Правильная посадка за рулём автомобиля


Источник:auto.mail.ru Как вы регулируете руль и кресло своего автомобиля? На первый взгляд – это очень простой вопрос. И большинство водителей, не задумываясь, отвечают, что просто делают так, чтобы было удобно. Но всегда ли понятия «удобно» и «правильно» совпадают? К сожалению, нет. Привычная посадка и правильная посадка – зачастую абсолютно разные вещи. Почему же правильная посадка за рулем так важна?

Женская осанка

Как ни странно, посадка водителя неразрывно связана с безопасностью вождения. К сожалению, в автошколах уделяют этому очень мало внимания. Вот и выезжают на дорогу «волшебники-недоучки». Именно поэтому практически все тренинги по повышению водительского мастерства начинаются именно с анализа посадки. Почему? Все очень просто.

Что подразумевают, когда говорят «правильная» посадка? Имеется в виду, что водитель сидит таким образом, что средства управления автомобилем – все эти рычаги, педали, руль и т.д. – расположены так, что ему не приходится тянуться к ним. А это значит, что в критической ситуации водителю понадобится гораздо меньше времени, чтобы среагировать. Зачастую именно эти драгоценные секунды и спасают жизнь ему и пассажирам. К тому же, приучив себя сидеть правильно, вы вскоре с удивлением заметите, что стали гораздо меньше уставать за рулем. И вождение стало приносить вам настоящее удовольствия.

Есть и еще один момент. Врачи утверждают, что неправильная посадка – особенно если автомобиль для вас это «второй дом» и вы проводите в нем очень много времени – может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Во-первых, могут начаться сильные боли в спине. Ведь расположившись в кресле неправильно, вы невольно перегружаете один из отделов позвоночника – либо поясничный, либо шейный. Во-вторых, могут появиться боли в суставах и головные боли.

Допустим все это имеет отношение скорее к профессиональным водителям…

Но! Вам же, наверное, тоже не хочется, проведя 2-3 часа за рулем – например, при поездке на дачу – весь остаток дня чувствовать себя «старой развалиной» и хвататься попеременно то за спину, то за голову? Согласитесь, удовольствия мало. Так как же избежать всех этих неприятностей? Правильная посадка за рулем автомобиля – это решение если и не всех, то, по крайней мере очень многих, проблем.

Конечно, у каждого человека свои особенности телосложения, свои параметры. Рост, вес, длина рук и ног – все это очень индивидуально. Поэтому единых правил по регулировке кресла и рулевого колеса просто не существует – т.е. никто не скажет вам, что кресло должно быть приподнято на столько-то сантиметров от уровня пола и находиться на таком-то расстоянии от руля.

А как же тогда установить все правильно? Да очень просто! Надо ориентироваться не на сантиметры, а на положение рук, ног, спины и головы.

Почему так важно сидеть за рулем правильно?

Оптимальная посадка за рулем сводит к минимуму все мышечные напряжения и не нарушает процесс кровообращения, при этом организм водителя находится в максимально работоспособном состоянии. Следовательно, в случае возникновения непредвиденной ситуации, человек может стремительно среагировать и ничто не затруднит его действий.
Итак, какая посадка считается правильной? Сидеть за рулем нужно так, чтобы спина оставалась ровной — для этого спинка кресла должна находиться под углом от 90 до 110 градусов. При этом между коленным суставом и подушкой сидения должно быть расстояние, приблизительно равное длине ладони – это нужно для того, чтобы центр тяжести находился на сиденье, а не на весу. При полном выжиме педалей нога водителя должна практически полностью распрямляться.

Регулировка зеркал – одна из самых важных процедур в правильной посадке. Наружные зеркала заднего вида должны находиться в таком положении, чтобы при минимальном повороте головы открывался максимальный угол обзора.

Если склониться над рулевым колесом, обзорность не только не улучшится, но и станет еще хуже. К тому же, предплечья будут скованы и в руках будет недостаточно свободы для полного поворота руля

Казалось бы, все просто. Однако есть несколько ошибок, которые чаще всего совершают водители. Часто можно видеть, что водитель рулит, склонившись над рулевым колесом. У такого водителя скованы предплечья, и рукам не хватает свободы для того, чтобы, например, сделать полный оборот руля. Эта ошибка зачастую связна с тем, что, наклоняясь вперед, водитель старается улучшить обзорность. Хотя на деле он тем самым только ухудшает ее. К тому же, чтобы обеспечить максимальную чувствительность вестибулярному аппарату, голова человека должна находиться теменем вверх.

Положение головы и тела

Спина должна как можно плотнее прижиматься к спинке кресла, а затылок – находиться на одной линии с позвоночником. Установлено, что именно такое положение позволяет дольше концентрировать внимание. Спинка правильно отрегулированного кресла должна быть практически вертикальной – возможен лишь небольшой наклон.

Обратите внимание на то, как зафиксирован подголовник. Основная задача этой «детали» – предохранять затылок от возможных повреждений в случае аварийной ситуации. Поэтому установить его надо таким образом, чтобы он находился на уровне верхней части вашего уха.

Почему при сильных порывах ветра лучше остановить свой автомобиль и не продолжать движение?

Советы
В принципе, такие действия автолюбителя можно назвать элементарными и соответствующими здравому смыслу, однако, далеко не всегда такие писанные правила соблюдаются. По этой причине, сотрудники правоохранительных органов, и, в частности, инспекторы ГИБДД, на законных основаниях имеют право привлечь нарушителя к административной ответственности. Напомним, что штраф, который взимается с автолюбителя в этой ситуации составляет 500 рублей.

Разумеется, сумма не самая большая, но даже с ней далеко не каждый автомобилист захочет расставаться из-за своей халатности. Поэтому необходимо соблюдать установленные правила, так как это позволит исключить вероятность возникновения трагедии с участием водителя в банальной ситуации. Автор: Олег Мокров

Положение рук

Представьте что руль – это циферблат больших часов, а ваши руки – это стрелки. Поместите обе руки на рулевое колесо. Запястье правой руки должно соответствовать воображаемой цифре два, запястье левой – десяти. Вам удалось проделать это, не отрывая спину от спинки водительского кресла? Значит, вы сидите правильно.

Проведем еще одну проверку. Дотроньтесь запястьем до «цифры 12». Не пришлось тянуться? Ну, тогда точно все в порядке. Также желательно, чтобы при вождении, кисти рук не поднимались выше уровня плеч. Поэтому, если есть такая возможность, постарайтесь отрегулировать высоту рулевой колонки.

При движении руки должны располагаться на «цифрах» десять и два или девять и три. Вращать руль нужно двумя руками, с перехватом. Следите за тем, чтобы при повороте рулевого колеса на 180 градусов ваши руки не перекрещивались – тогда вы можете быть уверены в том, что не сломаете ногти, пальцы и не «потеряете» руль, если автомобиль тряхнет на неровной дороге.

Посадка по рулю

Главное правило – не ложиться на спинку как на шезлонг. Нужно стараться держать спину максимально прямо. Во-первых нагрузка на позвоночный столб будет меньше, во-вторых так намного удобнее совершать движения рулем. Однако прямо, не значит – ровно вертикально. Спинку нужно поднимать до тех пор, пока не покажется, что в этот раз появился дискомфорт. После этого следует сделать небольшой откат спинки назад. Когда руки лежат на руле классическим хватом, они должны оказаться чуть согнутыми в локтевых суставах.

Если оказалось так, что руки прямые, такая посадка не может считаться правильной. Потому что не удастся делать рулем вращения с большим углом, без перехватывания, это означает, что будет плохой контроль. Следует сделать регулировку руля, немного потянув его в свою сторону, не забыв при этом про фиксатор руля. Если руль не имеет регулировки вылета, можно попробовать спустить его немного ниже. По высоте руль регулируется в каждой машине. Последнее, если все же не хватает настроек руля при ровной спинке, тогда все же стоит придвинуть сидение немного ближе к педалям.

Положение ног и регулировка зеркал

Для того чтобы определить правильное положение необходимо устроиться в кресле и выжать педаль сцепления до упора. При этом левая нога должна быть чуть-чуть согнута в колене. Следите за тем, чтобы ноги не касались руля. Нажимать на педали следует серединой стопы. Это – самое удобное и проверенное положение. Так нога на соскользнет и, при необходимости, ее легко можно будет переместить с одной педали на другую.

Следите за тем, чтобы ноги не находились в напряжении – для этого бедро должно опираться на сидение. Между краем сидения вашего автомобиля и внутренней стороной колена – сгибом – должно быть расстояние примерно в ладонь.

Устроились? Теперь надо отрегулировать зеркала заднего вида. Во внутреннем зеркале должна отражаться средняя часть заднего стекла. Понятно, что в зависимости от размера зеркала, вы будете видеть заднее стекло либо полностью, либо частично. Во внешнем зеркале вы должны видеть дорогу за машиной, линию горизонта, кусочек неба и небольшую часть борта вашего автомобиля. Удобно? Теперь еще раз нужно все проверить.

Пристегните ремень безопасности. Поставьте ноги на педали, а руки положите на руль таким образом, как они будут располагаться при езде. Убедитесь в том, что приборная доска хорошо просматривается и ни один из приборов не перекрыт рулевым колесом.

Одновременно поднимите руки и ноги, оторвав их от руля и педалей. Вам пришлось отрывать спину от спинки сидения? Нет? Значит, все в порядке.

Посадка по педалям

Главные органы, при помощи которых водитель управляет машиной – рулевое колесо и педали. Педали практически во всех случаях не поддаются регулировки, следовательно, именно от них нужно начать настраивать правильную посадку. Первым делом, сев на водительское кресло, нужно выжать тормозную педаль до упора в пол. Затем подвинуть кресло так, чтобы нога, находящаяся на вдавленной педали была чуть согнута в коленном суставе. Но только не прямая! Такая посадка гарантирует уверенное торможение в различных ситуациях. Если на машине стоит механическая коробка, то возможно, нужно будет немного подвинуть кресло вперед, так как левая нога при выжимании сцепления должна быть так же в полусогнутом состоянии. После того, как отрегулировано положение самого сидения, можно преступать к регулировки его спинки.

Самые распространенные ошибки

  1. Водитель садится таким образом, что оказывается слишком близко к рулю. На водительском сленге о таких говорят: «жует бублик». Почему-то многие считают, что так лучше видна дорога.Чем плоха такая посадка? В этом положении водителю приходится сильно сгибать ноги и руки, что ограничивает свободу действия. В критической ситуации вы просто можете не успеть среагировать. К тому же, при такой посадке мышцы шеи и спины сильно напряжены. К концу поездки – особенно, если она долгая – вы, скорее всего, почувствуете себя абсолютно «разбитой».
  2. Водитель сильно откидывается в кресле – практически лежит в нем. Казалось бы, очень даже удобно! Ничего подобного. Вы будете вынуждены все время подтягиваться вперед, держась за руль. Основная нагрузка приходится на мышцы рук – ведь спина уже не упирается в спинку кресла. В итоге скорость и точность реакции уменьшаются. Руки устают. Да и дорогу в таком положении видно гораздо хуже.
  3. Другой, достаточно распространенной ошибкой является привычка держать руки в нижнем секторе руля и сжимать его «мертвой хваткой». Может быть это и кажется удобным, но при таком положении угол поворота руля ограничивается.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: