Требования, предъявляемые к туристским автобусам


История[ | ]

Повозки для централизованной доставки детей к школам известны с начала XIX века. Впервые такие перевозки были организованы в квакерской школе на северо-востоке Лондона[1]. Наибольшее распространение школьные омнибусы (так называемые «kid hacks») получили в США, прежде всего в сельской местности.

С появлением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. Вначале они не сильно отличались от своих предшественников: имели брезентовый верх и скамейки вдоль бортов, вход и выход располагался сзади. Но по мере развития техники автобусы совершенствовались, и к 30-м годам XX века приобрели относительно близкую к сегодняшним автобусам конструкцию.

Тогда же встала проблема стандартизации и унификации: разрозненные производители строили автобусы, сильно разнящиеся по качеству и цене, а стандартизация помогла значительно улучшить эту ситуацию. В разработке стандартов участвовали инженеры таких компаний, как Blue Bird, Ford, Chevrolet и DuPont. Результаты этих исследований сформировали современный узнаваемый облик американского школьного автобуса, и оказали влияние на стандарты перевозок детей во многих других странах.

В 2014 году в США началось тестирование школьных автобусов с электрическим двигателем. В ближайшее время будет проходить постепенный переход автопарка учебных заведений на электробусы.

В России до 1999 года не было специальных технических требований к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливались опознавательные знаки «перевозка детей». В 1999 году был принят ГОСТ Р 51160-98[2], но массово школьные автобусы стали закупаться с 2001 года в рамках федеральной программы «Школьный автобус». В настоящее время поставка школьных автобусов в сельские школы проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Но специально разработанного автобуса для перевозки детей в России не существует.

Безопасность как главное требование для туристского автобуса

Во всех странах автобусы, перевозящие туристов, должны соответствовать высоким требованиям и обладать определенным уровнем комфорта.
Замечание 1

Самым главным требованием является безопасность пассажиров, которая, прежде всего, обеспечивается исправным техническим состоянием транспортного средства.

Владелец туристического автобуса должен обеспечить регулярное прохождение техосмотра, техобслуживания и ремонт автобусов согласно установленным в различных государствах нормативным документам.

Важно также соблюдение правил использования автотранспортного средства. Например, в России поездки через горные маршруты подразумевает эксплуатацию автобуса с пробегом не более 300 тыс. км и высоту рисунка протектора шин не менее 3 мм. Также автобус должен быть оснащен передними противотуманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода.

Лучший обзор и сведение к минимуму «мертвых зон» у автобусов современных моделей обеспечивается дополнительными зеркалами и видеокамерами заднего обзора, а также ультрафиолетовыми датчиками, которые вычисляют расстояние до препятствия сзади.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Требования, предъявляемые к туристским автобусам 460 руб.
  • Реферат Требования, предъявляемые к туристским автобусам 260 руб.
  • Контрольная работа Требования, предъявляемые к туристским автобусам 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Также планируется оснащать автобусы, осуществляющие перевозку туристов устройствами, которые будут оповещать водителей об обгоне другими транспортными средствами и устройствами, которые предотвращают засыпание водителя за рулем.

Безопасность определяется сроками эксплуатации автобусов, эксплуатируемых для пассажирских перевозок туристов. Большинство европейских стран не используют туристские транспортные средства свыше 10 лет. Помимо этого, комитет по технической адаптации ЕС предлагает оснащать автобусы ремнями безопасности и энергопоглощающими сиденьями.

К автобусам, работающим с регулярными маршрутами необходимо устанавливать трафарет табличку с указанием начального и конечного пунктов маршрута.

Требования[ | ]

Панорамные зеркала

Сигналы остановки

Сигналы остановки

Запасной выход

Запасной выход

Входная дверь с низкой подножкой

Цвет школьного автобуса
HEXFFD800
RGB¹ (, , )(255, 216, 0)
CMYK (, , , )(1, 12, 100, 0)
HSV² (, , )(36°, 100%, 50%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

При разработке автобуса для перевозки детей, согласно ГОСТ, должны быть учтены следующие особенности[3]:

  • Меньше должна быть высота ступеней на входе, а также поручней. В некоторых случаях применяется выдвижная подножка.
  • Необходимо оснастить автобус местами для сопровождающих, а также багажным отделением для сумок.

Отдельной строкой идут требования безопасности: в современном школьном автобусе сиденья должны быть оснащены ремнями безопасности, автобус должен быть оснащён средствами световой и звуковой сигнализации. Необходимо, чтобы водитель мог контролировать посадку и высадку, и дети не могли бы во время посадки или высадки быть вне поля зрения водителя: для этого автобусы оснащают дополнительными зеркалами или камерами. Специально для школьных автобусов был разработан оттенок жёлтого цвета под названием «National School Bus Glossy Yellow» — по задумке производителей, на автобусе, окрашенном в такой цвет, при любых условиях будут лучше видны надписи, сделанные чёрным, такой автобус будет лучше заметен среди других участников движения. Одни из наиболее строгих стандартов безопасности для школьных автобусов — в США, где, к примеру, каждый школьный автобус оснащается выдвижными сигналами остановки с подсветкой, а иногда даже небольшим шлагбаумом в передней части — для того, чтобы дети, вышедшие из автобуса, не обходили его спереди.

Особое положение в США школьный автобус имеет и с точки зрения правил дорожного движения: с одной стороны, подъезжая к остановившемуся школьному автобусу, водители других транспортных средств обязаны остановиться, чтобы пропустить детей. С другой стороны, на движение самого автобуса накладываются ограничения: к примеру, в некоторых штатах школьным автобусам запрещено поворачивать направо при включенном красном сигнале светофора, в то время как для многих других транспортных средств это разрешено.

В России Правила дорожного движения предписывают следующий порядок организованной перевозки детей[4]:

  • Перевозка групп детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусах, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей» (п.22.6);
  • Максимально разрешённая скорость для школьных автобусов — 60 км/ч (п. 10.3);
  • При посадке и высадке детей водитель школьного автобуса обязан включить аварийную сигнализацию (п. 7.1). Приближаясь к остановившемуся школьному автобусу со включенной аварийной сигнализацией, водители других транспортных средств обязаны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей (п. 14.7).

Галерея[ | ]

  • Панорамное зеркало школьного автобуса
  • Знак остановки школьного автобуса, обязательный в США
  • Багажное отделение
  • Сиденья в школьном автобусе расположены более плотно, чем в рейсовом

Правила перевозки детей в автобусах

Их число не должно быть меньше, чем количество пассажиров.

Дети рассаживаются в креслах, расположенных вперед по ходу машины. Водитель не должен быть отделен от пассажирского салона глухой перегородкой. На его рабочем месте ставится громкоговоритель внутренней и наружной связи.

В салоне устанавливаются выключатели световой и звуковой сигнализации о необходимости экстренной остановки. Оборудование ТС: 2 аптечки, знак аварийной остановки, 2 противооткатных упора, не менее 2-х огнетушителей, один из которых крепится поблизости от места водителя. Обозначение ТС: кузов – желтого цвета, спереди, сзади и по бокам — надпись «ДЕТИ», спереди и сзади – знаки «Перевозка детей».

На автобус для перевозки детей ставится устройство, которое, при включении задней передачи, автоматически подает предупреждающий звуковой сигнал.

Автобус для перевозки детей

Применение[ | ]

Школьный автобус модели ПАЗ-32053 в селе Первомайское, Томская область. Автобус А075 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок» в Крыму.
Основной областью применения школьных автобусов в России является обслуживание малонаселённой местности — в основном сельской. Школьные автобусы в этом случае позволяют исключить малокомплектные школы в небольших населённых пунктах[5]. Дети из отдалённых населённых пунктов подвозятся в школу более крупного населённого пункта. В этом случае обычно автобусы ставятся на баланс школы.

В городах школы обычно строятся в пешеходной доступности от жилых кварталов, и в большинстве случаев родители даже имеют выбор из нескольких таких школ. Необходимость подвоза учеников к школе здесь возникает гораздо реже и автобусы нужны в основном для доставки детей к местам проведения экскурсий и прочих учебных и развлекательных мероприятий. Поэтому в городах школьные автобусы чаще всего обслуживаются предприятиями общественного транспорта, а школы арендуют их. Но бывают и исключения.

Школьный автобус в культуре[ | ]

Школьный автобус в США часто становится героем игровых и мультипликационных фильмов, а также компьютерных игр, иногда играя ключевую роль. Например, в мультсериале «Волшебный школьный автобус» автобус то превращается в космический корабль, то уменьшается вместе с детьми до размера бактерии — и отправляется в невероятную экскурсию в самые неожиданные места.

Списанные школьные автобусы часто используются в различных шоу: например, кузова школьных автобусов — традиционное препятствие в спортивном шоу Monster Jam. Иногда в монстр-траки переделывают и сами школьные автобусы; и не только в монстр-траки, но и в драгстеры и ракетомобили[6]. Часто школьные автобусы появляются и в гонках на выживание[7].

Также старые школьные автобусы нередко превращают в рестораны и клубы на колёсах. Коммуна весёлых проказников переоборудовала школьный автобус 1939 года выпуска в звукозаписывающую студию, назвала его «Furthur» и отправилась на нём в путешествие по США[8].

После списания школьные автобусы обычно имеют достаточно небольшой пробег и довольно приличное техническое состояние. Поэтому их часто используют в качестве рейсовых автобусов в странах Латинской Америки.

Жёлтый школьный автобус стал одним из символов США, и не удивительно: из 843 тысяч автобусов, зарегистрированных в 2010 году, более половины, а именно 480 тысяч машин, составляют школьные автобусы[9].

Требования к автобусам для перевозки группы детей с 1 июля 2020 года

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Согласно Правилам организованной перевозки группы детей автобусами, с 1 июля 2020 года возраст автобусов, применяемых для перевозки группы детей, не должен превышать 10 лет.

Об этом сказано в Правилах организованной перевозки группы детей автобусами утвержденных Постановлением правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Пункт 3 Правил гласит:

  • Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и оборудован ремнями безопасности.

Данный пункт Правил начинает действовать с 1 июля 2020 года. Об этом сказано в пункте 3 Постановления:

  • Требования пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, касающейся требований к году выпуска автобуса, не применяются до 30 июня 2020 г.

Но, если сравнить пункт 3 Постановления с предыдущей редакцией, то увидим что законодатели изначально планировали вводить новое требование поэтапно:

  • Требования пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, касающейся требований к году выпуска автобуса, подлежат применению:
  • в отношении автобусов категории М2, используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, с 1 июля 2020 г., а в отношении автобусов категории М2, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, с 1 апреля 2020 г.;
  • в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по маршрутам, начальные пункты отправления и (или) конечные пункты назначения которых расположены в Ленинградской и Московской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге, с 1 октября 2020 г., а в отношении автобусов категории М3, используемых для организованных перевозок групп детей по иным маршрутам, с 1 октября 2020 г.

Однако со временем данный пункт был изменен. Но особенность этой ситуации состоит в том, что законодатели пытаются ввести запрет на использование автобусов старше 10 лет начиная с 2014 года. Но введение этих изменений каждый раз переносилось мотивируя это тем что замена парка автобусов требует больших финансовых вложений и не каждый перевозчик сможет потянуть столь существенные затраты. Но ведь некоторые перевозчики уже тогда, в 2014 году, начали готовиться к изменениям и обновлять парк автобусов, и не за горами тот момент когда их снова нужно будет обновлять. Основная же масса перевозчиков наоборот оттягивали это до последнего момента и теперь оказались в плюсе.

Смотрите также: Пример инструкции для водителей выезжающих в командировку, дальние рейсы

На сегодняшний день вносить изменения в Правила перевозки группы детей автобусами, в части касающейся возраста автобусов, пока не планируется. Таким образом, до 30 июня 2020 года перевозчикам разрешено использовать автобусы любого возраста для перевозки группы детей. С 1 июля 2020 года автобусы, с года выпуска которых прошло более 10 лет, использовать для перевозки группы детей — запрещено.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Примечания[ | ]

  1. «Stoke Newington Quaker Meeting — Early History.» Архивировано 1 июля 2007 года.
  2. ГОСТ Р 51160-98 Автобусы для перевозки детей. Технические требования (недоступная ссылка). Дата окончания действия ГОСТа 01.04.2017, заменён на ГОСТ 33552-2015
  3. ГОСТ 33552-2015 Автобусы для перевозки детей. Технические требования.
  4. Правила дорожного движения Российской Федерации (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 11 марта 2011. Архивировано 2 марта 2011 года.
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.08.2008 № 142/322 «ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС » НА 2009 ГОД «
  6. Ракетный школьный автобус разогнался до 350 миль в час (англ.)
  7. School Bus Racing, Monster Truck Rides and Championship Battles Highlight Rounds Nine and Ten of Summer Shootout Series (недоступная ссылка)
  8. Gene Anthony.
    стр. 33 // Magic of the Sixties. — Gibbs Smith, 2004. — 180 с. — ISBN 9781586853785.
  9. GE demonstrates dual battery system for electric buses; pairing high-energy density sodium battery with high-power lithium battery optimizes performance and lowers cost 2 December 2010
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: