Частные камеры фиксации скорости: что нужно знать?


Предпосылки появления частных камер видеофиксации

Бизнес на камерах видеофиксации нарушений

Еще в начале 90-х годов прошлого века рынка видео- и даже аудиофиксации не существовало. Однако само направление вызвало интерес у людей, создавших впоследствии . Постепенно они расширили спектр своей работы до следующих составляющих, способных зафиксировать нарушения ПДД участниками дорожного движения:

  • видеоаналитика;
  • система контроля трафика;
  • система распознавания лиц Face Control.

Кстати, впервые внедрила камеру для фиксации нарушения ПДД в Туркмении. И только спустя год эту практику переняли в России.

После этого ДПС стала внедрять достижения компании в свою работу. Таким образом, для фиксации правонарушения необязательно ставить на каждую дорогу сотрудника, да это и невозможно. Достаточно установить камеру видеофиксации, настроить ее и получать штрафы за правонарушения.

Правда, одновременно с этим появилась другая трудность – денег в федеральном и местных бюджетах и так недостаточно, а если еще и ввести новую статью затрат, то дефицит может еще больше увеличиться. Именно поэтому еще в 2014 году Совет Федерации и Государственная Дума совместно разработали проект, позволяющий заниматься установкой камер видеофиксации частным инвесторам.

Типы камер для видеофиксации нарушений ПДД

Все видеорегистраторы, используемые на дорогах, можно разделить на 2 основных типа:

  1. Автоматические камеры.
  2. Камеры, которые используют непосредственно сотрудники ГИБДД.

Камеры для автоматической фиксации нарушений

Видеорегистраторы, работающие в автоматическом режиме, фиксируют довольно большой спектр нарушений, но далеко не всё. Водителям нужно помнить, что техника постоянно совершенствуется и список нарушений правил постоянно расширяется.

Автоматические приборы принято делить по следующим параметрам:

  • стационарные;
  • переносные;
  • мобильные.

Помимо этой классификации камеры можно разделить и по принципу действия:

  1. Радарные. Их легко распознать по имеющемуся радарному датчику и самой камере. Сначала радар фиксирует нарушение скоростного режима, а затем производится видеофиксация. К сожалению, приборы такого типа имеют довольно большой процент ошибок, за которые приходится платить водителям.
  2. Лазерные. Это наиболее современные камеры, которые используют в Европе. В нашей стране тоже можно встретить такие приборы. Они обычно закрепляются сбоку дороги и могут охватывать движение в шести полосах. Кроме стационарных вариантов, можно встретить и переносные устройства. Они выглядят как простая видеокамера, но с двумя объективами.
  3. Видеофиксации. Прибор производит несколько фотографий с определенным временным промежутком и затем вычисляется скорость автомобиля.

Стационарные приборы

Камеры такого типа устанавливаются в определенном месте и настраиваются только один раз. Далее они работают в автоматическом режиме, фиксируя нарушения дорожного движения и отсылая их в центральный офис. Данные приборы способны фиксировать максимально широкий спектр нарушений:

  • превышение скоростного режима;
  • проезд на красный свет;
  • временное движение по встречной полосе;
  • остановка за стоп-линией;
  • проезд на запрещающий знак;
  • движение по тротуару;
  • нарушения при обгоне другого транспортного средства;
  • не были пропущены пешеходы на переходе;
  • пересечение запрещающих линий;
  • не горящие фары ближнего света;
  • совершение поворота из второго ряда и т. д.

Стационарная камера ГИБДД

Стационарные камеры фиксации тоже могут быть разными, и наиболее распространённые марки это:

  1. «Стрелка» — позволяет распознать транспортное средство, которое запрограммировано в её памяти. Она может увидеть нарушающую цель практически за 500 метров (прибор способен вести одновременно до нескольких десятков автомобилей). После того как автомобиль-нарушитель приблизится на 50 метров, «стрелка» зафиксирует номер машины и сфотографирует её, далее внутренний радар окончательно установит скорость.
  2. «Автодория» — прибор не имеет радара, и скорость определяется фотофиксацией автомобиля в начале отрезка движения и в его конце. Расстояние, на котором может быть замечено нарушение, может составлять от 100 метров до 3 км.
  3. «АвтоУраган – ВСМ» производит фиксацию примерно 15 видов правонарушений ПДД. Здесь тоже нет встроенного радара, но прибор с погрешностью в 2 км. определяет скорость машины и фиксирует время.
  4. «Вокорд» — фиксация скорости производится по серии фотографий.
  5. «Арена» — может быть как стационарной, так и передвижной. Она имеет возможность заметить нарушителя даже в тёмное время суток, определяя скорость от 20 до 250 километров в час.

Большинство современных технических средств, применяемых инспекцией ГИБДД, прекрасно справляется со своими функциями и в тёмное время суток, так как они работают в инфракрасном диапазоне. Это свойство помогает так же увидеть и испачканные грязью номера.

Переносные камеры

Переносные камеры можно устанавливать в совершенно разных местах, меняя место максимально часто. Данные технические средства необходимо каждый раз после установки перенастраивать. Такие видеофиксаторы могут практически определять только превышение скорости, часто игнорируя другие, не менее серьёзные нарушения правил движения.

Переносная камера ГИБДД

Мобильные камеры

Видеокамеры данного типа устанавливаются непосредственно в автомобиле инспектора ГИБДД. Чаще всего они предназначены для фиксации нарушений:

  • скоростного режима;
  • несоблюдение правил паркования;
  • несоблюдение правил по оплате при грузоперевозках.

Мобильные камеры способны обнаруживать и регистрировать нарушения в процессе движения.

Все три типа автоматических камер подразумевают фиксацию нарушения и пересылку данных и фотографий нарушителя в инспекцию ГИБДД, откуда затем и производится рассылка так называемых «писем счастья».

Мобильная камера ГИБДД

Камеры, которые используют сотрудники ГИБДД

Эти технические средства применяются как вспомогательные сотрудниками ГИБДД. Их можно использовать для фиксации любых нарушений правил дорожного движения, но штраф накладывается сразу же на месте остановки ТС инспектором в ручном режиме. Использование таких приборов может происходить несколькими способами.

  1. Инспектор производит съемку нарушения и останавливает нарушителя. После предъявления видео доказательства водителю, на месте выписывается штраф.
  2. Инспектор фиксирует несоблюдение ПДД и отправляет информацию на следующий пост, где и производится остановка автомобиля-нарушителя. Далее после ознакомления водителя с имеющимися материалами выписывается штраф.
  3. Камера стоит на некотором расстоянии от поста ГИБДД и по номерам автомобилей производит их распознавание и проверку по всем необходимым базам. Информация поступает на пост, где и производится задержание нужного автомобиля.

Камера около поста ДПС

Как это работает?

После принятия законопроекта частная видеофиксация нарушений ПДД стала возможной и законной. При этом обе стороны остаются в плюсе: бюджетные средства не расходуются, что позволяет найти иные варианты для финансорования, а предприниматели получают возможность зарабатывать.

Ранее по такому же плану частные инвесторы работали с камерами видеофиксации на платных дорогах. Теперь же это возникло и на общедоступных трассах. Правомерность действий подтверждается поправками в закон «О концессионных соглашениях».

Бизнесмену остается установить камеру и ждать получения прибыли. При этом средства перечисляются сначала в государственную казну (после того, как нарушитель оплатит штраф), а только потом к владельцу оборудования. Деньги передаются не в полном размере. В бюджете остается часть средств. Размер вознаграждения инвестора может достигать 233 рублей за каждый штраф.

Плюсы и минусы ведения бизнеса

Установка камер на дорогах как бизнес действительно способна приносить неплохую прибыль. Размер дохода будет зависеть от проходимости (сколько человек в день проезжает мимо камеры видеофиксации), количества и серьезности нарушений. Главное – правильно выбрать участок трассы. Там, где движение и так спокойное, устанавливать камеру видеофиксации практически бессмысленно. А вот на скоростных дорогах прибыль будет в разы больше.

Этот сектор бизнеса привлекателен для инвесторов из-за ряда положительных факторов:

  • возможность получения дохода без дополнительных усилий (достаточно наладить работу и найти человека, ответственного за работу камер и их обслуживание);
  • доход без дополнительных операционных затрат (вкладываться снова и снова не придется, так как оборудование имеет долгий срок службы, а в случае необходимости его всегда можно починить или заменить);
  • не нужно самостоятельно заниматься сбором платежей – из бюджета причитающаяся сумма будет перечисляться ответственными лицами в установленные сроки;
  • наличие единого срока получения выплат;
  • возможность принести пользу населению, предупреждая правонарушения (хотя многие граждане относятся к этому скептически).

Конечно, есть у такого бизнеса и свои недостатки. К наиболее существенным можно отнести следующие особенности:

  1. большая сумма прибыли приходится на первое время, чуть позднее люди начинают запоминать, где стоит камера, и стараются не нарушать в этой зоне правила дорожного движения (в худшем случае размер прибыли может почти сойти на нет);
  2. относительно небольшой размер вознаграждения (233 рубля по сравнению с размерами нынешних штрафов – не так уж и много);
  3. деньги из фискального института поступают не потоково, а в назначенные сроки, что может стать причиной отсутствия необходимых средств в определенный промежуток времени;
  4. наличие определенного срока сотрудничества – получать комиссионные предприниматели могут лишь в течение 12 лет после установки камер, по истечению этого времени контракт с инвестором заканчивается;
  5. не все граждане уплачивают штрафы, иногда на их взыскание уходит достаточно много времени;
  6. наличие особых правил установки камер видеофиксации (при их отсутствии штраф может быть оспорен нарушителем через суд).

Даже несмотря на такое количество минусов, можно говорить о высокой рентабельности самого бизнеса. Недаром на текущий момент заключено порядка 50 госконтрактов на установку и обслуживание камер видеонаблюдения на общую сумму в 1,5 миллиарда рублей по всей стране.

Что фиксирует камера на дороге?

Разновидности камер видеофиксации ГИБДД позволяют более тщательно следить за порядком на дороге. Аппараты регистрируют административные правонарушения, указанные в главе 12 КоАП РФ. Как правило, это:

  • превышение скорости движения;
  • езда на автомобиле по встречной полосе;
  • неправильная парковка транспортного средства;
  • движение в местах, не предназначенных для этого, таких как тротуар, трамвайные пути;
  • непристегнутые ремни безопасности;
  • проезд на красный свет светофора;
  • запрещенный обгон;
  • пересечение сплошных линий;
  • использование водителем во время движения мобильного телефона.

В зависимости от того, какие виды камер на дорогах установлены, и фиксируется определенный вид нарушения. Ведь одни аппараты могут измерить только скорость, в то время как другие приборы способны улавливать до 28 нарушений на дороге.

Вне зависимости от вида камеры видеофиксации, ГИБДД к ответственности привлекает только собственника транспортного средства. Если на момент нарушения за рулем находился другой человек, то с хозяина машины административная ответственность может быть снята.

Сколько придется вложить?

Стоимость камеры видеофиксации зависит от количества ее опций. Технологии развиваются в этом направлении очень стремительно. С каждым годом оборудование может зафиксировать и отобразить все большее количество нарушений. Для работы требуется не только камера, но и рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое. Полный комплект оборудования может обойтись в 2 000 000 – 3 000 000 рублей.

Если учесть, что средний размер вознаграждения составляет 200 рублей, то значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Так как срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не меньше 3 нарушений в день. Для российских дорог это небольшая цифра. На практике оказывается, что вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.

Новые камеры фиксации нарушений ПДД

О том, какие камеры бывают на дорогах, было написано выше, а теперь немножко о моделях новых систем контроля. Ведь технологии не стоят на месте, а постоянно совершенствуются. Это касается и видеофиксаторов ГИБДД. На дорогах, помимо старых и уже проверенных комплексов слежения, появилось и новое оборудование. Оно функциональнее и точнее старых приборов. Работает быстрее своих предшественников и гораздо реже дает сбои. Лучше защищено от воздействия негативных факторов окружающей среды. К ним можно отнести следующие комплексы слежения:

  • «Пит-Стоп». Комплекс успешно помогает сотрудникам полиции вылавливать лихачей на дороге. Может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме.
  • «Бутон». Есть мобильная и стационарная версия данного прибора. Способен одновременно контролировать две полосы уличного движения. Максимальное расстояние обслуживание для стационарной версии составляет 25 м, для мобильной 15 м. В основе его работы лежит принцип спектрофотометрии.
  • «Азимут». Современный уникальный комплекс, регистрирующий шесть видов нарушений, среди которых: превышение скорости, парковка в неположенном месте, езда на красный свет, нарушение правил разметки на дороге. Максимальная дальность распознавания автомобиля составляет 5 км.
  • «Одиссей». Система самостоятельно ведет видео и фотосъемку. Способна обслуживать несколько полос движения.
  • «ЛИСД». Лазерный радар. Может среди потока машин лазерным лучом отыскать нужный транспорт, измерить его скорость и за короткий промежуток времени идентифицировать нарушителя. Прибор устойчив к непогоде.
  • «Паркон». Современная система автоконтроля. Крепится к машине полицейского и позволяет фиксировать многие виды нарушений.
  • «Кордон». Отличается от остальных подобных приборов высокой точностью. Информация, переданная «Кордоном», проходит по специальным беспроводным каналам в центр, где ее обрабатывают специалисты ГИБДД. Радарный комплекс способен держать под наблюдением до четырех полос. Имеет встроенную систему GPS/GLONASS. Настраивается дистанционно.
  • «Птолемей-СМ». комплекс оснащен мощной оптикой. Ведет наблюдение сразу за несколькими полосами. Является стационарным прибором. Монтируется сбоку, на обочине. Имеет неприметный вид, по этой причине его часто не замечают водители. Не определяется радар-детекторами.
  • «Интегра-С». Универсальный комплекс, регистрирующий до 28 нарушений. Ведет наблюдение одновременно за несколькими полосами движения.
  • «Стрит фалькон». Эти современные камеры совсем недавно появились в Москве, но уже успели наделать немало переполоха. Фиксируют нарушения быстро и так же быстро передают их сотрудникам полиции. Видеофиксатор имеет круговой обзор. Замечает не только превышение скорости, но и нарушение правил стоянки, неправильную парковку. Способен уличить на стоянке неплательщиков.

Есть еще множество современных видов камер видеофиксации ГИБДД (фото приборов можно посмотреть выше). Они помогают сотрудникам полиции отслеживать правонарушения и наводить порядок на дороге. Чтобы им не попасться, нужно просто соблюдать правила дорожного движения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: