Обязан ли водитель проводить осмотр машины перед выездом?


Сколько ездить с восклицательным знаком?

Сколько нужно ездить со знаком начинающий водитель? Итак, частенько новички хотят избавиться от наклейки раньше, чем это предписывают ПДД. Останавливает водителей только опасение получить штраф в случае остановки инспектором ГИБДД.
Однако никакого наказания за отсутствие восклицательного знака на заднем стекле автомобиля не предусмотрено. Хотя находится работники ГАИ, которые пытаются составить прокол по факту нарушения водителем статьи 12.5.1, но это неправомерно.

Указанная статья предусматривает размер штрафа 500 рублей или предупреждение за эксплуатацию машины при наличии неисправностей, при которых езда на автомобиле запрещена. Перечень таких дефектов указан в приложениях к дорожным правилам.

За отсутствие знака «начинающий водитель» предусмотрен штраф 500 рублей. По правилам восклицательный знак на машине обязателен для всех лиц, получивших права менее 2 лет назад.

Знак «Начинающий водитель» содержит изображение жёлтого квадрата. Стороны квадрата равны пятнадцати сантиметрам. Символ содержит изображение чёрного восклицательного знака. Он имеет высоту 11 сантиметров. Его обязаны устанавливать люди, водительский стаж которых не более двух лет. Исключением являются мопеды, мотоциклы и тракторы.

Если водитель не имеет большого опыта, он обязан оповестить об этом с помощью специального обозначения. Этим обозначением и является знак «Начинающий водитель».Если не сделать этого, сотрудники ГИБДД могут выписать новичку штраф в размере пятьсот рублей. Об этом говорит статья 12.5 КоАП.Если этого знака нет, то неопытного водителя ожидает штраф — 500 рублей (ст. 12.

Водителями становятся после обучения в автошколе. Курс теоретических и практических занятий, а также успешная сдача экзамена в ГИБДД дают человеку право управлять транспортным средством. Получить водительское удостоверение можно в 18 и 65 лет, но независимо от возраста, выпускники автошкол считаются начинающими водителями.

Все без исключения новички, впервые оказавшиеся на переполненной магистрали с интенсивным движением, потенциально опасны для других участников движения. Неожиданные перестроения, резкие торможения, нелогичные маневры во время парковки и другие непредсказуемые реакции часто приводят к авариям. Нестандартное поведение и неуверенность на дороге – явления временные.

Восклицательный знак на машине – это своего рода сигнал для водителей со стажем к повышенной внимательности и бдительности. Предупреждение дает возможность своевременно среагировать в случаях неадекватного поведения неопытного новичка.

По статистике, примерно 5 % новичков принимают решение больше не садиться за руль после первого самостоятельного выезда на городские дороги. Остальные 95% не сразу, но благополучно осваивают необходимые навыки безопасного вождения. Адаптация проходит по-разному. Одним водителям достаточно месяца нахождения за рулем, другим требуются годы. На необходимость использования восклицательного знака способности новичков не влияют.

Все без исключения автомобилисты с водительским стажем менее 2 лет обязаны предупредить о своем присутствии на дороге и наклеить восклицательный знак на видное место машины (пункт 8 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации»).

Срок эксплуатации восклицательного знака «Начинающий водитель» определен законодательно (пункт 8 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации») и составляет 2 полных года. Если стаж вождения меньше, о неопытности человека за рулем должны знать остальные участники движения. Считается, что 24 месяцев достаточно для избавления от так называемого синдрома новичка, приобретения чувства уверенности, овладения полезными навыками и снижения риска попадания в аварийную ситуацию. Отсчет водительского стажа начинается с момента получения прав на вождение.

Реальный опыт и регулярность вождения не учитываются. Даже если автовладелец редко садился за руль, через 2 года он вправе ездить без предупредительного обозначения. Если знак останется и не будет снят, наказание за это не предусмотрено. Наклейку можно использовать столько, сколько водитель посчитает нужным.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7

Москва;

7

Санкт-Петербург;

7

Бесплатный звонок для всей России.

Далеко не все начинающие водители с пониманием относятся к такой системе оповещения об опасности на дорогах, как восклицательный знак. Желание поскорее избавиться от яркой метки или вообще не использовать наклейку понятно. Афишировать свою неопытность многие просто не хотят, но подобные действия наказуемы.

При проверке документов инспектор ГИБДД имеет право вынести предупреждение об устранении нарушения или выписать штраф за отсутствие восклицательного знака на машине в размере 500 руб. Наказание может применяться неоднократно, пока наклейка не появится на стекле. Для злостных нарушителей предусмотрены более крупные материальные взыскания. Самое строгое наказание за многократное отсутсвие восклицательного знака на авто – лишение водительских прав на 3 месяца.

С покупкой дорожного обозначения «Начинающий водитель» у современных водителей проблем не возникает. Приобрести восклицательный знак можно в любом автомагазине или заказать через интернет. Вариантов и предложений очень много. При выборе и покупке обращайте внимание на установленные требования к цветовому соответствию и размеру символа. Зная утвержденные параметры и стандарты, можно сделать знак самостоятельно. Законом это не запрещено.

Предупреждающий знак с буквой «У» в треугольнике к начинающим водителям отношения не имеет. Этим обозначением выделяют учебные машины, в которых предусмотрено дублированное управление. Инструктор в любой момент может вмешаться и проконтролировать действия человека за рулем. После получения водительского удостоверения статус ученика автоматически снимается. Водитель становится таким же участником движения, как другие автомобилисты.

Наклейка с буквой «У» расценивается как пренебрежение правилами дорожного движения. Нарушителей наказывают штрафом в 500 рублей.

Предлагаем ознакомиться: Автоюрист по страховым выплатам ОСАГО, КАСКО

В ПДД ввели ограничения для начинающих водителей

Главная Автомобильные новости В ПДД ввели ограничения для начинающих водителей

Поправки в Правила дорожного движения наложат ограничения на начинающих водителей. Также будет запрещаться эксплуатация автомобилей без опознавательных знаков, если они должны быть установлены на машине.

Об идее введения некоторых ограничений для начинающих водителей говорилось уже давно. Они действительно были опасны на дороге. На долю водителей со стажем до двух лет приходилось чуть ли не четверть аварий. Именно по этой причине началось кардинальное реформирование системы подготовки водителей.

Примечательно, что процесс перенастройки системы обучения дал свои результаты. Количество аварий с начинающими водителями сократилось на 20%. Однако реформа, как видим, на этом не останавливается.

Проект поправок в Правила дорожного движения был подготовлен МВД еще в прошлом году. Несмотря на то, что претензий к этому проекту было много, и обсуждение было довольно бурным, со временем о нем забылось. Однако не навсегда.

В ближайшее время он будет рассмотрен в правительстве. Об этом сообщил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. Над проектом долго работали. И вот он подошел к завершающей стадии.

Один из самых спорных пунктов — это ограничения для начинающих водителей со стажем управления до двух лет. Для них максимальная скорость будет ограничена 70 км/ч на любых дорогах. Этот пункт вызвал наибольшее количество возражений со стороны общественности. Ведь наиболее безопасным считается движение со скоростью потока. Если в потоке попадется автомобиль, который двигается медленнее остальных, у него велики шансы, что кто-то влетит ему в заднюю часть. В такой рискованной ситуации всегда будут все начинающие водители, если соответствующее ограничение будет принято.

Напомним, что именно по этой причине мотоциклисты добивались увеличить им максимально разрешенную скорость. Сейчас им разрешено передвигаться даже по автомагистралям со скоростью не более 90 км/ч. А автомобили могут двигаться 110 км/ч. Мотоциклисты справедливо считали, что такие ограничения подвергают их жизнь опасности. И добились своего. В этих же поправках в Правила им разрешается двигаться по автомагистралям со скоростью 110 км/ч, то есть как и автомобилистам. Но у начинающих водителей таких привилегий не будет.

Напомним о еще нескольких тонкостях такого решения. Согласно программам подготовки водителей, кандидаты в водители должны уметь двигаться на максимально разрешенной скорости. Но кандидат — это еще не водитель. Он должен обучиться ездить на скорости 90 км/ч, а то и 110 км/ч. Но как только он получит права, скорость его передвижения будет ограничена 70 км/ч.

Согласно правилам, междугородным и маломестным автобусам на всех дорогах разрешено передвигаться со скоростью 90 км/ч. Другим автобусам, а также грузовикам с прицепами, проще говоря, фурам, по автомагистралям можно двигаться с максимальной скоростью 90 км/ч. А по всем остальным дорогам — 70 км/ч.

Как рассказала корреспонденту «РГ» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, не смотря на то, что человек получит профессию водитель, даже по таким «тяжелым» категориям, как «С» или «D», устроиться на работу по специальности он вряд ли сможет. Кому понадобится водитель междугородного автобуса, если он будет ползти по дорогам столь скромно. При этом есть риск, что график движения он соблюдать не будет. Или будет нарушать правила.

Кто наймет водителя фуры на дальний маршрут, если у этого водителя скорость будет ограничена. В общем, такая поправка в правила еще и ограничивает начинающих водителей в трудоустройстве.

Пониженная скорость — не единственное ограничение для начинающих водителей. Им также будет запрещено осуществлять буксировку. А начинающим водителям мотоциклов и мопедов — перевозить пассажиров.

Но как отличить на дороге начинающего водителя? Ведь он может ехать на любой машине, не обязательно на той, которая ему принадлежит. Ответ на этот вопрос прост. На машине должен быть знак «Начинающий водитель» — восклицательный знак в желтом квадрате. Обязанность его вешать прописана в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации — это приложение к Правилам дорожного движения. Однако не все его стремятся повесить на свой автомобиль. В конечном итоге за отсутствие этого знака никакого наказания пока не предусмотрено.

Согласно новым поправкам наказание за это появится. При невыполнении требований, указанных в этом пункте основных положений, будет запрещаться эксплуатация машины. То есть водителя будут штрафовать на 500 рублей по статье 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Поправки в Правила разрешают мотоциклистам ехать быстрее

Напомним, что раньше предусматривалось еще и снятие регистрационного знака, но после того, как у автомобилистов появилась возможность самостоятельно получать дубликаты номеров без обращения в ГИБДД, снятие номеров утратило смысл. Однако в ГИБДД нашли способ заставлять водителей, которые передвигаются на машинах в случаях, когда их эксплуатация запрещена, быстро устранять дефекты. Испытано это было на борьбе с затонированными стеклами. Водителю не просто выписывают штраф, но и требуют от него удалить излишнюю тонировку. Если он попадется инспектору в следующий раз, не удалив тонировку, то это будет расценено, как невыполнение законного требования инспектора. А за это уже по КоАП положен арест до 15 суток. Так что за отсутствие таблички «Начинающий водитель» можно привлекать таким уже проверенным способом.

Надо сказать, что в этом пункте действующих основных положений по допуску в обязательном порядке на машину должны устанавливаться опознавательные знаки «Автопоезд», «Шипы», если автомобиль используется с шипованной резиной. А также «Перевозка детей». Он касается автобусов. Также обязательно устанавливать знаки «Глухой водитель», «Учебное транспортное средство», «Ограничение скорости», «Опасный груз», «Крупногабаритный груз», «Длинномерное транспортное средство». Конечно же, обязательна установка знака «Тихоходное транспортное средство», чтобы дать возможность другим водителям обгонять его там, где обгон запрещен. И еще один обязательный знак — «Начинающий водитель».

Знаки «Инвалид» и «Врач» устанавливаются по желанию водителя.

Напомним, что практика ограничений для молодых водителей была еще в Советском Союзе. В 1987 году молодым водителям выдавались временные права. Внешне они были такие же, как и полноценные, только в них стоял штамп «временные». В течение двух лет такой водитель должен был двигаться по дорогам со скоростью не более 70 км/час. Садиться за руль можно было с пяти утра до 24 часов. И ни в коем случае нельзя было управлять машиной с прицепом.

Кроме того, машина с начинающим водителем оборудовалась специальным знаком, на котором было указанно, что он не может ехать быстрее, чем 70 км/час.

17.11.2016
Поделиться:

Причины появления знака «Начинающий водитель»

Водитель с минимальным стажем просто не обладает тем опытом, который позволяет адекватно оценивать любую сложную дорожную ситуацию. А ведь в большинстве случаев здесь требуется принятие практически мгновенного решения – в противном случае неприятностей не избежать. Этот факт подтверждается и статистическими данными – большая часть нарушений ПДД с различными последствиями совершается именно новичками. И дело здесь не столько в незнании этих правил (скорее наоборот), сколько в других факторах, объясняющихся отсутствием должного опыта:

  • наличием страха при поездках по загруженным автомагистралям;
  • растерянность при попадании в нестандартную дорожную ситуацию, отсутствие навыков принятия единственно правильного решения;
  • появление чрезмерной уверенности в своём водительском мастерстве, что явно не соответствует действительности;
  • неумение сопоставлять дорожную обстановку требованиям ПДД.

Все эти причины приводят к тому, что предугадать поведение начинающего водителя даже в достаточно простых ситуациях очень сложно. Это раздражает водителей с многолетним опытом, поскольку заставляет их выполнять манёвры осторожнее, что приводит к временным потерям. А раздражение и агрессивность – плохие спутники для любого водителя.

Как должны реагировать водители, когда автомобиль, включивший сигнал поворота направо, поворачивает налево? Сможете ли вы остаться равнодушным, когда едущая перед вами машина безо всяких на то причин начинает резко замедляться или менять полосу движения, не предупреждая об этом? Все эти ошибки характерны для новичков, и установка соответствующего знака предупреждает водителей, что за рулём – человек, который может принимать непредсказуемые решения.

Обязателен ли знак «Начинающий водитель»? Хотя его введение в обиход датируется 2009 годом, до 2020 года его установка не была обязательной. Но с 04.04.2017 за его отсутствие предусмотрены штрафные санкции, поэтому в настоящее время наличие наклейки с изображением восклицательного знака можно назвать обязательным условием для транспортных средств, водитель которых обладает менее чем двухлетним стажем вождения.

  • мопеды/скутеры/мотоциклы;
  • трактора;
  • самоходные машины/механизмы.

Что касается мототехники, что здесь наклейку крепить просто некуда (во всяком случае так, чтобы она была хорошо заметна). В отношении двух других категорий ТС её присутствие необязательно по причине того, что они не в состоянии развивать большую скорость, а значит, не могут выполнять опасные скоростные маневры.

Прохождение водителем-новичком ТО отныне также требует наличия соответствующего опознавательного знака. Вряд ли ответственное лицо рискнёт выдать диагностическую карту без наличия на заднем стекле наклейки «Начинающий водитель». Точно такая же ситуация и с получением страхового полиса – агенту достаточно взглянуть на дату выдачи ВУ, чтобы понять, что перед ним – неопытный участник дорожного движения. А кто, как не страховщики, умеет оценивать степень рисков? Так что шансы получить полис без знака тоже ничтожны.

Впрочем, и сам начинающий автомобилист должен понимать, что наличие опознавательного символа может оказать ему неоценимую помощь. Во-первых, водители со стажем, увидев восклицательный знак, будут более снисходительны к тому, кто сидит за рулём такого автомобиля. То есть шанс услышать в свой адрес ругательные слова и символы заметно уменьшается, что важно для сохранения спокойствия за рулём.

Нормативные документы, регулирующие поведение водителей

Необходимость использования опознавательных обозначений на автомобилях в виде наклейки с восклицательным знаком регламентирована в пункте 8 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации». Знак, предупреждающий о том, что за рулем начинающий водитель, входит в список обязательных для установления.

В пункте 20.2(1) содержатся следующие указания:Буксировать другой автомобиль может водитель со стажем более двух лет. Если водитель с меньшим стажем начнёт буксировать автомобиль, он может понести наказание. Мера наказания написана в статье КоАП 12.21. Статья гласит, что начинающему водителю может грозить штраф, сумма которого составляет пятьсот рублей.

Где размещать и сколько ездить со знаком начинающий водитель

Буксировать автомобиль действительно могут лишь опытные водители, управляющие транспортом более двух лет. Но в законах не указано, правами на какой транспорт должен обладать водитель. Буксировать машину способны люди, обладающие любыми транспортными правами. Закон не ограничивает и не регулирует процесс буксировки.

В пункте 22.2(1) содержатся следующие сведения:Осуществлять перевозку пассажиров могут только водители, имеющие права типа «A или подтипа «A1».Водитель должен управлять автомобилем более двух лет. Перевозить пассажиров на мопеде может только водитель с правами и небольшим опытом вождения. Перевозить людей на мототранспорте разрешено только водителям, более двух лет управляющим именно мотоциклом.

Нарушителя могут заставить выплатить штраф, равный пятистам рублям.Полиция не может выписать нарушителю какие-то другие штрафы. Оштрафовать в этом случае могут только за основные нарушения. Арестовать или задержать по закону сотрудники ГИБДД не могут. Наказанием могут быть только административные штрафы или предупреждения.

Превышение на 19 км/ч допускается

Зная, что оштрафовать за превышение скорости могут в случае, если спидометр покажет +20 км/ч к допустимой норме на данном участке дороги, некоторые умудряются лавировать на грани фола. При этом едут не допустимые 60 км/ч, а 79 км/ч. Ведь за лишние 19 км/ч вас никто не оштрафует.

превышение скорости

Такие смельчаки не учитывают одно обстоятельство: да, штрафом вас, может быть, и не накажут, но в случае ДТП за каждый километр превышения придётся ответить по всей строгости закона.

Штраф за отсутствие восклицательного знака на машине

Знак, предупреждающий о неопытности водителя, обязателен во многих странах мира. В Чехии клеят шляпку, в Литве кленовый листок, американцы предупреждают об отсутствии достаточных водительских навыков красной меткой на государственном номере, а итальянцы используют белый квадрат с буквой «Р». В России долгое время водители без опыта клеили на стекло обозначение в форме белого треугольника с буквой «У» посередине.

  • Форма наклейки – квадрат со сторонами 15 см.
  • Высота восклицательного знака 11 см.
  • Желтый фон основания и черный цвет самого символа.

Предлагаем ознакомиться: Как поменять полис омс при смене паспорта в 20

Конкретное месторасположение информирующего о начинающем водителе знака не утверждено. Обозначение, изготовленное из самоклеящейся пленки, фиксируется снаружи и с любой стороны машины. Чаще всего это заднее стекло (верхний или нижний угол), задний бампер, крышка или дверь багажника. Водитель может сам выбрать место.

Данный знак относится к категории предупреждающих символов, в отношении формы и размеров которых действует соответствующий стандарт. Он представляет собой квадрат с ярким жёлтым фоном, в котором посередине размещён крупный восклицательный знак чёрного цвета. Размер самой наклейки – 15х15 см, размер восклицательного знака – 11 см. по высоте.

Считается, что при таких размерах знак будет хорошо заметен на большом расстоянии и в непогоду, позволяя другим водителям заранее оценить риски сближения с таким транспортным средством. Согласно правилам, место установки знака регламентируется расплывчато – задняя часть ТС, то есть точное место, куда следует клеить знак «Начинающий водитель», не указывается. При этом должны соблюдаться следующие обязательные требования:

  • он должен быть заметен не только водителям других ТС, но и всем остальным участникам ДД, включая пешеходов;
  • он не должен создавать помех в обзоре дороги водителю той машины, на которой установлен.

Как правило, знак устанавливается на заднем стекле с левой стороны: при таком размещении оба вышеперечисленные требования соблюдаются в полной мере.

Кого можно назначить на эти «транспортные» должности?

Любого сотрудника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 287. Давайте по порядку.

  • Специалист БДД. Должен иметь: — либо высшее образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта»; — либо любое высшее образование и «корочку» специалиста БДД. И, в любом случае, пройти аттестацию в УГАДН.
  • Контролер ТС. Должен иметь: — либо образование (не ниже среднего профессионального) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; — либо образование (не ниже среднего профессионального) по специальностям, входящим в группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года; — либо любое образование (не ниже среднего профессионального) и диплом о переподготовке контролера технического состояния.

Нередки ситуации, когда сотрудник в компании работает уже много лет и фактически выполняет обязанности контролера ТС (или диспетчера, или специалиста БДД — требования аналогичны). «Засчитается» ли этот опыт вместо профильного образования? К сожалению, нет. Мы подробно писали об этом в статье: «Где взять контролера?»

Диспетчер. Должен иметь: — либо среднее профессиональное образование по специальностям группы «Техника и технологии наземного транспорта»; — либо любое среднее профессиональное образование и «корочку» диспетчера.

Напомним, что «корочку» диспетчера, контролера и специалиста БДД сейчас каждые пять лет продлевать не надо.

Обратите внимание! Если диспетчер у вас есть (даже опытный), а необходимого образования у него нет, то проверяющие органы могут наложить на вас штраф (ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Штраф за отсутствие знака «Начинающий водитель»

Согласно требованиям закона, период действия знака регламентирован – после получения ВУ он должен находиться на транспортном средстве два года. Согласно общемировой практике, этого времени обычно достаточно, чтобы получить необходимые навыки и опыт вождения, после которых о статусе «начинающий» можно не говорить.

Как показывает практика, часть новичков весьма положительно относится к установке знака. Более того, учитывая те преференции, которые оказываются новичкам со стороны опытных водителей, некоторые злоупотребляют этим, не снимая символ даже после истечения двухлетнего срока. Впрочем, нарушением закона такой поступок не является, во всяком случае, наказания за него не предусмотрено.

Но есть и другая категория начинающих автомобилистов, для которых наличие соответствующего символа на стекле считается унизительным, и они предпочитают ездить без знака. А вот это нарушение уже может иметь серьёзные последствия – знак «Начинающий водитель» должен висеть, независимо от желания новичка.

Многих интересует: «Какой будет штраф, если ездить без знака «неопытный водитель» на заднем стекле автомобиля?»

Отвечаю. Штраф за отсутствие знака «неопытный водитель» не был предусмотрен до настоящего времени, но теперь он относится к статье 12.5 ч.1 КоАП (предупреждение или штраф 500 рублей).

Раньше наказания за отсутствие знака предусмотрено не было. Но с апреля 2020 года в КоАП появилась новый пункт — часть 1 статья 12.5. В нем сказано, что нарушение данного требования карается 500 рублями. При этом наказать водителя могут неоднократно и делать до тех пор, пока заветная наклейка не окажется на стекле.

Еще стоит учитывать, что начинающие водители со стажем менее 2 лет не имеют права буксировать другие автомобили и использовать прицеп.

Плюсы и минусы самозанятости для водителя

Плюсы и минусы самозанятости для водителя

Статус самозанятого лица позволяет легально заниматься любимым делом. Основные плюсы регистрации в качестве самозанятого: регистрация и снятие с учёта в режиме онлайн за 10-15 минут, никаких деклараций, законность деятельности и низкий налог от 4%.

Несмотря на перечисленные выше плюсы самозанятости, стоит отметить и некоторые недостатки: запрет нанимать сотрудников по трудовому договору, лимит по доходам не более 2,4 млн. рублей в год и минимальная пенсия в преклонном возрасте.

Ещё одним минусом может быть новизна статуса самозанятого и налога на профессиональный доход, что в некоторых случаях может отпугивать потенциальных клиентов и партнёров. Самозанятость стала законодательно регулироваться недавно, поэтому по статусу самозанятых граждан и порядку их регистрации пока очень мало информации, а вопросов больше, чем ответов. Наверняка и вы нашли эту статью, когда искали в Сети актуальную информацию по запросам типа «самозанятый водитель грузовика», «самозанятый водитель дальнобойщик» или «самозанятый водитель грузовика».

Статью экспертов портала о плюсах и минусах самозанятости читайте по ссылке.

Ответственность за езду без наличия опознавательного знака

«Автопоезд». Этот знак представляет собой три фонаря, которые находятся на крыше машины. Промежутки между фонарями должны составлять 150 до 300 мм. Знаком бывают отмечены сочленённые автобусы и троллейбусы,а также грузовые автомобили и колёсные тракторы с прицепами.

«Шипы». На этом знаке расположен равносторонний белый треугольник, поднятый вверх. Треугольник содержит красную кайму. Внутри фигуры должны быть чёрная буква «Ш». Знаком отмечены машины с шипами на колёсах.

«Перевозка детей». Изображение жёлтого квадрата. Вокруг фигуры находится красная кайма. Кайма должны иметь ширину в одну десятую стороны. Внутри содержится чёрный дорожный знак 1.23. Если знак расположен спереди машины, он не должен быть меньше 25 квадратных сантиметр. Если же он находиться ближе к багажнику, он не должен быть менее 40 квадратных сантиметров.

«Глухой водитель». Изображён жёлтый круг. Диаметр его составляет 16 мм. Внутри него находятся три чёрных круга, диаметр которых 4 сантиметра. Треугольник обращён вершиной вниз. Этот знак указывает на то, что машиной управляет глухонемой или глухой водитель. Установить знак можно как в передней, так и задней части автомобиля.

«Учебное транспортное средство». Изображён равносторонний белый треугольник, имеющий красную кайму. Внутри него есть чёрная буква «У». Стороны треугольник должны быть не менее 20 сантиметров. Величина каймы должны быть примерна равна одной десятой стороны. Этот знак обязаны устанавливать обучающиеся водители.

«Ограничение скорости». Этот знак содержит копию знака 3.24. На нём указывается максимальная скорость передвижения.(Символ должен быть диаметром более 16 сантиметров. Кайма должна составлять одну десятую от ширины стороны. Символ устанавливают на задний кузов крупногоабаритных, тяжёловесных или опытных автомобилей.

«Опасный груз». Автомобили, перевозящие опасный груз отмечают оранжевым прямоугольником. Размер его должен составлять 40х30 сантиметров. Знак имеет кайму величиной не более 15 сантиметров. Он должен иметь чёрную кайму. Этим знаком часто бывают отмечены цистерны и контейнеры. Знак нужно ставить в задней или передней части транспортного средства. Однако в отдельных ситуациях он может находиться и сбоку.

«Крупногабаритный груз». Автомобили, которые перевозят тяжёлые грузы, следует отмечать щитком с чередующимися диагональными полосами. Он должен иметь размер 40×40 сантиметров. Полосы должны иметь ширину примерно 5 сантиметров.

Предлагаем ознакомиться: Сбербанк бонусные баллы как потратить

«Тихоходное транспортное средство». На этом знаке изображён равносторонний треугольник красного цвета. Вокруг него имеется жёлтая или красная кайма. Знаком следует отмечать машины, развивающие скорость не более тридцати километров в час.

«Длинномерное транспортное средство». На знаке изображён жёлтый треугольник с красной каймой. Этим знаком должны быть отмечены длинные транспортные средства, а также поезда. Длина машины должна быть более двадцати метров. Если нет возможности установить большой знак, нужно приобрести два знака меньшего размера.

«Врач». Этот знак представляет собой синий квадрат, в котором находится белый круг. Внутри круга находится изображение красного креста. Знак оповещает других участников движения о том ,что машиной управляет врач. Этот знак не является обязательным. Установить его можно только по собственному желанию.

«Инвалид». В знаке находиться жёлтый квадрат. Квадрат имеет стороны шириной пятнадцать сантиметров. Знак представляет собой квадрат жёлтого цвета, сторона которого составляет 15 сантиметров. Внутри него находиться дорожный чёрный символ 8.17. Символ устанавливают в задней или передней части автомобиля.

Он оповещает других водителей, что в машине находится инвалид. Это обозначение не является обязательным. Установить его можно только по собственной воле.«Начинающий водитель». В этом знаке используется жёлтый квадрат. В квадрате есть изображение чёрного восклицательного знака. Внутри него находится чёрный восклицательный знак.

Этот знак устанавливают водители, управляющие транспортом меньше двух лет. Сегодня устанавливать специальные обозначения должны все начинающие водители.За нарушение этой поправки дорожные службы могут оштрафовать владельца машины. Например, если машина имеет шипы, но на ней не прикреплён специальный знак, то водитель должен оплатить нарушение.

запрещается управление ТС, если соблюдаются условия, изложенные в «Основных положениях, регламентирующих допуск ТС к эксплуатации», а также в инструкциях должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности ДД применительно ко всем частям данной статьи, за исключением ст. 2-7. При несоблюдении этих условий предусмотрено наказание в виде предупреждения или применения штрафных санкций в размере 500 рублей. В указанных положениях требование наличия знака является обязательным, в противном случае она не должна эксплуатироваться.

Таким образом, в 2020 году штраф за отсутствие знака «Начинающий водитель» – практически неизбежное наказание, и это наказание уже активно применяется по отношению к тем новичкам. Кто считает зазорным ездить с восклицательным знаком. Впрочем, инспектора имеют право применить эту же статью для наказания водителей, злоупотребляющих знаком (не снимающих наклейку после двух лет вождения), однако на практике такое случается крайне редко.

Ответственность водителя автотранспортного средства

Уважаемый Сергей, добрый день! По пунктам — «Следить за техническим состоянием автомобиля» — как именно, с какой регулярностью, на какой технической базе — подъемники, эстакады и проч. техническое обеспечение? «выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации)» — а имел ли водитель возможности для выполнения таких работ (инструменты, расходные материалы и проч.)? Имел ли водитель соответствующую специальность и квалификацию, позволяющую ему «»выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации»? Предоставлена ли водителю инструкция по эксплуатации? Смею заметить, что в инструкции по эксплуатации моего автомобиля (не самого крутого, но не российской марки) в большинстве случаев устранения возможных неисправностей указано «обратитесь в специализированный сервис». Получается, что я самостоятельно могу лишь запаску поставить, залить жидкость в бачок омывателя, да стекла протереть! ))) «своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр» — в каком именно СЦ, с какой регулярностью (касаемо термина «своевременно»), за чей счет? «Своевременно подавать заявки, необходимые для обеспечения надлежащего технического состояния автомобиля» — кому именно, по какой форме, когда именно? «Бережно относится к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу» — что значит «бережно»? На руках нянчить такое имущество? Кормить грудью? ))) «принимать меры к предотвращению ущерба» — какие именно меры? Чем определен перечень таких мер? Что предоставил работодатель работнику для реализации такой функции — какой инструментарий и полномочия? Видите, дьявол прячется в деталях, как говорят французы. Приведенные цитаты из инструкции и договора пестрят оценочными суждениями типа — «водитель должен быть честным человеком и вести себя хорошо». Но в договорах и инструкциях должны быть именно чёткие и конкретные определения! Примерно так — «водитель обязан проводить ежедневный предрейсовый осмотр ТС. Объем такого осмотра: и далее по пунктам — внешний осмотр, проверка наличия топлива, уровня масла в двигателе, ну и проч. детали». Конкретно. Далее, Сергей, водитель вполне может заявить, что обо всем уведомлял работодателя, но тот отмахивался. Еще может заявить, что перед выездом масло было на необходимом уровне и как-то вытекло… Или испарилось…))) Кроме того, он может заявить, что ТС не принимал, т.к. оно было в ненадлежащем состоянии, но работодатель сказал водителю, что, мол,»Володя, ездий пока, а попозже отремонтируем…». Вы указали сами, что нет акта передачи ТС водителю. Следовательно, не задокументировано техническое состояние ТС. Вполне возможно, что оно уже не было исправным в момент передачи. И еще — по поводу ст. 293 УК РФ — время не тратьте. Будет отказ. Водитель не должностное лицо. )))

Можно ли использовать знак «У»

Где размещать и сколько ездить со знаком начинающий водитель

В принципе знак «У», устанавливаемый на учебные автомобили, также свидетельствует о наличии за рулём водителя без опыта, но здесь имеется принципиальная разница: в обучающем автомобиле имеется дублированное управление, а также рядом сидящий инструктор, который в случае необходимости может взять управления на себя.

Установка знака «У» для обеспечения лояльности со стороны других водителей – шаг вполне понятный, но недопустимый по изложенным выше причинам. Знак «Начинающий водитель» преследует ту же цель, но информирует других участников ДД, что в этом автомобиле нет опытного инструктора. Так что здесь всё однозначно – знак «У» вместо восклицательного знака использовать нельзя.

Другое дело – различные не регламентированные законом и ПДД наклейки в виде дамских туфелек, изображений чайника или «ребёнка в авто». Украшать автомобиль такими (как и любыми другими) наклейками не возбраняется, лишь бы они не ограничивали обзор водителю и не отвлекали внимания от действительно важных опознавательных знаков. Во всяком случае штраф за такую самодеятельность не предусмотрен.

В то же время следует чётко уяснить: наличие на стекле знака «Начинающий водитель» носит исключительно информативный характер. Никаких льгот водителю такого автомобиля не предусмотрено – он является полноправным участником ДД, наравне с автовладельцами с большим стажем. Так что максимум, на что можно рассчитывать – это повышенное внимание к вашему автомобилю со стороны других водителей.

В тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), за­клю­чае­мом с во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля, кро­ме на­име­но­ва­ния про­фес­сии сле­ду­ет ли ука­зы­вать при­сво­ен­ный ему класс?

Да, при­сво­ен­ный класс нужно ука­зы­вать.

Документ: Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).

Тру­до­вой до­го­вор – со­гла­ше­ние ме­ж­ду ра­бот­ни­ком и на­ни­ма­те­лем (на­ни­ма­те­ля­ми), в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым ра­бот­ник обя­зу­ет­ся вы­пол­нять ра­бо­ту по оп­ре­де­лен­ной од­ной или не­сколь­ким про­фес­си­ям, спе­ци­аль­но­стям или долж­но­стям со­от­вет­ст­вую­щей ква­ли­фи­ка­ции со­глас­но штат­но­му рас­пи­са­нию (ст. 1 ТК).

С уче­том это­го в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) ука­зы­ва­ет­ся на­име­но­ва­ние про­фес­сии – «во­ди­тель ав­то­моби­ля», а так­же ква­ли­фи­ка­ция ра­бот­ни­ка (при­сво­ен­ный во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля ква­ли­фи­ка­ци­он­ный класс).

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом:

«2. На­ни­ма­тель за­клю­ча­ет кон­тракт с Ива­но­вым Ива­ном Ива­но­ви­чем на ра­бо­ту по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля 2-го клас­са сро­ком на 1 год с «01» ок­тяб­ря 2013 г. по «30» сен­тяб­ря 2014 г.».

Справочно: ква­ли­фи­ка­ци­ей во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля яв­ля­ет­ся при­сво­ен­ный ему в ус­та­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ст­вом по­ряд­ке ква­ли­фи­ка­ци­он­ный класс. Та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ха­рак­те­ри­сти­кой про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля», со­дер­жа­щей­ся в вы­пус­ке 52 Еди­но­го та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка ра­бот и про­фес­сий ра­бо­чих (да­лее – ЕТКС), ут­вер­ж­ден­ном по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 25.11.2003 № 147 (да­лее – вы­пуск 52 ЕТКС), пре­ду­смот­ре­ны III, II и I клас­сы.

Ра­бот­ник при­нят на ра­бо­ту во­ди­те­лем гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля и ему ус­та­нов­лен крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да 2,08. Ино­гда ему по­ру­ча­ют управ­ле­ние ав­то­бусом (крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да – 2,44).

Как про­из­во­дит­ся оп­ла­та тру­да та­ко­го ра­бот­ни­ка?

Как в этом слу­чае учи­ты­ва­ют­ся ус­та­нов­лен­ные во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля по­вы­ше­ния его та­риф­ной став­ки (по кон­трак­ту, за вы­пол­не­ние ра­бот на не­сколь­ких транс­порт­ных сред­ст­вах)?

В за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да, пре­ду­смот­рен­ных в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля, мож­но при­ме­нить сле­дую­щие ва­ри­ан­ты оп­ла­ты тру­да.

Ва­ри­ант 1

При вы­пол­не­нии ра­бот раз­лич­ной ква­ли­фи­ка­ции труд ра­бо­чих с по­вре­мен­ной оп­ла­той тру­да, а так­же слу­жа­щих оп­ла­чи­ва­ет­ся по ра­бо­те бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции (ст. 66 ТК).

При при­ме­не­нии ука­зан­ной нор­мы ТК в слу­чае за­кре­п­ле­ния за во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля не­сколь­ких ав­то­мо­би­лей раз­лич­ных ка­те­го­рий оп­ла­та его тру­да про­из­во­дит­ся ис­хо­дя из бо­лее вы­со­кой та­риф­ной став­ки, ус­та­нов­лен­ной в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля при управ­ле­нии кон­крет­ным ти­пом ав­то­мо­би­ля.

Так, в дан­ном слу­чае оп­ла­та тру­да во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля про­из­во­дит­ся ис­хо­дя из крат­но­го раз­ме­ра та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да 2,44. При этом та­риф­ная став­ка оп­ре­де­ля­ет­ся с уче­том по­вы­ше­ний, предусмотренных ус­ло­вия­ми тру­до­во­го до­го­во­ра (кон­трак­та). Од­на­ко в дан­ном слу­чае ус­та­нав­ли­вать и при­ме­нять при рас­че­те та­риф­ной став­ки по­вы­ше­ние «за вы­пол­не­ние ра­бот на раз­лич­ных транс­порт­ных сред­ст­вах» ос­но­ва­ний не име­ет­ся, по­сколь­ку это уч­те­но при оп­ла­те тру­да по бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции.

Ва­ри­ант 2

Оп­ла­ту тру­да во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля, вы­пол­няю­ще­го ра­бо­ту по управ­ле­нию ав­то­мо­би­ля­ми раз­лич­ных ка­те­го­рий, мож­но ор­га­ни­зо­вать про­пор­цио­наль­но от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни на ка­ж­дом из транс­порт­ных средств.

От­ра­бо­тан­ное во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля вре­мя от­ра­жа­ет­ся в пу­те­вых лис­тах со­от­вет­ст­вую­ще­го транс­порт­но­го сред­ст­ва и со­от­вет­ст­вен­но в та­бе­ле уче­та ис­поль­зо­ва­ния ра­бо­че­го вре­ме­ни. Сле­до­ва­тель­но, оп­ла­та тру­да мо­жет про­из­во­дить­ся по дан­ным та­бель­но­го уче­та за фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное ра­бо­чее вре­мя на ка­ж­дом транс­порт­ном сред­ст­ве на ос­но­ве со­от­вет­ст­вую­щей ча­со­вой та­риф­ной став­ки.

В рас­че­те ча­со­вой та­риф­ной став­ки по ка­ж­до­му крат­но­му раз­ме­ру та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да надо при­ме­ня­ть все ви­ды по­вы­ше­ний, ус­та­нов­лен­ных ра­бот­ни­ку в его тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те).

Ра­бот­ник при­нят на ра­бо­ту во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля. За ним за­кре­п­ля­ют ав­то­бус.

Как пра­виль­но ус­та­но­вить на­име­но­ва­ние про­фес­сии – «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» или «во­ди­тель ав­то­бу­са»?

На­име­но­ва­ние про­фес­сии ра­бо­че­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в точ­ном со­от­вет­ст­вии с ЕТКС (п. 27 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

Документ: Об­щие по­ло­же­ния Еди­но­го та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка ра­бот и про­фес­сий ра­бо­чих, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 30.03.2004 № 34 (да­лее – Об­щие по­ло­же­ния ЕТКС).

В ча­ст­но­сти, та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» со­дер­жит­ся в вы­пус­ке 52 ЕТКС.

Од­на­ко с уче­том то­го, что в от­дель­ных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах при­ме­ня­ет­ся на­име­но­ва­ние про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­бу­са», ус­та­но­вить та­кое на­име­но­ва­ние про­фес­сии в штат­ном рас­пи­са­нии в слу­чае, ес­ли ра­бот­ни­ку по­ру­ча­ет­ся ра­бо­та по управ­ле­нию ав­то­бу­сом, до­пус­ка­ет­ся.

В транс­порт­ной ор­га­ни­за­ции име­ют­ся раз­лич­ные ви­ды и ка­те­го­рии ав­то­мо­би­лей.

Мож­но ли в тру­до­вом до­го­во­ре и в штат­ном рас­пи­са­нии вме­сте с на­име­но­ва­ни­ем про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» ука­зать тип (вид) транс­порт­но­го сред­ст­ва (на­при­мер, «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля «Га­зель», «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля «Mazda» и т.п.)?

Мож­но, но толь­ко как до­пол­не­ние к на­име­но­ва­нию про­фес­сии.

На­име­но­ва­ние про­фес­сии ра­бо­че­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в стро­гом со­от­вет­ст­вии с ква­ли­фи­ка­ци­он­ны­ми спра­воч­ни­ка­ми (п. 27 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

В ча­ст­но­сти, та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка про­фес­сии «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля» со­дер­жит­ся в вы­пус­ке 52 ЕТКС.

Од­на­ко в тру­до­вом до­го­во­ре, в штат­ном рас­пи­са­нии на­ря­ду с на­име­но­ва­ни­ем про­фес­сии до­пус­ка­ет­ся ука­за­ние ти­па (ви­да) транс­порт­но­го сред­ст­ва, но того, ко­то­рое не от­но­сит­ся к на­име­но­ва­нию про­фес­сии. Ре­ко­мен­ду­ет­ся тип (вид) транс­порт­но­го сред­ст­ва ука­зы­вать в скоб­ках (на­при­мер, «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля (Mazda 3)»).

Та­кая прак­ти­ка име­ет ме­сто в ор­га­ни­за­ци­ях, которые осу­ще­ств­ляю­т ав­то­мо­биль­ные пе­ре­воз­ки и в ко­то­рых со­от­вет­ст­вен­но пре­ду­смот­ре­но боль­шое ко­ли­че­ст­во штат­ных еди­ниц про­фес­сии с оди­на­ко­вым на­име­но­ва­ни­ем «во­ди­тель ав­то­мо­би­ля».

Ра­бот­ник дос­тав­ля­ет на ав­то­мо­би­ле ра­бо­чих на от­да­лен­ный от на­се­лен­но­го пунк­та объ­ект, а на объ­ек­те вы­пол­ня­ет в те­че­ние ра­бо­че­го дня ра­бо­ты бе­тон­щи­ка.

Как в та­ких слу­ча­ях оформ­ля­ют­ся штат­ное рас­пи­са­ние, тру­до­вой до­го­вор, при­каз о прие­ме на ра­бо­ту?

Ка­кой ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни мож­но ус­та­но­вить та­ко­му ра­бот­ни­ку, что­бы не до­пус­кать пе­ре­ра­бо­ток?

В дан­ном слу­чае име­ет ме­сто по­ру­че­ние ра­бот­ни­ку ра­бот по 2 про­фес­си­ям: во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля и бе­тон­щи­ка. Со­от­вет­ст­вую­щая нор­ма пре­ду­смот­ре­на ст. 19 ТК (тру­до­вая функ­ция ра­бот­ни­ка оп­ре­де­ля­ет­ся как ра­бо­та по 2 про­фес­си­ям).

В штат­ное рас­пи­са­ние вклю­ча­ют на­име­но­ва­ния 2 про­фес­сий, при этом до­ля штат­ной еди­ни­цы рас­счи­ты­ва­ет­ся ис­хо­дя из пла­ни­руе­мых за­трат ра­бо­че­го вре­ме­ни по ка­ж­дой из них.

В та­ком слу­чае по ка­ж­дой про­фес­сии ус­та­нав­ли­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щую та­риф­ную став­ку. При этом в штат­ном рас­пи­са­нии мо­жет быть ука­за­на как ме­сяч­ная, так и ча­со­вая та­риф­ная став­ка (ок­лад).

При­мер за­пи­си в штат­ном рас­пи­са­нии может выглядеть так:

Тру­до­вой до­го­вор (кон­тракт) так­же дол­жен со­дер­жать на­име­но­ва­ния 2 про­фес­сий.

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая на­име­но­ва­ния 2 про­фес­сий, бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом:

«2. На­ни­ма­тель за­клю­ча­ет кон­тракт с Ива­но­вым И.И. на ра­бо­ту по про­фес­си­ям во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля 2-го клас­са и бе­тон­щи­ка 4-го раз­ря­да сро­ком на 1 год с «01» ок­тяб­ря 2013 г. по «30» сен­тяб­ря 2014 г.».

Про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в рам­ках нор­маль­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, пре­ду­смот­рен­ной ст. 112–114 ТК.

Для та­ко­го ра­бот­ни­ка це­ле­со­об­раз­но ус­та­но­вить ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни с раз­де­ле­ни­ем ра­бо­че­го дня на час­ти: 8:00–9:00 и 17:00–18:00 – вы­пол­не­ние обя­зан­но­стей во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля; 9:00–12:00, 15:00–17:00 – вы­пол­не­ние ра­бот бе­тон­щи­ка. При этом ес­ли вре­мя на­ча­ла и окон­ча­ния ра­бо­ты, вре­мя пе­ре­ры­ва для от­ды­ха и пи­та­ния по ка­ж­дой про­фес­сии яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми в те­че­ние ус­та­нов­лен­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, то в ус­ло­ви­ях тру­до­во­го до­го­во­ра (кон­трак­та) ука­зы­ва­ет­ся ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни по ка­ж­дой из про­фес­сий (долж­но­стей).

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни по ка­ж­дой из про­фес­сий, бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом.

«11. На­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет Ра­бот­ни­ку в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха с раз­де­ле­ни­ем ра­бо­че­го дня на час­ти:

11.1. вре­мя на­ча­ла ра­бо­че­го дня: 08:00;

– вре­мя окон­ча­ния ра­бо­че­го дня: 18:00;

– вре­мя пе­ре­ры­ва: с 11:00 до 14:00;

– с 8:00 до 9:00 и с 17:00 до 18:00 ра­бо­та по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля;

– с 9:00 до 17:00 ра­бо­та по про­фес­сии ка­мен­щи­ка.

<…>

11.9. вы­ход­ные дни: суб­бо­та, вос­кре­се­нье;

11.10. от­дых во вре­мя го­су­дар­ст­вен­ных празд­ни­ков и празд­нич­ных дней, ус­та­нов­лен­ных и объ­яв­лен­ных Пре­зи­ден­том Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь не­ра­бо­чи­ми».

Справочно: трудовой договор должен содержать в качестве обязательных условий условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (п. 7 части второй ст. 19 ТК).

В слу­чае ес­ли по ка­ж­дой из про­фес­сий не­воз­мож­но оп­ре­де­лить по­сто­ян­ный ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни (еже­днев­ное вре­мя на­ча­ла и окон­ча­ния ра­бо­ты, вре­мя пе­ре­ры­ва для от­ды­ха и пи­та­ния), то в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) ука­зы­ва­ет­ся еди­ный ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни.

Ус­ло­вия оп­ла­ты тру­да (раз­мер та­риф­ной став­ки (ок­ла­да), над­бав­ки, до­п­ла­ты, по­ощ­ри­тель­ные вы­пла­ты) оп­ре­де­ля­ют­ся при­ме­ни­тель­но к ка­ж­дой про­фес­сии.

В тру­до­вом до­го­во­ре не­об­хо­ди­мо ука­зать, что оп­ла­та тру­да про­из­во­дит­ся про­пор­цио­наль­но фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни по ка­ж­дой про­фес­сии (долж­но­сти).

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая ус­ло­вие об оп­ла­те тру­да, про­из­во­ди­мой про­пор­цио­наль­но фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни по ка­ж­дой про­фес­сии (долж­но­сти), бу­дет вы­гля­деть так:

«8. Ра­бот­ни­ку ус­та­нав­ли­ва­ют­ся сле­дую­щие ус­ло­вия оп­ла­ты тру­да:

8.1. ча­со­вая та­риф­ная став­ка по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля в раз­ме­ре 17 100 руб., по про­фес­сии бе­тон­щи­ка 4-го раз­ря­да – 15 900 руб. на день под­пи­са­ния кон­трак­та.

В даль­ней­шем раз­мер ча­со­вых та­риф­ных ста­вок из­ме­ня­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом о тру­де, кол­лек­тив­ным до­го­во­ром, со­гла­ше­ни­ем или по со­гла­ше­нию сто­рон;

8.2. над­бав­ки в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ни­ем об оп­ла­те тру­да:

– за класс­ность по про­фес­сии во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля в раз­ме­ре 10 %;

– за про­фес­сио­наль­ное мас­тер­ст­во по про­фес­сии бе­тон­щи­ка в раз­ме­ре 20 %;

<�…>

– пре­мия в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ни­ем о пре­ми­ро­ва­нии».

В при­ка­зе о прие­ме на ра­бо­ту ука­зы­ва­ют­ 2 про­фес­сии, а так­же све­де­ния о до­ле штат­ной еди­ни­цы по ка­ж­дой про­фес­сии (долж­но­сти), со­от­вет­ст­вую­щих раз­ме­рах та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов), над­ба­вок, до­п­лат, иных вы­плат, ус­та­нав­ли­вае­мых ра­бот­ни­ку.

При­каз о прие­ме на ра­бо­ту в дан­ном слу­чае бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом:

Мож­но ли во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля ус­та­нав­ли­вать сум­ми­ро­ван­ный учет ра­бо­че­го вре­ме­ни, раз­де­ле­ние ра­бо­че­го дня на час­ти? Ка­кие ог­ра­ни­че­ния при этом ус­та­нов­ле­ны за­ко­но­да­тель­ст­вом?

Мож­но.

Осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния ра­бо­че­го вре­ме­ни ра­бот­ни­ков ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та ус­та­нов­ле­ны По­ло­же­ни­ем о ра­бо­чем вре­ме­ни № 82.

В ча­ст­но­сти, в до­пол­не­ние к нор­мам ТК По­ло­же­ни­ем о ра­бо­чем вре­ме­ни № 82 ус­та­нов­ле­но сле­дую­щее:

Документ: По­ло­же­ние о ра­бо­чем вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха для во­ди­те­лей ав­то­моби­лей, ут­вер­жден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­транс­а РБ от 25.11.2009 № 82 (да­лее – По­ло­же­ние о ра­бо­чем вре­ме­ни № 82).

– при сум­ми­ро­ван­ном уче­те ра­бо­че­го вре­ме­ни про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня (сме­ны) во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся не бо­лее 10 ч, а в от­дель­ных слу­ча­ях (во­ди­те­лям ав­то­моби­лей, ра­бо­таю­щим на го­род­ских и при­го­род­ных ав­то­мо­биль­ных пе­ре­воз­ках пас­са­жи­ров в ре­гу­ляр­ном со­об­ще­нии, при осу­ще­ст­в­ле­нии ме­ж­ду­го­род­ной пе­ре­воз­ки, ко­гда во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля не­об­хо­ди­мо дать воз­мож­ность дое­хать до со­от­вет­ст­вую­ще­го мес­та от­ды­ха) – не бо­лее 12 ч с обя­за­тель­ным со­блю­де­ни­ем ус­та­нов­лен­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни учет­но­го пе­рио­да по рас­по­ря­же­нию на­ни­ма­те­ля и по со­гла­со­ва­нию с проф­сою­зом (при его на­ли­чии);

– не до­пус­ка­ет­ся ус­та­нав­ли­вать про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня (сме­ны) для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля 12 ч бо­лее 2 ка­лен­дар­ных дней под­ряд;

– в слу­ча­ях, ко­гда при осу­ще­ст­в­ле­нии ме­ж­ду­го­род­ной пе­ре­воз­ки пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся пре­бы­ва­ние во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля в ав­то­моби­ле про­дол­жи­тель­но­стью бо­лее 12 ч, в рейс на­прав­ля­ют­ 2 во­ди­те­лей.

В от­но­ше­нии ре­жи­ма ра­бо­че­го вре­ме­ни во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся раз­де­ле­ние ра­бо­че­го дня на час­ти, что пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­де­ле­ние ра­бо­че­го дня на от­дель­ные час­ти с пе­ре­ры­вом, пре­вы­шаю­щим 2 ч, ли­бо с 2 и бо­лее пе­ре­ры­ва­ми, вклю­чая пе­ре­рыв для от­ды­ха и пи­та­ния, об­щей про­дол­жи­тель­но­стью не бо­лее 4 ч. При этом об­щая про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни не долж­на пре­вы­шать ус­та­нов­лен­ной про­дол­жи­тель­но­сти еже­днев­ной ра­бо­ты.

За­пись в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те), со­дер­жа­щая сведения о ре­жиме ра­бо­че­го вре­ме­ни, бу­дет вы­гля­деть так:

«На­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет Ра­бот­ни­ку ре­жим ра­бо­че­го вре­ме­ни с раз­де­ле­ни­ем ра­бо­че­го дня на 2 час­ти:

– вре­мя на­ча­ла ра­бо­че­го дня: 08:00;

– вре­мя окон­ча­ния ра­бо­че­го дня: 20:00;

– вре­мя пе­ре­ры­ва: с 12:00 до 16:00».

Документ: Ре­ко­мен­да­ции по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций и о по­ряд­ке их по­вы­ше­ния, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 11.07.2011 № 67 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков № 67).

Мож­но ли во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля при рас­че­те его та­риф­ной став­ки ус­та­нав­ли­вать та­риф­ный раз­ряд и со­от­вет­ст­вую­щий та­риф­ный ко­эф­фи­ци­ент? Как в этом слу­чае при­ме­нять крат­ные раз­ме­ры та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, ус­та­нов­лен­ные Ре­ко­мен­да­ция­ми по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков № 67?

Мож­но.

Ре­ше­ние о при­ме­не­нии в от­но­ше­нии во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля форм и сис­тем оп­ла­ты тру­да, в т.ч. по­ряд­ка оп­ре­де­ле­ния его та­риф­ной став­ки, при­ни­ма­ет на­ни­ма­тель.

Ка­ж­дый на­ни­ма­тель в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­ва­ет фор­мы, сис­те­мы и раз­ме­ры оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков, в т.ч. оп­ре­де­ля­ет по­ря­док рас­че­та та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля (ст. 63 ТК, п. 1 Ука­за № 181).

Документ: Указ Пре­зи­ден­та РБ от 10.05.2011 № 181 «О не­ко­то­рых ме­рах по со­вер­шен­ст­во­ва­нию го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в об­лас­ти оп­ла­ты тру­да» (да­лее – Указ № 181).

Крат­ные раз­ме­ры та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да для оп­ре­де­ле­ния та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, пре­ду­смот­рен­ные в Ре­ко­мен­да­ци­ях по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков № 67, мо­гут при­ме­нять­ся в от­но­ше­нии сис­тем оп­ла­ты тру­да ука­зан­ных ра­бот­ни­ков. На­ря­ду с этим данные раз­ме­ры мо­гут быть ус­та­нов­ле­ны с дру­гой диф­фе­рен­циа­ци­ей.

Согласно вышеиз­ло­жен­ному диф­фе­рен­циа­цию раз­ме­ров та­риф­ной час­ти за­ра­бот­ной пла­ты во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля на­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те с уче­том ха­рак­те­ра вы­пол­няе­мой ра­бо­ты, ка­те­го­рии транс­порт­ных средств, имею­щих­ся в ор­га­ни­за­ции, и дру­гих фак­то­ров.

Так, на­ни­ма­тель мо­жет ус­та­но­вить для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля та­риф­ные раз­ря­ды и со­от­вет­ст­вую­щие им та­риф­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты (не пу­тать их с ква­ли­фи­ка­ци­он­ны­ми раз­ря­да­ми), на­при­мер, ис­хо­дя из па­ра­мет­ров та­риф­ной сет­ки, дей­ст­вую­щей в ор­га­ни­за­ции.

Во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля по­ру­че­ны обя­зан­но­сти экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов.

Как пра­виль­но рас­счи­тать раз­мер до­п­ла­ты за вы­пол­не­ние та­кой ра­бо­ты?

В дан­ном слу­чае речь идет о со­вме­ще­нии во­ди­те­лем ав­то­мо­би­ля работы в долж­но­сти «экс­пе­ди­тор по пе­ре­воз­ке гру­зов».

Раз­ме­ры до­п­лат за со­вме­ще­ние про­фес­сий (долж­но­стей), рас­ши­ре­ние зо­ны об­слу­жи­ва­ния (уве­ли­че­ние объ­е­ма вы­пол­няе­мых ра­бот) или вы­пол­не­ние обя­зан­но­стей вре­мен­но от­сут­ст­вую­ще­го ра­бот­ни­ка ус­та­нав­ли­ва­ет на­ни­ма­те­ль по со­гла­ше­нию с ра­бот­ни­ком (ст. 67 ТК).

По­сколь­ку за­ко­но­да­тель­ст­во не оп­ре­де­ля­ет кон­крет­ный по­ря­док и раз­ме­ры ус­та­нов­ле­ния ука­зан­ных до­п­лат, на­ни­ма­тель впра­ве его указать в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те. Так, до­п­ла­та может:

Документ: Ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов со­дер­жит­ся в вы­пус­ке 1 Еди­но­го ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка долж­но­стей слу­жа­щих «Долж­но­сти слу­жа­щих для всех ви­дов дея­тель­но­сти», ут­вер­жден­ном по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да РБ от 30.12.1999 № 159.

1) ус­та­нав­ливаться ис­хо­дя из та­риф­ной став­ки ра­бот­ни­ка, вы­пол­няю­ще­го до­пол­ни­тель­ную ра­бо­ту (на­при­мер, в раз­ме­ре 30 %);

2) вы­пла­чи­вать­ся в аб­со­лют­ном раз­ме­ре ис­хо­дя из фон­да оп­ла­ты тру­да, пре­ду­смот­рен­но­го по до­ле штат­ной еди­ни­цы со­вме­щае­мой про­фес­сии (долж­но­сти) (на­при­мер, 0,3 та­риф­ной став­ки экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов (2 800 000 руб.)).

На­при­мер, та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля со­став­ля­ет 4 300 000 руб. Для ука­зан­ных при­ме­ров до­п­ла­та за со­вме­ще­ние долж­но­сти экс­пе­ди­то­ра по пе­ре­воз­ке гру­зов со­ста­вит:

– в пер­вом опи­сан­ном слу­чае – 1 290 000 руб.;

– во вто­ром – 840 000 руб.

Ка­ки­ми нор­ма­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва дол­жен ру­ко­во­дство­вать­ся на­ни­ма­тель при оп­ре­де­ле­нии чис­лен­но­сти во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, а так­же сле­са­рей по ре­мон­ту ав­то­мо­би­ля при на­ли­чии 40 еди­ниц транс­порт­ных средств?

Все во­про­сы, свя­зан­ные с ус­та­нов­ле­ни­ем норм тру­да, в т.ч. нор­ма­ти­вов чис­лен­но­сти, рег­ла­мен­ти­ру­ет за­ко­но­да­тель­ство о тру­де.

Так, на­ни­ма­тель обя­зан ус­та­нав­ли­вать нор­мы тру­да (в т.ч. нор­ма­ти­вы чис­лен­но­сти), обес­пе­чи­вать их за­ме­ну и пе­ре­смотр с уча­сти­ем проф­сою­за (ст. 87 ТК).

Сле­до­ва­тель­но, на­ни­ма­тель обя­зан са­мо­стоя­тель­но ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту по нор­ми­ро­ва­нию тру­да в час­ти рас­че­та нор­ма­ти­вов чис­лен­но­сти во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, а так­же сле­са­рей по ре­мон­ту ав­то­мо­би­ля. При нор­ми­ро­ва­нии чис­лен­но­сти ра­бо­чих в пер­вую оче­редь учи­ты­ва­ет­ся объ­ем ра­бот, ко­то­рый пла­ни­ру­ет­ся для вы­пол­не­ния имею­щи­ми­ся в ор­га­ни­за­ции транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми, а так­же при их об­слу­жи­ва­нии.

При нор­ми­ро­ва­нии чис­лен­но­сти во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что ка­ж­дый во­ди­тель од­но­вре­мен­но мо­жет управ­лять толь­ко од­ним ав­то­мо­би­лем.

Справочно: при ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по нор­ми­ро­ва­нию тру­да вос­поль­зуй­тесь Ин­ст­рук­ци­ей о по­ряд­ке ор­га­ни­за­ции нор­ми­ро­ва­ния тру­да, ут­вер­жден­ной по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 21.03.2008 № 53.

В свя­зи с этим чис­лен­ность во­ди­те­лей ав­то­мо­би­ля, а так­же дру­гих ра­бот­ни­ков, за­ня­тых управ­ле­ни­ем раз­лич­ны­ми транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми, бу­дет за­ви­сеть толь­ко от за­груз­ки ав­то­мо­би­лей, а не от их ко­ли­че­ст­ва.

Для то­го что­бы за­груз­ка ра­бот­ни­ков на транс­порт­ных сред­ст­вах бы­ла наи­бо­лее пол­ной, мож­но в тру­до­вых до­го­во­рах (кон­трак­тах) ра­бот­ни­ков пре­ду­смот­реть тру­до­вую функ­цию по 2 или не­сколь­ким про­фес­си­ям (на­при­мер, во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля и сле­са­ря по ре­мон­ту ав­то­мо­би­ля). При этом в тру­до­вом до­го­во­ре (кон­трак­те) не­об­хо­ди­мо ука­зать, что оп­ла­та тру­да про­из­во­дит­ся про­пор­цио­наль­но от­ра­бо­тан­но­му вре­ме­ни по ка­ж­дой про­фес­сии.

Мо­жет ли на­ни­ма­тель сни­зить во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля ква­ли­фи­ка­ци­он­ный класс (ли­шить его) и ка­кой по­ря­док при этом не­об­хо­ди­мо со­блю­дать?

Мо­жет лишь сни­зить, и то вре­мен­но, толь­ко до 3 ме­ся­цев.

Ру­ко­во­ди­те­лю ор­га­ни­за­ции пре­дос­тав­ле­но пра­во по­ни­зить ра­бо­че­му ква­ли­фи­ка­цию на 1 раз­ряд сро­ком до 3 ме­ся­цев за гру­бое на­ру­ше­ние тех­но­ло­ги­че­ской дис­ци­п­ли­ны и за дру­гие серь­ез­ные на­ру­ше­ния, по­влек­шие ухуд­ше­ние ка­че­ст­ва из­го­тав­ли­вае­мой им про­дук­ции или вы­пол­няе­мых ра­бот (п. 14 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

Справочно: вос­ста­нов­ле­ние раз­ря­да про­из­во­дит­ся в об­щем по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном для при­свое­ния или по­вы­ше­ния раз­ря­да (часть вто­рая п. 14 Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС).

На­зван­ная нор­ма Об­щих по­ло­же­ний ЕТКС не ус­та­нав­ли­ва­ет кон­крет­ный по­ря­док и ос­но­ва­ния по­ни­же­ния ква­ли­фи­ка­ции ра­бо­че­го. Та­кой по­ря­док при не­об­хо­ди­мо­сти на­ни­ма­тель ус­та­нав­ли­ва­ет са­мо­стоя­тель­но в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те.

Для во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля ос­но­ва­ния­ми для по­ни­же­ния клас­са мо­гут слу­жить на­ли­чие его ви­ны в до­рож­но-транс­порт­ном про­ис­ше­ст­вии, управ­ле­ние не­ис­прав­ным ав­то­мо­би­лем и дру­гие фак­то­ры.

Нюансы

  • Отсутствие восклицательного знака у автомобилистов со стажем вождения менее 2 лет считается несоблюдением действующих требований, которые предъявляются при допуске транспортного средства к дальнейшей эксплуатации. Без наклейки не получится пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
  • Наличие сразу нескольких восклицательных знаков (на переднем и заднем стекле) нарушением не является.
  • Наклейка «начинающий водитель» должна быть яркой, а изображение четким. Слишком большие и, наоборот, маленькие размеры недопустимы.
  • Иные опознавательные обозначения («Каблучок», «Чайник» и др.) официальными не являются. Их наличие приравнивается к отсутствию знака «начинающий водитель».
  • После получения водительского удостоверения участники дорожного движения обладают одинаковыми правами и обязанностями. Для новичков никаких привилегий не существуют. За любые нарушения ПДД начинающих водителей наказывают также как опытных автомобилистов.

Все выпускники автошкол переживают так называемый период «чайника». Относитесь к этому спокойно. Если вы действительно желаете научиться умело управлять автомобилем и получать от этого удовольствие, не нарушайте ПДД. Неважно, как относятся к наклейке с восклицательным знаком другие участники движения.

Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: