Тарифы на проезд по платным автодорогам будут плавающими

Если и есть что-то в нашей стране постоянное – так это строительство платных дорог и повышение цен на проезд по уже имеющимся. Поэтому наша ежегодная статья как никогда актуальна. Мы уже пятый раз составляем перечень «магистралей за деньги», своеобразный юбилей. Как обычно, за год платных дорог стало больше, почти каждый участок подорожал, а комфорта и качества больше не стало. В этом материале мы приводим список всех платных дорог в России, чтобы можно было самостоятельно рассчитать: сколько придется платить в тех или иных поездках.

Трасса М1 «Беларусь»

Обход Одинцова Протяженность: 19,5 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 350 рублей, ночью – 20 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

С этой платной дорогой за два с половиной года свыклись. Но она все равно жутко дорогая и неудобная – на участке менее 20 километров останавливаться для оплаты придется аж три раза. При этом цены днем пугают – придется суммарно заплатить немалых 350 рублей, бесплатный объезд очень неудобный и многопробочный. При этом с 1 до 5 утра считай халява – всего 20 рублей проезд стоит. Так-то дорога неплохая – разрешенная скорость 110 км/ч, освещение в ночное время есть. Так что по этому участку только ночью

Трасса М3

Участки в Калужской области Протяженность: 49 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 130 рублей, ночью – 80 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Двум платным участкам в Калужской области уже пошел третий год. Качество полотна, неплохое, заборы, отбойники и освещение на всем маршруте, но цена высоковата, она опять подросла. Судя по всему это только первая ласточка, и скоро М3 будет платной чуть ли не на всем своем протяжении. В частности сейчас идет активная реконструкция трассы на выезде от Москвы. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать – как только ее завершат, участок тоже станет платным.

Трасса М4 «Дон»

Участок в Московской области, 21-93 км Протяженность: 72 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 160 рублей, ночью – 80 рублей. Разрешенная скорость: 110-130 км/ч

Раньше этот участок был около 20 километров и стоил дешево, потом в «Автодоре» решили, что они мало денег берут. Ничего не поменялось, просто участок расширился – теперь это 72 километра, но денег с водителя можно брать больше. В этом году цена еще на 10 рублей возросла. Участок примечателен, конечно, высокой разрешенной скоростью. При этом на нем нет освещения – ночью ехать под 150 км/ч водителям предлагается в темноте, что странно. Дорожное полотно разного качества, есть разбитые участки. За что с водителей берут деньги остается непонятным.

Участок в Московской и Тульской областях, 93-211 км Протяженность: 118 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 210 рублей, ночью – 130 рублей. Разрешенная скорость: 110-130 км/ч

Вот такие платные участки бесят больше всего. Ладно, когда «Автодор» вкладывается в строительство, но в данном случае ничего не было. Была бесплатная дорогая, теперь стала платная. Разрешенная 130 км/ч тут была и в бесплатном варианте, не поменялось ничего, не появилось даже освещение, зато теперь вынь-полож 210 рублей (в прошлом году было 200 рублей) за проезд днем. Не много ли за просто так?

Обход Богородицка, 225-260 км Протяженность: 35,5 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 80 рублей, ночью – 40 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Эту дорогу ввели в эксплуатацию в сентябре 2013 года, по нынешним меркам уже пенсионер. Участок ничем особо не примечательный – 110 км/ч, хороший асфальт, но нет освещения. В качестве единственной «фишки» услуги комиссаров, которые дежурят на трассе, и телефоны для экстренной связи. Как и на других участках проезд днем тут подорожал на 10 рублей, хорошо еще, что ночной тариф остался прежним.

Обход Ефремова, 287-321 км Протяженность: 35,8 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 80 рублей, ночью – 40 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Этот участок является логичным продолжением предыдущего – водитель не замечает как заканчивается один и начинается другой. Собственно, отличий у них нет, качество дороги и инфраструктура такая же. Даже стоимость совпадает один в один. Обычно эти два участка не объезжают – уж больно долгая и муторная бесплатная дорога, да и плата все-таки умеренная, хотя и растет из года в год. В этом году очередные +10 рублей.

Обход Ельца, 331-414 км Протяженность: 82 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 170 рублей, ночью – 120 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Самый скучный участок трассы. На всем протяжении нет ни одной заправки, что нужно учитывать при планировании дороги, немало водителей, расслабленных инфраструктурой прошлых участков, попадает в трудную ситуацию. Дорога хорошая, хотя освещения ночью не хватает. Забавно, что двигаясь в сторону Москвы можно половину пути проехать по участку, а потом свернуть на бесплатную альтернативную дорогу, избежав пункта оплаты, хоть какая-то экономия. Когда-то этот участок был самым дорогим, а теперь к нему уже привыкли. Но традиционные для этого года +10 рублей днем он получил.

Обход Задонска, 417-464 км Протяженность: 46,9 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 110 рублей, ночью – 60 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Это самая первая платная дорога в стране, которая потом реконструировалась. Участок хорош тем, что полностью освещен, ехать ночью приятно, благо, что покрытие нормальное, а разрешенная скорость 110 км/ч. Забавно, что альтернативная бесплатная дорога не длиннее платного участка, но проходит по населенным пунктам, в которых поустанавливали знаков с ограничением в 30 км/ч и настроили кучу лежачих полицейских, видимо, как раз для стимулирования платного проезда. В этом году цена на участке тоже выросла на 10 рублей.

Обход Воронежа, 492-517 км Протяженность: 25 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 60 рублей, ночью – 30 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Окружная Воронежа редкий пример правильной платной дороги. Ушатанный двухполосный участок в результате реконструкции превратился в шестиполосную магистраль с классным освещением и скоростным режимом до 110 км/ч. За такое преобразование отдать 60 рублей с легкового автомобиля не жалко. Хотя местные жители страдают, трасса прорезает пригород, и водителям приходит оплачивать проезд, не пользуясь всей трассой. Объезжать через Воронеж – долго и муторно.

Обход Новой Усмани, 517-544 км Протяженность: 27 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 50 рублей, ночью – 30 рублей. Разрешенная скорость: 130 км/ч

Этот участок логично перетекает из окружной Воронежа и построен для того, чтобы обойти воронежский город-спутник Новую Усмань, где как и на задонском участке понаставили знаков 40 км/ч. Участок новый, построен специально, дорога хорошая, ограничение 130 км/ч, цена вроде адекватна, да вот только и через Новую Усмань раньше все ездили без проблем (пробок так почти никогда не было), а теперь хоть и получится прохватить с ветерком, но на 50 рублей стоимость пути увеличилась.

Участок в Воронежской области, 544-633 км Протяженность: 89 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 100 рублей. Разрешенная скорость: 90 км/ч

А вот этот участок просто бесит – никто ничего не реконструировал, просто в «Автодоре» поставили два пункта оплаты и стали взимать деньги. Бизнес по-русски, чо. Участок довольно убитый, на нем нет освещения. За что берут деньги?!! Оплату за проезд взимают на двух пунктах: 545 и 620 километрах, то есть еще и останавливаться нужно два раза. Этот участок – отличный пример наплевательского отношения «Автодора» к водителям. Вы еще посмотрите на предложенную альтернативную дорогу – там крюк километров 300, да и еще и по таким населенным пунктам, которые и местные жители не все знают.

Участок в Ростовской области, 1091-1119 км Протяженность: 28 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 60 рублей, ночью – 30 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Платные дороги в 2020 года добрались и до Ростовской области. Теперь за поездку на юг нужно платить и ростовчанам. Плата бы вроде невелика, но и участок всего 28 километров. Освещение сделали это плюс, ну и максималочку подняли, тоже хорошо. Хотя адекватного бесплатного объезда нет, видимо, на такую формальность все давно уже «забили».

Участок в Краснодарском крае, 1091-1119 км Протяженность: 76 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 140 рублей, ночью – 70 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Привет краснодарцам от «Автодора»! Плату на новом участке начали взимать с 24 июня 2020 г. Символично, что начинается участок около хутора Веселая жизнь. Да, блин, очень весело живем с «Автодором». Дорога обычная, ну только чуть асфальт облагородили. Альтернативная дорога предлагается через Азов, это, конечно, ни в какие ворота не входит.

Участок в Краснодарском крае, 1095-1319 км Протяженность: 124 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 120 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Этот участок заработал 29 апреля этого года, еще одна новинка. Фактически прошлый участок перетекает в этот – и объезд у него такой же дурацкий. Сама дорога нормальная, но ничего особенного. Разрешенная скорость 110 км/ч, правда встречаются участки, где она снижена до 90 км/ч и там стоит много камер.

Список платных дорог России и тарифы на проезд по ним

Большинство дорог с платными участками принадлежит «Автодору», государственной компании. Но есть и другие участники данного рынка: ООО «Магистраль северной столицы», ОАО «Западный скоростной диаметр», Северо-западная концессионная компания.

Трасса М1

Дорога федерального значения, связывающая Москву с государственной границей Республики Беларусь. Является частью больших европейского Е30 и азиатского АН6 маршрутов. Захватывает территории Смоленской и Московской областей. В целом, бесплатная, кроме одного участка, протяженностью в 20 км – это объезд города Одинцово.

Функционирует с 2013 года, а с января 2014 года автомобилисты стали оплачивать проезд по ней. Там три отрезка пути. По каждому определен индивидуальный тариф для оплаты. Его размер определяется, исходя из категории, к которой относится транспортное средство, и времени, в которое автомобиль поедет этим путем.

Таблица 1. Тарфикация стоимости передвижения по платным участкам автодороги М1

Часть путиВремя использованияПервая категория ТСВторая категория ТСТретья категория ТСЧетвертая категория ТС
1-10 кмпять утра-час ночи150225300480
час ночи-пять утра5070100150
10-13 кмпять утра-час ночи5070100150
час ночи-пять утра30406090
10-19 кмпять утра-час ночи150225300480
час ночи-пять утра5070100150

Если приобретен специальный прибор (транспондер), то гарантируется дисконт владельцу транспортного средства в размере 15% за право пользования платным участком дороги.

Трасса М1

Трасса М3

Магистраль федерального значения М-3 «Украина» связывает Москву с государственной границей с Украиной через города Калугу и Брянск. На этой трассе располагаются два участка, подлежащие оплате. Оба принадлежат Калужской области. Суммарная протяженность коммерческого асфальтового полотна составляет 70 км.

Система оплаты не фиксирована и зависит от того, по какому участку будет двигаться автомобиль, в какие часы он поедет по конкретному участку, и к какой категории относится сам автомобиль. Присутствие транспондера позволяет снизить стоимость оплаты до 20%.

Таблица 2. Тарификация оплаты передвижения по автодороге М3

Часть путиЧасы передвиженияПервая катег.ТСВторая катег.ТСТретья катег.ТСЧетвертая катег.ТС
124-150 кмсемь утра-полночь5075100180
полночь-семь утра25355090
150-194 кмсемь утра-полночь80120160320
полночь-семь утра406080160

Трасса М3

Трасса М4

Магистраль федерального значения. Она является дорожной артерией между Москвой и Новороссийском, связывая между собой Воронеж с Ростовом-на-Дону, а Ростов с Краснодаром.

Автотрасса «Дон» имеет особое оборонное и стратегическое значение. На этой федеральной дороге выделено одиннадцать основных участков и шесть съездов-заездов, классифицированных как дополнительные. Они располагаются в Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и одна часть в Краснодарском крае.

Таблица 3. Тарификация передвижения по автодороге М4

Часть путиЧасы пользованияПервая катег.ТСВторая катег.ТСТретья катег.ТСЧетвертая катег.ТС
21-93 кмсемь утра-полночь100150200400
полночь-семь утра6090120240
93-211 кмсемь утра-полночь150220300450
полночь-семь утра100150200300
225-260 кмсемь утра-полночь6595130240
полночь-семь утра355070140
287-321 кмсемь утра-полночь6595130240
полночь-семь утра355070140
330 -414 кмсемь утра-полночь130190250480
полночь-семь утра100150200400
414-464 кмсемь утра-полночь90130170330
полночь-семь утра6090120150
492-517 кмсемь утра-полночь406080140
полночь-семь утра253550100
517-544 кмсемь утра-полночь5070100150
полночь-семь утра30456090
544-589 кмсемь утра-полночь80110140290
полночь-семь утра5080100200
589-633 кмсемь утра-полночь7070140290
полночь-семь утра50100100200
1091-1119 кмсемь утра-полночь5075100200
полночь-семь утра304560120

Читать по теме: Строительство дорог в Германии

Приобретенный владельцем автомобиля транспондер гарантирует ему снижение стоимости тарифа до половины. Процент понижения зависит от направления, в котором передвигается автомобиль и часы использования конкретного участка дороги.

Таблица 4. Тарификация дополнительных участков автодороги М4

Часть путиЧасы пользованияПервая катег. ТСВторая катег. ТСТретья катег. ТСЧетвертая катег. ТС
21-62 км Выезд с автодорогисемь утра-полночь6090120240
полночь-семь утра355070140
355-339 км Заезд на автодорогу в противоположном направлениисемь утра-полночь457590180
полночь-семь утра303560110
380-414 км Съезд на автодорогу по ходу отсчета километражасемь утра-полночь6090120240
полночь-семь утра355570140
380-339 км Съезд на автодорогу в противоположном направлениисемь утра-полночь90130170340
полночь-семь утра5585110220
401-414 км Съезд на автодорогу по ходу отсчета километражасемь утра-полночь25354590
полночь-семь утра10152040
401-339 км Съезд на автодорогу в противоположном направлениисемь утра-полночь110160210420
полночь-семь утра80120160320

Оплата производится в начале и конце конкретного отрезка пути. Водитель останавливается каждый раз перед въездом на конкретный участок пути, чтобы оплатить его. Приобретая транспондер, водитель получает гарантию снижения цены проезда по дороге до 30%.

Трасса М4

Трасса М11

Санкт-Петербург-Москва. После введения в эксплуатацию первого участка, который огибал постоянную пробку в Вышнем Волочке – это трасса стала самой востребованной платной дорогой, особенно в летний период. К концу 2020 года все платные участки дороги планируют полностью ввести в эксплуатацию, а это более 600 км.

Основные факторы, снижающие скорость при движении по дороге (перекрестки, светофоры, города, села, поселки) практически отсутствуют.

Из-за высокой стоимости по платным участкам почти не следуют большегрузы, что положительно отражается на общей скорости движения по дороге.

Автомагистраль находится в собственности у «Автодора» и «Северо-Западной концессионной компании».

Таблица 5. Стоимость передвижения по автодороге М11.

Часть путиПервая катег. ТСВторая катег. ТСТретья катег. ТСЧетвертая катег. ТС
208-214 км20304060
208-258 км140160180220
208-334 км360390430530
214-258 км120140150180
214-334 км340370400480
258-334 км220230250300

Справка. В отличие от других дорог «Автодора», на автодороге М11 нет разделения по оплате движения на ночь и день. Но дисконт при наличии транспондера действует до половины стоимости в зависимости от категории ТС и того участка, по которому передвигается транспортное средство.

«Северо-Западная концессионная компания» владеет участком Москва-Солнечногорск, и у нее прописана очень дробная тарификация за пользование дорогой. Деление идет по времени суток (утро, вечер, день и ночь), по дню недели. Тарифы по оплате этого участка являются самыми высокими.

Читать по теме: Уборка дорог от снега

Трасса М11

Дороги Псковской области

Здесь расположены четыре платные дороги. Одна из них – петляет по территории области, остальные три – являются связующим звеном для России с Беларусью, Латвией, Эстонией.

Владеют всеми дорогами органы местной власти. Состояние этих дорог ничем не отличается от бесплатных дорог, так как их не ремонтировали, а просто перевели в разряд тарифицируемых. Но право передвижения без оплаты осталось у владельцев автотранспортных средств, проживающих на территории Псковской области.

Таблица 6. Цена передвижения по автодорогам Псковской области

Часть путиЛегковыеФургон 11 мест и менееАвтобус 29 мест и менееАвтобус более 30 местГрузовик до 3,5 тоннГрузовик до 8,5 тоннГрузовик более 8,5 тоннТрейлер до 8,5 тоннТрейлер 8,5 тонн и более
Остров.-Вышгород.300480640113056065011306501130
Печоры-Изборск150230320560240320560320560
Опочка-Дубров.220320480810400480810480810
Ольша-Невель200320470590470590810710880

Властями Псковской области была определена собственная классификация транспортных средств и установлены тарифы.

Дороги Псковской области

Западный скоростной диаметр

Это платная магистраль внутри Санкт-Петербурга. Дорога состоит из пяти участков с суммарной продолжительностью заасфальтированного полотна в 46 км. Тариф на проезд по конкретному участку зависит от категории ТС. Владелец ТС оплачивает тот участок дороги, по которому планирует продолжить движение. С транспондером цена снижается на 15%, а в период с 00:00 до 5:59 – на 50%.

Таблица 7. Цена проезда по западному скоростному диаметру

Часть путиПервая категория ТСВторая категория ТСТретья категория ТСЧетвертая категория ТС
Южн.сторона кольцевой дороги-ул.Благодатная100100150200
Ул.Благодатная-Набережная100100130170
Набережная-Шуваловский проспект100100130170
Шуваловский проспект-сев.сторона кольцевой дороги100100130170
Сев.сторона кольцевой дороги-трасса Е-18100100130170

Права владения этой дорогой принадлежат ООО «Магистраль северной столицы». Им было принято решение не применять тарификацию в зависимости от времени суток.

Западный скоростной диаметр

Намечена тенденция на постепенное увеличение количества платных дорог в нашей стране. Так как преимуществ насчитывается пока больше, чем недостатков.

Любая отреставрированная или свежепостроенная дорога может войти в эту категорию при соблюдении важного условия – на момент перевода ее в категорию «платной дороги» должны быть другие действующие альтернативы без дополнительных сборов с автомобилистов. У автовладельца должен оставаться выбор дороги для продолжения движения.

Трасса М11 «Москва – Санкт-Петербург»

Участок в Московской области, 15-58 км Протяженность: 43 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 450-600 рублей, ночью – 200 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Самая скандальная дорога в стране. Построенная с целью разгрузить Ленинградское шоссе, она этого не сделала, потому что цены на проезд нереальные. Как вам 600 рублей за 43 километра в пятницу и воскресенье вечером? Даже Путин в свое время высказался в том смысле, что владельцы дороги (это не государство, кстати) малость офигели. Особо, кстати, не помогло, сначала цены чуть снизили, а потом они опять заметно поднялись. Дорога загружена слабо, большинство водителей предпочитает ехать через химкинские пробки. Хотя дорога хорошая – широкая, освещенная, с 110 км/ч, но цена все равно все портит. Стоимость проезда зависит от времени проезда и типа транспортного средства. Уникально то, что плата предусматривает учет не только времени, но и дня недели – в будни в разы дороже, чем в выходные. За год не подорожала, но куда еще больше-то.

Участок в Московской области, 58-149 км Протяженность: 43 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 190 рублей, ночью – 160 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Участок в Московской и Тверской областях, 97-124 км Протяженность: 25 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 60 рублей, ночью – 40 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Участок в Тверской и Новгородской областях, 208-543 км Протяженность: 316 км Стоимость проезда легкового автомобиля: 770 рублей круглосуточно Разрешенная скорость: 110-130 км/ч

А это уже «Автодор» делает свои дороги на пути из одной столицы в другую. Скоро вся дорога будет платной, осталось совсем немного. И новые участки будут добавляться. Там на самом деле дифференцированная оплата, но мы решили на переусложнять статью и привели цифры если ехать из Москвы в Санкт-Петербург. Дорога хорошая, только мало заправок, это стоит учитываться и заправляться при любой возможности.

Расскажем подробнее, как работают эти участки. На скоростной автодороге действует закрытая система, при пересечении которой потребуется две остановки: для въезда и выезда с платного участка. Если пользователь планирует оплатить проезд наличными денежными средствами, при въезде на платный участок он должен получить въездной талон в пункте выдачи талонов, расположенном по ходу движения на автомобильной дороге. Оплата проезда будет производиться на пункте взимания платы на выезде с платного участка на основании данных о месте и времени въезда на платный участок, содержащихся на въездном талоне. Транспортным средствам, оснащенным транспондерами, въездной талон получать не потребуется, факт въезда на участок будет фиксироваться посредством идентификации транспондера пользователя при проезде через пункт выдачи талонов, оплата проезда будет осуществляться на пункте взимания платы в обычном порядке.

Способы оплаты

Существует 2 способа платить за пользование дорогами:

  1. Специальный пункт взимания платы (ПВП). Иногда там есть кассир, принимающий наличные денежные средства или банковские карты. Если нет кассира, то ПВП оснащен автоматизированным купюроприемником.

Способы оплаты

  1. С помощью транспондера. Это специальное устройство, воспринимающее сигнал с платной дороги и в автоматизированном режиме списывающее оплату. При пользовании транспондером у водителя есть право на открытие специального счета. Он может привязать его для произведения оплаты за пользование дорогами. На въезде на участок дороги, подлежащий предварительной оплате, автомобилю с транспондером необходимо остановиться перед сканирующим датчиком распознавания. Далее шлагбаум откроется, и можно будет проехать. Если деньги списаться не смогут (нет связи с банком, или отсутствие денежных средств на счете), то открытия шлагбаума не произойдет. Единственный шанс проехать – оплатить нужную сумму наличными деньгами.

Читать по теме: Гарантийная дорога

Способы оплаты

Псковская область

Эстонская Республика – Остров Протяженность: 23,2 км Стоимость проезда: 150 руб. Разрешенная скорость: 90 км/ч

Нестерино – Латвийская республика Протяженность: 62,11 км Стоимость проезда: 300 руб. Разрешенная скорость: 90 км/ч

Опочки – Белоруссия Протяженность: 82,1 км Стоимость проезда: 220 руб. Разрешенная скорость: 90 км/ч

Ольша – Невель Протяженность: 58,7 км Стоимость проезда: 200 руб. Разрешенная скорость: 90 км/ч

Мы уже писали, что нехилые автомобильные коммерсанты окопались в правительстве Псковской области. Еще с 2001 года тут стали взимать плату за проезд сразу по четырем дорогам региона. Жители региона от платы освобождены, а вот с транзита и туристов дерут по полной, причем каждый год цены повышаются. На таком фоне даже жадины из «Автодора» кажутся уже более-менее адекватными людьми.

Цинизм ситуации поражает. Мало того, что ценники очень высокие, так еще и платные дороги убиты просто в хлам. Посмотрите на фото, за поездки по таким дорогам предлагают платить по нескольку сот рублей. Освещения нет, ограничение скорости стандартное. Так еще и о факте того, что нужно платить, узнаешь уже постфактум, карточки не принимают, да и пункты оплаты убогие. Ничего годами не меняется, местные князьки просто отхватили участок трассы и стригут бабло, не вкладывая в дорогу. Так что наш совет, объезжать Псковскую область – ехать там дорого и плохо.

Западный скоростной диаметр

Северный участок Протяженность: 26,4 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 200 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Центральный участок Протяженность: 11,7 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 100 рублей, ночью – 100 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

Южный участок Протяженность: 8,5 км Стоимость проезда легкового автомобиля: днем – 200 рублей, ночью – 200 рублей. Разрешенная скорость: 110 км/ч

ЗСД это новое слово в платных дорогах страны. Это фактически городская платная магистраль в Санкт-Петербурге. Скоростная и современная. Она кусками выходит в пригород, так что столкнуться с платой придется даже тем, кто проезжает около Санкт-Петербурга транзитом. Отличное качество дороги, ограждение, освещение, 110 км/ч, а еще там просто красиво. Но есть и нюансы. Самый главный в оплате. Для жителей столицы, у которых есть транспондер, цены приемлемые, но вот с приезжих и тех, кто совершает разовые поездки, берут астрономические деньги. На каждом участке действует принцип «все по 100», в итоге приезжий должен за пересечение всего ЗСД отдать 500 рублей, тогда как с транспондером можно проехать за 220 рублей. Что за бред?

Нехитрый подсчет показывает, что поездка по маршруту Краснодар – Санкт-Петербург на легковом автомобиле в лучшем случае (если все платные участки проходить ночью) обойдется в 2220 рублей (в прошлом году было 1540 рублей), а в худшем случае – в 3140 рублей (в прошлом году было 2350 рублей). Другие маршруты можно посчитать самостоятельно. Расскажите нам в комментариях, что у вас получилось.

Рентабельность платных дорог в России

Шкуматов также обращает внимание на отсутствие приемлемого уровня комфорта и сервиса на платных дорогах. «После Шереметьево на платной дороге М-11 нет освещения. Чувствуется пренебрежение по отношению к автомобилистам, — возмущается он, продолжая перечислять другие недостатки платных трасс. — У каждой дороги свой концессионер, свои тарифы, кассы. То есть закинуть деньги на счет «Автодора» и поехать по одной платной дороге, а потом по другой невозможно».

Эксперты, в том числе аналитики KPMG, обращают внимание на то, что система платных дорог в России только формируется. Между тем первый законодательный акт о платных магистралях был издан еще в 1992 году тогдашним президентом Борисом Ельциным, в 1998-м порядок создания таких магистралей описали в указе о развитии дорожной сети. В 2007-м принят закон, в котором прописан порядок взимания платы и создания концессии — основного инструмента привлечения частных денег (суть сводится к передаче дороги в долгосрочную аренду частному владельцу).

Однако юридическая база для защиты интересов инвесторов, по мнению глава комитета по оценке регулирующего воздействия «Деловой России» Алексея Головченко, все еще сырая. «Раньше ключевым был закон о концессионных соглашениях. Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) появился не так давно — в 2020 году. И инвесторы пока ведут себя осторожно. Кроме того, были случаи оспаривания концессионных соглашений губернаторами, только вступившими в должность», — отмечает Головченко. В итоге доходность от инвестиций в инфраструктурные проекты небольшая, а рисков много.

Инвесторы не только могут не вернуть вложенные деньги, но и испытывают трудности при заключении концессии, связанные с сложными бюрократическими процедурами. «В 2020 году приказом Минтранса была утверждена специальная методика отбора проектов для софинансирования в сфере дорожного строительства, которая достаточно серьёзно усложнила данную процедуру. Во-первых, отбор проектов происходит в несколько этапов с участием Росавтодора, правительственной комиссии», — говорит советник юридической Денис Паньшин. Документ, по его словам, также содержит обширный список требований к концессионном проектам, например, допускаются только те из них, стоимость которых превышает полтора миллиарда рублей. Установлен весьма широкий перечень документов для обоснования, предусмотрено рейтингование регионального концессионного проекта и многое другое.

До конца года завершится реконструкция участка трассы М-3 «Украина» с 173 по 194 километр, протяженность действующего платного участка увеличится на 20 километров, сообщили в «Автодоре». Кроме того, в 2020 году планируется введение платности на участке 1091-1119 километр трассы М-4 «Дон», открытом для движения в мае. Оператор также продолжает переговоры с собственниками аэропорта Домодедово о строительстве платной дороги до аэроузла.

Платные дороги в России будут только там, где высокий трафик, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. В качестве удачных примеров он приводит Западный скоростной диаметр в Петербурге и трассу в обход Одинцова в Московской области.

По мнению эксперта, главное, чтобы в тарифообразование на платных дорогах не вмешивались «прокуратура и другие карающие органы». «Если такое будет происходить, то ни один частный инвестор не решится вкладывать ни копейки в подобные проекты. Не существует в мире операторов платных дорог, которые хотели бы искусственно задирать тариф. Обычно действует такой расчет — находится точка равновесия между ценой проезда и числом автомобилей, готовых ехать по платной трассе», — говорит он. И тут же признает, что случаются просчеты: «Например, на платном участке дороги М-11 при формировании бизнес-плана в 2007 году у всех экспертов были очень оптимистические представления о перспективах роста российской экономики, а также готовности населения платить за хорошие дороги. Поэтому и тариф изначально закладывался ниже».

Господин Блинкин отмечает, что развитые страны постепенно переходят на совершенно другую систему оплаты пользования дорожной сетью — плата за пробег. То есть сколько наездил по трассам первой категории (автомагистрали и автострады), столько и заплатил. Контроль в данном случае осуществляется с помощью различных IT-решений. Он уверен, что в Европе такая система заработает уже через 3-5 лет, в России — через 20. По мнению господина Блинкина, россияне привыкли не доплачивать за дороги, поэтому и автомагистралей первой категории у нас всего около пяти тысяч километров.

Павел Сигал добавляет, что отечественная дорожная сеть изначально не создавалась с возможностью строительства платных дорог, ведь и сейчас законодательство предусматривает обязательный бесплатный дублер. Он полагает, что инфраструктурных проектов с участием механизма ГЧП в ближайшие десять лет станет больше, но в массовое строительство платных магистралей в России не верит.

Автор: Александр Волобуев

Подробнее: lenta.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: