Как получить водительские права в Германии?

Как получить водительские права в Германии с нуля?

Итак, сначала вы обращаетесь в автошколу. В ФРГ это частные заведения, причём они бывают лучше или хуже, выбирать стоит по отзывам тех, кто там учился. Или можно пройтись по находящимся рядом и посмотреть, как и что преподают: в крупных городах их обычно много.

получить водительские права в Германии

Дальше подписывается контракт на обучение. Потом вам расскажут, что делать следующим этапом. Все занятия, как и в России, делятся на теорию и практику. К первым обычно приступают довольно быстро, но сначала нужно собрать весь пакет документов. Хотя в некоторых случаях на этом не особо настаивают.

Какие нужны документы?

Первым делом надо пройти в оптике или же у окулиста тест на зрение. Он стоит 10 евро, всё занимает минуты 3. По итогам выдаётся справка, показывающая, нужны ли вам очки. Если же всё-таки требуются, то их лучше заказать побыстрее, потому что к вождению иначе просто-напросто не допустят.

Потом необходимо сделать 4 качественные фото определённого формата. Достаточно подойти в ателье и пояснить, что вам нужны снимки на права. Одна фотография остаётся в личном деле в автошколе, вторая – в полицейской картотеке, третья требуется для анкеты в госорганах, а четвёртая играет роль запасной. Если водить будете в очках, делать снимок лучше всего сразу в них.

После вы подаёте в местный орган власти соответствующее заявление. Туда нужно приложить 2 фото и 25 евро. Теперь права вам обязательно сделают, а вот когда вы их получите – другое дело.

Наконец, все водители должны пройти курсы оказания первой помощи и получить соответствующую справку. Если не знаете, куда обращаться, уточните у преподавателя. Курсы занимают день в среднем, они довольно простые.

Итак, от вас потребуются следующие документы:

  1. Справка от окулиста. Получить можно за 5 минут.
  2. Фотографии. 4 штуки, сделать можно в ателье.
  3. Заявление в местные органы. Не забудьте о фото и деньгах.
  4. Справку о прохождении курсов оказания первой помощи. Придётся потратить день.

Как видите, всё довольно просто. Учтите, что документы нужны не самой автошколе, а для допуска к экзаменам. Но некоторые заведения их требуют сразу же. Этот момент лучше всего уточнить перед подписанием контракта.

Сдача экзамена на знание теории

Выбрать для сдачи экзаменов можно не немецкий, а другой язык. Иногда это разрешается и всё, а в некоторых землях вас может вызвать к себе служба, занимающаяся выдачей водительских прав, для собеседования на немецком (!). Логики здесь немного.

Теоретический экзамен лёгкий: нужно сдать тест, выбрав конкретные ответы на вопросы. Впрочем, проверяют не только голое знание правил, но и умение ориентироваться в нестандартной ситуации, например. Большинство тех, кто что-то делает на занятиях, экзамен сдают. Если первая попытка закончится провалом, то её можно повторить через неделю, посетив ещё 2 занятия. Экзамен платный вне зависимости от результатов.

Международное водительское удостоверение

За оформление МВУ необходимо заплатить госпошлину в размере 1 тыс. руб., но с этим удостоверением вероятность возникновения проблем при прокате авто снижается к минимуму. Хоть права россиян формально действительны во всех странах, которые подписали Венскую конвенцию (большая часть европейских, азиатских и африканских стран, а также в Южной Америке), но даже и в этих государствах можно столкнуться с обыкновенным недружелюбием. Следует помнить, что МВУ недействительны без российских прав, а потому лучше держать эти две книжечки вместе.

Как проходит практика?

К практическим занятиям приступают после того, как пройдена хотя бы половина теории. Впрочем, окончательное решение принимает будущий водитель, преподаватель только предлагает.

Для получающих права «с нуля» нужно минимум 20 часов уроков вождения. Максимум – не ограничен, как правило, на усмотрение автошколы. Итак, из этих 20 часов 4 должны быть наезжены по автобанам, ещё 4 – обязательно ночью. И 12 – как захотите. График занятий обговаривается индивидуально с преподавателем. Уроки длятся не больше 2 часов, так что всё растягивается минимум на 10 дней. Водят обычно по маршруту, на котором потенциальный водитель будет сдавать экзамен. Так вас готовят.

Проходим теорию

Если в школе разрешают проходить теорию до сбора документов — слушатели приступают к занятиям после подписания контракта. По закону, чтобы получить водительское удостоверение категории «Б» — вождение легковых автомобилей с максимально допустимой общей массой 3,5 т. — проходят минимум 14 часов теории. Теория состоит из 12 часов базовых занятий — Pflichtstunden— и 2 дополнительных часа — Zusatzstunden.

На занятиях будущих водителей готовят к теоретическому экзамену. Происходит это по-разному: в одних школах преподаватели читают лекции по правилам дорожного движения, в других — заполняют с курсантами тренировочные задания.

Тренировочные билеты заказываются онлайн. Не помешает приобрести программу-тренажёр для понимания базовых ситуаций на дороге. Билеты с заданиями меняют каждый год, но вопросы в основном одинаковые.

Выгодно комбинировать разные водительские категории, потому что некоторые теоретические занятия на категорию «Б» засчитывают и для категории «А». Если получать отдельную категорию позже, то придётся снова проходить обязательные часы теории и платить за них.

Сдача практического экзамена

Тут всё довольно просто. Но имейте в виду, что допустят к практическому испытанию только при сданной теории. Итак, как можно не сдать практику? Очень просто:

  1. Не пропустить пешехода. Самое тяжёлое нарушение, экзамен считается автоматически сорванным. Почему на это стоит обратить особое внимание? Дело в том, что в отношении пешеходного перехода ПДД в России и в Германии отличаются. В РФ водитель обязан остановиться, когда пешеход ступил на переход. В Германии – только когда подошёл. Причём остановка должна быть полной.
  2. Пропустить знак «Стоп». А тут есть свои подвохи. Во-первых, его могут переставить. Во-вторых, перед ним тоже нужно останавливаться полностью.
  3. Медленно отреагировать на любую опасность. Водитель должен жать на тормоз быстрее проверяющего. Разумеется, когда для этого есть основания.
  4. Неправильно припарковаться задом. Нужно уметь верно оценивать габариты машины.
  5. Создать опасность для других участников дорожного движения.
  6. Забыть пристегнуться/отрегулировать под себя «зеркала». Это важно сделать, даже если вам удобно. Надо показать, что вы помните о таком требовании.
  7. Лениться поворачивать голову. Экзаменаторы игнорируют объяснения о том, что водитель контролируют ситуацию через зеркала. Поэтому здесь важно быть предельно сконцентрированным.

На практический экзамен уходит не больше 45 минут, а вообще в реальной жизни обычно меньше. В конце задают ещё один вопрос из теории. Если всё прошло успешно, права выдаются на месте. Там же принимают оплату за экзамен (стоит 200 евро). Дальше водителю остаётся только рассчитаться за учёбу с автошколой.

Многие немцы сдают практику далеко не с первого раза. Ограничение на количество попыток здесь нет. В среднем большинство жителей сдаёт со 2-3.

Сдаём экзамены

После прохождения 14 часов теории слушатель сдаёт теоретический экзамен, даже не закончил практику. Экзамен проходят на планшетах, на любом языке — об этом предупреждают в автошколе при подписании договора. Если выбранный язык не немецкий, кандидаты в водители приходят в место выдачи прав — Führerscheinstelle, оплачивают дополнительный сбор 20 евро и объясняют выбор языка. Процедура напоминает собеседование, где сотрудники ведомства говорят только на немецком, а кандидат в водители — как может. Возможно, это специфика земли Баден — Вюртемберг.

На экзамене кандидаты решают тест с множественным выбором ответов: учеников проверяют на знание правил дорожного движения и на адекватную реакцию на дороге. Стоимость сдачи экзамена — 80 евро. Если не сдал с первого раза, слушатель посещает ещё два занятия в автошколе и через неделю проходит тестирование повторно. Сдавать теорию разрешают три раза — если не получилось, придётся ждать три месяца. Если после перерыва опять не получилось сдать три раза — придётся пройти медико-психологическое обследование — MPU. Если результат положительный, дают ещё две попытки сдать теорию. Если нет — о правах можно забыть. Важно: если с первого теоретического занятия прошел год, а экзамен не сдан — обучение начинают сначала.

Практический экзамен принимают специальные независимые экзаменаторы: их невозможно подкупить или разжалобить. Экзаменатор сидит на заднем сидении автомобиля и следит за действиями экзаменуемого. Если экзамен не сдан, то ученик немедленно покидает водительское место и передаёт управление преподавателю. Для допуска ко второй попытке курсант обязан пройти ещё 10 часов практических занятий. Ограничений на количество проваленных экзаменов по вождению нет.

Проверка длится максимум 45 минут и стоит около 100 евро. В конце экзамена задают один теоретический вопрос на понимание устройства управления автомобилем. Например, как включить дальний свет или как проверить, исправен ли стояночный тормоз. Если экзамен сдан, то экзаменатор тут же выдаёт водительское удостоверение.

Если у вас уже есть права

Если у вас уже есть права любой другой страны ЕС (или американские), то получать с нуля не нужно. Имеющееся удостоверение просто обмениваете на немецкий документ и всё. А вот с российскими или же с правами из другой страны СНГ такой льготы нет: у нас сильно отличаются ПДД. Поэтому придётся всё равно сдавать оба экзамена, только объём теории может сократиться. И количество часов вождения уменьшается до 10.

Имейте в виду, что при наличии российских прав вы можете ездить полгода. Потом всё равно придётся проходить эту процедуру.

Ещё один момент: если вы получаете права той категории, которая уже есть, российские права у вас заберут. А если вы решили сдать, скажем, только на В, а у РФ у вас и другая категория, то после получения немецких прав в Zulasungsstelle вы сможете взять свой российский документ. На его основании потом вы подтвердите при желании право водить, к примеру, грузовики.

Что ещё нужно знать о немецких правах?

Водительское удостоверение – это удобная пластиковая карточка со снимком и всеми данными. Если потеряли, можно восстановить, разумеется, за деньги. При желании водить с этими правами не в странах ЕС нужно отдельно заказать в ратуше удостоверение международного образца. Стоит оно недорого, так что лучше сделать на всякий случай.

Учтите, что в статье всё описано с учётом возможного наличия российских прав. Если у вас документы из другой страны СНГ, то там вполне вероятны свои нюансы.

Получить права в Германии довольно просто. У многих выходит с первого раза сдать оба экзамена. Особенно, если есть какой-то опыт вождения.

А что закон?

Согласно положениям Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, которую подписал еще СССР, а Россия ратифицировала как правопреемница, страны-участники договорились признавать «любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции», а также «любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением» (статья Венской конвенции).

Визовый отказ

С какими проблемами могут столкнуться россияне при оформлении въездных документов

Под приложение 6 подпадают лишь права, которые выдавались в России с 2011 года («розовый вариант»). Но при этом следует понимать, что не все страны Венскую конвенцию подписали. Так, например, из европейских стран ее не ратифицировали Андорра, Кипр, Исландия. Эти страны остались приверженцами более старой Женевской конвенции, и по закону при аренде автомобилей там обязаны требовать международное водительское удостоверение.

Но в интернете полно отзывов от туристов, которые «спокойно колесили по Кипру с российскими правами, и никто у них ничего не просил».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: