Как происходит разбор ДТП в ГИБДД?

Что является дорожно-транспортным происшествием по правилам дорожного движения?

Дорожно-транспортное происшествие

В законодательстве России понятие ДТП содержится во многих нормативно-правовых актах, связанных с дорожной обстановкой. Толкований термина достаточно много. Возьмём за основу следующее понимание, представленное в законе. В нём определено, что дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, которое происходит при движении и с участием средств передвижения.

В результате этого случается:

  • повреждение транспорта;
  • строения;
  • груза;
  • причинён определённый материальный урон;
  • травмы получают участники;
  • либо гибнут люди, оказавшиеся в этой обстановке (ФЗ РФ No 196 «О безопасности дорожного движения»).

Кроме того, существует такой вид дорожного происшествия как бесконтактное ДТП, подробнее о котором вы можете узнать из статьи нашего юриста.

Схема

Задокументировать необходимо любое дорожно-транспортное происшествие. Одним из документов является карта-схема. Иными словами, это графическое изображение места ДТП.

В документе должны быть отображены:

  • план местности;
  • дорожная обстановка;
  • транспортное положение;
  • следы и материальные предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Вся эта информация отображается на специальном бланке, где сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать подробности.

При оформлении схемы привлекаются другие участники. Обязательно также присутствие понятых.

дтп определение классификация причины

Причины возникновения ДТП

Водитель, пассажир или пешеход становятся виновниками в произошедшей ситуации, если нарушили требований ПДД или совершили действия, которые создали аварию. Такая вина является как умышленной, так и причинённой по неосторожности.

Самые часто выявляемые причины:

  1. Нарушение требований ПДД, игнорирование знаков и разметки.
  2. Превышение установленной и рекомендованной скорости движения.
  3. Управление ТС в опьянении (алкогольном либо наркотическом), либо изменение физического состояния (сонливость, приступ, испуг).
  4. Невнимательность, отвлечение от движения на разговор по телефону, на переписку в телефоне, на настройку навигатора, радио, приём пищи, оживлённый разговор с пассажирами.
  5. Несоблюдение дистанции, ошибка в выборе верной дистанции обычно происходит в межсезонье, когда водители не готовы психологически к изменению погоды (гололёд, снег).
  6. Неисправность транспорта.

Превышение установленной скорости является частой причиной возникновения аварий. Если вы хотите подробнее изучить вопрос о знаке ограничения скорости, то мы рекомендуем вам прочитать статью нашего специалиста.

Исследуя статистику и выявляя основные факторы, способствующие созданию аварийной обстановки, можно первым и весомым фактором обобщённо назвать – человеческий. Элементарное неуважение к себе и другим участникам на дороге, избыточная самоуверенность, чувство безнаказанности зачастую приводит к трагическим последствиям.

Ответственность за ДТП

За нарушение правил дорожного движения и возникновение ДТП не существует отдельной нормы, которая бы предусматривала наказание. Поэтому каждая ситуация рассматривается отдельно, определяется конкретное правонарушение, наступившие последствия и на основании чего водитель может быть привлечен к определенной ответственности.

К видам государственной ответственности следует относить: уголовную и административную ответственность. Ключевым параметром, по которому происходит разграничение являются наступившие последствия. За ДТП, в котором здоровью людей был причинен легкий, либо средний вред здоровью наступает административная ответственность. При этом вред здоровью может причиняться вообще.

ВАЖНО !!! Уголовная ответственность наступает в случае, когда был причинен тяжкий вред здоровью, либо ДТП закончилось летальным исходом. При этом в действиях водителя необходимо установить вину. Кроме этого привлечь к УО можно за езду в состоянии алкогольного опьянения. В текущем году планируется ужесточение ответственности за пьяную езду, в том числе путем увеличения максимального размера наказания.

Независимо от уголовной и административной ответственности наступает гражданская, которая направлена на компенсацию причиненного вреда. Она не несет в себе цели наказания, либо кары со стороны государства. Гражданская ответственность может возникнуть как вместе, так и отдельно от уголовной/административной ответственности. Например, когда пострадавший требует компенсировать расходы на ремонт автомобиля.

Участники аварии

Авария

В законодательстве напрямую не толкуется определение участника ДТП. Считаю, что под участником следует понимать любого гражданина, который своим действием или бездействием совершил содействие в дорожно-транспортном столкновении. В такой ситуации пострадавших животных в большинстве случаев относят к категории препятствий. В категории «участники» выделяют водителя, пассажира (часто в общественном транспорте страдают от аварий), пешехода.

Также участников аварии принято подразделять на виновных и потерпевших, уже в их числе выделяют раненых и погибших.

Понятия: ДТП, схема ДТП, участники и проч.

Начнем с базовых понятий. Что такое ДТП? В российском законодательстве, в законах, указах, содержится определение ДТП. Формулировок много, но в целом смысл одинаков.

ДТП определяется как событие, которое произошло на дороге во время движения транспортного средства (ТС), с его участием, когда при стечении определенных обстоятельств получают повреждения транспортные средства, здания и сооружения, грузы, либо другие материальные ценности, а также при котором погибают или получают ранения люди. Напоминаем , что мелкие ДТП могут решатся без сотрудников ГИБДД.

Также можете ознакомиться с бланком извещения о ДТП.

https://youtu.be/GcINvVrHTgs

Виды ДТП

В российском законодательстве есть детальная классификация ДТП. Она содержится в «Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ».

Выделяют следующие виды ДТП:

  1. Столкновение — когда между собой сталкиваются два и более транспортных средства, когда оба на ходу, либо когда один из участников ДТП внезапно остановился. Сюда же попадает и внезапная «встреча» транспортного средства с железнодорожным составом на ходу.
  2. Опрокидывание.
  3. Наезд на стоящее транспортное средство — к этой же категории относят и столкновение с полуприцепом и прицепом.
  4. Наезд на препятствие — под эту категорию подпадают столкновения со зданиями, сооружениями, деревьями и т.д.
  5. Наезд на пешехода — сюда относят и наезд транспортного средства, и эпизоды, когда пешеход сам натыкается на транспортное средство, которое движется по проезжей части. Помимо этого, к этой категории принадлежат происшествия, когда пешеход получает травмы или гибнет от перевозимого груза.
  6. Наезд на велосипедиста.
  7. Наезд на гужевой транспорт.
  8. Падение пассажира — здесь имеется в виду во время движения транспортного средства.
  9. Иной вид ДТП — сюда закон относит те происшествия, которые нельзя квалифицировать по предыдущим пунктам. Сюда обычно относят падения груза на человека, наезд на лиц, которые не были участниками дорожного движения и т.д.

Участники ДТП

Обратимся теперь к понятию «участника ДТП». Автоэксперты отмечают, что в российском законодательстве отсутствует определение участника ДТП. И все же, это определение интуитивно понятно. Сформулировать его можно примерно так: участник ДТП — это лицо, которое благодаря своим действиям или же бездействию приняло участие в происшествии, подпадающее под определение ДТП.

Законодательство, кроме водителей ТС, относит к таковым велосипедистов и пешеходов, а также животных (обычно их классифицируют как препятствия).

ДТП совершается в результате чьих-то виновных действий, то есть участников ДТП можно классифицировать на «виновников» и «потерпевших». Если с определением «виновника» в целом все ясно, то для «потерпевших» существуют некоторые нюансы.

Потерпевшим считается лицо, пострадавшее в результате ДТП. А к ним относят не только тех, кто пострадал при столкновении или наезде, но и пассажиров транспортного средства, которым управлял виновник. Также выделяют категории «раненого» и «погибшего». Погибшим, согласно последним поправкам, считается потерпевший, который умер в больнице в течение 30 дней от травм, полученных во время аварии.

Схема ДТП

Одним из таких документов является карта-схема ДТП.

Это довольно простое понятие в дорожно-транспортном происшествии.

Говоря простым языком, схема ДТП — это графическое изображение места ДТП. Документированию подлежит:

  • план местности места ДТП;
  • дорожная обстановка;
  • положение транспорта;
  • различные предметы и следы, которые имеют отношение к ДТП.

Для схемы существует специальный бланк, где сотрудник ГИБДД или другое уполномоченное должностное лицо фиксирует вышеуказанные подробности происшествия.

В процессе оформления схемы, должностное лицо привлекает непосредственных участников аварии. Схема составляется, в том числе, и с их слов. При этом обязательно присутствие понятых.

Участникам аварии, особенно потерпевшим, следует обратить внимание на следующие детали:

  1. Наличие подписи должностного лица.
  2. Четкость и объективность составленной схемы.
  3. Подписи понятых.

Если участники аварии не согласны с составленной схемой, то им следует об этом указать в пояснении и поставить свою подпись. Это даст возможность оспорить схему в дальнейшем. Следует также сфотографировать схему. Далее при расследовании и установлении причины ДТП можно воспользоваться защитой при автомобильных авариях у квалифицированных специалистов, они вам помогут найти правильное решение, потерпевшую и пострадавшую сторону, а также доказать вину по факту автоаварии.

Документы при ДТП

  1. Протокол осмотра места происшествия административного правонарушения. Является одним из самых важных первичных документов. В вводной части фиксируются данные о факторах ДТП, месте и времени аварии, погодных условиях и состоянии дороги, о водителях и ТС-участниках, а также данные очевидцев, понятых и технике, с помощью которой производятся замеры, фотосъемка с камер и т.д. В описательной части сотрудник ГИБДД указывает данные:
  2. a) о состоянии проезжей части (профиль дороги, разметка, знаки и т.п.); б) о координатах аварии, расположении ТС, следах происшествия; в) о повреждениях ТС;

    В заключительной части протокола вносят данные о квалификации действий виновника(-ов). Участникам не выдаются:

    1.1 Схема возникновения ДТП

    1.2 Описание повреждений транспортных средств.

    1.3 Объяснения участников и очевидцев.

    В случаях, когда ДТП привело к тяжелым последствиям, кроме выше указанных документов, сотрудники ГИБДД оформляют:

  3. Протокол осмотра и проверки ТС;
  4. Акт мед. освидетельствования участников аварии.
  5. Справка о ДТП. Выдается участникам аварии. В ней фиксируется практически все данные протокола. С этой справкой участники обращаются в страховые компании для получения компенсации.

Виновник аварии оформляет расписку о получении копии протокола об административном правонарушении.

Классификация ДТП

Существует несколько систем подразделения дорожных происшествий по категориям. Классификация ДТП важна и для самих сторон, поскольку от этого может зависеть степень ответственности.

ДТП виды:

1. Столкновение:

  • лобовое столкновение (очень опасное и практически всегда с травмами, случается из-за выезда одного из водителей на встречную полосу движения);
  • заднее столкновение (несоблюдение дистанции, резкое торможение впереди идущего автомобиля). Число участвующих бывает довольно часто больше двух. Такую аварию зачастую называют «паровозиком»;
  • боковое столкновение (происходит из-за пренебрежения требованиями ПДД и не предоставления преимуществ при движении);
  • касательное столкновение (возникает из-за невнимательности одного из водителей).

2. Опрокидывание происходит:

  • на высокой скорости, на повороте, на дороге под уклон;
  • при смене погодных условий и скользкой дороге;
  • при боковом заносе;
  • из-за неправильного расположения или закрепление груза (перевешивание, смещение);
  • при проколе колеса.

3. Наезд:

  • на стоящий транспорт (при выезде из двора, с парковки, на светофоре, при перестроении в полосе). Это возникает из-за невнимательности, нарушения правил, из-за парковки в запрещённом месте, а также в силу неполного обзора;
  • на препятствие (бордюр, дерево, столб, здание). Обычно один участник. Зачастую приравнивается по силе последствий к лобовому столкновению;
  • на пешехода. Случается из-за нарушений ПДД водителем автомобиля или пешеходом, неисправности автомобиля или изменившихся погодных условий (туман, гололёд);
  • на велосипедиста. Велосипедист при таком столкновении может получить серьёзные повреждения или погибнуть;
  • на гужевой транспорт. Это любое тягловое животное (лошадь, вол, осёл). Чаще всего совершается рядом с сельской местностью;
  • на животное. Чаще всего, сбив собаку, кошку, лису или зайца – водитель продолжает движение и не смотрит, что произошло. В случае, когда пострадало домашнее животное, которое по Гражданскому законодательству является чьим-либо имуществом (ст. 137 ГК РФ), то водителю придётся отвечать за причинённый убыток хозяину этого животного. При гибели дикого животного, чаще всего лося, косули возмещается ущерб государству (ст. 4 ФЗ «О животном мире»). Учёт крупных животных ведётся постоянно и их гибель также отслеживается.

4. Падение пассажира. Человек вылетает из транспорта, падает в салоне. Это может произойти из-за перепада скорости или смены траектории движения. Причиной становится не пристёгнутый ремень безопасности, нарушение правил перевозки.

5. Прочие виды ДТП (наезд на человека, не являющегося участником движения (автомобиль влетел в здание; падение груза; съезд с дороги)).

Типы аварий

По правилам учета ДТП отмечается несколько категорий происшествий на дорожной полосе:

  • Столкновение. Бывает столкновение двух передвигающихся автомобилей или одного ТС с други м, которые резко нажал на тормоз. Также это бывает столкновение ТС с движущимся поездом.
  • Опрокидывание. Разговор идет об опрокидывании по каким-то причинам движущихся авто.
  • Наезд на автотранспорт, что был в статичном положении. К примеру, если произошел наезд на авто, что стоит припаркованным у обочины.
  • Падение пассажира при передвижении. Это выпадение гражданина из автотранспорта на проезжую территорию или непосредственно в салоне.
  • Наезд на какой-то недвижимый объект: знак, забор, дерево, дом и др.
  • Наезд на пешехода. Здесь приписывают и ситуации, когда гражданин потерпел от грузов, что перевозит авто. К примеру, если человек пострадал от вылетевшего бревна из грузовика.
  • Наезд на гужевой автотранспорт или животное. Это относят тех животных, что распложены в упряжке или повозке, что они двигают.
  • Наезд на велосипедиста. Автотранспорт наехал на гражданина, который рулевал велосипедом, то есть тоже ехал.
  • Иной тип аварии. Это разнообразные происшествия, которые невозможно причислить к вышеперечисленным вариантам. К примеру, если произошел наезд на колесо, что отлетело от иной машины и т.д.

Помимо этого, существуют еще и такие виды ДТП на автомобилях:

  1. Бесконтактное. Случай, если автомобилист стал виноватым, но сам не столкнулся. К примеру, если авто поехало на встречную полоску, что привело к перемене линии перемещения и дальнейшему столкновению иных ТС.
  2. Учетные аварии. Чтобы понять, что такое учетное ДТП, нужно знать – это аварии, в которых получили урон люди. Если в аварии потерпевших нет, то они в учет не вписываются.
  3. Скрытые ДТП. Не все знают и понимают, что такое скрытое ДТП. Это происшествия, при каких виноватый в аварии скрылся без объективных оснований, чтобы уйти от ответственности.

Таким образом, ясно, что имеет достаточно подробная классификация дтп, и типы анализа происшествий тоже используются разнообразные. Например, применяется ситуационная, статическая и вероятная методики. Еще к делу приписываются юридические и технологические оценки экспертов. В учет берутся абсолютно все социальные, культурные нюансы, абсолютные и удельные параметры.

В общем, разговор идет про анализ единичных происшествий, который необходим для установления типажа отдельно взятой ситуации и оснований ее появления. Еще про анализ аварий как масштабного проявления. Он разрешает установить основные виды ДТП и их причины. Полученную информацию потом используют для проработки правильных мер борьбы в отдельном регионе и государстве в целом.

Оформление ДТП

Внимание

В российском законодательстве зафиксирована потребность оформления аварий с целью компенсации полученных затрат и наказания организатора происшествия.

Фиксация и документирование события происходит: без вызова представителей автоинспекции; с участием аварийного комиссара, с выездом автопатруля ГИБДД.

Вызов сотрудников ГИБДД

Участие автоинспекции необходимо:

  • если сумма полученных повреждений превышает 100000 рублей;
  • по договору одной стороны для применения КАСКО требуется регистрация происшествия сотрудником полиции;
  • если одна из сторон сомневается в существовании и достоверности всех документов у второй стороны;
  • если у одной из сторон аварии отсутствует полис ОСАГО.

На месте произошедшего столкновения обязательно составляется протокол, заполняются объяснительные записки участников и свидетелей. Составляется справка о произошедшем случае.

Аварийный комиссар

Оформление ДТП аваркомом

Аварийный комиссар может быть представителем страховой организации, фирмы, оказывающей услуги автомобилистам или работать как частное лицо. Такой сотрудник после аварии может оказать помощь как юрист и психолог, а при необходимости и доврачебную.

Специалист, прибыв на место аварии, выполняет следующий процесс:

  • осматривает место происшествия;
  • вызывает скорую помощь, эвакуатор, если потребуется;
  • предварительно даёт оценку ущерба;
  • помогает в оформлении документов;
  • ищет свидетелей, разговаривает с ними;
  • изучает наличие наружных камер, на которых можно увидеть момент столкновения;
  • фиксирует нюансы;
  • оказывает моральную и психологическую поддержку;
  • разъясняет порядок обращения в страховую фирму.

В итоге проделанных действий аваркомом заполняется аварийный сертификат. Заполненные документы передаются в ГИБДД или прибывшему сотруднику.

Вызов такого специалиста может быть оплачен водителями по договорённости, либо пригласившим водителем. При расширенном полисе ОСАГО работу комиссара оплачивает страховая организация.

Аварийный комиссар помогает правильно зафиксировать обстоятельства, проводит разные виды требуемой помощи, защищает от лишних волнений и дополнительных хлопот, выполнив требуемые действия профессионально.

Самостоятельное оформление ДТП

Подробные рекомендации юриста о самостоятельном оформлении ДТП вы можете получить на нашем сайте.

Аварию можно оформить самостоятельно. Для этого необходимо убедиться в том, что:

  • пострадал только транспорт, нет пострадавших среди водителей и пассажиров;
  • гражданская ответственность каждого участника застрахована по полису ОСАГО;
  • участники – только два транспорта, нет более участников и пострадавших;
  • обстоятельства, при которых произошло столкновение, и повреждения имущества согласованы водителями, и по этому моменту нет разногласий, всё зафиксировано в извещении о ДТП;
  • между сторонами есть ряд расхождений, но авария записана с помощью спецсредств на основе сигнала Глонасс, либо с помощью других программ и переданы в обобщённую систему АИС для получения компенсации по страховке, не превышающей 100 000 рублей.

Стороны имеют возможность не оформлять документы о ДТП, в случае, когда повреждения получил только их транспорт или только их имуществу нанесён вред, и у каждого из них нет потребности в оформленных свидетельствах (п. 2.6.1 ПДД РФ).

Оформляя ДТП без полицейских, рекомендовано соблюдать следующий порядок действий:

  1. Произвести осмотр транспорта и выявить полученные дефекты. Совместно оглядеть место, выявить обстоятельства, почему так произошло, степень вреда, величину приобретённых неисправностей. В ненаселённой местности в тёмное время необходимо надевать одежду со световозвращающими элементами (п. 2.3.4. ПДД РФ).

Авария

Выявить претензии и разногласия, примерную сумму ущерба.

  1. Зафиксировать обстоятельства:
  • сфотографировать или произвести видеосъёмку не позднее 1 часа после происшествия;
  • регистрационных знаков; при их нехватке – VIN номера;
  • места неисправностей, вмятин;
  • обозначить положение за счёт зданий, сооружений, привязанность к местности, с помощью предметов, которые нельзя переместить;
  • при имеющихся свидетелях – их госзнаки ТС.
  1. Убрать транспорт с дороги. Перед этим провести полную фиксацию произошедшего. Освободить проезд требуют правила движения (п.2.6.1 ПДД), иначе участника ДТП ожидает штраф, равный 1000 рублей (ч.1 ст. 12.27 КоАП РФ).
  2. Проверить документы. Наличие полиса ОСАГО, его номер, действительность, местонахождение страховой компании. Действительность полиса можно проверить через Российский союз автостраховщиков в Интернете. Проверку страховки, приобретённой с начала 2020 года, можно осуществить по QR-коду, который находится в бланке. Если виновны вы, то такая сверка понадобится для подтверждения правильности фиксации аварии без участия полицейских. В любом случае просмотрите все права, страховой полис и документы на транспортное средство.
  1. Оформить документы в страховую организацию. Совместно зафиксировать данные в извещении о дорожной аварии. Такой документ выдаётся при приобретении страховки. Необходимо уделить внимание неисправностям, поломкам и заполнению схемы. Если в транспорте сломалось имущество (разбился ноутбук, телефон, сломалось кресло) необходимо это всё прописать и указать в извещении. Указывается что происшествие оформлено без участия сотрудников инспекции, о том, что разногласия отсутствуют либо прописать, какие есть, проверить записанное.

Копия отдаётся стороне, по чьей вине произошла авария, потерпевшая сторона берёт подлинный экземпляр.

  1. Документы представляются страховщику.

В 5-дневный срок в страховую организацию, в которой приобретён ваш полис, необходимо принести следующее:

  • документ о ДТП, подписанный двумя сторонами;
  • заявление о возмещении полученного ущерба;
  • файлы записи происшествия;
  • заявление, в котором указано, что имеющаяся фото и видеосъёмка не корректировалась.

Если вы не уверены в сумме ущерба (на ваш взгляд она более 100000 рублей), виновник не согласен со своей виной, или документы второго участника вызывают у вас сомнения, то смело вызывайте сотрудников ГИБДД и проводите оформление ДТП по общим требованиям.

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
      причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
  5. автомобиль (любой) должен быть повреждён,
  6. причинён вред здоровью людей,
  7. произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы «при котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Что есть ДТП?

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить «аварийку»,
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та «передряга», в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Результат дорожно-транспортного происшествия

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2020 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2020 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что… другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До измененияПосле изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения .Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Кто является участником ДТП?

Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

  • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
  • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу «выскакивает» обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: