Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств


Нормативная база

Законодательством установлен перечень правовых актов, на основании которых проводят оценку уязвимости транспортных средств:

  • Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утверждённые Росавиацией;
  • Приказ Минтранса России от 12.04.2010 N 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;
  • Распоряжение Федерального дорожного агентства от 15 ноября 2011 г. № 871-р об издании и применении ОДМ 218.4.007-2011 «Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства»;
  • Приказ Росжелдора от 25.10.2011 № 515 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»;
  • ОДМ 218.6.012-2013 «Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта», утверждённые Росавтодором;
  • Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утверждённые Росморречфлотом.

Все эти акты разного уровня используются специализированными организациями при оценке безопасности автомобиля и инфраструктуры.

учет ТС

ОЦЕНКА УЯЗВИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБЪЕКТОВ

Согласно пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее в тексте «Закон» под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства Согласно пункту 1 статьи 1 Закона акт незаконного вмешательства – это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств в Реестр и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (подпункты 5.7 Требований АТ и Требований ГНЭТ). Оценка уязвимости проводится в соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 (далее — Порядок проведения оценки уязвимости). Подпункт 2 статьи 5 Закона устанавливает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — юридические лица, аккредитованные Росавтодором в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Сведения о специализированных организациях включаются в Реестр аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости. Перечень транспортных средств представляется субъектом транспортной инфраструктуры в Росавтодор перед проведением оценки уязвимости транспортных средств. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются Росавтодором. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Согласно пункту 9 Порядка проведения оценки уязвимости, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Объекты инфраструктуры и ТС

Есть ряд объектов, которые считаются ключевыми для обеспечения движения транспортных средств. Все они делятся на три категории:

  • Автомобильный транспорт;
  • Железнодорожный;
  • Воздушный.

К инфраструктуре автомобильного транспорта относят:

  • Мосты;
  • Тоннели;
  • Путепроводы;
  • Автовокзалы;
  • Стоянки;
  • Развязки и съезды;
  • Депо и автопарки.

Если у перевозчика грузов не будет документа о соответствии его транспорта требованиям безопасности, то по закону он не получит разрешение на передвижение по дорогам. Именно для получения этого разрешения и нужно проходить оценку уязвимости транспортного средства и утверждать её результат в компетентном органе, который обеспечивает высокий уровень безопасности транспорта.

Объекты транспортной инфраструктуры и автомобили

К основным объектам современной транспортной инфраструктуры можно отнести следующие сооружения, связанные с обеспечением движения разным видам транспортным средств:

  • автомобили – мосты, тоннели, путепроводы, автовокзалы, съезды, депо и парки, развязки и съезды;
  • ж/д транспорт – вокзалы, станции, мосты, депо, платформы и участки пути;
  • воздушный транспорт – вертолетные площадки, аэропорты, вышки, терминалы, топливные и заправочные комплексы.

Что касается объектов транспортных средств, то они также подразделяются на категории – автомобили, воздушный, водный и железнодорожный транспорт.

К категории автомобильного транспорта можно отнести – автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовики, легковые авто, маршрутные такси, грузовые авто для перевозки опасного груза.

Согласно современному законодательству, в процессе получения разрешения на передвижение по дорогам, перевозчик грузов получит отказ, если на руках не окажется официального уведомления относительно соответствия авто требованиям безопасности.

Чтобы получить подобное разрешение, потребуется пройти профессиональную оценку уязвимости, разработать специальный план по обеспечению высокого уровня безопасности и утвердить все это в специальном компетентном органе обеспечения высокого уровня транспортной безопасности.

Ещё на InDrive.Net:

Как воспользоваться услугами такси в других странах.

Реализация подобных требования является обязательным условием для тесного сотрудничества с государственными транспортными учреждениями и компаниями.

Порядок проведения оценки

Регламент порядка оценки уязвимости автомобилей прописан в приказе Министерства Транспорта РФ №87 от 2020 года.

Эта процедура включает следующие этапы:

  • Изучение технического устройства авто и особенностей его эксплуатации;
  • Выявление слабых мест, критических для безопасности движения;
  • Обследование систем безопасности, которые уже есть в конструкции;
  • Описание принятых мер и их соответствия требованиям безопасности;
  • Изучение возможностей мошенников нарушить целостность конструкции авто.

Если оцениваются несколько идентичных авто, находящихся в собственности одного владельца, то предписания экспертного заключения распространяются на все из них.

Как проводится оценка уязвимости?

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС устанавливается в самых мелких деталях регламентирован в тексте приказа Министерства РФ № 87. В данном документе содержится подробное описание работ, которые входят в оценочный процесс.

Оценка автомобилей

Профессиональная оценка уязвимости транспортных средств включает такой порядок проведения оценки, как:

  1. Исследование транспортного средства с точки зрения технологического и технического устройства с одновременным изучением особенностей его эксплуатации.
  2. По итогам проведенных работ профессионал определит, какие элементы и детали конструкции могут являться критическими для обеспечения безопасности, то есть выявляются слабые места.
  3. Изучение и исследование систем безопасности, которые уже установлены в конструкции и играют роль защитной меры от внешних факторов.
  4. По результатам проведенных исследований составляется подробное описание принятых мер и оценивается тот факт, насколько каждый из них соответствует установленным на законодательном уровне требованиям относительно общей безопасности.
  5. Изучение методов влияния на автомобили, которыми в состоянии воспользоваться мошенники с целью нарушить целостность всей системы транспортного средства.

По результату работы создается модель нарушителя, то есть детальное описание разных вероятных способов незаконного вмешательства в работу автомобиля.

На основании полученного результата специалист формирует список рекомендаций относительно улучшения, а также оптимизации мер оптимального безопасности.

При осуществлении оценки нарушения безопасности и уязвимости группы идентичных по индивидуальным техническим и конструктивным характеристикам авто, находящихся во владении одного лица, оценка уязвимости распространяется на всю группу.

Оценка объектов транспортной инфраструктуры

Процедура оценки объектов ТИ состоит из тех же этапов, присутствуют только незначительные отличия.

В процессе обследования технических и технологических особенностей ОТИ профессионал обязательно примет во внимание особенности окружающего рельефа, гидрологические и геологические параметры, окружение объекта и иные не менее важные детали, характерные для исследуемой местности.

Ещё на InDrive.Net:

Комплектуйте автомобиль по-английски!

Во всех остальных случаях оценка уязвимости ТС и ОТИ осуществляется совершенно одинаково.

Заключение относительно проведенной оценки оформляется в двух экземплярах – один документ на бумаге, второй в электронном виде.

Оценка транспортной инфраструктуры

Такая экспертиза во многом повторяет оценку ТС. Отличия только в учёте особенностей рельефа вокруг объекта инфраструктуры, гидрологических и геологических параметров.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему

— просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (499) 398-51-30 (Москва)

+7 (812) 305-28-25 (Санкт-Петербург)

8 (800) 550-82-45 (вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Все заключения оформляются в бумажном и электронном виде.

Согласование оценки ТС

После прохождения экспертизы и получения документа с заключением экспертной организации, нужно пройти его согласование и утверждение в контролирующем органе. Для автотранспорта таким органом является Росавтодор. Срок рассмотрения и утверждения экспертного документа равен 30 дней. После этого собственник автомобиля в течении трёх месяцев должен составить и согласовать в Росавтодоре план практического внедрения изменений для повышения безопасности. Сами изменения должны быть сделаны не позднее, чем через полгода после экспертизы.

Часто сроки утверждения всех этих документов сильно затягиваются из-за большого количества заявок и нехватки сотрудников, которые их рассматривают.

Кроме того часто отказывают в утверждении некачественно оформленных документов, в которых допущены ошибки самой экспертной организацией.

Дополнительная оценка уязвимости

Есть ряд причин, по которым автомобилю нужна дополнительная оценка уязвимости:

  • Изменение его технических и конструктивных параметров уже после оценки;
  • После исправления недочётов безопасности или внесении доработок согласно предписаниям экспертной организации;
  • В случае изменения требований к безопасности автомобилей данного типа.

По закону дополнительная оценка уязвимости безопасности автомобиля утверждается в Федеральном дорожном агентстве за три месяца до её проведения.

Стоимость

Стоимость оценки зависит от расценок конкретной компании. Они, в свою очередь, формируются исходя из приказа Федеральной службы по специальным тарифам (ФСТ).

кредит под залог авто

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

— определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Оценка уязвимости ТС проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Общие положения проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, закреплены в Приказе Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Данный материал подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее — методика), рекомендованными уполномоченными органами исполнительной власти и имеет обобщенный характер.

Первый этап

проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, подразумевает под собой изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, порядка функционирования. Данный этап должен включать в себя выполнение следующих пунктов:

Общая характеристика ОТИ;

2)Описание ОТИ;

3)Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;

4)Определение конфигурации и границ зоны свободного доступа, зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов.

Для подготовки указанных разделов Результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с рекомендациями Федеральных агентств, необходимо получить исходные данные от собственника объекта. В качестве исходных данных могут быть использованы:

  • проектная документация;
  • договоры аренды земли, зданий, помещений;
  • свидетельства о регистрации прав на собственность;
  • локальные нормативно-правовые акты организации;
  • договоры на эксплуатацию и обслуживание технических систем объекта;
  • документы системы контроля и управления качеством;
  • другие документы, содержащие текстовые и графические материалы, описывающие сам объект, его назначение, производственные процессы.

Сотрудники специализированных организаций обязаны:

  • изучить:
  • геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ;
  • генеральный плана ОТИ, технический паспорт ОТИ, план территории ОТИ, состав ОТИ (зданий, сооружений и территории);
  • функциональные особенности элементов ОТИ (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а так же режимов их работы и эксплуатации;
  • документацию инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо — обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) (с опросом ответственных лиц);
  • эксплуатацию (порядка функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо — обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) с фотосъемкой отдельных участков;
  • обследовать:
  • отдельные элементы зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;
  • периметр ОТИ и ограждения периметра ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;
  • прилегающую к ОТИ территорию, пути подъезда, подхода, места стоянок и остановки автотранспорта, выявить естественные препятствия и возможные места укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных элементов;
  • ближайшие к ОТИ здания и сооружения, оказывающие влияние на уязвимость ОТИ с их фотосъемкой;
  • перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площади, площади для высадки пассажиров, остановочные пункты (при их наличии), площадку отстоя ТС, стоянку транспортных средств, в том числе и стоянки личных легковых автомобилей с их фотосъемкой;
  • технологические участки инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ с фотосъемкой отдельных элементов;
  • точки доступа к внешним коммуникациям ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;
  • технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток);
  • производственный цикл ОТИ, особенности и временные показатели производственно- технологических процессов, места скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.);
  • основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ);
  • контрольно-пропускные пункты (постов) обеспечения транспортной безопасности с их фотосъемкой (обследуется при их наличии);
  • пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности с его фотосъемкой (обследуется при их наличии);
  • определить:
  • зоны транспортной безопасности ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности с фотосъемкой отдельных участков;
  • сооружения, помещения и технологическое оборудование ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. определить критические элементы.

На основании собранных исходных данных необходимо подготовить ряд схем (в соответствии с представленным ниже списком), они должны быть обязательно включены в отчет в раздел «Приложения»:

1. Ситуационный план ОТИ, на котором должны быть нанесены:

— границы ОТИ (территория, здания и сооружения ОТИ);

— перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки, площадки для высадок пассажиров, а также остановочный пункт (при его наличии)

— ограждение периметра территории ОТИ;

— подъездные пути к ОТИ;

— примыкающие к ОТИ здания и сооружения.

— границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;

— места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;

— места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;

— места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции. 2. Поэтажная план – схема здания ОТИ, где нанесены:

— границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;

— места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;

— места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;

— места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.

3. Схема размещения инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ.

4. Схема размещения инженерно-технических систем, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ

Второй этап

проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры включает в себя изучение систем принятых на объекте транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства, таких как:

  1. Организационная система;
  2. Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;
  3. Силы охраны;
  4. Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Выполнение первых трех пунктов формализовано, результаты заносятся в таблицы, формат и содержание которых определены в методиках. Их смысл сводится к балльной оценке соответствия системы мер по защите от АНВ к данной категории объектов в четырех-бальной системе (чем выше балл, тем больше соответствие оцениваемого параметра к требуемому). При этом требуемая система мероприятий будет соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов, утвержденным приказами Минтранса.

При выполнении четвертого пункта, по результатам заполнения таблиц, можно сделать вывод о степени соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов. Методиками определен ряд формул для оценки степени соответствия существующей системы мер к требуемой (процентное отношение суммарного количества баллов по всем проверяемым параметрам при максимальной оценке к суммарному количеству баллов которыми оценивается реальное состояние).

Третий этап

работ при проведении оценки уязвимости это изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельности ОТИ с использованием «модели нарушителя».

Состав работ на данном этапе приблизительно следующий:

1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

2)Анализ угроз по степени опасности;

3) Разработка модели нарушителя;

4)Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);

5)Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Модель нарушителя — это результат аналитической обработки перечня угроз в отношении исследуемого ОТИ, именно на основании модели нарушителя можно определить необходимость пересмотра категории безопасности объекта.

Разработка модели нарушителя формализована методикой, в которой определен формат таблиц и диаграмм для представления результатов работы в отчете по оценке уязвимости. Перечень угроз определен тройным приказом Минтранса, ФСБ, МВД России.

Четвертый этап

работ определяет рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.

На этом этапе необходимо провести следующие работы: 1) Определение рекомендаций к организационной системе;
2) Определение рекомендаций к инженерно-технической системе;3) Определение рекомендаций к силам охраны.
Цель выполнения этого этапа – определить задачи для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. На основании результатов предыдущих трех этапов работы становятся видны тонкие места и бреши в системе безопасности ОТИ — несоответствия существующей системы обеспечения безопасности по отношению к требуемой в соответствии с приказами Минтранса России, утверждающими требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Штрафы

За то, что автомобиль не прошёл экспертизу, могут назначить штрафы. Их размер зависит от владельца авто и квалификации нарушения. Сегодня действует следующая система штрафов:

  • Для частных лиц – 3-5 тысяч рублей, при повторном нарушении – 5-10 тысяч, при умышленном – 20-30 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц – 20-30 тысяч рублей, при повторном нарушении – 30-50 тысяч, при умышленном – 50-100 тысяч рублей или арест на 10 суток;
  • Для ИП – 30-50 тысяч рублей, при повторном нарушении – 50-70 тысяч, при умышленном – 100-150 тысяч рублей и приостановка деятельности на три месяца;
  • Для юридических лиц – 50-100 тысяч рублей, при повторном нарушении – 100-200 тысяч, при умышленном – 200-500 тысяч рублей и приостановка деятельности вплоть до 90 дней.

В особых случаях, когда владелец автомобиля не реагирует на предписания о проведении оценки, к нему могут применить также уголовную ответственность. В этом случае, он может попасть в тюрьму на 1-4 года или получить принудительные работы на 7 лет с запретом занимать должности, на которых работал до этого. А для высоких должных лиц срок заключения может достигать 8 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: