Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля. Это один из самых популярных видов столкновения, при котором сложно выявить виновника дорожно-транспортного происшествия. Как минимум раз в пару месяцев похожие ДТП обсуждаются на форуме pddclub.ru, поэтому я решил рассказать о них в отдельной статье.

Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.

Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:

Схема столкновения выглядит следующим образом:

ДТП при повороте налево

Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Таким образом на практике ситуация сводится к тому, что нужно определить, кто из водителей раньше подал сигнал поворота.

1. Если водитель синего автомобиля включил поворотник раньше, то водитель черного автомобиля при попытке обгона нарушает пункт 11.2 ПДД.

2. Если водитель черного автомобиля включил поворотник раньше и начал обгон, то водитель синего автомобиля нарушает пункт 8.1 ПДД, т.к. создает помехи другому участнику дорожного движения.

3. Если же никто не подал сигнал поворота, то виновниками ДТП будут признаны оба водителя. Соответственно, они поделят между собой затраты на ремонт автомобилей.

Казалось бы, все просто. Нужно определить, кто из водителей первым подал сигнал поворота. При разборе подобного ДТП на практике это вызывает сложности. Даже если у каждого из водителей есть видеорегистратор, видеозаписи не позволят точно разобраться в ситуации.

Регистратор черного автомобиля может зафиксировать момент включения поворотника синего автомобиля. Однако включение поворотников на самом черном автомобиле не попадает в поле его зрения. Видеорегистратор синего автомобиля вообще «не видит» поворотники участников дорожно-транспортного происшествия.

Поскольку на практике возникают сложности с доказательством вины каждого из водителей, решение суда может быть любым. Виновником может быть признан как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Дтп трасса поворот на лево обгон служебная практика

Но только если:

  1. перекресток нерегулируемый, то есть на нем не установлен светофор, и нет управляющего движением сотрудника ДПС;
  2. автомобили едут по главной дороге, которая в этом месте не изменяет направления (обозначается знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 без дополнительных символов).

На всех остальных перекрестках маневр запрещен. При игнорировании водителем обгоняющей машины этого требования виновным в ДТП признают его.

Если авария произошла на разрешенном для выполнения действия перекрестке, все сложнее. Здесь определение виновного в происшествии основывается на поведении на дороге обоих участников. Учитывается соблюдение ими условий обгона, указанных в пунктах 8.1, 11.1, 11.2, 11.3 ПДД, а также других правил движения.

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона

Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.

Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.

Ещё на AutoLex.Net:

Когда необходимо добиться справедливости: трасологическая экспертиза при ДТП

варианты дтп при обгонах

Что влияет на решение суда, как показывает практика:

  • другие нарушения автомобилистами ПДД и КоАП;
  • место столкновения (правая, левая полосы движения либо разделительная линия);
  • характер повреждений авто;
  • скорость обоих ТС, выясняемая с помощью экспертизы.

Нюансы могут «рассказать» больше, чем говорят сами участники ДТП и очевидцы. Например, если столкновение произошло на левой полосе движения, это значит, что поворачивающий автомобиль уже завершал маневр. А обгоняющий должен был подождать или вернуться в свой ряд, чего не сделал. Следовательно, он и виноват.

Или выясняется, что поворачивающее ТС врезалось в обгоняющее авто. Очевидно, что первый нарушил правила. Ведь такие повреждения могли возникнуть, только если сначала второй начал обгон. Значит, виновен поворачивающий.

Но если таких красноречивых деталей происшествия не обнаруживается, суд поровну делит вину на обоих автомобилистов. Иногда одному из участников инкриминируют большую ответственность, что зависит от обстоятельств дела. Словом, типовых решений по ДТП при обгоне не существует, все индивидуально.

Спешка и беспечность – нередкие спутники аварий. При обгоне это проявляется особенно часто. Поэтому перед маневром стоит просчитать все возможные риски и совершать его, лишь убедившись в безопасности.

ДТП: поворот налево и обгон — кто виноват?

Опубликовано вт 02.07.2020 — 12:31 пользователем Гость (не проверено) Раздел: Валерий (Москва) 02.07.2020 — 12:31 Здравствуйте.

В зависимости от этого называют одного из водителей виновным, или делят ответственность на двоих. Споры о том, разрешен ли обгон с правой стороны, существуют только среди автомобилистов.

Я попал в ДТП. Я начал обгон автомобиля, который в последний момент начал поворот налево. Cигнала поворота и торможения я не видел. По записи видео регистратора сигнал поворота заметен только в момент моего экстренного торможения.

водитель другого автомобиля утверждает что поворот включал. Свидетелей ДТП нет. 26.01.2018 состоится административная комиссия, на которой будет определен виновник ДТП.

Помогите разобраться, кто в данном случае является виновником ДТП. И как и что говорить на административной комиссии. Заранее спасибо. Ответил адвокат — Коллегия адвокатов: Здравствуйте, Валерий.

Отвечая на ваш вопрос о том, кто виноват в ДТП, при котором один автомобиль совершал поворот налево, а другой обгон, приведем пример из судебной практики. В

ДТП при повороте налево во двор

Одним из достаточно опасных выполняемых дорожных маневров считается поворот налево, ведущий в дворовой проезд. Он часто выполняется таким образом: водитель собирается повернуть без включения специального светового сигнала и без оценки окружающей ситуации на предмет едущих за ним других автомобилей при помощи зеркал заднего вида. Он замедляется и начинает поворачивать в дворовой проезд.

Движущийся за ним автомобиль не успевает остановиться и сталкивается с ним. Поэтому водитель должен обязательно подать световой сигнал, а также убедиться в отсутствии едущих сзади автомобилей.

ДТП при развороте на перекрестке

Когда дорога освобождается, оба автомобиля начинают движение:

Происходит столкновение транспортных средств.

Обратите внимание, это очень распространенная ситуация. Если Вы будете выполнять разворот на перекрестке, то Вы в 70 процентах случаев столкнетесь с тем, что другие водители будут не готовы к Вашему маневру. Понять это можно, просто посмотрев на другого водителя. Как правило, он выпучивает глаза, начинает махать руками, сигналить, орать. На первый взгляд написанное кажется смешным, но это типичное поведение при развороте.

Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют

В первой части по ситуации с левым поворотом на двухполосной дороге был рассмотрен случай, когда необходимо повернуть, скорость высокая, а сзади на короткой дистанции «сидит кто-то» из попутчиков. Опасность в том, что для поворота нужно сбавить свою скорость, но ваше торможение может стать полной неожиданностью для едущего сзади вас.

В случае если в этих условиях произойдет ДТП, то вина будет на том, кто ехал сзади, но бить свой автомобиль никому не хочется, это всегда неприятно, хоть и прав.

Продолжим тему «поворот налево и обгон». Та же самая обстановка: двухполосная дорога (одна – ваша, вторая — навстречу), слева примыкает съезд, и вам нужно повернуть налево. Вы заранее включаете левый «поворотник», заранее начинаете снижать скорость, но видите, что «задний» сосед пошел на обгон, игнорируя ваши намерения (левый указатель поворота, горящие «стопы»). Как поступить в этом случае?

В этой ситуации не нужно препятствовать обгону. Целесообразно продолжить снижение скорости, и дать возможность обгоняющему вас обогнать, затем, спокойно выполнить поворот налево.

Передумал обгонять

Эта ситуация (поворот налево и обгон, т.е. когда тебя обгоняют) может еще больше осложниться внезапным появлением встречного автомобиля. Внезапным это появление окажется для водителя обгоняющего автомобиля, поскольку тот уже находится на встречной полосе, и ему придется принимать какое-то решение. Чаще всего это интуитивное желание скорее завершить обгон, а для этого водитель прибавит «газу». На сколько это стремление закончить обгон будет эффективно, это уже другой вопрос.

На встречной

Выход из этой сложившейся ситуации будет зависеть от многих сопутствующих факторов: ширина дороги, расстояние до перекрестка (до примыкающего съезда), скорость движения, расстояние до встречного автомобиля и др.

В чем можно не сомневаться, так это в том, что если между встречным и обгоняемым авто в этой ситуации произойдет столкновение, то с большой долей вероятности столкновение рикошетом коснется и вашего авто. Поэтому, от вас потребуется быстро проанализировать ситуацию и принять меры, например, сместиться вправо на проезжей части.

На загородных трассах, ситуация, описанная выше (поворот налево и обгон), встречается довольно часто, все происходит на высокой скорости. Порой, чтобы избежать столкновения в вышеупомянутом случае, водителю, который поворачивал налево, приходилось сознательно отказаться от своего поворота, и проезжать дальше. Ну а после, уже развернуться, вернуться и повернуть куда требуется.

Дело в том, что если левый «поворотник» включить с запозданием, или, как еще говорят, перед фактом, то водитель «заднего» автомобиля, который приступил к обгону, может не успеть отреагировать (ему, ведь, на это нужно время, а ситуация меняется за секунды). Если вслед за вами, например, вплотную едет груженная фура, то чтобы ей остановиться, или значительно снизить скорость, потребуется и время, и десятки метров дороги. А тем не менее вы оба стремительно приближаетесь к месту поворота!

В этих условиях ваш поворот налево и обгон «заднего» автомобиля могут сойтись в точке поворота, если простыми словами, то произойдет ДТП, машины столкнутся.

Поэтому, иногда единственным безопасным выходом бывает отказ от поворота, плавная остановка на обочине, затем, разворот, чтобы вернуться назад. Естественно, до такого лучше не доводить, но быть готовым необходимо. Нужно все время следить за ситуацией, а свои намерения следует демонстрировать заранее, т.е. заблаговременно.

Для того, чтобы правильно оценить ситуацию, нужно иметь реальное представление об обстановке вокруг вашего автомобиля. Для этого предназначены зеркала заднего вида, ну и еще придется «крутить» головой по сторонам. Так сказать, для достоверности.

В дополнение к первой части и описанному выше материалу предлагаю ознакомиться со статьями:

Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков;

Поворот налево и обгон на перекрестке;

Левый поворот на перекрестке.

Будьте внимательны за рулем.

Виновник ДТП при выполнении поворота налево

Чаще всего к возникновению ДТП при повороте налево приводит следующая ситуация: один из шоферов начинает обгонять, а другой поворачивает. Во время обгона, находящееся впереди средство уже начало поворачивать налево. Такие обстоятельства нередко приводят к столкновению и значительным печальным последствиям.

Установить виновного в аварии при совершении поворота влево обычно крайне проблематично. Причина этого кроется в следующем: главная обязанность человека, совершающего обгон, обычно заключается в убеждении, что процесс выполнения опережения проводится на нормальном расстоянии и не мешает остальным участникам движения.

Автолюбитель в этом случае обязан не препятствовать уже начатому обгону и своими совершаемыми действиями не затруднять движение по проезжей автомобильной части. Выявление виновника дорожно-транспортного проишествия при повороте налево является сложным, так как практически невозможно определить начал ли обгоняющий водитель действия заблаговременно или же слишком поздно.

К примеру, Верховный суд Респ. Карелия от 22.01.17 признал виновным шофера, совершившего поворот, так как обгоняющий не имел технической возможности для оперативного предотвращения неизбежного столкновения. Противоположное решение вынес Идринский районный суд (12.10.16): он признал виновным обгоняющего, так как тот начал совершать обгон тогда, когда другой водитель уже начал поворачивать.

С активным использованием современных видеорегистраторов выявление виновных стало более упрощенным. Практика использования записей также существенно упростила ведение судебного процесса. Однако ДТП при повороте налево является очень спорным моментом, в котором желательна хотя бы какая-то предварительная консультация юриста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: