Помеха справа — правило ПДД

Многоканальная бесплатная горячая линия

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (499) 653-73-40

Санкт-Петербург +7 (812) 425-30-53

В ПДД имеется огромное количество норм и правил, регулирующих дорожное движение. Все они так или иначе нацелены на обеспечение безопасности пешеходов и водителей, а так же простого и безаварийного движения в самых разных условиях. При этом там имеются как весьма сложные и спорные с точки зрения опытного водителя пункты, так и элементарные, которые служат основой для дорожного движения

В этой статье мы рассмотрим одно из таких базовых правил, а именно так называемое «правило правой руки», которое описывает поведение водителя при наличии помехи справа. Случаев, когда к водителю при движении с одной из сторон приближается препятствие, очень много, и мы постараемся рассмотреть их все.

Зачем это правило нужно? Базовые принципы

Правила для движения при наличии помехи справа вступают в силу тогда, когда на дороге нет никакой разметки, указывающей порядок движения и приоритет дороги. То есть если у вас главная полоса, то пропускать кого — то двигающегося с правой от вас стороны и пытающегося на эту главную дорогу попасть не нужно, что бы «правило правой руки» не говорило — в нем просто нет надобности.

Перейдем к первому, и самому распространенному случаю — движению автомобиля по нерегулируемому перекрестку при наличии помехи справа. Если бы на перекрестке имелись знаки, указывающие на приоритет движения водителя, или был бы расположен светофор, то они бы указывали, пропускать помеху справа или ждать. Но если их нет, то вступает правило правой руки, и вы уже будете обязаны пропустить водителя, который движется вам наперерез с права на лево.

Прочие ситуации, где применяется правило помехи справа

На прилегающих территориях

Территории возле жилых домов, торговых центров, рынков, на парковках и автостоянках являются прилегающими к определенному объекту. Здесь также действует правило помехи справа, но оно, к сожалению, в большинстве случаев не соблюдается безответственными автолюбителями.

В спальных районах населенных пунктов, как правило, есть много примыкающих к главной дороге, выходящих со дворов путей. Как понять, что есть помеха справа в данной ситуации, если отсутствуют соответствующие знаки или таблички? Чтобы не было проблем, старайтесь не превышать скорость и будьте готовы уступать всем.

При перестроении

Перестроение может быть:

  • одновременным, когда два автомобиля пытаются перестроиться: один — с правой полосы на левую, второй — с левой на правую;
  • односторонним, когда один автомобиль движется прямо, второй пытается перестроиться на его полосу.

Помеха справа при перестроении действует лишь в первой ситуации. В этом случае водитель с левой полосы может перестроиться в правую только после того, как пропустит транспортное средство справа.

Помеха справа при перестроении

Но, если автомобили движутся по левой полосе прямо и никуда не собираются перестраиваться, то водитель, желающий перестроиться влево, должен пропустить прямо идущие ТС.

При перестроении

Перейдем к проблемам наличия помехи при проведении такого маневра, как перестроение. ПДД имеют четкое описание данной процедуры, содержащееся в пункте 8.4. Он гласит, что водитель обязан уступать дорогу любым транспортным средствам, движущимся попутно рядом с ним с постоянным направлением движения. При этом если перестроение проходит одновременно, водитель все равно обязан сначала пропустить помеху и только потом совершать маневр.

Если же вы сами являетесь для движущегося водителя помехой справа, то ПДД дают вам возможность пропустить его для перестроения. Но если вы при этом сами решите перестроиться, то вам придется ждать, пока вас пропустят и помехи не исчезнут. Очень важно помнить, что не пропуская водителя, вы создаете значительную угрозу для всего потока, рискуете заработать значительный штраф а так же получить взыскание за опасное вождение.

Как понять правило ПДД «Помеха справа»

Правило ПДД «Помеха справа» применяется автомобилистами в том случае, когда ситуация на участке дороги или трассе относится к нерегулируемой и движение выполняют два транспортных средства, причем кто-то один должен уступить дорогу другому.

Что такое помеха справа, когда действует, в каких случаях оно применимо, а в каких ситуациях не может использоваться, как понять, кто должен уступить дорогу?

Принцип применения правила правой руки

Правила дорожного движения предполагают перемещение автомобилей в соответствии с размещенными графическими обозначениями (знаками), сигналами светофора или установленного на перекрестке регулировщика.

В определенных случаях, когда нельзя четко заявить о том, как необходимо действовать и какое транспортное средство будет иметь преимущество, участники ДД применяют правило правой руки, позволяющее определить приоритет того транспорта, который движется с правой стороны от вас.

Соответственно при совершении определенных маневров в случае движения ТС с левой стороны водитель будет понимать, что уступить дорогу должны ему и будет беспрепятственно продолжать дальнейшее движение.

Основными ситуациями и участками, на которых наиболее часто возможно применение такой нормы являются:

  • На нерегулируемом перекрестке в случае равнозначности прилегающих к нему участков дороги. Причем это может быть перекресток любой конфигурации;
  • На стоянках и парковках при отсутствии разметки или дополнительных знаков, определяющих приоритетность движения;
  • При перестроении ТС. При осуществлении движения по трассе по разным полосам дороги при этом два движущихся транспортных средства должны перестраиваться друг относительно друга.

Стоит отметить, что дословного выражения «помеха справа» в ПДД встретить не возможно.

Если говорить о пункте правил, который наиболее точно описывает механизм передвижения с учетом нормы правой руки, является часть 8.9 ПДД Российской Федерации, какая описывает основные нормы движения транспортных средств, когда на конкретном участке нельзя руководствоваться знаками или сигналами.

Необходимо четко для себя понимать, когда можно использовать правило «Помеха справа», поскольку только четкое следование действующим порядкам и ограничениям обезопасит вас от создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП.

Так, такое правило может применяться в следующих ситуациях:

  • Если в результате движения транспортных средств их траектории должны пересечься. При таком варианте кто-то один из водителей обязательно должен уступить другому место;
  • Если никакой из движущихся транспортов (при применении любого из действующих норм ДД) не имеет четко установленного приоритета или не движется по части дороги, которая может давать преимущество;
  • Тип транспортного средства должен быть одинаковым (то есть нельзя, к примеру, применять норму в отношении движущегося трамвая с одной стороны и авто с другого).

Применение на конкретном примере

Рассмотрим пример, в котором такое правило применимо. С автомобильной стоянки выезжает два личных легковых автотранспорта, причем если они будут передвигаться с той же скоростью и по той же траектории, то они обязательно пересекутся.

В такой ситуации тот из водителей, который движется слева (другое ТС таким образом находится справа от него), должен уступить место для того, чтобы машина второго водителя беспрепятственно проехала. Рассмотрим другой пример того, как действует понятие «помеха справа» при одновременном перестроении.

Представим, что по трассе движутся два авто, при этом один из них намерен перестроиться в левую сторону дороги, второй же в правую. При таком варианте одновременно выполняемые маневры обязательно приведут к их столкновению.

В соответствии с нормой правой руки один из водителей (находящийся слева), дает приоритет движения второму ТС, и, пропустив его, перестраивается в правую часть трассы.

Стоит отметить, что в основном в автошколах на теоретических занятиях все такие реальные события, которые происходят при перемещении ТС и в каких данное правило применимо, рассматривают на картинках – в таком случае при наглядном разборе каждой конкретной ситуации участнику ДД становится понятнее, как правильно действовать.

Когда правило не может применяться

Правило правой руки не может применяться автомобилистами в таких ситуациях:

  • Если автомобилисты передвигаются на ТС, не равнозначных по своему статусу;
  • Если при совершении определенного маневра участники ДД могут руководствоваться установленными и действующими на конкретном участке трассы знаками или средствами регулировки;
  • Если ситуацию на дороге при передвижении ТС можно определить при помощи других норм или пунктов ПДД. К примеру, когда одна машина передвигается по главной трассе (даже с правой стороны), а иное ТС въезжает на дорогу или перекресток с левой стороны, но при этом изначально оно находилось на второстепенной трассе.

Читаем по теме: Меняем водительские права, СТС и ПТС при смене фамилии

Сюда же можно отнести пример, когда машина выезжает из двора на основную дорогу – при этом водитель перед продолжением передвижения должен убедиться в том, что по главной трассе не едут ТС, которым он может служить помехой.

Мера ответственности

Стоит помнить о том, что даже в случае отсутствия столкновения при невыполнении действующей нормы по отношению к ТС, движущимся справа, при фиксации такого нарушения ПДД автомобилист может быть привлечен к ответственности.

В качестве меры наказания в большинстве случаев применяется наложение штрафа в размере 500 рублей.

Повторное нарушение такого положение может повлечь за собой более серьезные последствия – в зависимости от конкретных факторов нарушения и его последствий (ДТП, наличие пострадавших лиц и т.д.) может применяться лишение водительских прав на определенный срок. https://cabinet-lawyer.ru

При сужении дороги

Еще одной ситуацией, в которой требуется применить правила движения при наличии помехи справа, является сужение дороги. В целом процедура полностью описана в ПДД пункт 8.9, согласно которому требуется, выполняя правила перестроения из предыдущего пункта, предоставить приоритет транспортным средствам, движущимся попутным потоком. Таким образом, вам опять же придется пропускать помеху справа до тех пор, пока у вас не будет возможности перестроиться не создавая помех. Так что к сужению дороги нужно готовиться как можно раньше.

Разъезд при перестроении, проезде перекрестков и движении на прилегающих территориях

В правилах дорожного движения многих стран прямо или опосредствованно используются понятия «помеха справа» и «правило правой руки». Как и когда их использовать?

Правило правой руки

Указанные термины являются равнозначными и обозначают требование к водителю уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся с правой стороны от него.

Эти правила касаются только равнозначных участников движения. Что это значит?

При возникновении отношений типа «транспортное средство – пешеход» или «безрельсовое транспортное средство – трамвай» правило «помеха справа» не используется, поскольку и пешеход, и трамвай являются участниками движения с особым правовым статусом.

Во всех остальных случаях «правило правой руки» применяется тогда, когда очередность проезда невозможно определить, используя сигналы регулировщика, светофора или знаки приоритета движения.

Правило «помехи справа» используется лишь в том случае, если траектории движения транспортных средств пересекаются.

Перестроение

Вы двигаетесь по многополосной дороге, не выполняя никаких маневров по перестроению. Должны ли вы уступать дорогу и пропускать автомобили, выполняющие перестроение в ваш ряд из других полос? Ответ однозначен – никого пропускать вы не обязаны.

В случае одновременного перестроения, уступать дорогу должен водитель транспортного средства, перестраивающегося с левой полосы на правую, поскольку у автомобиля, выполняющего перестроение с правой полосы на левую имеется преимущество в виде отсутствия помехи с правой стороны.

Проезд перекрестков

Проезд регулируемых перекрестков осуществляется путем выполнения команд, подаваемых регулировщиком, или световых сигналов светофора. Если перекресток – нерегулируемый, очередность его проезда регулируется знаками приоритета.

Читаем по теме: Какое наказание водителя за езду без прав

В случае перекрестка, образованного пересечением равнозначных дорог в действие вступает «правило правой руки».

  • При повороте направо, когда траектория движения автомобиля не пересекается с траекториями движения других транспортных средств, правило «помехи справа» не используется, следовательно, автомобиль продолжает движение своим курсом без ограничений.
  • При прямолинейном движении через перекресток необходимо уступить дорогу транспортному средству, подъехавшему с правой стороны перекрестка, независимо от того, какой маневр оно собирается выполнить.

В случае поворота налево водитель обязан уступить дорогу машине, двигающейся во встречном направлении.

Исключением является лишь ситуация, если водитель встречного автомобиля собирается также выполнить левый поворот. При таком раскладе на перекрестке можно разъехаться без пересечения траекторий движения и не создавая друг другу помех.

Разъезд на прилегающих территориях

Под прилегающими территориями подразумеваются автостоянки, парковки супермаркетов, автозаправочные станции, пункты автосервиса, дворы многоквартирных домов и прочие.

Во время движения по таким территориям необходимо придерживаться «правила правой руки». Многие об этом не знают или попросту игнорируют возникающие помехи справа. По этой причине психологически будьте готовы к тому, что идти на уступки придется вам.

Помните о том, что автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, обязан уступать дорогу абсолютно всем.

В случаях, когда разъезд с использованием «правила правой руки» вызывает затруднения, воспользуйтесь проверенным и безотказным правилом «ДДД» (дай дураку дорогу). https://goodmaster.com.ua

Помеха на неравнозначном перекрестке

Если со стандартными равнозначными нерегулируемыми перекрестками все предельно ясно и просто (сначала едут трамваи, а потом автомобили по правилу правой руки), то с неравнозначными и нерегулируемыми все намного сложнее. Порядок действий в этом случае будет определяться имеющимися отметками и обозначениями, а так же самим типом движения. Первыми на таком перекрестке разъезжаются рельсовые транспортные средства. Затем движение выполняют автомобили, двигающиеся по главной дороге. И только когда все они закончат движение можно будет воспользоваться правилом правой руки для избегания помех и безопасно пересечь перекресток.

Что означает «помеха справа» — кто должен уступать?

Несмотря на то, что в ПДД четко обозначено, как должен действовать автомобилист на общественных магистралях, многие водители трактуют эти правила по-своему. Это приводит к увеличению числа ДТП на дорогах.

Одним из спорных моментов, возникающих часто при перестроении, является так называемое «правило право руки».Нужно понимать, что данная норма действует только при возникновении определенных условий.

В частности, ей нужно руководствоваться на нерегулируемых перекрестах и в местах, в которых очередность дорожного движения не оговаривается действующими правилами.

Но что такое помеха справа? Как должны перестраиваться водители, руководствуясь этим правилом?

Определение понятия

Под помехой справа в правилах ПДД понимается ситуация, при которой водители обязаны пропускать транспортные средства, расположенные справа от них. Согласно этой норме, уступать дорогу следует при условии, если траектория движения автомобилей пересекается.

Помеха справа, как правило, применяется в следующих ситуациях:

  • пересечение перекрестков, движение на которых не регулируется;
  • пересечение равнозначных магистралей;
  • движение по парковкам и территориям автозаправок, и т.д.

Также согласно ПДД помехой справа следует руководствоваться в тех случаях, когда автомобилисты, движущиеся в одном направлении, намереваются перестроиться из разных полос.

Иными словами, это правило применяется при одновременном наступлении двух условий:

  • дорожные знаки на определенном участке дороги не устанавливают очередность проезда;
  • траектория движения автомобилей пересекается.

Примеры возможных помех справа

Несмотря на то, что эта норма четко указывает на правила поведения автомобилистов, в реальности ситуация выглядит сложнее.

Проблемы на перекрестках

Прежде всего, необходимо уточнить, что под нерегулируемым перекрестком понимается место, где пересекаются несколько дорог и отсутствуют:

  • регулировщик;
  • светофор (либо он неисправен).

На регулируемых перекрестках правило правой руки не действует. Руководствоваться при их пересечении необходимо текущим сигналом светофора и установленными дорожными знаками.

Согласно ПДД, на нерегулируемом перекрестке необходимо пропускать автомобили, которые движутся справа, в следующих случаях:

  • Машина движется прямо, а в правой стороне от нее другое транспортное средство намеревается совершить поворот направо.
  • При совершении поворота в правую сторону необходимо пропустить машины, которые движутся по пересекаемой дороге прямо.
  • Встречный автомобиль движется прямо или поворачивает налево при совершении аналогичного маневра.

Вне зависимости от того, в какую сторону намеревается поворачивать трамвай, все автомобилисты обязаны пропускать его.

При движении на кольцевых перекрестках рассматриваемое правило также действует. При этом автомобили, которые находятся на «кольце», обладают преимуществом перед водителями, расположенными за его пределами.

Перестроение между полосами

Транспортные средства, двигающиеся в одном (попутном) направлении слева, должны руководствоваться правилом правой руки при условии, если машина, расположенная от них в правой полосе, начала совершать перестроения.

Если последняя продолжает путь в том же направлении и не совершает маневров, рассматриваемая норма не действует.

Данная ситуация встречается на общественных автомагистралях достаточно часто, поэтому имеет смысл обратиться к нескольким частным случаям:

  • Автомобилист, не совершая никаких маневров, продолжает движение по своей полосе. В таком случае он не обязан пропускать другие машины, перестраивающиеся на занимаемую им траекторию.
  • Совершая маневр в левую полосу, водитель имеет преимущество перед автомобилистов, находящимся как справа, так и слева от него.
  • При перестроении в левую сторону следует пропускать машину справа, совершающую маневр в то же направление.

В подобных ситуациях, прежде чем менять полосу, рекомендуется удостовериться, что остальные автомобилисты готовы пропустить автомобиль перед собой.

Когда правило не действует

Читаем по теме: Какое наказание за использование ксенона

Рассматриваемое правило недействительно при возникновении следующих условий:

  • Статусы участников дорожного движения неравнозначны.

Например, пешеходы при пересечении транспортной магистрали не должны руководствоваться правилом правой руки. На них распространяются иные нормы ПДД. Кроме того, выше было отмечено, что автомобилисты должны всегда пропускать трамвай вперед при совершении маневров последним.

Разные приоритеты движения.

Руководствоваться помехой справа нельзя при условии, если пересекаются магистрали, имеющие разные приоритет. Последний устанавливается дорожными знаками, светофорами или регулировщиком.

Данное правило ярко иллюстрирует следующий пример:

  • Один автомобиль намеревается покинуть территорию автозаправочной станции. По дороге, на которую тот намеревается выехать, движется другой транспорт. Вторая магистраль обладает более высоким приоритетом. Соответственно, любой автомобиль, перемещающийся по ней, не должен пропускать автотранспорт, выезжающий с автозаправочной станции, даже если последний располагается справа.
  • Другая ситуация: автомобиль поворачивает в сторону на зеленый сигнал дополнительной секции светофора. Несмотря на то, что для него, согласно установленным правилам, открыть путь вперед, он должен пропустить транспорт, идущий с ним на пересечение и руководствующийся зеленым сигналом светофора основной секции.

https://pdd-helper.ru/

Особенности применения правила «помеха справа»

Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.

Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:

  1. Траектории движения автомобилей должны обязательно пересекаться. В этом случае автомобили не будут мешать друг другу и смогут спокойно разъехаться в правилах предусмотренных направлениях.
  2. Правило действует по отношению равнозначных участников. Ни один из участников спорной ситуации, который стремится обязательно проехать первым, не должен иметь определенного статусного преимущественного положения, равнозначного иным участникам движения. В этом случае нельзя использовать принцип правила правой руки в таких отношениях, как транспортное средство – пешеход, трамвай и обычный автомобиль. В этом случае пешеход и трамвай являются участником дорожного движения.
  3. Общая очередность проезда не оговаривается пунктами ПДД. Говоря иными словами, если планируется использовать именно это правило, не должно быть предусмотрено ПДД.

Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД. В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.

Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

Как применяется на перекрестке

Правило ПДД «помеха справа» на перекрестке работает, когда:

  • Участок представляет собой пересечение равнозначных дорог, на нем не установлен светофор. На первое могут указывать символы 1.6 и 2.2. Если их нет, обе дороги должны быть с одинаковым покрытием. Асфальт только на одной из них делает ее главной, другую – второстепенной. И применение правила в этом случае невозможно.
  • На участке сходятся неравнозначные пути, но главный уходит в сторону. Светофора при этом тоже быть не должно. Ситуация подпадает под пункт 13.10: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.». А если так, то условие правой руки как раз и работает. Автомобили, к которым прочие ТС приближаются с этой стороны, должны предоставить им дорогу.

помеха справа

Не применяется условие при следовании через перекресток в следующих случаях:

  • Участок представляет собой схождение неравнозначных путей, то есть один является главным, а пересекающий его – второстепенным. Здесь приоритет у транспорта, движущегося по первой дороге. Он может первым ехать прямо, сворачивать в любую сторону. И не имеет значения, что кто-то приближается к нему с правого фланга по второстепенной.
  • На перекрестке организовано круговое движение, и нет знаков приоритета. Тогда преимущество у тех, кто уже едет по кольцу. Автомобили, стремящиеся попасть на него, уступают. Практически это выглядит так же, как проезд по перекрестку с дорогами неравного значения. Кольцо выполняет роль главной дороги.
  • На участке стоит светофор с дополнительной секцией. Когда на ней горит зеленый одновременно с таким же сигналом основного прибора, одни ТС получают преимущество, другие обязаны ждать. Уступать должны автомобили, движущиеся под дополнительную «стрелку», если вместе с ней зажегся красный на основном светофоре. Преимущество имеют все остальные вне зависимости от направления движения.

Ещё на InDrive.Net:

Запрещающие, предупреждающие и другие знаки дорожного движения для пешеходов

Регулируемый перекресток тоже не попадает под влияние правила «помеха справа». На нем очередность проезда диктуется сигналами светофора либо инспектора.

Смотрите в этом видео о правилах равнозначных дорог:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: