Права есть — как теперь научиться ездить?


Что грозит забывчивым?

Если «бесправный» водитель в 2020 году элементарно забыл захватить документ с собой, то это нарушение попадает под статью Административного кодекса и карается минимальным штрафом в 500 руб. Иногда можно договориться с патрульным и на обычное предупреждение. Казалось бы, ущерб совсем уж маленький, однако продолжать движение автовладелец уже не имеет права. Ведь все та же статья об административной ответственности предписывает задержать транспортное средство до момента устранения причины задержания. И хотя эта истина прописана совсем уж канцелярским языком, она работает довольно эффективно – машину однозначно отправят на спецстоянку, а за нее уже придется платить. И, говоря юридическим языком, у автовладельца останется только один вид прав – имущественный. То есть вам в обязательном порядке должны сообщить адрес, где будет храниться машина.

Как выйти из данной ситуации без денежных затрат и лишения на какое-то время любимого автомобиля? Когда инспектор составит протокол – а для этого нужны либо двое понятых, либо видеофиксация нарушения – желательно заявить, что вы не против устранить причину задержания в течение получаса. Для этого в протоколе делается специальная отметка. В конце концов, можно взять такси или позвонить родственникам-знакомым, чтобы те подвезли водительское удостоверение.

Что делать, если остановили без прав на мотоцикле?

Вне зависимости от разновидности транспортного средства, водитель обязан иметь с собой водительское удостоверение. Для управления мотоциклом существуют две категории «А» и «А плюс». Если водительское удостоверение забыто, потребуется заплатить штраф 500 рублей.

Проблемы будут ждать водителя в том случае, если водительское удостоверение при себе есть, а вот категории соответствующей нет. Штраф за езду на мотоцикле без подтвержденной категории может составить от 5 до 15 тысяч рублей. Окончательная сумма будет выявлена исходя из обстоятельств, а также от региона. Однако, это ещё не всё: транспортное средство будет конфисковано.

Наказание для «бесправных»

Если у человека за рулем права отсутствуют как таковые – он их не получил или удостоверение забрали за многочисленные нарушения – то ответственность окажется весьма неприятной. Например:

вам выпишут штраф в размере 5-15 тыс. рублей и эвакуируют машину на штрафстоянку. Кто ее оттуда заберет – личная проблема автовладельца, поскольку «бесправному» водителю транспортное средство не отдадут, нужен будет другой человек с правом на управление. И учтите: просроченное водительское удостоверение приравнивается к тому, как будто их вовсе нет, и наказание будет соответствующим; в случае, когда машину ведет не сам владелец, а другой человек без прав, которому тот это доверил, штраф ожидается максимальный – 30 тыс. рублей. Правда, здесь возможен альтернативный вариант в виде административного ареста на 15 суток или 100-200 часов обязательных общественных работ; вождение автомобиля без «пластика» в случае, когда его лишили из-за нарушений ПДД, карается штрафом в 30 тыс. рублей.

Кстати, случай, когда руль владелец машины доверяет человеку без водительского удостоверения, с точки зрения закона и последующего наказания очень интересен. В первую очередь потому, что автовладелец потенциально способен избежать ответственности за свой поступок. Он может заявить, что автомобиль эксплуатировался без его согласия (если в машине ехал только один водитель), или что человек, которому он разрешил вести машину, заверил владельца – удостоверение есть.

Попытка свалить вину на другого может удастся с большой долей вероятности. И тогда водителю в судебном порядке грозит не только административный штраф в размере 120 тыс. руб, но и лишение свободы на срок до пяти лет. Естественно, такой вариант скорее применим к настоящим злоумышленникам. Но тем не менее… Во-вторых, если за рулем в момент задержания сидела супруга или сын-дочь без «пластика», автовладельцу отвертеться стопроцентно не получится.

Когда допускается езда без прав?

Есть единственный ответ на этот вопрос – когда речь идет об учебной езде во время подготовки в автошколе или с частным инструктором. Правда, для такой трактовки нахождения за рулем человека без прав нужно соблюсти несколько условий:

наличие инструктора в машине обязательно. Причем тот должен иметь при себе документ, разрешающий проводить занятия на дорогах общего пользования; автомобиль должен быть оборудован дополнительными педалями тормоза (если авто с АКПП) и тормоза и сцепления (если авто с МКПП), а также зеркалами; на учебный автомобиль требуется установить специальный знак “У”, показывающий остальным участникам движения, что за рулем находится новичок.

Нарушение хотя бы одного из условий однозначно классифицируется вождением автомобиля без прав. Соответственно, суммы административных штрафов ожидаются большими, да и без отправки машины на спецстоянку ГАИ дело тоже не обойдется. И нужно отметить, что многое зависит от автоинструктора – именно он должен оборудовать учебный автомобиль по всем правилам, а не начинающий водитель.

Права есть — как теперь научиться ездить?

Не раз и не два ко мне подходили с одной и той же просьбой: «Помоги купить права». Но я ни разу никому не помог. Во-первых, я не знаю, где их купить. Во-вторых, если бы и знал, то не стал бы этого делать, потому что яростный противник покупки прав — их надо заработать, заслужить, выстрадать. Не долларами, конечно, которые в конце процесса загребает лапа инспектора, а мозолями от рулевой баранки. Но обо всем по порядку: права есть, как теперь научиться ездить? Как не бояться потока, руля, машины, как вместо страха получать от вождения удовольствие? Юрий ГЕЙКО, ведущий «Автоликбеза». E-mail Страх или первый неудачный опыт могут навсегда отвратить человека от одного из величайших наслаждений — езды за рулем, стоящим, может быть, сразу за Царем наслаждений — сексом. Если кто-то считает, что не дано ему научиться ездить, то глубоко ошибается — водительство такое же ремесло, как и любое другое, а значит, овладеть им может каждый. Без зеркал — ни шагу Без правильно установленных зеркал заднего вида вы совершенно слепы. Сядьте так, как обычно сидите за «баранкой»: руки на руле чуть согнуты, вес туловища приходится на спинку сиденья. Левое наружное зеркало надо отрегулировать так, чтобы оно захватывало краешек борта вашего автомобиля и давало максимальный обзор дороги с левой стороны. Правое наружное зеркало — то же самое с правого борта. Но на него особо не уповайте, потому что этим зеркалом вам пока пользоваться опасно — при взгляде на него нужно поворачивать не зрачки, а вертеть головой. Лучше его продублировать центральным панорамным зеркалом, которое вы купите в магазине и повесите поверх заводского, — это обязательно. Установите его так, чтобы панорама начиналась слева изображением вашего уха, а справа — сколько захватит. Теперь — поехали! Научи себя сам Получив права, можно дополнительно взять десяток часовых уроков у инструктора, но уже частным образом, однако это дорого и не так эффективно, как путь самостоятельный. Тем, кто живет в больших городах, начинать лучше в выходные дни рано утром или поздно вечером — машин очень мало. Первые маршруты — ваши обычные: на работу, с работы, в супермаркет и т. п. Пройдите их не спеша, запоминая все знаки, светофоры, разметку, повороты. Вам будет трудно, потому что автоматизма в управлении вы еще не имеете, а вашего внимания, кроме управления, должно хватать и на дорогу, светофоры, машины, пешеходов и т. д. Поэтому задача номер один при этих первых поездках — ездить по двум-трем маршрутам для наработки автоматизма управления машиной, пока вы не перестанете думать о том, какую передачу включать, какой педалью тормозить и так далее. Если с первых метров начинаются проблемы — не знаете, как повернуть, куда ехать, то наверняка вы хотя бы знаете направление — пристройтесь за каким-нибудь тихоходом, следующим туда же, и делайте все то, что делает он, — поворачивайте, включайте мигалку, а когда он от вашего направления отвалит, пристраивайтесь за другим в нужном вам направлении. В зеркала заднего вида надо смотреть примерно раз в пять-шесть секунд (это в воскресенье, в будни — раз в две секунды), но вся беда в том, что поначалу вы мало что поймете, в зеркала глядя: на каком расстоянии от вас и в каком ряду, с какой скоростью движутся сзади вас автомобили? Свободная, комфортная езда начнется у вас тогда, когда вы в любую секунду будете четко ощущать себя в потоке машин: расстояние до каждой и скорость каждой. Это похоже на то, если бы вы увидели свой автомобиль и все, что вокруг него, сверху. Но это придет со временем, а пока, спокойно едучи в своем ряду, поиграйте в такую игру — вы видите в своих выпуклых зеркалах догоняющий вас автомобиль — вот он укрупняется, вам кажется, что он совсем рядом, оглянитесь на долю секунды для того, чтобы научиться соотносить масштаб автомобиля в зеркале с его расстоянием от вас. Проделывайте то же самое при обгонах, но, оглядываясь, не забывайте, что передняя машина может внезапно и резко тормознуть, лучше, чтобы ее в эти мгновения не было. Перестроение как элемент агрессии Автоматизма в управлении вы уже достигли, и осталось вам всего лишь овладеть двумя навыками, всего двумя! Следующий — перестроение из ряда в ряд. Легкое, элегантное, не заставляющее собратьев по потоку тормозить и материться. Поверьте, вы будете вливаться в любой поток легко и свободно, как капелька ртути, никому не мешая. Допустим, вам уже пора перестраиваться — не включайте «мигалку» в надежде, что вас пропустят — ничуть не бывало! Даже тот водитель, перед которым есть просвет, тут же прибавит газ, включит фары, бибику и будет всеми силами изгонять вас из своего переднего жизненного пространства, как кукушонок из гнезда, — мы все инвалиды тоталитарного общества. И все же вам уже пора перестраиваться: посмотрите в зеркало — есть ли в желанном вами ряду свободных метров хотя бы на полтора корпуса машины? Если есть, как только проплыл мимо вашего переднего крыла багажник пропускаемой вами машины — поворот руля в ту сторону с одновременным включением «мигалки», и вы вдвигаете свой капот сразу за чьим-то багажником почти без зазора (0,5 — 1,0 метр), как кирпич в кладку. Поверьте, если вы сделаете это БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННО, по-хозяйски, никто не посмеет гуднуть вам возмущенно. Потому что еще до схватки побеждает если не сильнейший, то более агрессивный. А перестроение есть элемент агрессии. И, наконец, парковка Да, господа, парковка — это бич Божий для всех, не только для начинающих. А особенно — для женщин. Если они не знают точно, что смогут найти место для машины у своего любимого магазина, то будут ездить в него только на метро — проверено. Проще всего ткнуться на парковке носом в свободное место, выклячив зад на половину второй полосы. Загудят вас клаксонами до нервной истерики. А то и изматерят через окошко. Тогда лучше поднять «морду» машины через бордюр на тротуар. Грамотная же парковка осуществляется задом. Не вашим задом, а задом автомобиля, хотя… Вы останавливаетесь у свободного места во втором ряду. Но лучше остановиться не прямо по движению, а вывернув руль влево, хоть ненамного, под углом к осевой. Переждав возмущенный гвалт, включаете заднюю скорость и, выворачивая руль вправо, по сути по прямой начинаете вдвигать зад своего автомобиля в свободное пространство. Как только он туда зашел, как только ваше тело (вместе с длинными ногами) миновало тело запаркованного впереди автомобиля, крутите руль влево и смотрите при этом вперед — чтобы ваше правое переднее крыло не зацепило левое заднее крыло впереди стоящего автомобиля. Как только крылья благополучно разминулись, смотрите назад — не впендюриться бы в морду заднего. Вот и все проблемы! В общем, удачи вам, дорогие, и жизненного пространства со всех сторон вашего автомобиля!

Суммируя

Подводя итоги, можно сделать почти стопроцентный вывод, что езда без прав к добру никогда не приводит. И хорошо, если дело ограничится лишь 500-рублевым штрафом и постановкой личного транспорта на штрафстоянку. В более тяжелых случаях размер наказания, казалось бы, не пропорционален степени содеянного. Подумаешь, дал порулить сыну подростку – ему же надо учиться…

Однако закон обычно не делает исключений, и попытка доказать даже в суде, что ты не виновен, во многом обречена на фиаско. В том числе и потому, что есть такое понятие «судебная практика» – это когда слуги закона трактуют все тот же закон так, как привыкли за долгие годы практики. А в России закон сам по себе не предупреждающий, а во многом карающий. Так что логические выводы делайте сами…

Твитнуть
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: