Безопасная дистанция между автомобилями

МВД СССР

Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения

СОГЛАСОВАНО с Главным управлением Госавтоинспекции МВД СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТАНОВКЕ ЗНАКОВ ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

(Нормирование скорости движения)

Москва 1983

Ограничение скорости движения, действующее в нашей стране, в целом отвечает состоянию дорожной сети. Однако на опасных участках дорог возникает необходимость введения дополнительного местного ограничения. Прежде всего — это участки дорог, проходящие через населенные пункты, расположенные на кривых в плане малого радиуса, а также участки с недостаточной видимостью, узкой проезжей частью и низким коэффициентом сцепления колеса автомобиля с покрытием. Проведение мероприятий по ликвидации опасных участков дорог в короткие сроки связано с определенными трудностями, поэтому обоснованное местное ограничение скорости является одним из эффективных средств регулирования дорожного движения.

Методические рекомендации предназначены для работников ГАИ и служб эксплуатации автомобильных дорог.

Рекомендации подготовлены М.Б. Афанасьевым, Б.Н. Баваровым, В.В. Новизенцевым.

Общие положения

1.1. Ограничение скорости — один из наиболее распространенных методов регулирования дорожного движения, который применяется для повышения уровня его безопасности во многих странах мира (приложение 1).

1.2. Ограничение скорости движения может быть общим или местным.

1.3. Общее ограничение вводится на всей дорожной сети страны с учетом состояния дорог, категории транспортных средств и классификации водителей. Такое ограничение скорости в СССР было введено Правилами дорожного движения с 1 января 1976 г.

1.4. Местное ограничение скорости распространяется на отдельные опасные участки дорог. Это участки, при въезде на которые коэффициент безопасности наиболее быстроходных автомобилей (отношение скорости на данном участке к скорости на подходах к нему) меньше 0,6, а также участки с интенсивным движением пешеходов и зоны ремонтных работ и т.п.

1.5. Величину местного ограничения скорости следует выбирать на уровне 85 %-ной обеспеченности по кумулятивной кривой фактически наблюдаемых скоростей движения на рассматриваемом участке по методике, приведенной в приложении 2.

1.6. На подходах к опасным участкам дорог знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» целесообразно устанавливать совместно с предупреждающим знаком, информирующим водителей о причинах вводимого ограничения. Например, на кривой в плане знак 3.24 устанавливается со знаком 1.11.1 или 1.11.2 (рис. 1).

1.7. Установка знака ограничения скорости, как правило, должна рассматриваться в качестве временной меры до устранения причин, вызвавших необходимость такого ограничения.

Рис. 1. Пример расположения предупреждающего и запрещающего знаков на полной опоре

1.8. Знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» следует устанавливать с табличкой 7.5.4, указывающей время его действия, если ограничение вводится на определенные часы, например, у школ, заводских проходных и т.п.

1.9. Минимальный предел ограничения скорости на дорогах не должен быть ниже 40 км/ч, кроме случаев, когда ограничение вводится на участках со скользким покрытием (гололедица, снежный накат).

1.10. Если максимально допустимая скорость ниже установленной Правилами дорожного движения, ограничение распространяется на весь транспортный поток.

Введение повышенного предела ограничения скорости вне населенных пунктов

3.1. Скорость транспортных средств может быть увеличена на участках дорог, где условия обеспечивают безопасность движения с более высокими скоростями (п. 9.5 Правил дорожного движения). На таких участках устанавливают соответствующие дорожные знаки.

3.2. Повышенные пределы скорости (для легковых автомобилей — до 110 км/ч, грузовых — до 80 км/ч), как правило, вводятся на дорогах, имеющих не менее четырех полос для движения в обоих направлениях, разделительную полосу и пересечения в разных уровнях. При этом устанавливается знак 3.24 с табличками 7.4.1 и 7.4.3 (рис. 3).

3.3. Введение повышенного предела скорости допускается и на дорогах с четырьмя полосами движения, проходящими через населенные пункты, при наличии разделительной полосы и отсутствии пересечений в одном уровне. В этом случае величину верхнего предела скорости определяют на основе анализа данных о дорожно-транспортных происшествиях и режимах движения.

Рис. 3. Применение знака 3.24 с табличками 7.4.1 и 7.7.3 для введения повышенного предела скорости движения на автомагистралях

Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах

Дистанцию, как и скорость, задаёт сам водитель. В первую очередь он должен руководствоваться своим опытом вождения, особенностями модели авто и погодными условиями. ПДД включают пункты, согласно которым, дальность между автомобилями варьируется с учётом реальной дорожной обстановки. Принято различать минимально допустимый интервал, разрешённый промежуток на трассе и в городе, а также другие типы дистанций.

Минимальная

Самая оптимальная дистанция между машинами согласно ПДД — три метра. Но это только в идеальных условиях. Если идёт дождь, промежуток между транспортными средствами нужно увеличить как минимум в 4 раза, на снегу — в 3 раза.

Подробнее о качестве дороги и состоянии погоды:

  • сухой асфальт, без осадков — 3 м (2 сек);
  • некачественное, мокрое или глинистое покрытие — 4 метра (3-4 сек);
  • осадки в виде снега или дождя, гололёд — 6 метров (5 сек).

Водителям без должного опыта езды рекомендуется держать минимальную дистанцию в 8 метров или 7 секунд.

В городе

В условиях города темп движения гораздо выше, чем на трассах. Здесь чередуются разгоны, постоянная скорость, торможение. Поэтому безопасную дистанцию выдерживать очень сложно. Даже опытные автомобилисты, просидевшие за баранкой не меньше 7-8 лет, трудно привыкают к такому режиму.

Рекомендованная средняя дистанция в городе составляет 3 метра. Новичкам советуют выдерживать не меньше пяти метров. Им вообще тяжело, они стараются не приближаться к переднему авто ближе, чем на 5-10 метров, но тем самым создают проблемы. В образовавшийся просвет заезжает опытный водитель, расстояние между машинами резко сокращается. Всё это надо учитывать, действовать согласно конкретной ситуации, не забывая про закон.

На загородной трассе

Всё обусловливается качеством асфальта.

Вот какие пункты, касающиеся расстояния между автомобилями на трассе, прописаны в ПДД:

  • если нет особых препятствий на трассе, загрязнённых или заблокированных из-за ремонта участков пути, до передней машины надо выдерживать не менее трёх метров;
  • при наличии ям, опавших ветвей деревьев, других небольших препятствий, или если машина ездит ночью, расстояние нужно увеличить до четырёх метров;
  • если дорога обмёрзла, покрыта порошей, то в дневное время — шесть метров, в ночное — 7 метров;
  • на гололёде, покрытиях с тонкой плёнкой воды, во время снегопадов с частичным подтаиванием — семь метров.

В пробке

В заторах дистанция между автомобилями по ПДД должна составлять половину длины автомобиля, что аналогично 2 метрам. Этого промежутка вполне хватит, чтобы успеть поменять полосу и не создать аварийную ситуацию. Нужно учитывать всё, например, если передняя машина неожиданно заглохнет.

На сложных дорогах, в условиях плохой видимости, на узких улицах и закрытых поворотах промежуток следует выдерживать так, чтобы тормозной путь автомобиля был меньше, чем дистанция видимости.

При остановке

Останавливая машину, надо также соблюдать дистанцию, согласно погодным условиям и качеству дороги. На обледенелой дороге и снегу нужно выдерживать промежуток, равный 4 секундам.

Автомобиль останавливается часто под светофором, и здесь важно соблюдать правильную дальность, чтобы исключить возникновение аварии. Не рекомендуется приближаться к переднему автомобилю меньше, чем на 2-3 метра.

На парковке

В ПДД этот пункт чётко не прописан. Дело в том, что длина до припаркованной машины здесь зависит от конкретных условий. Паркуясь, следует рассчитать впереди столько места, чтобы суметь выехать на случай остановки другой машины сзади.

Ограничение скорости в местах проведения работ

4.1. В целях обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ремонтных работ, как правило, возникает необходимость ограничения скорости движения транспортных средств.

4.2. Непосредственно в зоне работ на дорогах вне населенных пунктов ограничивать скорость ниже 40 км/ч нецелесообразно. Более низкие пределы скорости допускается вводить в тех случаях, когда характер ремонтных работ и качество покрытия не обеспечивают безопасности дорожного движения с этой скоростью.

4.3. На подходах к участку, где проводятся работы следует вводить ступенчатое ограничение скорости движения. Оптимальный интервал скоростей между двумя последовательно установленными знаками — 20 км/ч. Знаки располагают на расстоянии 150 — 200 м.

4.4. Выбор допустимой скорости движения зависит от характера и места работ (обочина, полоса движения, разделительная полоса и т.д.).

4.5. При ремонтных работах на обочине двухполосных дорог движение рекомендуется организовывать по схеме (рис. 4). Скорость движения на подходах к таким участкам должна быть ограничена до 50 км/ч.

4.6. Если ремонтные работы ведутся на одной из полос двухполосной дороги, транспортные средства пропускают по свободной полосе в обоих направлениях (рис. 5). Для постепенного ограничения скорости движения автомобилей за 400 м до начала ремонтируемого участка устанавливается знак 3.24 со значением скорости 60 км/ч, а за 200 м — со значением 40 км/ч.

Рис. 4. Организация движения при ремонтных работах на обочине двухполосных дорог

Рис. 5. Организация движения при ремонтных работах на полосе движения двухполосной дороги

4.7. При ремонтных работах на одной полосе трехполосной дороги движение организуют по схеме, приведенной на рис 6. За 400 м до начала опасного участка необходимо установить знак 3.24 со значением скорости 60 км/ч, а за 200 м — со значением 40 км/ч.

4.8. Расстановка знаков, предупреждающих о ремонтных работах на внешней полосе четырехполосной дороги с разделительной полосой, осуществляется по рекомендуемой схеме (рис. 7). Для ступенчатого ограничения скорости за 500 м до начала участка устанавливается знак 3.24 со значением скорости 70 км/ч, а за 350 м — со значением 50 км/ч.

Рис. 6. Организация движения при ремонтных работах на полосе движения трехполосной дороги

Рис. 7. Организация движения при ремонтных работах на четырехполосной дороге с запрещением движения по одной полосе

Если интенсивность движения по левой полосе превышает 400 авт/ч и в составе потока имеются грузовые (более 40 %), а также крупногабаритные автомобили, дорожные знаки, установленные на обочине, должны быть продублированы на разделительной полосе.

4.9. При дорожных работах, проводимых на половине проезжей части четырехполосной дороги с разделительной полосой, знак 3.24 устанавливается за 300 м до начала участка со значением скорости 60 км/ч, а за 100 м — со значением 40 км/ч (рис. 8).

4.10. Указатель перестроения на другую проезжую часть рекомендуется изготавливать по аналогии со знаком 5.31. «Схема объезда» (на желтый фон наносятся обозначения черного цвета).

Рис. 8. Организация движения при ремонтных работах на четырехполосной дороге с запрещением движения по двум полосам

Какая дистанция должна быть между автомобилями?

Несоблюдение дистанции является частой причиной столкновения транспортных средств. Дистанция определяется расстоянием между автомобилями, следующими друг за другом. Чем выше скорость движения, тем она должна быть больше.

Понятие дистанции по ПДД

В ПДД не указано точное расстояние в метрах, которое водители обязаны соблюдать. Тем не менее, принято считать, что безопасная дистанция между автомобилями при движении определяется скоростью и тормозным путем машин, движущихся в потоке транспортных средств.

Водитель обязан соблюдать:

  • боковой интервал, который сможет обеспечить безопасность движения;
  • дистанцию до движущегося впереди ТС, позволяющую избежать столкновения.

ПДД не указывают точную величину безопасной дистанции в метрах, поскольку она зависит от многих факторов:

  • состояния дорожного покрытия;
  • технического состояния автомобиля;
  • погодных условий и т.д.

При движении в транспортном потоке нужно уметь быстро анализировать ситуацию, прогнозировать экстренное торможение движущегося впереди авто и одновременно обращать внимание на транспортное средство, движущееся сзади.

В ПДД существует такое понятие как эффективное расстояние. Под этим подразумевается безопасная дистанция между автомобилями. Согласно ПДД, данное расстояние необходимо увеличить, когда:

  • за рулем находится новичок (об этом свидетельствует специальный знак на заднем стекле);
  • движение осуществляется по некачественному дорожному покрытию;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • дождь сменился снегом, и обзор стал хуже;
  • произошло перестроение в конец автомобильной очереди, где больше пяти транспортных средств.

Дистанцию требуется увеличить еще больше, если движение осуществляется:

  • по мокрому асфальтобетонному покрытию;
  • по мокрой грунтовой дороге;
  • по обледенелой или заснеженной дороге.

Несоблюдение эффективного расстояния значительно увеличивает риск попутных столкновений.

Какая дистанция должна быть между транспортными средствами?

Дистанция между автомобилями по ПДД должна строго соблюдаться водителями. Однако нередко возникают ситуации, когда водитель движется в транспортном потоке вплотную за другим авто и лишается свободы действий, к примеру:

  • невозможно экстренно притормозить, так как нет места для остановочного пути;
  • нельзя объехать ТС, которое внезапно остановилось. Сдать назад так же невозможно, из-за стоящих сзади машин;
  • не совершить разгон либо выполнить большинство маневров;
  • недостаточный обзор дороги.

При движении за автомобилем рекомендуется держать дистанцию, которая позволяет остановиться, совершить маневр и избежать столкновения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: