Ксенон. Правильная эксплуатация


Ксеноновая лампа – газоразрядный прибор, колба которого заполнена парами ртути, с добавлением смеси солей металлов и инертных газов, один из которых – ксенон. Свое народное название лампа получила благодаря этому газу.

Для пуска лампы (пробоя межэлектродного пространства) и поддержания нужного режима работы применяются специальные блоки розжига (балласты).

Блоки розжига изнутри:

Блок Denso – ставится на Toyota, Lexus

Блок с Хонды Одиссей

Любая ртутная лампа излучает максимум света в ультрафиолетовом диапазоне. Например, подобные лампы используются для дезинфекции в медицинских учреждениях. Для того, чтобы сместить спектр излучения в видимую область, применяются различные присадки в рабочий газ. В зависимости от соотношения этих добавок получаются различные оттенки ксенонового света. Для их обозначения используется так называемая цветовая температура, которая измеряется в Кельвинах (сокращенно К).

Ультрафиолетовое излучение, которое губительно для отражателя и стекла фары, отсекается внешней колбой ксеноновой лампы. Она же задает температурный режим лампы: из пространства между этими колбами откачан воздух, чтобы уменьшить теплопроводность. Температура основной, внутренней колбы, изготовленной из тугоплавкого кварцевого стекла достигает нескольких сотен градусов!

Газоразрядные осветительные приборы по сравнению с лампами накаливания имеют более высокую удельную светоотдачу. Это означает, что ксеноновая лампа, потребляя всего 35Вт электрической мощности (вместо 55Вт у галогенки), дает почти втрое больше света, чем классическая галогеновая лампа. Спектр излучаемого HID лампой света содержит меньше инфракрасного излучения, а значит, ксенон меньше нагревает внутренности фары.

Официально для автомобилей выпускается несколько типов ксеноновых ламп:

D2R – для рефлекторной оптики, с непрозрачным напылением на колбе, D2S – для линзованной.

Также встречаются лампы D1R и D1S, с игнитором на цоколе. Они значительно безопаснее D2 в плане высокого напряжения: оно есть только внутри лампы. По низковольтной части подводится напряжение порядка киловольта – ударить может сильно, но не насмерть.

Недавно появился еще один тип ламп: D4. Это газоразрядная лампа, внешне очень похожая на D2, но изготовлена она без применения ртути (из экологических соображений). Для управления такой лампой применяется специальный блок розжига, на котором имеется пометка «D4S/D4R». С блоками, расчитанными под лампы D2 эти лампы не работают, т.к. имеют другие вольт-амперные характеристики. Ксеноновые комплекты под D4 устанавливаются на Lexus и еще ряд современных автомобилей.

Самый яркий ксенон имеет цветовую температуру 4200-4300К. Для сравнения, цветовая температура галогеновой лампы – 2800-3200К. С ростом цветовой температуры светоотдача HID лампы падает. Этот эффект усугубляется еще и тем, что человеческий глаз воспринимает яркость источников света одинаковой интенсивности, но с разным цветом по-разному. Ближе к ультрафиолету мы совсем ничего не видим.

Все, что выше 5000К отдает весьма синевой, особенно на фоне включенного дальнего света, ведь на дальнем остаются обычные галогенки, т.к. ксенон туда не ставят из-за длительности розжига HID лампы, и резкого сокращения ее срока службы при постоянных включениях/выключениях.

Основное преимущество ксеноновых фар – их высокая светоотдача. При правильно сфокусированном световом пучке с четкой светотеневой границей из двух ступенек появляется возможность поднять эту границу без риска ослепления водителей встречных авто. Т.е. Вы едете как бы с дальним светом, но никому при этом не мешаете, даже наоборот, водители встречных авто в свете ваших фар видят свою полосу дороги вместе с обочиной.

Малейшее отклонение светового пучка вверх приведет к их ослеплению, поэтому для ксеноновых фар по ГОСТу обязателен автокорректор, который выравнивает светотеневую границу в зависимости от загрузки авто.

По европейским стандартам, с которых частично списан наш ГОСТ для ксенона обязателен еще и омыватель фар, т.к. незначительное загрязнение фары приводит к рассеянию пучка и опять же, ослеплению водителей встречных авто. И вообще, грязные фары, независимо от того, что в них светит – галоген или ксенон одинаково плохо освещают дорожное полотно.

Светотеневая граница для ксеноновых фар (тип DC, DCR) должна иметь ломаный правый участок (рис. Б), в отличие от наклонного участка для галогеновых фар (рис. А) – иначе при обгоне вы будете ослеплять водителей попутных авто через их зеркала заднего вида.

Правильный ксенон

HID лампы должны устанавливаться исключительно в линзованную оптику! Даже будучи установленными штатно в рефлекторную оптику они очень сильно ослепляют встречных водителей. Это происходит из-за того, что поверхность отражателя не идеально гладкая, и часть света отражается не туда, куда нужно – этого достаточно для ослепления. Взгляните на рисунок:

Слева: так выглядит под большим увеличением поверхность отражателя Cправа – идеальное зеркало. Как и любой идеал на практике недостижим

Со временем ситуация в таких фарах только ухудшается – поверхность отражающего слоя покрывается сеткой микротрещин.

Мы провели небольшой эксперимент: установили на столе два оптических элемента: отражатель с лампой D2R от Toyota Avensis Verso, второй – биксеноновая линза Bosch (лампа D2S). Светотеневые границы обоих оптических элементов сведены в одну линию, фотоаппарат размещается в пяти метрах от стола.

Первое фото – объектив над светотеневой границей, т.е. на месте глаз водителя встречного авто, второе фото – чуть ниже оптической оси фар.

Линзованная оптика имеет очень резкую светотеневую границу, отражатель же начинает слепить уже в двух-трех градусах выше оптической оси. Наверняка Вам не раз доводилось видеть на ночной трассе встречные автомобили с таким светом – вроде и светит куда надо, а все равно слепит.

Есть еще одна причина, по которой установка HID-ламп в обычные фары противопоказана: форма светового пучка. Обычные галогеновые фары (в т.ч. и многие линзованные) имеют в центре пятно максимальной яркости, и ореол вокруг него:

Когда HID-лампы устанавливаются в такую оптику, в пяти-семи метрах от авто на дороге получается яркое пятно, за которым почти ничего не видно, т.к. оно ослепляет и самого автовладельца. Т.е. получается тот же некачественный свет, только с вдвое большей яркостью. Чтобы лучше видеть вдаль, фары слегка приподнимают, и получается типичный «колхозный ксенон» без четкой светотеневой границы, ослепляющий встречных водителей:

Ксеноновые линзы имеют сильно вытянутое в горизонтальной плоскости пятно максимальной яркости, и ореол с постепенно спадающей яркостью:

Когда такой свет «раскладывается» по дороге, пространство перед автомобилем оказывается залитым равномерным ярким светом, в котором прекрасно видна и своя и встречная обочины, и все, что делается в 50-70 метрах впереди авто. Ключевой момент – равномерность света: т.е. освещенность что перед машиной, что вдали на границе света практически одинаковая:

Только за счет этого достигается безопасность и комфорт при ночной езде. Малейшее отклонение светового пучка вверх – и встречный водитель получает сильнейшее ослепление. С таким же успехом можно наблюдать работу электросварщика в темное время суток. Поэтому корректор, хотя бы ручной для ксенона обязателен!

Ксенон и ГиБДД

Ксенон и ГИБДД — тема не простая, но мы поможем Вам разобраться.

В статье речь пойдет о том, что такое (не) легальный ксенон, как легализовать ксенон, какие штрафы за ксенон и как их минимизировать, как правильно общаться с инспектором ГИБДД, если у Вас установлен «колхозный» ксенон.

Для начала поймём, предназначен ли Ваш автомобиль для установки ксенона.

  • Если на заводе — производителе штатно установлен ксенон, то вопросов у инспектора нет и быть не может. Ездите спокойно.
  • Если Вы купили подержанный автомобиль и не знаете, подходят ли его фары для установки ксенона, посмотрите на фару:

— маркировка D означает, что фара предназначена для газоразрядных ламп (ксенон относится именно к ним)

— маркировка Н – для галогеновых ламп

— маркировка R – для ламп накаливания

Важно: Ни один автомобиль отечественного производства не предназначен для установки ксенона!

Итак, мы будем говорить о случаях, когда Ваш автомобиль не предназначен для установки ксенона, но ксенон там уже стоит или очень хочется его поставить.

Что можно сделать?

  1. Легализовать ксенон и ездить спокойно.
  2. Установить «колхозный» ксенон так, чтобы он не слепил встречных водителей, и научиться грамотно общаться с сотрудниками ДПС для того, чтобы избежать штрафа (или свести его к минимуму).

Об этом подробнее.

Как легализовать ксенон?

А) Пишем заявление в ГИБДД «о внесении изменений в конструкцию транспортного средства» (с автомобилем пока ничего не делаем).

Б) Обращаемся в отдел технического надзора ГИБДД для проведения осмотра Вашего авто.

В) Получаем разрешение начальника ГИБДД на переоборудование фар.

Г) Ищем сертифицированное оборудование и организацию, выдающую заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию автомобиля.

Д) В сертифицированном центре устанавливаем новое оборудование, включая автокорректор и омыватель фар (так положено по тех. Регламенту)

Е) Заполняем декларацию «об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства»

Ж) Получаем в ГИБДД Свидетельство «о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности» и возим его с собой.

Процедура непростая, требует времени и денег, но зато перед законом Вы чисты.

Как ездить с нелегальным ксеноном?

  1. Установите ксенон так, чтобы он не слепил встречных водителей.
  • Стекло фары обязательно должно быть гладким, а не рифлёным (чтобы свет правильно преломлялся).
  • Отрегулируйте свет так, чтобы он светил на дорогу, а не в небо.
  • Установите биксеноновые линзы, чтобы свет имел четкую свето-теневую границу.
  • Посмотрите на фары своего автомобиля на дороге и убедитесь, что они не слепят встречных водителей, и дорожное движение с таким светом безопасно для всех участников.
  1. Изучите закон:

Теперь можно поговорить о том, что делать, если сотрудник ДПС предъявляет претензии к свету Ваших фар. Что он может предъявить? — Обратимся к закону:

Как правило, сотрудники ДПС использование ксеноновых ламп обычно толкуют как нарушение части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, которое «влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений». Многие юристы знают, как лишение прав за ксенон заменить штрафом в 500 рублей. Статья 12.5 ссылается на требования Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации («…цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений…»), в них есть перечень пунктов, при которых запрещается эксплуатация автомобиля.

Вот эти пункты: Пункт 3.1. отражает, что «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства». То есть мы видим несколько условий, их совокупное невыполнение грозит лишением водительских прав за ксенон. Посмотрим, что из этого перечня нарушает установка ксенона? Обычно, при его монтаже, количество и расположение фар не изменяются. Если устанавливаются лампы с температурами свечения 4300К либо 5000К, то их цвет остаётся белым, что соответствует ГОСТу. У всех ксеноновых режим работы непрерывный. Что касается «требований конструкции транспортного средства», то в инструкции, получаемой при покупке автомобиля вероятнее всего, не обозначено, что установка ламп данного типа запрещена в автомобилях конкретной модели.

Резюмируем: управление автомобилем с ксеноном в фарах, которые предназначены для использования галогеновых ламп, предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ. «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 6 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей», а не лишение прав за ксенон.

  1. Научитесь грамотно общаться с сотрудниками ДПС при предъявлении претензий за ксенон

Следуйте инструкции, написанной ниже и скорее всего, вопрос решиться в Вашу пользу!

  • Здороваемся! Просим сотрудника ДПС предъявить служебное удостоверение. Читаем и переписываем его ФИО, номер нагрудного жетона и телефон дежурной части.
  • Смотрим, где Вас остановили. Проверка технического состояния транспортного средства может осуществляется только на стационарном посту ДПС. В соответствии с разъяснениями Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ «контроль за соответствием внешних световых приборов установленным требованиям осуществляется государственным инспектором технического надзора как при проведении государственного технического осмотра, так и при проверке им технического состояния транспортных средств при осуществлении надзора за дорожным движением».
  • Спрашиваем инспектора, на основании какого закона он просит открыть капот? Часто они отвечают, что «на основании приказа №…». Приказы ГИБДД на автомобилистов не распространяется, силу имеет лишь закон!
  • Просим сотрудника ДПС показать удостоверение «инспектора технического надзора». Если его нет, сообщаем инспектору о незаконности его действий. Если он не понял, звоним с мобильного 112 и сообщаем о незаконных действиях инспектора, с указанием места остановки и Ф.И.О. инспектора.
  • Предъявляем инспектору техосмотр и сообщаем, что в случае составления им протокола данный факт будет Вами указан.
  • Для того, чтобы инспектор понял, что у Вас нелегальный ксенон, ему нужно открыть капот и убедиться, что на фаре нет маркировки D. Вы можете отказаться открывать капот без составления протокола досмотра и отсутствия 2-х понятых. Коллеги инспектора не могут быть понятыми. Если он постарался их привлечь, снова звоним 112 и сообщаем о данном нарушении.
  • Просим инспектора обосновать причину Вашей остановки. Далее фотографируем талон техосмотра на лобовом стекле Вашего авто (желательно, чтобы инспектор тоже попал в кадр). Этим Вы сможете доказать, что Ваша остановка была неправомерной.
  • Если инспектор всё же составляет протокол, то в графе «объяснения лица» указываем, «с вменяемым нарушением не согласен», также пишем «сделана фотография талона ТО на лобовом стекле, будет приложена к делу»
  • Поместить машину на штраф стоянку по закону не могут, максимально могут снять номерные знаки. В этом случае у Вас есть сутки, чтобы привести фары в порядок и принести в ГИБДД справку из СТО, для возврата Ваших номерных знаков.

Надеемся, наша статья была для Вас полезной. Удачи на дорогах.

Биксенон

Даже с правильными лампами 4200К остается эффект скачкообразного изменения цвета светового пятна на дороге от дальнего к ближнему свету. Для того, чтобы его исключить и улучшить освещение дороги при включенном дальнем свете применяют биксеновые фары:

В заводских фарах установливаются биксеноновые модули двух типов: с падающей или со сдвигающейся шторкой:

В режиме ближнего света шторка отсекает часть светового потока, формируя правильную светотеневую границу, при включенном дальнем свете шторка опускается (или отклоняется в сторону линзы – в зависимости от конструкции), и свет ксеноновой лампы складывается с хорошо сфокусированным пятном дальнего света, обеспечивая хорошую видимость на большие расстояния:

Так это выглядит на стене (секция галогенового дальнего света отключена):

Штраф или лишение прав за ксенон в противотуманках и основных фарах?

Откроем Коап РФ, статью 12.4, часть 3, которая и регламентирует ответственность за нарушение режима работы штатных фар освещения..

Установка на передней части транспортного средства световых приборов … цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, наказывается лишением водительских прав на срок от 6 до 12 месяцев .

По данной статье и наказываются автолюбители за установку ксеноновых ламп в обычные и противотуманные фары, предназначенные для галогеновых ламп. Распознать это несложно, дело в том, что и ксеноновые, и галогеновые фары имеют соответствующую маркировку на стеклах —

  • DС – ксеноновые лампы для ближнего света, галогенки для дальнего;
  • DR – ксенон для дальнего света, галогенки — для ближнего;
  • DCR – ксеноновые лампы для всех режимов работы фар.
  • HСR — исключительно галогеновые лампы

Отдельные творческие автолюбители даже подделывали маркировки на фарах, чтобы избежать штрафа и лишения прав. Это срабатывало до введения технического регламента таможенного союза, обозначившего новые требования к автомобилям с установленными ксеноновыми фарами — обязательное наличие омывателя фар и автоматического корректора. Об этих требованиях поговорим чуть ниже.

Лишение прав за ксенон, установленный без оформленного переоборудования, ждет именно водителя, а не владельца транспортного средства.

К сожалению, такая мера наказания, как штраф за самовольную установку ксеноновых ламп в галогеновую оптику, не предусмотрена. Только лишение прав.

И, между прочим, та же статья 12.4 КоАП РФ подразумевает дополнительно к лишению прав еще и конфискацию незаконно установленных световых приборов.

Кстати, проверка технического состояния автомобиля сотрудниками ГИБДД разрешена исключительно на стационарных постах и строго сотрудником отдела технического надзора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: