Режим работы ламп автомобиля (видео)


О нарушениях правил установки внешних световых приборов

В целях правомерности использования световых приборов с огнями ненормативного цвета и газоразрядных источников света в световых приборах автомобилей, не предназначенных для их установки, отделение регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора управления Госавтоинспекции МВД по Республике Коми, разъясняет следующее.

В соответствии с требованиями международных правил (Правил ЕЭК ООН) разработка и производство фар транспортных средств (далее – ТС) осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах. Согласно этим Правилам каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на ТС. При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия некоторых причин, каждая из которых, в свою очередь, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.

Во-первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны (470 Нм), чем у галогенных ламп (550 Нм), что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения. Поэтому практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление, они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы могут выполнить.

Во-вторых, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп, что также приводит к увеличению углов рассеивания как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а следовательно, к ослеплению водителей встречного транспорта.

В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света согласно требованиям «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожного полотна и наличия стеклоомывателя фары, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно. В этом случае очевидно, что при установке газоразрядной лампы вместо галогенной условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы).

Для ТС с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы: дальний свет, ближний свет, противотуманное освещение.

Для ТС с адаптивной системой освещения (АР5) регламентированы: дальний свет, магистральное освещение, сверхдальний свет, городской свет для малых скоростей движения, городской свет для повышенных скоростей движения, противотуманное освещение включающее режимы: дождь-мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман.

Подпонятием «режим работы» следует понимать совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий. В свою очередь светораспределение согласно Правилам ЕЭК ООН определяется категорией используемого источника света и конструкцией светового прибора. Например, Правила № 112 регламентируют значение светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила № 98 — то же для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах.

Таким образом, при установке газоразрядных источников света в световые приборы, не предназначенные для их использования, будет нарушаться режим работы всего светового прибора. В ГОСТ Р 51709 — 2001 в разделе «определения» отсутствуют формулировки используемых терминов «цвет» и «цвет огней» внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они понимаются как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый, красный, белый и т. п. Эта характеристика соответствует колориметрическому понятию «доминирующая длина волны». Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно. Правовые последствия неправомерного использования газоразрядных источников света и световых приборов с огнями ненормативного цвета.

Приложением к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» установлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС. Согласно п. 3.1 Приложения, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства», п. 3.4 «на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора», а также п.3.6 — «цвет огней светового прибора не соответствует установленному перечню», то эксплуатация ТС запрещается.

Световыми приборами, установленными в передней части транспортного средства, являются те приборы, свет которых обращен вперед, то есть воспринимается участниками дорожного движения, находящимися по фронту ТС.

Установка в передней части транспортного средства световых приборов и световозвращающих приспособлений, цвет которых не соответствует требованиям п.3.6 Приложения, является прямым основанием для возбуждения административного дела по признакам правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 12.4 и ч. 3 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). С учетом правил русского языка и основных положений формальной логики постановка союза «и» между словами «цвет» и «режим» в диспозициях норм указанных статей КоАП РФ не является основанием для рассмотрения их в совокупности, как единое целое.

Содержание понятия «режим работы» как условие существования, деятельности, функционирования светового прибора может быть применено отдельно при рассмотрении каждого вида классификации световых приборов в контексте положений рассматриваемых статей.

Использование газоразрядных источников света возможно только в соответствующих световых приборах на автотранспортных средствах, конструктивно предназначенных для использования газоразрядных источников. При использовании газоразрядных источников света в световых приборах, не предназначенных для их использования, будет нарушен режим работы всего светового прибора.

Данное нарушение наиболее часто встречается на автомобилях производства «ВАЗ», моделях 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112, 1118, 2170 и их модификациях. На эти модели заводом-изготовителем устанавливаются фары только типа СК и НСК (может быть маркировка НС/К).

В соответствии с КоАП РФ в случае выявления данных нарушений эксплуатация ТС запрещается в порядке, предусмотренном ст. 27.13 КоАП РФ. При необходимости на орудие административного правонарушения (источник света) налагается арест в порядке, предусмотренном ст. 27.14 КоАП РФ.

Правомерность квалификации состава данного административного правонарушения и правоприменительной практики уполномоченных должностных лиц подтверждается соответствующими судебными решениями, в том числе Верховного Суда Российской Федерации (постановление ВС РФ от 15 декабря 2009 г. № 11-АФ09-1246).

Отделение РЭР и ТН УГИБДД МВД по РК

Требования к компонентам световых приборов

Огни, излучаемые фарами дальнего и ближнего света, должны иметь белый свет, а передними противотуманными фарами — белый или желтый.

Установка фар дальнего и ближнего света на автомобилях обязательна.

При этом могут быть установлены также противотуманные фары.

Применение каких-либо из перечисленных фар на прицепах не допускается.

На транспортное средство должны быть установлены две или четыре фары дальнего света и две фары ближнего света. Допускается также установка двух противотуманных фар. Указанные фары устанавливаются спереди транспортного средства.

При этом водителю не должен мешать излучаемый свет, отраженный зеркалами заднего вида и(или) другими светоотражающими поверхностями транспортного средства.

Для транспортных средств категории N3 допускается установка дополнительной пары фар дальнего света при условии, что одновременно может гореть не более двух пар и при переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света выключаются одновременно. Существующие в настоящее время типы фар дальнего и ближнего света представлены в таблице.

Таблица.

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости (с Изменениями N 1-4)

ГОСТ 8769-75Группа Д25 ПРИБОРЫ ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАКТОРОВ, ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВКоличество, расположение, цвет, углы видимостиExternal bighting equipment for autocars, tractors, trailers and motor-vehicles.

Number, location, colour, visibility МКС 43.040.20 Дата введения 1976-01-01пп.2.7.7, 2.7.8 — 1978-07-01 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.07.75 N 18573.

Стандарт соответствует СТ СЭВ 4122-83 в части углов видимости внешних сигнальных фонарей4. Стандарт полностью соответствует 5.

ВЗАМЕН 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫОбозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта, приложения1.2, 2.11.1Приложение 37. Ограничение срока действия снято по Протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)8.

Диоды в световых приборах

Извлечение из: ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки 3 Определения 3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации. 3.20а оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране. 3.20б оптический центр (центр отсчета): Точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора. 3.20в ось отсчета светового прибора: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности. 3.29 светоотражающий маркировочный материал: Материал, от поверхности которого при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения. 3.40а угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью. 3.44 фары типов R, HR, DR: Фары дальнего света. 3.44а фары R, С, CR: Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания. 3.45 фары типов С, НС, DC: Фары ближнего света. 3.45а фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR. 3.46 фары типов CR, HCR, DCR: Фары ближнего и дальнего света. 3.46а фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары. 3.47 фары типа В: Фары противотуманные. 3.47а фотоприемник: Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.

4.3. Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке

4.3.1 Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства. (в ред. ИУС «Национальные стандарты», N 11, 2007)

4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда: — комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей 6а; — комплектация АТС проводится в соответствии с 4.3.2.3. Таблица 6а — Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах Привожу не виде таблици а просто текстом и рассматриваем только легковые автомобили:Фара дальнего света цвет -Белый количество — 2 или 4 Наличие приборов на АТС -Обязательно Фара ближнего света цвет -Белый количество — 2 Наличие приборов на АТС -Обязательно Передняя- противотуманная фара цвет -Белый или желтый количество — 2 Наличие приборов на АТС -Рекомендуется Фара заднего хода — цвет -Белый количество -1 или 2 Наличие приборов на АТС — Обязательно Указатель поворота Передний Задний Боковой цвет – Желтый количество — 2( всех по два) Наличие приборов на АТС — Обязательно Фонарь сигнала торможения цвет — Красный количество 2 Наличие приборов на АТС — Обязательно Дополнительный сигнал торможения цвет — Красный количество 1 или 2 Наличие приборов на АТС — Обязательно Передний габаритный огонь -цвет -Белый количество — 2 Наличие приборов на АТС -Обязательно Задний габаритный огонь цвет — Красный количество — 2 Наличие приборов на АТС -Обязательно Задний противотуманный фонарь цвет — Красный количество 1 или 2 Наличие приборов на АТС — Обязательно Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака — -цвет -Белый количество — 1 или более Наличие приборов на АТС -Обязательно Дневной ходовой огонь цвет -Белый количество — 2 Наличие приборов на АТС -Рекомендуется 4.3.2.1 Отсутствие рассеивателей внешних световых приборов не допускается. (в ред. ИУС «Национальные стандарты», N 11, 2007) 4.3.2.2 Автоматические корректоры фар на АТС, оснащенных фарами с источниками света категории D, должны быть работоспособны. (в ред. ИУС «Национальные стандарты», N 11, 2007) 4.3.3 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны. 4.3.12 Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света. 4.3.15 Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме. 4.3.16 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме. 4.3.17 Фара заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме. 4.3.18 Указатели поворотов должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90 ± 30) проблесков в минуту или (1,5 ± 0,5) Гц. 4.3.19 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой по 4.3.18. 4.3.20 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме. 4.3.21 Задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо противотуманных фарах и работать в постоянном режиме. 4.3.22 Светоотражающий маркировочный материал, используемый для светоотражающей маркировки АТС, должен быть маркирован по ГОСТ Р 41.104. Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.

5.3 Методы проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки 5.3.1 Требования 4.3.1, 4.3.3, 4.3.12, 4.3.15-4.3.17, 4.3.19-4.3.21 проверяют визуально, в том числе при включении и выключении световых приборов. При проверке требований 4.3 световые приборы должны быть снаружи чистыми и сухими, давление воздуха в шинах должно соответствовать нормативному, установленному изготовителем АТС в эксплуатационной документации. 5.3.2 Требования 4.3.2, 4.3.22 проверяют визуально.

Состояние фар. Технические требования к световым приборам

Общие сведения

1. Требования к внешним световым приборам в эксплуатации

Требования к внешним световым приборам изложены в ГОСТ Р 51709-2001. В соответствии с этими требованиями определено количество и цвет устанавливаемых на автомобиле внешних световых приборов, не допускается изменение предусмотренных изготовителем мест расположения внешних световых приборов. Для фар ближнего и дальнего света и противотуманных фар контролируется светораспреленение и сила света в контрольных точках. Для указателей поворотов контролируется частота срабатывания. Подробнее требования к внешним световым приборам изложены в описании методики проверки.

Неисправности приборов освещения и сигнализации связаны чаще всего с перегоранием ламп или выходом из строя выключателей, переключателей, реле. Наиболее сложными работами являются проверка и регулировка фар на автомобилях и их силы света, силы света других световых приборов, а также частоты включения указателей поворота.

2. Последовательность проверки внешних световых приборов

Оборудование: прибор проверки фар ОПК

Основные возможные дефекты:

1. Контролируемый элемент (фара, указатель поворота, повторитель и т.д.) отсутствует;

2. Контролируемый элемент поврежден;

3. Контролируемый элемент не работает;

4. Контролируемый элемент ненадежно закреплен;

5. Контролируемый элемент загрязнен, потускнел и (или) тускло светит.

Состояние фар. Технические требования к световым приборам

1. Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства.

2. Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар сигнальных огней и световозвращателей, допускается только в случаях, когда:

— комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей 1;

— в комплектации АТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена конструкцией АТС.

3. Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.

Неисправности:

1. Количество, расположение, углы видимости, цвет и тип фар дальнего и ближнего света не соответствуют требованиям конструкции автотранспортного средства.

2. Наличие внутри оптических элементов фар посторонних предметов (жидкостей).

3. На автомобиле установлены основные фары разных систем светораспределения.

4. Пара основных фар включается или выключается неодновременно.

5. В случае применения двух пар фар дальнего света неодновременное их переключение или при включении одной пары фар другая пара фар погашена.

6. В фаре отсутствует рассеиватель.

7. В фаре установлены рассеиватель и лампа, не соответствующие ее типу.

8. Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), неработоспособны.

Таблица 1.

Наименование внешних световых приборовЦвет излученияЧисло приборов на АТСНаличие приборов на АТС в зависимости от категории
Боковой габаритный фонарьЖёлтый (красный -при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения)Не менее двух с каждой стороны. Расстояния между соседними фонарями должно быть не более 4 мОбязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова
Контурный огонь(Передний)БелыйОбязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова
Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знакаБелый1 или болееОбязательно
Дневной ходовой огоньБелыйРекомендуется для категорий M, N. Запрещено для категорий О.
Переднее светоотражающее устройство (не треугольной формы)БелыйОбязательно для АТС категории О и на АТС с убирающими-ся фарами. Рекомен-дуется для других АТС.
Боковое светоотражающее устройство не треугольной формыПереднийЖёлтыйНе менее двух с каждой стороны для АТС длиной более 6 м. Допускается одно (спереди или сзади) для АТС дли-ной менее 6 м.Обязательно на АТС длиной более 6 м, Рекомендуется для других АТС.
БоковойЖёлтый или красный, если сгруппирован с задним габаритным фонарём, задним контурным огнём, задним противотуманным фона-рем, сигналом торможения или красным боковым габаритным фона-рем
Заднее светоотражающее устройствоНе треугольной формыКрасныйОбязательно для АТС категорий M и N. Обязательно для АТС категорий Щ при группировании с другими задними приборами световой сигнализации.
Треугольной формыОбязательно для категорий О. Запрещено для категорий M и N.
Фонарь боковойБелыйРекомендуется
Контурная маркировкаБоковаяБелая или жёлтаяОдин или несколько элементовЗапрещено для АТС категории М1. Рекомендуется для других категорий
ЗадняяКрасная или жёлтая
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: