9.1 Определение количества полос движения

Почти во всех городах имеются специальные полосы для движения, которые предназначены для общественного транспорта. Народное ее название – «автобусная». Данное ей название говорит само за себя – право передвижения по ней дано только пассажирским транспортным средствам, относящимся к общественному транспорту, и двигающимся по заданному маршруту.

Но простые водители имеют определенные трудности при распознавании такого рода полос. Какое же наказание может последовать при нарушении ПДД, и когда обычным автомобилям разрешается движение по этой полосе?

Что представляет собой полоса для автобусов?

Необходимость в создании выделенной полосы для движения пассажирского транспорта появилась по причине высокой плотности движения на некоторых участках. Поэтому было принято решение отделить их от основной массы машин, во избежание длительного простаивания в пробках.

В каких случаях обычный автомобиль может выезжать на выделенную полосу дороги

Водителям пассажирского транспорта не обязательно использовать особую выделенную для них полосу. В случае наличия еще одной полосы, направление движения по которой аналогичное, отделяемой прерывистой линией разметки, они на абсолютно законных основаниях могут использовать ее для движения.

Отделение подобной полосы на дороге выполняется в двух ситуациях:

  • при наличии на проезжей части нескольких других полос движения попутного направления;
  • если расположение полосы является встречным для всех остальных участников движения. Основная масса водителей воспринимает это как одностороннее движение по дороге, но это ошибка. По этой причине выезд на полосу встречного движения, то есть отделенную от других, наказывается лишением права управлять машиной.

В каких случаях обычный автомобиль может выезжать на выделенную полосу дороги

Еще одним вопросом касательно такой полосы, становится разрешение такси передвигаться по ней. Такое право имеют только такси, работающие официально, которому выдаются номерные знаки желтого цвета.

Обозначение прилегающей территории в ПДД

Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:

Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.

Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:

  • 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
  • 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
  • 3.2. Запрещает сквозное следование.
  • 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.

Прилегающая территория по ПДД

Но перечисленные символы не всегда устанавливаются на первой границе примыкающей зоны, их может не быть вообще, а ехать через нее все равно нельзя. Кроме того, 7.3 не исключает того, что перед участком все еще идет проезжая часть, где действуют иные правила. А еще перед въездом на прилегающую территорию могут действовать знаки, которые устанавливают только на перекрестках:

  • 2.1;
  • 2.3.1-2.3.7;
  • 2.4;
  • 2.5;
  • 3.16;
  • 3.20;
  • 3.22;
  • 3.24;
  • 3.26-3.30;
  • 4.11.

Ведь в ГОСТе Р 52289-2004 есть, например, такое требование:

Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1-2.3.7 … перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток.

То есть наличие знака указывает на то, что это перекресток. Но его отсутствие еще не свидетельствует о том, что к основной дороге примыкает прилегающая зона.

Ещё на AutoLex.Net:

Максимально разрешенная скорость на трассе для разного вида транспорта

Разрешение выезда

В некоторых случаях, обычным автомобилям можно выехать на эту специальную полосу:

  1. В первую очередь, выезд на эту полосу движения разрешается только в случае, когда отделение от остальных производится при помощи прерывистой разметочной линии. При наличии же сплошной линии либо ее отсутствии, выезд на данную полосу движения строго запрещен.

    В каких случаях обычный автомобиль может выезжать на выделенную полосу дороги

  2. Во-вторых, водителю. придется обязательно выезжать на полосу, чтобы повернуть. К примеру, если остановка автобуса находится с правой части дороги, а машина движется в левом ряду. Нарисованная прерывистая разметка, дает право выезжать на крайнюю правую специальную полосу, и выполнение маневра уже при движении по ней.

Водитель, находящийся за рулем обычной машины, может осуществлять выезд на специальную полосу для передвижения маршрутных транспортных средств, в следующих дорожных ситуациях – если ему необходимо выехать на дорогу, пересекая эту полосу движения, либо есть необходимость остановки с целью посадки или высадки пассажиров с правой стороны. Единственным условием для этого становится не препятствование движению транспорта, который должен передвигаться по данной полосе.

Как осуществлять развороты, выезд

Главное отличие правил на перекрестке и в примыкающей зоне – покидать их следует по-разному. Выезд с прилегающей территории ПДД определяют следующим образом: при его выполнении следует уступать всем прочим участникам движения. Приоритет имеют автомобили и другие ТС, въезжающие на участок или следующие по дороге мимо пересечения. Необходимость диктуется пунктом 8.3 Правил:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…

Развороты с прилегающих территорий ПДД разрешены. Главное условие – пространство должно хорошо просматриваться по всем сторонам. Не менее важно отсутствие запрещающих разворот знаков. Удобнее использовать примыкающий участок, находящийся слева от основной проезжей части. Ведь разворачивающееся на нем ТС обязано при выезде уступать всем другим автомобилям и пешеходам. А выполнить условие проще, когда при этом необходимо поворачивать направо.

Нужно въехать в примыкающую зону, включить левый поворотник, совершить маневр и покинуть ее.

Если примыкающий участок находится справа от дороги, лучше проследовать мимо въезда на него и остановиться примерно в метре. Затем надо сдать задом и таким образом оказаться на прилегающей территории. При этом необходимо пропустить только возникших на пути пешеходов. А при выезде уступать ТС, как указано в пункте 8.3 ПДД.

Ещё на AutoLex.Net:

Запрещающие, предупреждающие и другие знаки дорожного движения для пешеходов

Самые частые нарушения ПДД, которые приводят к авариям на парковке

Топ-10 самых распространенных ДТП на парковках и в «Жилой зоне»

Во дворах , несмотря на кажущуюся безобидность обстановки и малые скорости движения, происходит немалое количество дорожно-транспортных происшествий. Увы, порой с очень тяжелыми последствиями, особенно когда речь идет о наездах автомобилей на пешеходов.

О мерах предосторожности и методах борьбы с авариями на придомовых, дворовых территориях, где действуют знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», ограничивающие скорость движения 10-20 км/ч, а также в зоне действия знака 5.21 «Жилая зона» должен знать каждый автомобилист. Вот несколько основных правил, которых стоит придерживаться, чтобы не попасть в неприятности во дворе:

1. Не превышайте скорость.

2. Перед началом маневра убедитесь в его безопасности. Этот пункт знают все, но мало кто понимает, как его применять на практике.

Объясним: каждый раз перед началом движения (особенно задним ходом), посмотрите в сторону, куда вы начнете движение. Даже если вы уже включили передачу и, посмотрев по зеркалам на обстановку сзади автомобиля, по какой-то причине отвлеклись, скажем кратковременно посмотрели на телефон, на который пришло СМС, не поленитесь вновь перепроверить по зеркалам, не появилось ли помех в той стороне, куда вы планируете двинуться. Даже в том случае, если взгляд отвели на секунду-другую.

Дело в том, что обстановка может измениться очень быстро, и нужно быть всегда начеку, контролируя ее. Например, за это время из-за соседнего авто мог выйти ребенок. Или подъехать автомобиль. Не убедившись в том, что за вами свободно, можно очень просто попасть в неприятности.

3. Предоставляйте приоритет другим участникам движения. Если сомневаетесь, кто кого должен пропустить, а коллега по рулю явно не хочет предоставлять вам проезд, пропустите его. Здесь, как и на дороге, работает «правило трех Д»: Дай Дорогу Дураку.

4. И не будьте слишком самонадеянны. То, что во дворе все ездят медленно, абсолютно не означает, что автомобиль в безопасности, – аварии происходят именно тогда, когда их не ждешь!

Подборка примеров с реальными ДТП во дворах тому доказательство. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, верно?
Смотрите также

Топ-10 самых распространенных ДТП на парковках и в «Жилой зоне»

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

То есть водители по невнимательности, малоопытности или из-за спешки бьют свои автомобили о чужие, когда производят движение задним ходом. В целом в этом нет ничего необычного. В ограниченном пространстве, заполненном машинами, порой бывает крайне сложно совершить маневр безопасно.

Возможные ДТП и их последствия

ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:

  • Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
  • Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.

  • Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.

Если автомобилист не может определить, действительно ли находится на примыкающем участке, лучше проезжать так, как будто это перекресток равнозначных путей. Потому что правила в данном случае строже, то есть при их соблюдении меньше вероятность аварии.

Прилегающая территория в ПДД разграничена с проезжей частью, на ней участники движения должны вести себя иначе. И это справедливо, ведь здесь решаются другие цели: заправка авто, ожидание, пока водитель или пассажир вернется из дома либо учреждения. Если не спешить, контролировать дорогу, уважать других участников движения, удастся избежать неприятностей с ними и ГИБДД.

Ещё на AutoLex.Net:

Особенности знака «Платной парковки»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: