Форма акта расследования дтп на предприятии

Российское законодательство обязывает на предприятиях, где имеются транспортные средства проводить аналитику происшествий на дорогах и своевременно определять и устранять различные причины, которые могут привести к нежелательным последствиям на дорогах. Для наиболее качественного расследования утверждены правила оформления служебного расследования. Главная цель такого мероприятия – выявление причин аварии, определение лица, виновного в катастрофе, выявление правил, которые не были соблюдены, что привело к происшествию. Следует более подробно разобрать вопрос относительно оформления акта и предшествующих ему процедур. В заключительной главе приведен акт служебного расследования дтп образец.

Что такое акт служебного расследования ДТП

Акт служебного расследования ДТП относится к локальным материалам, которые считаются частью пакета форм, относящихся к обеспечению безопасности на дорогах. Перед созданием этого документа требуется своевременно оформить приказ о назначении комиссии по ведению и оформлению служебного следствия в организации ДТП.

Итак, если машина вашего предприятия стала участником аварии, на предприятии необходимо начать служебное расследование с соблюдением всех правил и норм, выявить причины катастрофы и определить виновника.

Алгоритм составления документа

Внутренняя проверка стартует с того, что издается приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП. В нее входят должностные лица организации, отвечающие за безопасность на предприятии или охрану труда и руководство. После сбора данных и анализа, оформляется акт. Это специальный документ, который отражает результаты и формирует полученные выводы. Алгоритм его составления выглядит следующим образом:

  1. Обсуждение членами комиссии результатов расследования для достижения одного вывода.
  2. Вписывание в форму бланка от руки всех данных и основных фактов. Используется информационный или деловой стиль.
  3. Не должно быть грамматических ошибок или опечаток, указываются только сухие данные.
  4. Сведения емкие, лаконичные, максимально исчерпывающие.
  5. Название предприятия, порядковый номер, дата оформления, наличие пострадавших и описание места происшествия.
  6. Подписи всех членов комиссии, печать предприятия.

Комиссия собирается сразу после того, как была получена информация о случившемся. Это позволяет одному из сотрудников прибыть на место, проконтролировать работу ДПС и медицинской службы, оградить территорию, чтобы не были потеряны доказательства. Собрать все необходимые сведения для составления акта комиссией.

Акт служебного расследования аварии документ

Важно знать! Когда ДТП случается в пределах предприятия (на парковке, КПП, выезде), дополнительно положение о порядке проведения расследования ДТП будет содержать анализ уровня организации безопасного движения. Это может стать основанием для коррекции рабочего процесса, с целью исключить подобные аварии в последующем.

Для чего составляется акт служебного расследования ДТП

Практически каждое предприятие имеет на своем балансе машины, одна из которых становится участником ДТП. Важно незамедлительно начать служебное расследование. Следует определить причины, восстановив картину катастрофы, выявить виновное лицо.

Законодательством отведен срок на проведение следствия и оформление акта служебного расследования ДТП – 5 дней. Однако, при более серьезных последствиях, эти сроки могут быть продлены. К таким последствиям относят, например, большое число пострадавших в аварии.

Куда звонить при ДТП узнайте тут.

Перед началом работы, руководство предприятия оформляет приказ о формировании комиссии, оговаривает сроки, в которые требуется провести следствие. Главная цель – определить причины аварии и виновное лицо. На основании составленного акта, виновного водителя можно будет привлечь к материальным взысканиям.

Проведение такого следствия, естественно не заменит работу специалистов ГИБДД, которые также устанавливают причины и виновных лиц.

Служебное расследование ДТП и выдача акта

Начиная свою работу, члены комиссии, назначенные приказом, должны посетить место аварии и лично осмотреть территорию, постараться наиболее точно восстановить картину аварии. В первую очередь, если сотрудники отдела БДД организации, прибыли на место раньше сотрудников полиции, они должны организовать медицинскую помощь пострадавшим. При необходимости можно сделать несколько фотографий, которые впоследствии приложить к акту. Затем провести аналитику и установить следующие моменты:

  • какие факторы могли способствовать наступлению аварии;
  • каковы причины;
  • важно определить состояние водителя на время наступления аварии, выявляется форма и время оформления медицинского осмотра перед выходом в рейс, а также наличие результатов периодических осмотров;
  • определяются лица, проводившие осмотр транспорта перед выездом и общее состояние автомобиля;
  • анализируется личное дело водителя, на наличие ранее совершенных ДТП;
  • рассматриваются погодные условия и прочие независимые факты, которые могли способствовать наступлению катастрофы;
  • рассматривается уровень квалификации сотрудника, проводившего инструктаж с водителем, качество инструктажа;
  • устанавливается личность сотрудника, проводившего медицинский осмотр, его уровень квалификации и соответствие нормативным требованиям;
  • определяется насколько качественно и грамотно в организации поставлена деятельность по обеспечению БДД; при наличии, выявляются недостатки работы организации;
  • рассматриваются последствия катастрофы;
  • в заключении, оформляются выводы, сделанные из данного расследования.

Собирая требуемую информацию отдел БДД от предприятия может составить требование на имя руководителя ГИБДД с просьбой о предоставлении данных, имеющейся у них по данному вопросу.

В акте служебного расследования дорожно-транспортного происшествия отображаются принятые решения и формируются рекомендации в целях избегания ДТП в будущем.

Проведение судебного расследования

Начало служебного расследования по факту ДТП начинается с того, что члены, уполномоченные на это актом, должны прибыть на место происшествия, лично осмотреть обстановку и попробовать установить картину случившегося.

Так как водитель предприятия должен незамедлительно уведомить об аварии своего непосредственного руководителя, в некоторых случаях члены комиссии прибывают на место дорожно-транспортного происшествия раньше сотрудников ГИБДД. В этом случае они должны незамедлительно оказать помощь всем пострадавшим от столкновения лицам.

При необходимости уполномоченные работники должны осуществить съемку места происшествия, чтобы впоследствии приложить фотографии к акту служебного расследования.

После проведения аналитики, участники комиссии должны определить следующие моменты:

  1. Какие факторы могли повлиять на возникновение аварийной ситуации.
  2. Причины дорожно-транспортного происшествия.
  3. Определение состояние водителя в момент аварии, форма и время проведения медицинского осмотра перед тем, как работник вышел в рейс, удостовериться в наличии результатов обязательных периодических осмотров.
  4. Определение должностного лица, которое проводило осмотр транспортного средства перед его выездом.
  5. Анализ личного дела водителя. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в том, принимал ли этот автомобилист участие в авариях раньше.
  6. Определение погодных условий и иных факторов, которые могли поспособствовать дорожно-транспортному происшествию.
  7. Рассмотрение уровня квалификации работника, который проводит инструктаж, качество инструктажа.
  8. Установление личности работника, который проводит медицинское обследование работника, перед его выездом в рейс, уровень квалификации этого лица, его профессиональных навыков.
  9. Определение того, насколько качественна работа специалистов по безопасности дорожного движения в данной организации. При выявлении каких-либо несоответствий нормативным актам, они должны быть незамедлительно устранены.
  10. Рассмотрение последствий дорожно-транспортного происшествия.
  11. Выводы, которые были сделаны по результатам проведения данного расследования.

В соответствии с нормами законодательства. При проведении служебного расследования, члены комиссии имеют право составить требование на имя руководителя ГИБДД о предоставлении всех необходимых данных.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему

— просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (499) 398-51-30 (Москва)

+7 (812) 305-28-25 (Санкт-Петербург)

8 (800) 550-82-45 (вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Акт служебного расследования ДТП: образец заполнения

В завершении процедуры, комиссией создается форма, которая состоит из 5 частей.

  1. Изначально оформляются данные о лицах, входящих в состав комиссии, непосредственных участниках происшествия, и наличии пострадавших.
  2. Следующая информация, отражаемая в акте, касается водителя и личной информации о нем, его стаж, характеристика.
  3. Далее описывают дорожные, природные условия и прочие факты, которые могли привести к катастрофе. Выводится информация о дорожных знаках, присутствующих на месте аварии. Восстанавливается картина происшествия.
  4. В следующем блоке рассматривают техническую характеристику транспорта, наличие технического осмотра, исправность машины. Определяется наличие неисправностей, которые могли привести к аварии.
  5. В заключительном блоке комиссия делает выводы, относительно виновного лица и причин, предшествующих аварии.

Что такое извещение о ДТП

Извещение о ДТП это специальный акт, который подтверждает или опровергает Вашу виновность в возникновении дорожно-транспортного происшествия. Как правило, он прилагается к страховому полису ОСАГО в количестве двух штук.

Где взять бланк извещения о ДТП? При необходимости Вы имеете возможность бесплатно получить бланк данного уведомления у страховщика (данное право закреплено пунктом 24 Главы IV Правил ОСАГО). Также можно воспользоваться интернет ресурсами и скачать бланк извещения о ДТП 2020 года по нижеуказанной ссылке https://zakon-auto.ru/dtp/img/izveshenie-o-dtp.pdf

Методика расследования ДТП.

Введение Известно, что автомобилизация Российской Федерации нарастает бурными темпами. В большинстве городов нашей страны около 30% семей, имеют 2 и более автомобиля. Этот фактор вместе с несовершенством автомобильных дорог, низкой правовой культурой водителей и пешеходов обуславливает рост дорожно-транспортных преступлений, влекущих тяжкие последствия. Так, в соответствии с данными, предоставленными ИЦ ГУВД АК, в 2005 году по всей территории России зарегистрировано 26533 ДТП, в 2006г. 26637, а в 2007г. 26895 и с каждым годом эта цифра растет. Иными словами, в течение года под колесами автомобилей гибнет и получает ранение такое количество людей, которое сопоставимо с населением среднего российского города. Вместе с тем судебная практика показывает, что количество уголовных дел о ДТП, направленных в суд для привлечения виновных к уголовной ответственности, стабильно снижается, что является красноречивым свидетельством больших проблем, с которыми сталкивается следователь при расследовании уголовных дел о ДТП. На наш взгляд, успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности. Цель написания данной курсовой работы заключается в изучении криминалистической характеристики ДТП, особенности возбуждения уголовных дел по данной категории преступлений, а также рассмотрение типичных следственных ситуаций при ДТП и действий по ним на первоначальном этапе расследования.

Содержание Введение 2 1.Криминалистическая характеристика ДТП 3 2.Особенности возбуждения уголовного дела при ДТП 10 3.Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования ДТП и действия по ним 14 4.Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании ДТП 18 4.1. Осмотр места происшествия 18 4.2. Допрос свидетелей 24 4.3. Освидетельствование 24 4.4. Допрос водителя 25 4.5. Допрос потерпевших 27 4.6. Назначение судебно-медицинской экспертизы 28 4.7. Следственный эксперимент 28 Заключение 29 Список используемой литературы 31

Список используемой литературы 1. Конституции РФ. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. 27 с. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. 321 с. 3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. 287с. 4. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. М.: Академия МВД СССР. 1979. Т.3. 304с. 5. Васильев А.Н. Участие общественности в расследовании преступлений, «Вестник Московского университета», 1961г. №1 6. Возгрин И.Л. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений, Л., 1976. 198с. 7. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989. 97с. 8. Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий, М., «Юридическая литература» 1972. 153с. 9. Зуев П.М. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие. М.: МССШМ МВД СССР. 1990. 78с. 10. Криминалистика: особенности расследования отдельных видов преступлений: Курс лекций. В 2 ч. Ч. 1. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. 245с. 11. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 754с. 12. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. М.: Юридическая : ИНФРА-М, 2005. 732с. (Высшее образование) 13. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 2005. 694с. 14.Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. М.: Высшее образование, 2006. 567с. (Основы наук) 15. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Хмырова, В.Д. Зеленского, Краснодар, 1998.- 498с. 16. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 689с. 17. Лузгин И.М. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений Криминалистика / Под ред. Викторова Е.А., Белкина Р.С., М.; 1976. 369с. 18. Мешков В.М., Лысенко В.В. Дорожно-транспортные преступления: уголовно-правовая и криминалистическая характеристика. Роль и значение фактора времени в расследовании: Научно-практическое пособие. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2002. 154с. 19.Селиванов Н.А., Дворкин А.И. Расследование ДТП. М.; 1998. 162с. 20.Селиванов Н.А. Сущность методики расследования и ее применение/ Соц. Законность, 1976 №5. 43с.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии: сроки предоставления

Данное извещение необходимо заполнить и доставить в страховую компанию второго участника аварии в течение трех пяти рабочих дней с момента ее возникновения, но не более чем 15. Если Вы желаете получить прямое возмещение убытков, то данный бланк необходимо предоставить в Вашу страховую компанию. Условия, при которых возможно прямое возмещение убытков:

В результате ДТП пострадало только имущество;

Участниками аварии было два автомобиля;

Обоюдное наличие страховых полисов ОСАГО.

Образец заполнения извещения о ДТП для ОСАГО в 2020 году

Корректно заполненное извещения о ДТП позволяет получить страховое вознаграждение без особых проблем и проволочек. Следует отметить, что существует упрощенный порядок оформления компенсационных выплат, но при соблюдении нижеперечисленных условий:

в аварии участвовало не более двух автомобилей;

ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;

отсутствие разногласий относительно причин аварии и перечня повреждений;

у обеих сторон есть полиса ОСАГО.

Можно выделить следующие правила заполнения данного уведомления:

лицевая часть извещения должна быть согласована со всеми участниками дорожно-транспортного происшествия, поскольку впоследствии она подписывается ими дважды;

если при разборе данного происшествия принимали участие сотрудники ГИБДД, то обязательно должна присутствовать подпись старшего наряда с указанием его ФИО, должности и звания;

при наличии свидетелей указывается их фамилия, имя и отчество, адрес проживания. Если их нет, то обязательно необходимо поставить отметку в пункте 7 данного извещения;

при заполнении пункта 13 (место первоначального удара) необходимо указать конкретную часть транспортного средства, а не перечислять все повреждения;

Пошаговый пример заполнения извещения о ДТП

Лицевая часть бланка заполняется каждым водителем самостоятельно (каждый в отношении своего транспортного средства). Исключением является только пункт 1 8 Общих сведений и пункт 17 Схема ДТП, которые заполняются одним из водителей.

1 Сбор общих сведений.

Заполнение лицевой части извещения о ДТП начинается со сбора общих сведений о нем:

количество поврежденных транспортных средств;

количество пострадавших в аварии;

свидетельские показания относительно состояния опьянения (алкогольного или наркотического);

наличие материального ущерба;

наличие свидетелей происшествия;

если оформление аварии проводилось при участии сотрудников ГИБДД, то указывается номер нагрудного значка сотрудника полиции.

2 Данные о транспортных средствах и их собственниках.

Каждый водитель заполняет данные относительно своего транспортного средства, а именно:

марку, модель и другие данные, указанные в паспорте соответствующего ТС;

ФИО и адрес проживания собственника транспортного средства.

3 Данные о водителе ТС, который управлял им в момент аварии, а именно ФИО, дату и год рождения, адрес проживания, контактный телефон, номер водительского удостоверения с указанием соответствующей категории и датой его выдачи.

4 Данные о страховых компаниях.

Указывается наименование страховой компании, реквизиты страхового полиса (номер и срок действия). Если автомобиль застрахован по программе КАСКО, то в графе ТС застраховано от ущерба проставляется галочка Да, а при ОСАГО Нет.

5 Схема дорожно-транспортного происшествия и перечень нанесенных повреждений.

В графе Место первоначального удара указывается та часть транспортного средства, на которую пришелся первый удар (указание участка осуществляется стрелкой).

В графе описаний видимых повреждений необходимо указать не только поврежденные детали, но и характер их повреждения царапина, вмятина или трещина.

Для получения страховых выплат на невидимые (скрытые) повреждения ТС необходимо дополнительно провести его осмотр с привлечением экспертов.

При отображении схемы дорожно-транспортного происшествия необходимо указать название улиц, направления движений автомобилей, их положение во время столкновения, наличие светофоров и дорожной разметки и знаков. По возможности рекомендуется отображать следы торможения и заносов.

Если будут выявлены противоречия между сведениями, то во внимание будут браться сведения, изложенные в пункте 16 данного уведомления.

6 Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Данный пункт предназначен для отображения маневра Вашего автомобиля. Здесь перечислен перечень возможных маневров напротив соответствующего необходимо поставить галочку. Заполнение графы Указать количество отмеченных клеток является обязательным, поскольку позволяет избежать недоразумений при оценке обстоятельств ДТП.

7 Замечания и визирование указанных данных.

В графе Замечания можно привести сведения не указанные в графе Обстоятельства ДТП. Данный пункт визируется подписями водителей, что подтверждает все вышеизложенные данные.

Если факт аварии оформляется без участия ГИБДД, то необходимо дополнительно поставить подписи в пункте 18 этого уведомления, что подтверждает отсутствие разногласий между сторонами дорожно-транспортного конфликта.

Важно, чтобы оба лицевых листка данного Извещения были подписаны. Обратите внимание, что после подписания и разъединения бланков исправления и дополнения не допускаются.

Не имеет никакого значения кто из участников ДТП возьмет оригинал данного уведомления, а кто отрывной (самокопирующийся) экземпляр. Оба бланка имеют одинаковую юридическую силу.

8 Заполнение обратной стороны бланка.

Обратная сторона извещения позволяет завизировать дополнительные сведения об аварии и транспортных средствах. Данная сторона заполняется каждым водителем самостоятельно:

Выбирается соответствующее транспортное средство, после чего идет краткое описание обстоятельств аварии, с указанием улиц, направлений движения и т. д.

Указывается под чьим управлением находилось данное транспортное средство собственника или иного лица, допущенного к управлению.

Сведения о других транспортных средствах участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений

Библиографическое описание:

Джалавян, В. В. Криминалистическая методика расследования дорожно-транспортных преступлений / В. В. Джалавян. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Бук, 2020. — С. 262-265. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10351/ (дата обращения: 14.08.2020).


Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью.

Актуальность темы состоит в том, что с развитием научно-технических средств, преступники выбирают все более изощренные способы совершения преступлений, выявление, раскрытие и расследование которых требует от следователя мобилизации всех его усилий, высокого профессионализма, знания и умелого применения на практике новейших достижений науки криминалистики.

Данный вопрос 14 марта 2020 года также затронул глава РФ Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения и назвал недопустимой статистику смертности на российских дорогах и заявил о необходимости общими усилиями добиваться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП. За последние 10 лет, по его словам, погибло 350 тысяч человек, более трех миллионов получили травмы. Президент заявил, что к проблеме безопасности на дорогах в РФ относятся поверхностно и необходимо оперативно внести в Госдуму законопроекты по безопасности дорожного движения, это должно быть сделано под личную ответственность министров. По словам президента РФ, воспитывать культуру вождения в обществе необходимо параллельно с ужесточением наказаний за нарушения ПДД.

Я согласна с президентом РФ, но помимо ужесточения наказаний за подобные преступления, можно создать условия, при которых дорожно- транспортные преступления будут совершаться реже и ввести некоторые новшества в криминалистическую методику расследования преступлений, тем самым уменьшить риск совершения ДТП.

Объектом исследования в данной работы является процесс расследования дорожно-транспортных преступлений и применяемая криминалистическая методика.

Целью работы является раскрытие трудностей, с которыми сталкивается следователь при рассмотрении дорожно-транспортных преступлений и некоторых недостатков в криминалистической методике расследования.

Дорожно-транспортные преступления очень распространены и несут общественную опасность. Успешное расследование таких преступлений в частности зависит от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Существует классификация ДТП, которая состоит из девяти видов:

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения: с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т. д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые животными, ударились о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий относятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза; отброшенный колесом транспортного средства предмет на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Все эти обстоятельства должны быть выяснены и должна быть дана криминалистическая характеристика произошедшему ДТП несмотря на то, что для каждого дорожно-транспортного преступления существуют свои следы: осколки стекол, предметы, части одежды и др.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного преступления включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме совершения и обстановки на месте ДТП, виде транспортного средства, а также особенностях личностного характера участников. Главным элементом криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые отражаются в окружающей среде в виде следов преступления и преступника; дает представление о месте, времени, механизме, следах преступления; указывает на закономерную связь следов с обстановкой происшествия и возможные пути их обнаружения. [6, 321]

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее так как дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением и нередко сопровождаются неблагоприятными погодными условиями, вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. [4, 261] От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка, произведенный квалифицированно и своевременно, позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытии его эксплуатационное состояние, особенности. Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров. На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины. Нередко данное следственное действие проводится с грубыми ошибками, даже не совершая ошибок, следы дорожно-транспортного преступления могут быть стерты погодными условиями или другими обстоятельствами, произошедшими на дороге, что повлечет неправильное расследование в дальнейшем.

Для раскрытия дорожно-транспортных преступлений применяются самые разные методы, установленные в УПК, например, такие как следственный эксперимент. Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности или невозможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.

Целью данного процессуального действия является уточнение и более полное понимание всех обстоятельств совершенного преступления. При совершении следственного эксперимента могут совершаться сложные действия по установлению видимости конкретного препятствия, установлению темпа, времени движения пешехода, контрольное торможение автомобиля. Но не всегда даже проведение следственных действий дают достоверную информацию так как до совершения данных действий существенно меняется степень освещенности, возможно изменение погодных условий, между тем и установление темпа движения проходящего пешехода тоже практически невозможно. Таким образом, совершенное в таких условиях следственное действие не будет подходить определенным требованиям.

Также используется такое следственное действие как назначение и производство судебно-автотехнической экспертизы ТС помощью проведения подобной экспертизы можно выяснить вопросы, касающиеся обстоятельств ДТП, а именно определить скорость движения транспортного средства, величину тормозного пути, возможность предотвратить столкновение, допустимую скорость движения на данном участке и другие вопросы. Для полной и правильной дачи заключения эксперту необходимо знать наиболее точную информацию, касающуюся совершенного преступления. Но нередко исходные данные, предоставленные экспертам, основываются на показаниях подозреваемого либо результатах следственных действий только с его участием. Подобные исходные данные субъективны, обусловлены интересами подозреваемого. Часто подобные сведения носят характер предположений. А если учесть, что заключение эксперта — это ключевое доказательство виновности, то манипуляция сведениями, сообщенными подозреваемым в качестве исходных данных, противоречит принципу презумпции невиновности.

Исходные данные должны формироваться из достоверных источников, из совокупности доказательств, собранных по уголовному делу. Сведения, сообщенные подозреваемым должны быть лишь дополнением к совокупности собранных доказательств. В противном случае заключение эксперта не будет достоверным. Такое заключение эксперта не может выступать в качестве доказательств в уголовном деле.

Применяя в совокупности всю криминалистическую методику, которая используется на территории РФ, невозможно установить абсолютно точные обстоятельства дорожно-транспортных преступлений и как показывает практика, следователи очень часто допускают ошибки, что порождает затягивание всего процесса, а в худшем случае — вынесение на основании недостоверных данных приговора. [5,110]

Я считаю, что необходимо совершенствовать криминалистические методики расследования ДТП посредством использования новых технологий и заимствования зарубежных проектов, например, таких как «Безопасный город», который представляет собой информационную систему городского масштаба, помогающий точно определить и оперативно отреагировать на дорожно-транспортные преступления, а также ускорит темпы расследования.

Объектами контроля данной системы являются, как жилые секторы, подъезды, дворовые территории так муниципальные здания, школы, детские сады, объекты промышленного и энергетического комплексов, объекты транспортной инфраструктуры, проезжие части, остановки и салоны общественного транспорта, вокзалы и аэропорты, метрополитен, места массового скопления людей.

Целью данного проекта являются:

– обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;

– повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГАИ и других, координация их действий;

– пресечение антисоциального поведения и вандализма;

– возможность оперативного получения информации с объектов города и доступа к видеоархивам;

– усиление защищенности стратегически важных объектов города;

– повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.

Нередко преступники скрываются с места происшествия, данная программа также поспособствует точно определить лицо, совершившее дорожно-транспортное преступление и ускорит его поиски. «Безопасный город» уже используется во многих зарубежных странах, я считаю, что во всех субъектах РФ необходимо использовать данную программу поскольку она послужит еще одним средством борьбы с преступностью.

Рассмотренные в данной работе процессуальные и криминалистические проблемы образуют, на мой взгляд, достаточные посылки для пересмотра методики расследования, тактики совершения следственных действий, а также совершенствование криминалистической методики расследования дорожно-транспортных преступлений.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 19 мая 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.
  4. Д. П. Поташкин «Криминалистические методики» — Учебное пособие- М., «Зерцало», 1998г.
  5. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистки. М., 2011, 353 с.
  6. Бастрыкин А. И., «Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие», юридический центр Пресс — 2010, 495 стр.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: транспортное средство, движущееся транспортное средство, следственное действие, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, криминалистическая характеристика, место происшествия, преступление, происшествие, дорожно-транспортное преступление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: