровне с трассой.

    Вышеперечисленное справедливо при езде по дорогам, только когда:

    • другие пути передвижения перекрыты или заняты;
    • автомобиль объезжает препятствия на основной полосе;
    • машина разворачивается или поворачивает налево.

    Если нет ограничительных знаков, данные действия свободно могут выполняться на других участках трассы, где нет запрета.

    Самостоятельный выезд на встречные трамвайные пути запрещен в любых случаях. По ПДД трамвайные пути по встречке могут только пересекаться. Осуществлять езду по встречному направлению на рельсах автомобилистам нельзя. Данный запрет вводится, исходя из того, что движение подобного рода может стать причиной крупной аварии, а также способно перекрыть движение как дорожного потока, так и трамваев.

    На проблемных участках дороги, где проводятся ремонтные мероприятия, вызывают сотрудника ГАИ. Он уполномочен организовывать для движения объезд, в том числе и по путям встречного направления, если будет необходимость. Езда на рельсовых участках по встречной полосе возможна, когда произошла крупная авария. Представитель инспекции прибывает на место происшествия и регулирует движение дорожных потоков.

    Возникла проблема? Позвоните юристу: +7

    — Москва, Московская область
    +7
    — Санкт-Петербург, Ленинградская область
    Звонок бесплатный!
    Если водитель выехал на трамвайные пути, мотивируя эти действия на весомых основаниях, например, для доставки пострадавшего в медучреждение для оказания помощи, — доказательства должны быть предъявлены в суде. В случае решения вопроса в пользу автомобилиста, он заплатит только штраф за езду по трамвайным путям.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: