Тема 8.4. Начало движения. Маневрирование. Развороты

С ситуацией, когда требуется осуществить разворот на трамвайных путях, ежедневно сталкиваются сотни автовладельцев. Однако, как свидетельствует статистика, более трети из них не представляет, как выполнять этот маневр правильно, и лишь 20% знает о штрафах, которые может повлечь его (маневра) неверное исполнение. В этой статье мы попробуем восполнить сей пробел и расскажем:

  • Как правильно/неправильно производить разворот через трамвайные пути;
  • Про нюансы движения по трамвайным путям;
  • О штрафах, связанных с движением по трамвайным путям.

Движение по трамвайным путям

Перед тем как говорить о возможностях и запретах для водителей, связанных с трамвайными путями, хотим напомнить: манипуляции, производимые вами на трамвайных путях не должны создавать проблем другим участникам дорожного движения!

Теперь рассмотрим, что конкретно нам разрешено правилами дорожного движения. Согласно пункту 9.6, допускается движение (если остальные полосы попутного направления заняты) и поворот налево с трамвайных путей попутного направления, если это не противоречит п. 8.5. ПДД. При этом они должны быть распложены слева от полосы движения автомобиля и находятся с проезжей частью на одном уровне. Опережение по попутным трамвайным путям (не путать с обгоном) также допускается.

Движение по трамвайным путям запрещено

С подобной ситуацией вы можете столкнуться, если:

  1. Трамвайные пути расположены по правую сторону относительно полосы движения, что ре редко встречается в городах, где трамвайное движение имеет место быть.
  2. Трамвайные пути расположены выше/ниже проезжей части. В этом случае они выступают в качестве разделительной полосы, выезд на которую строго запрещен.
  3. Трамвайные пути являются встречными для движения автомобиля. Выезд на встречные трамвайные пути может грозить лишением прав.
  4. Разворот запрещен дорожной разметкой (1.1, 1.2.1 и 1.3) или дорожными знаками (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4)
  5. Разворот запрещен п. 8.11 ПДД, в таких местах, как:
      Железнодорожные переезды;
  6. Места, видимость дороги в которых не превышает 100 м;
  7. Места, предназначенные для остановки автобусов, трамваев и иных маршрутных транспортных средств;
  8. Мосты, путепроводы, эстакады (в т.ч. и под ними);
  9. Пешеходные переходы;
  10. Тоннели.

Поворот на путях

Допустим, вам необходимо произвести пересечение трамвайных путей, дабы начать осуществлять движение в противоположную сторону от текущего. Это действие и будет считаться разворотом. Выполняться оно может по-разному. Многое зависеть будет от того, находится автомобиль на перекрестке или вне него.

На перекрестке

Рассмотрим ситуацию, когда трамвайные пути позволяют трамваю выполнить любой маневр, будь то движение прямо или поворот налево/направо. Если в вашем случае на перекрестке трамвайные пути соединяют лишь некоторые направления, то правила проезда для вас значительно упростятся.

Итак, проезжая часть, по которой вы подъезжаете к перекрестку, разделена трамвайными путями, находящимися на одном уровне с ней. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях, в данном случае? Согласно пунктам 8.5 и 9.6. ПДД вы можете (а иногда и обязаны) выехать на трамвайные пути для осуществления разворота. Однако ваш маневр не должен противоречить дорожным знакам 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметке 1.18. Кроме того он не должен создавать затруднения другим участникам дорожного движения.

Что касается взаимоотношений водителей автомобилей и трамваев на регулируемых перекрестках, то они подробно описаны в п. 13.6 ПДД, где говорится, что:

В ситуации, когда сигналы светофора/регулировщика одновременно разрешают движение трамваю и другим безрельсовым транспортным средствам, трамвай всегда будет иметь преимущество, независимо, в каком направлении он осуществляет движение. Однако если движение осуществляется в направлении стрелки, которая была активирована в дополнительной секции единовременно с красным/желтым сигналом светофора, трамвай обязан уступить дорогу транспортным средствам, что движутся с других направлений.

Отметим, что мы описали лишь общие правила разворота на трамвайных путях, т.к. комбинаций, в зависимости от положения трамвайных путей, жестов регулировщика и т. д, можно насчитать сотни. Если у вас возникли вопросы или имеются уточнения относительно них, то добро пожаловать в комментарии.

Вне перекрестка

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка должен осуществляться следующим образом:

  1. Убедитесь, что трамвайные пути расположены по левую руку от вас и не находятся выше проезжей части, описанные выше ограничения (разметка, запрещенные для разворота места и т. д) отсутствуют.
  2. Уступите дорогу попутным трамваям и перестройтесь на трамвайные пути попутного направления.
  3. Включите поворотник и, попутно следя за движением трамваев в обоих направлениях, осуществите разворот. Встречные трамваи также необходимо пропустить.

Наиболее распространенные ошибки при проведении разворота:

  • Разворот производится с проезжей части, а не с трамвайных путей. Хотя за такой маневр законодательно ответственности не предусмотрено, вы значительно повышаете вероятность возникновения аварийной ситуации. В то время как вы начнете разворот, вы рискуете совершить столкновение с автомобилем, движущимся по трамвайным путям.
  • Разворот производится со встречных трамвайных путей. Здесь имеет место грубое нарушение п. 9.6. ПДД, а именно: «выезд и движение на трамвайные пути встречного направления».
  • При выезде на трамвайные пути встречного направления транспортное средство оказалось не перпендикулярно им (путям). В данном случае, маневр может быть представлен сотрудниками ГИБДД в качестве выезда на трамвайные пути встречного направления, и повлечь за собой штраф.
  • При развороте по левую сторону относительно движения припаркованы машины. В данном случае поворот стоит начинать, когда «носы» вашей машины и припаркованного автомобиля находятся на одной линии, подобная постановка, в условиях ограниченного пространства, позволит избежать столкновения с припаркованными транспортными средствами.

Видео: Правильный и неправильный разворот с трамвайных путей

пдд темы

Елена Юрьевна (г.Москва) 22 ноября 2014, 11:03 Владимир, исходя из терминов, я неверно сформулировала. Трамвайные пути на разделительной полосе не располагаются. Просто они приподняты над проезжей частью и отделены бордюром. Но в этом случае на них безрельсовым ТС заезжать нельзя, как и на РП. Обычно ученики такое сравнение лучше запоминают.

Владимир (г.г.Туймазы,РБ) 22 ноября 2014, 10:36

Григорий……Елена Юрьевна 26.10. 2014 г дала ответ…………….!?

Григорий (г.Междуреченск) 21 ноября 2014, 20:20

iamme (г.Spb), скажите, пожалуйста, на разделительных полосах прокладывают трамвайные пути7

iamme (г.Spb) 29 октября 2014, 12:56

Sandra, поддерживаю.

Sandra (г.Kazan) 29 октября 2014, 00:17

Кстати, никаких дорожных знаков «Место для разворота» там нет. Незачем разрешать то, что не запрещено.

Sandra (г.Kazan) 28 октября 2014, 23:40

Евгений (г.С***) «На дороге, имеющей 4 полосы и более (то есть, минимум по 2 в каждую сторону) любые маневры, связанные со встречкой, в т.ч. и развороты, запрещаются вне зависимости от наличия трамвайных путей. » Неверно. В правилах такого нет. Контрпример из жизни — на экзаменационном маршруте в нашем городе есть улица с 4 полосами движения и приподнятой разделительной полосой с трамвайными путями на ней. В рамках маршрута на этой улице есть 4 места для разворота вне перекрестков — дорожное полотно выровнено с помощью асфальтового покрытия или резиновых блоков. Задание так и называется — «развернуться вне перекрестка».

iamme (г.Spb) 28 октября 2014, 22:33

В билетах встречается, но значение разметки приходится искать на другом сайте. И знаки тоже не все.

Елена Юрьевна (г.Москва) 28 октября 2014, 17:28

Пятый вопрос в каждом билете — про разметку.

iamme (г.Spb) 27 октября 2014, 14:00

Почему здесь нет раздела и вопросов про разметку, явно неполная картина получается.

Елена Юрьевна (г.Москва) 27 октября 2014, 11:41

iamme (г.Spb), конечно, за исключением случаев, описанных Евгением. Не прерывистая и не одинарная, так как они на многополосных дорогах отделяют друг от друга полосы попутного направления, а одна сплошная обозначает еще и край проезжей части справа.

iamme (г.Spb) 27 октября 2014, 10:15

Меня интересует случай, когда по две полосы в каждую сторону, и разделительной полосы нет. Обязательно будет в середине двойная сплошная?

Евгений (г.С***) 26 октября 2014, 21:33

iamme (г.Spb), бывают. Например, дорога с односторонним движением очень даже запросто может быть четырехполосной. Еще четырехполосной и без двойной сплошной может быть дорога с реверсивным движением. А еще это может быть дорога без двойной сплошной, но с разделительной полосой. Еще это могут быть три попутных полосы, а одна встречная — выделенная для МТС. Можно ли на таких дорогах развернуться — подумайте сами, ищите подсказки в Правилах или в Приложении 2 )

iamme (г.Spb) 26 октября 2014, 20:57

Ладно, а такой вопрос: бывают ли четырехполосные дороги без трамвайных путей и без двойной сплошной посередине? Если да, то можно ли на них разворачиваться вне перекрестков?

Елена Юрьевна (г.Москва) 26 октября 2014, 20:42

В Правилах сказано, что разворот и поворот налево следует выполнять с трамвайного пути попутного направления, если пути находятся на одном уровне с проезжей частью и если знаками не предписан иной порядок движения. Если трамвайные пути находятся на разделительной полосе, то она или приподнята над проезжей частью, или между рельсами нет дорожного покрытия.

Елена Юрьевна (г.Москва) 26 октября 2014, 20:32

Евгений, что-то Вы размахнулись с запретами ))

Евгений (г.С***) 26 октября 2014, 20:30

Сергей (г.Самара), ну все правильно. Если больше ничем не запрещено, то ради бога — разворачивайтесь. Просто конкретных ситуаций бывает миллиард, и невозможно каждую описать. Автор вопроса спрашивает, разрешен ли разворот через трамвайные пути. Я отвечаю — в принципе разрешен, но есть 100500 исключений.

Сергей (г.Самара) 26 октября 2014, 20:29

iamme (г.Spb) Не обязательно должна быть двойная сплошная. Например п.8.5.Правил:при наличии слева трамвайных путей попутного направления , расположенных на одном уровне с проезжей частью , поворот налево и разворот должны выполняться с них,если знаками или разметкой не предписан иной порядок действий.И не слова про количество полос.Или еще прочитайте п.9.6.В нем тоже не слова про количество полос!

iamme (г.Spb) 26 октября 2014, 20:08

Хотя логически вроде бы если уж с четырьмя полосами должна быть двойная сплошная и запрет разворота, то с рельсами и подавно нельзя. Но где этот пункт правил?

iamme (г.Spb) 26 октября 2014, 20:05

Я тоже про п.3) не поняла, пункт правил 9.2 мне тоже кажется не убедительным. Где это про запрет разворота с 4 полосами сказано? Кажется, мы зациклились :)

Сергей (г.Самара) 26 октября 2014, 19:46

Читаем п.9.2(…) На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в ДРУГИХ МЕСТАХ, ГДЕ ЭТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО ПРАВИЛАМИ, знаками и (или) разметкой.Где написано,что запрещены ЛЮБЫЕ маневры?Какой пункт Правил запрещает разворот с трамвайных путей в зависимости от количества полос на дороге?

Сергей (г.Самара) 26 октября 2014, 19:35

Евгений (г.С***)С обгоном и объездом все понятно,зачем выезжать на полосу встречного движения,Когда у вас и так есть несколько полос для движения.Занята одна,ежзайте по другой.Когда трамвайные пути отделены сплошной линией тоже все понятно:пересекать ее нельзя.

Евгений (г.С***) 26 октября 2014, 18:15

Сергей (г.Самара), специально для Вас, мой дорогой друг: 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой. Если нет сплошной линии разметки, запрещающих знаков, видимость более 100м.и т.д., то запретить разворот с трамвайных путей Вам могут еще куча факторов, ибо запрещающие факторы, само собой, не являются взаимоисключающими. Количество полос очень даже важно, опять же читаем 9.2. На дороге, имеющей 4 полосы и более (то есть, минимум по 2 в каждую сторону) любые маневры, связанные со встречкой, в т.ч. и развороты, запрещаются вне зависимости от наличия трамвайных путей. Тем более, если они отделены сплошной линией разметки.

Сергей (г.Самара) 26 октября 2014, 17:47

Евгений (г.С***) Если не трудно поподробнее о п.3) с указанием пунктов правил .Если нет сплошной линии разметки,запрещающих знаков,видимость более 100м.и т.д.,что запрещает мне развернуться с трамвайных путей?Какая мне разница сколько полос у дороги одна,две или больше,если они разделены трамвайными путями,а не сплошной линией разметки?Или Вы имели ввиду частный случай когда трамвайные пути отделены от проезжей части сплошной?

Евгений (г.С***) 26 октября 2014, 17:09

Сам по себе как таковой поворот налево и разворот через трамвайные пути очень даже разрешен. Читаем абзац второй пункта 8.5: При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю. Другое дело, что есть куча случаев, которые могут такой маневр запретить. Например: 1) пути расположены НЕ на одном уровне с проезжей частью 2) пути отделены от проезжей части сплошной (одинарной/двойной/тройной/десятирной — неважно, ибо сплошную линию можно пересекать только если она расположена справа и обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах) 3) дорога имеет для движения в каждом направлении по две полосы или более (разворот на таких дорогах разрешен только на перекрестках или в специальных местах, обозначенных знаком или прерывистой разметкой) 4) встречная полоса является выделенной для МТС 5) если это туннель, мост, пешеходный переход, остановка МТС, видимость менее 100 метров и т.д. 6) если создаются помехи трамваям Различия между двойной и одинарной сплошной разумеется надо смотреть в Правилах. Приложение 2. Горизонтальная разметка.

iamme (г.Spb) 26 октября 2014, 16:10

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. То есть это не разделительная полоса, т.к. разделительная полоса не предназначена для движения любых ТС.

Григорий (г.Междуреченск) 25 октября 2014, 21:11

Если рядом с ТП сплошные линии, то это означает, что ТП расположены на разделительной полосе, по которой запрещено движение безрельсовых ТС.

Штрафы, связанные со въездом на трамвайные пути

Число ДТП, участниками которых становятся трамваи и автомобили, с каждым годом лишь увеличивается. В 95% случаев виновником аварийной ситуации признается водитель, находящийся за рулем машины, т. к. выезжая на трамвайные пути, он обязан не создавать помех движению трамвая. Случаи, когда вина лежит на водители трамвая (который, например, осуществлял движение при запрещающем сигнале светофора), тоже встречаются, но их количество не превышает 5% от всех случаев.

Однако даже без наличия аварийной ситуации, двигаясь по трамвайным путям, автолюбитель может получить штраф или даже лишиться водительских прав. Размер наказания напрямую зависит от пункта ПДД, который был, в данном случае, нарушен. Так:

  • За остановку на трамвайных путях вам придется заплатить: 3 тыс. р, если это произошло в Санкт-Петербурге либо в Москве, 1,5 тыс. р. – в любом другом городе РФ.
  • Создание помех для трамвая, движущегося в попутном направлении, влечет штраф – 500 р.
  • За нарушение правил дорожной разметки придется заплатить от 500 р. до 1500 р (при повороте/развороте в нарушение разметки).
  • Выезд на встречные трамвайные пути в первый раз обойдется водителю в 5 тыс. р (либо лишение прав на 4 – 6 месяцев), повторно – лишением прав на год.
  • Выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия будет стоить водителю от 1 до 1,5 тыс. р.

Помните, при развороте на трамвайных путях следует всегда предварительно пропускать трамвай, даже если движение того грубо нарушает ПДД. В противном случае последствия аварии для вашего автомобиля (да и для вас самих) могут оказаться куда более серьезными, чем для трамвая.

Штрафы за нарушение правил разворота

Автовладелец, который создаёт помехи движению общественного транспорта, рискует столкнуться со штрафом в размере 500 руб. Санкции за выезд на встречные трамвайные линии составляет 5000 руб. Повторное нарушение может привести к более серьезным последствиям. Автовладельца лишают водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Причина наложения штрафаОснованиеКакое наказание грозит автомобилисту
Машина выехала на встречные путист. 12.155000 рублей ( при повторном нарушении водителя могут лишить прав на 6 мес.)
Водитель был вынужден выехать на рельсы, чтобы объехать препятствиест. 12.151000-1500 руб.
Автовладелец не пропустил трамвай на регулируемом перекресткест. 12.131000 руб.
Непропуск трамвая на нерегулируемом перекресткест. 12.13500 руб.
Если разворот был совершен через сплошную линию, которая отделяет автодорогу от рельсовст. 12.161000-1500 руб.

Если выезд на встречную линию был связан с объездом препятствия, то в этом случае штраф составляет от 1000 до 1500 руб. Водители, которые нарушают правила дорожной разметки при развороте, должны заплатить от 1000 до 1500 руб.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: