КоАП РФ, Статья 12.7 ч.1 Управление ТС лицом, не имеющим соответствующего права (кроме учебной езды)

Езда на автотранспорте без документов – дело рискованное и сомнительное. Тем не менее, такие случаи, по данным сотрудников Госавтоинспекции, на городских дорогах встречаются достаточно часто. У каждого водителя, несомненно, находятся свои, на его взгляд, весомые аргументы. Для каждого подобного случая Административным кодексом предусмотрена определенная мера наказания. Подробнее об этом – в нашей статье.

На сегодня существуют три распространенных причины данного вида правонарушения, которые влекут за собой административное наказание.

Какие могут быть последствия

Согласно п. 2.1.1 ПДД, во время езды за рулем автотранспорта водитель в обязательном порядке должен иметь при себе документы, подтверждающие право управления ТС.

В случае остановки сотрудником Госавтоинспекции предъявлять водительское удостоверение нужно по первому требованию. Если гражданин не может этого сделать, ему грозит штраф в размере 500 рублей либо предупреждение.

При выборе меры наказания сотрудник Госавтоинспекции руководствуется исключительно своими соображениями с учетом поведения водителя, убедительности доводов и наличия/отсутствия ранее назначенных штрафов за нарушение правил ПДД.

Если гражданин систематически не имеет при себе прав на момент проверки документов, за что уже неоднократно были назначены штрафы, ему грозит лишение прав.

Часть 1 ст. 12.7 Административного кодекса предусматривает для гражданина, который находится за рулем автомобиля без наличия на то всякого права и, соответственно, без документов, наложение штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

В отношении гражданина, который предоставил другому гражданину без прав свой автомобиль, предусмотрен штраф в гораздо большем размере – до 30 тысяч рублей.

Если водитель, к которому в качестве меры наказания за грубое нарушение правил дорожного движения было назначено лишение прав, решил вновь сесть за руль машины, он может быть оштрафован на сумму до 30 тысяч рублей.

Кроме того, Административным кодексом в таком случае предусмотрены административный арест сроком до пятнадцати суток либо обязательные работы – от ста до двухсот часов.

Когда автомобиль отправляется на штрафную стоянку

Описанные три ситуации, согласно cт. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях, предполагают также прекращение движения, задержание транспортного средства и отправку его на специализированную штрафную стоянку до устранения причин.

Последний момент для каждого водителя является крайне нежелательным. Потому что, во-первых, лишает возможности продолжить движение по своим делам, во-вторых, означает дополнительные расходы на оплату штрафстоянки за каждый день, и в-третьих, может закончиться новыми царапинами и вмятинами для автомобиля.

Если водитель просто забыл свои права дома, можно указать в протоколе сотрудника Госавтоинспекции, сколько времени необходимо, чтобы съездить домой, взять документы и вернуться на место нарушения. Обычно в таком случае сотрудник ГИБДД идет на компромисс.

Если водитель совершал поездку не один, а, к примеру, со своим товарищем, у которого при себе есть водительские права и страховой полис, инспектор может разрешить ему управление автотранспортом, чтобы тот привез документы. Кроме того, можно попросить своих знакомых или родственников привезти документы и спокойно продолжить движение.

Если предоставить водительские права не представляется возможным, автомобиль будет в обязательном порядке отправлен на штрафную стоянку.

Понятие «транспортное средство» в транспортном праве (Бажина М.А.)

В юридической литературе принято считать, что транспортные договоры отличаются от иных гражданско-правовых договоров по следующим признакам: 1) возникают при осуществлении или обеспечении перевозки (перемещения) грузов, пассажиров, багажа; 2) осуществляются с помощью транспортных средств; 3) реализуются лицом, являющимся субъектом предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли <1>. ——————————— <1> Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17. Одним из ключевых моментов для выделения транспортного договора является второй критерий, а именно: обязательство должно исполняться с помощью транспортного средства. Это означает, что не любое перемещение объектов материального мира субъектом предпринимательской деятельности составляет ядро транспортных правоотношений. Например, перемещение груза с этажа на этаж в лифте либо по лестнице не будет относиться к предмету транспортных правоотношений, так как отсутствует факт использования транспортного средства. Исходя из приведенного выше примера очевидно, что для квалификации правоотношений как транспортных представляется целесообразным выявить значение понятия «транспортное средство». В действующем законодательстве нет единого определения понятия «транспортное средство». Обратимся к нормативным правовым актам, в которых дано определение данного термина. В УК РФ под транспортным средством понимается автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство (ст. 264 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 264 УК РФ другое механическое транспортное средство — это трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. В ст. 1 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» <2>: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Точно такое же понятие используется в Постановлении Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» <3>. При этом в п. 1.2 Правил дорожного движения содержится перечень видов транспортных средств, к которым относятся следующие: ——————————— <2> Рос. газ. 2002. N 80. <3> Рос. газ. 1993. N 227 (далее — Правила дорожного движения). а) велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч; б) маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок; в) механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем, а именно: — мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (к мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики); — мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч (к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадроциклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт); — любые тракторы и самоходные машины; г) прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски). В п. 11 ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» <4> под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами. В данном нормативном правовом акте также содержится перечень видов транспортных средств, который отличается от перечня Правил дорожного движения, а именно: ——————————— <4> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837 (далее — ФЗ «О транспортной безопасности»). а) воздушные суда коммерческой гражданской авиации, т.е. летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВК РФ <5>); ——————————— <5> Рос. газ. 1997. N 59 — 60. б) железнодорожный подвижной состав, т.е. локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» <6>); ——————————— <6> Рос. газ. 2003. N 8. в) транспортные средства автомобильного транспорта, а именно автобусы, легковые автомобили, грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (п. 2 ст. 1 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» <7>); ——————————— <7> Рос. газ. 2007. N 258. г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения (п. 1 ст. 7 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» <8>), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ; ——————————— <8> Рос. газ. 1999. N 85 — 86 (далее — КТМ РФ). д) суда, используемые на внутренних водных путях, т.е. самоходные или несамоходные плавучие сооружения, предназначенные для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 ФЗ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» <9>), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; ——————————— <9> Рос. газ. 2001. N 50 — 51 (далее — Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). е) транспортные средства городского наземного электрического транспорта. При сравнении определений понятия «транспортное средство», содержащихся в действующем законодательстве, можно сделать вывод о том, что на легальном уровне в РФ нет одного общего подхода при раскрытии сути термина «транспортное средство». Содержание этого понятия может различаться в зависимости от области и цели его применения. Так, в УК РФ рассматриваемое понятие раскрывается только в отношении состава преступления, указанного в ст. 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Следовательно, использовать такое определение в иных правоотношениях представляется крайне сложным. В Правилах дорожного движения дано обобщенное понятия транспортного средства. Перечень видов транспортных средств, перечисленных в Правилах дорожного движения, является наиболее широким, включая в том числе велосипеды, мотоциклы и мопеды. Думается, такая трактовка понятия «транспортное средство» необходима только лишь для наиболее полного правового регулирования отношений в области дорожного движения. Однако столь широкое понимание термина «транспортное средство» не подходит для нужд транспортного права, где четко обозначен круг правоотношений, в который не входят отношения по использованию велосипедов, мопедов и т.д. Для целей транспортного права представляется целесообразным использовать понятие «транспортное средство», содержащееся в ФЗ «О транспортной безопасности». Перечень видов транспортных средств, предусмотренный в п. 11 ст. 1 данного Закона, в большей степени согласуется с теми видами транспорта, которые называются в транспортных уставах и кодексах (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный). Для того чтобы избежать дальнейших споров в отношении определения понятия «транспортное средство», целесообразно сформулировать такое понятие применительно к основным сферам, где оно употребляется <10>. Например, в главе 40 ГК РФ закрепить понятие «транспортное средство» и перечень транспортных средств применительно к транспортному праву. ——————————— <10> Так, например, в ГК РФ понятие «транспортное средство» используется неоднократно. Оно упоминается в п. 2 ст. 257 (при перечислении имущества, находящегося в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства), в ст. 607 (при указании видов имущества, входящих в объект аренды), ст. ст. 632 — 649 (договор аренды транспортных средств), ст. ст. 787 (договор фрахтования), 791 (подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза), 794 (ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств), 795 (ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира), 798 (договоры об организации перевозок), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), 1081 (право регресса к лицу, причинившему вред), 1085, 1092 ГК РФ (положения о возмещении причиненного вреда). Несмотря на то что понятие «транспортное средство» используется применительно к различным правоотношениям (корпоративным, арендным, транспортным, деликтным), в ГК РФ значение этого термина вообще не раскрыто. В связи с этим возникает большое количество споров, что должно пониматься под транспортным средством применительно к тем или иным правоотношениям. Иные виды средств передвижения, указанные в том числе и в Правилах дорожного движения, для целей транспортного права следует относить к более общей категории «транспорт». Тем самым следует разграничивать понятия «транспорт» и «транспортное средство». В действующем законодательстве, несмотря на то что понятие «транспорт» употребляется достаточно часто, его значение не раскрывается. При анализе норм транспортного законодательства очевидно, что этот термин используется в общем смысле. Например, в таких словосочетаниях, как «вид транспорта» (ст. 510 ГК РФ), «транспорт общего пользования», «транспорт необщего пользования», «железнодорожный транспорт» (ст. 1 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» <11>), «в области транспорта» (глава 11 КоАП РФ), слово «транспорт» использовано в широком (общем) значении <12>. ——————————— <11> Рос. газ. 2003. N 8 (далее — УЖТ РФ). <12> Можно сравнить с областью использования понятия «транспортное средство». Оно применяется в таких словосочетаниях, как «предоставление транспортного средства», «неисправности транспортного средства», «посадка в транспортное средство», имеющих более «узкое, специальное значение». В электронном словаре чрезвычайных ситуаций под транспортом понимается совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое <13>. ——————————— <13> URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986. Перечень разновидностей транспорта является достаточно широким. К нему относятся как традиционные виды транспорта, выделяемые в зависимости от типа транспортного средства (указанные выше), так и иные средства перемещения: гужевой транспорт <14>, вьючный транспорт (средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таежной местности с помощью вьючных животных <15>) и даже лифтовой, эскалатор. ——————————— <14> Правила дорожного движения не называют гужевую повозку (сани) транспортом и тем более не относят к транспортным средствам. Однако в ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ используется понятие «гужевой транспорт». Такая терминологическая несогласованность приводит к смешению понятий. <15> URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82#.D0.92.D1.8С.D1.8Е.D1.87.D0.BD.D1.8В.D0.B9. Таким образом, представляется правильным считать понятие «транспорт» более широким или, иными словами, общим, а понятие «транспортное средство» — более конкретным, обозначающим предмет материального мира, средство передвижения. Понятие «транспорт» является собирательным, и в него включаются все виды транспортных средств. Литература 1. Гражданский кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс». 2. Уголовный кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс». 3. Кодекс об административных правонарушениях РФ // СПС «КонсультантПлюс». 4. Воздушный кодекс РФ // Рос. газ. 1997. N 59 — 60. 5. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Рос. газ. 2007. N 258. 6. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания РФ» // Рос. газ. 1999. N 85 — 86. 7. Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» // Рос. газ. 2001. N 50 — 51. 8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» // Рос. газ. 2003. N 8. 9. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Рос. газ. 2002. N 80. 10. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837. 11. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Рос. газ. 2003. N 8. 12. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» // Рос. газ. 1993. N 227. 13. Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 17. 14. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2986.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: