Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных ПравонарушенияхСтатья 11.2. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

СТ 29.5 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4. Утратила силу.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 29.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер – место окончания противоправной деятельности, ее пресечения. Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Необходимо учитывать, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

2. Общая территориальная подведомственность (подсудность) в соответствии с названной нормой может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица.

Данное ходатайство может быть заявлено как судье, органу, должностному лицу, принявшим к рассмотрению дело, так и должностному лицу при составлении протокола об административном правонарушении. Ходатайство в обязательном порядке заявляется в письменной форме.

Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.

Вместе с тем удовлетворение такого ходатайства является правом, а не обязанностью судьи, органа или должностного лица. Следовательно, по результатам рассмотрения данного ходатайства судей, органом, должностным лицом выносится определение либо об удовлетворении ходатайства и о передаче протокола об административном правонарушении и материалов дела для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство, либо об отказе в удовлетворении ходатайства.

При этом такой отказ в удовлетворении ходатайства должен быть обязательно мотивирован, т.е. в определении об отказе в удовлетворении названного ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Так, судья, орган, должностное лиц вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

Судья, орган или должностное лицо может отказать лицу, в отношении которого ведется производство, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства в следующих случаях:

– возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привлечение которого к участию в деле является обязательным (ч. ч. 2 и 3 ст. 25.2 КоАП РФ). Удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства в данном случае может повлечь нарушение права потерпевшего на защиту;

– установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии – о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства;

– возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Кроме вышеназванных оснований для отказа в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, как показывает судебная практика, основаниями также являются следующие случаи:

– проведение по делу об административном правонарушении административного расследования, поскольку в данном случае на основании ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Где происходит рассмотрение дела

Место рассмотрения заведенного дела устанавливается на основании Статьи 29.5 КоАП РФ и применимо к протоколам, направление на рассмотрение которых осуществило управление ГИБДД РФ, определяется такими факторами:

  • Рассмотрение вопросов по зафиксированным нарушениям происходит непосредственно по месту их совершения. По отдельному ходатайству того, на кого составлен протокол (посредством оформления заявления), возможен перенос дела по месту его постоянного проживания;
  • При оформлении протоколов применимо к жителям (гражданам) других государств рассмотрение дела происходит также именно там, где факт нарушения был зафиксирован;
  • Если в процессе ведения дела проводилось дополнительное расследование, местом рассмотрения является орган, расположенный по месту его проведения;
  • Составленные протоколы по отношению к несовершеннолетним заслушиваются по месту их фактического проживания;
  • Нарушение в области ДД, что было зафиксировано посредством специальных технических средств (выполнения фото- или видеосъемки) рассматриваются по местонахождению того органа, в который поступили данные материалы.

Стоит отметить, что в определенном порядке дела могут подлежать рассмотрению исключительно в мировом суде – такие нарушения определяются списком статей (12.2, 12.4, 127., 12.8 и т.д.). Также в мировом суде могут разбираться дела, которые поступили из органов внутренних дел. В отдельных ситуациях те решения, которые будут приняты мировым судьей, могут подлежать обжалованию. Срок действия (наличия такого права) в такой ситуации составляет 10 дней и уже после рассмотрения второй инстанцией вступает в силу, хоть и в отдельном порядке может подлежать обжалованию в порядке надзора. Если же нарушение разбирается в отношении военнослужащего, то дело будет заслушиваться именно в военном суде.

Сроки рассмотрения

Чтобы понимать, как именно протекает данный процесс, необходимо разобраться с характерными для него сроками. Так, рассмотрение дела об административном нарушении осуществляется в течение 15 дней с того момента, как должностное лицо или конкретный государственный орган получили протокол, по нему составленный, а также другие материалы.

Рассмотрение дела об административном нарушении осуществляется в течение 15 дней

При условии, что от участников данного производственного процесса поступали какие-либо ходатайства, или же потребовалось дополнительное время на выяснение некоторых обстоятельств, указанный выше срок может быть продлен тем же должностным лицом, органом и т.п., которое данное дело рассматривает. Длительность дополнительно дающегося времени составляет ровно месяц.

Продление можно осуществить только при условии вынесения мотивированного определения, в котором будет подробно объяснено, зачем увеличивать изначально установленный законодательно срок.

Дело, которое подразумевает наложение административного ареста, должно рассматриваться в тот же день, когда был получен протокол об административном правонарушении и иные материалы. Дело, касающееся задержанного в административном порядке гражданина, не может быть рассмотрено позднее 48 часов с момента задержания.

Ход дела

Порядок самого процесса представляет собой поэтапное прохождение следующих стадий:

  • Извещение лица, относительно которого будет проводиться заседание, о его дате и времени;
  • Объявление того, кто будет рассматривать дело, а также на основании каких законодательных актов привлекается;
  • Установление факта явки лица, виновного в нарушении, или же его представителя. При разборе тех дел, какие заведены в результате фиксации нарушений посредством технических средств, имеют некоторые особенности – они могут осуществляться в отсутствие лица, по действиям которого открыто дело;
  • Осуществление проверки наличия полномочий у представителя физ. или юр. лица, а также его защитника. Стоит отметить, что если проводится закрытое рассмотрение, которое может быть связано с определенными факторами, такими как неразглашение государственной тайны, представление опасности для жизни лиц и прочих случаев, отдельно предусмотренных законодательством, на заседание не допускается присутствие лиц, не причастных к нарушению или не пребывающих на нем для выполнения обязанностей или дачи свидетельских показаний;
  • Суд выясняет, была ли направлена информация по делу. При отсутствии кого-либо из тех, кто должен был явиться отдельно решают, будет ли рассмотрено дело в их отсутствии или предстоит отложение рассмотрения на срок, отдельно определенный судьями;
  • Осуществление разъяснения прав тем лицам, какие участвуют в разборе данного дела;
  • В случае отводов разбираются полученные данные и прочие ходатайства, имеющие отношение к делу;
  • Определяется необходимость отложения дела. Такое действие становится возможным в тех ситуациях, когда от сотрудников суда, разбирающих дело, поступил самоотвод или при прочих факторах, отдельно отраженных в регулирующем законодательстве. Также переносить дело могут при возникновении необходимости проведения дополнительной экспертизы;
  • Выносится решение о приводе лица, присутствие какого при разборе данного протокола обязательно;
  • Объявляется решение о том, что дело передается на рассмотрение в определенный орган (такое действие в большинстве случаев происходит в порядке подведомственности).

Дальнейшее делопроизводство заключается в оглашении протокола о разбираемом нарушении и при наличии такой необходимости дополнительно зачитываются другие имеющиеся сведения и информация относительно дела. Правила разбора таких дел предполагают заслушивание объяснений гражданина, в отношении какого заведено дело, показаний других лиц, если они имеют значение, дополнительные данные от специалистов и участвовавших в рассмотрении обстоятельств дела экспертов, принимаются во внимание имеющиеся доказательства.

Возможные постановления, которые могут быть вынесены

В результате разбора дела о нарушении могут быть вынесены такого рода постановления:

  • О прекращении производства дела о зафиксированном нарушении;
  • Об определении (назначении) положенного по закону наказания, которое будет применяться к лицам и гражданам, совершившим конкретное нарушение. Отдельно могут быть озвучены условия и причины нарушения, которые требуют немедленного устранения для обеспечения отсутствия аналогичных случаев как в отношении данного лица, так и применимо к определенному месту нарушения или территории.

Постановления о том, что производство относительно протокола, разбор какого осуществлялся, подлежит прекращению, могут выноситься в следующих ситуациях:

  • Если присутствует хотя бы одно обстоятельство, которое предусмотрено статьей 24.5 КоАП;
  • При объявлении устного замечания. Подобные меры предусмотрены статьей 2.9 КоАП РФ, где отражен факт того, что при не особой значительности нарушения орган или лицо, которое производит разбор всех факторов дела, может не применять меру наказания, а ограничиться лишь таким действием.

Могут ли ГИБДД отказать в данном ходатайстве? (о переносе дела по месту жительства)

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Михаил Алексеевич в случае отказа в удовлетворении данного ходатайства куда следует писать что бы оспорить данное решение?

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

КоАП РФ, Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

▪ Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Основные пункты содержания

При формировании по делу к его содержанию также предъявляются определенные требования. Так, в частности, такой официальный документ должен содержать такую информацию:

  • ФИО, а также должность того судьи, который разбирал дело. Также указывается название и состав органа, который осуществлял рассмотрение в коллегиальном порядке;
  • Дата, на какую осуществлялся разбор дела о нарушении и место, где оно проходило;
  • Данные о том лице или организации, относительно которого рассматривалось дело;
  • Особые обстоятельства, какие были установлены судом;
  • Та статья, на основании какой за совершение такого нарушения предусматривается несение ответственности, характеристики и обстоятельства которого подпадают под разбираемое дело;
  • Какое по делу было сформировано решение. Тут отражается факт виновности лица и то, какое может последовать наказание;
  • В каком порядке допустимо обжаловать данное постановление, а также сроки подобной процедуры;
  • Информация о том, кто будет являться конечным получателем штрафа в ситуациях, когда наказание будет заключаться в такой форме. Несмотря на то, что все подобные платежи идут в бюджет Российской Федерации, направляться средства могут на различные счета, вид которых может зависеть от региона, где нарушение было зафиксировано, а также прочих обстоятельство дела;
  • Величина ущерба, которая может подлежать возмещению. В таком случае также отдельно отражается порядок возмещения, его сроки и прочие нюансы, которые понадобятся по мнению суда.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: