Плюсы и минусы натурального возмещения по ОСАГО

28 марта 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Закон № 49-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Этот документ полностью прошел процедуру рассмотрения и утверждения. Еще в апреле 2020 года президент поручил правительству и Центральному банку страны разработать предложения, направленные на совершенствование системы ОСАГО. Необходимость проведения подобного реформирования назрела достаточно давно, и нужны были способы перехода на натуральную форму возмещения, при которой ремонт автомобиля станет более выгодным возмещением, чем существующая сейчас денежная выплата. К концу минувшего года Министерство финансов и Банк России согласовали новые условия возмещения по ОСАГО. В конце декабря 2016 года документ был согласован в Правительстве Российской Федерации. Далее 17 марта 2020 года закон был принят Государственной Думой, а 22 марта утвержден Советом Федерации. Новым законом вводится натуральное возмещение по ОСАГО обязательного страхования автогражданской ответственности.

Причины введения натурального возмещения по ОСАГО

Прежде всего, в некоторых субъектах Федерации, например, в Краснодарском крае, Волгоградской и Ивановской областях, сложилось такая ситуация, что почти невозможно купить полисы в бумажном варианте. Дело в том, что очень высокая убыточность компаний, которые занимаются автострахованием, сложилась в трети регионов России. Целые группы автоюристов почти профессионально занимаются отъемом денег у страховщиков через суды. Необходимость платить этим лицам существенные суммы заставляет некоторые страховые компании уходить с рынка, а оформление полисов стало огромной проблемой для автомобилистов.

Ссылки по теме: Действующие правила перевозки детей в автомобиле в 2020 году

Вторая причина в том, что денег, которые автомобилисты получают по страховке, очень часто недостаточно для полноценного ремонта автомобиля. Так получается потому, что страховые выплаты рассчитываются в соответствии с износом деталей. И если автомобиль, попавший в дорожно-транспортное происшествие, выпущен более пяти лет назад, то его владельцу вряд ли удастся сделать по страховке качественный ремонт.

Чтобы решить эти проблемы, депутаты Государственной Думы внесли предложение об установлении при наступлении страхового случая приоритета ремонта транспортных средств над денежными выплатами. Законопроект о натуральном возмещении по ОСАГО внесли депутаты от партии “Справедливая Россия”.

Что это такое?

Изменение условий получения страховых выплат заключается в том, что пострадавшей стороне в результате ДТП вместо денежной компенсации теперь полагается натуральное возмещения, суть которого состоит в осуществлении ремонта поврежденного транспортного средства. Инициаторами законопроекта выступили страховые компании в целях минимизации убытков, которые они терпят в последнее время по вине недобросовестных юристов и мошенников, наживающихся на автоподставах.

Теперь заявитель не получает деньги на руки, чтобы самостоятельно сделать ремонт автомобиля. Клиента отправляют в одну из мастерских, специалисты которой восстанавливают транспортное средство строго в соответствии с суммой страхового возмещения. Таким образом удается избежать дополнительных расходов, связанных с оплатой услуг юриста и/или проведением независимой экспертизы.

Пострадавшие, в свою очередь, получают оплаченный страховщиком ремонт, который не должен длится более 30 дней.

Экспертиза и оценка состояния ТС проводятся без применения поправочных коэффициентов на износ автомобиля. Клиент наделяется правом самостоятельного выбора СТО.

Перечень мастерских, выполняющих ремонт по ОСАГО, должен содержать сервисы, которые имеют лицензию на проведение работ с находящимися на гарантии автомобилями.

Когда рассмотрят проект?

Ранее был подготовлен законопроект об изменении ст. 12 ФЗ № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Главное нововведение — замена денежных выплат натуральным возмещением ущерба, причиненного транспортному средству в результате ДТП.

Изменения должны были вступить в силу еще в начале 2020 года, но законодатели не пришли к общему мнению, и проект был направлен на доработку.

В более быстром принятии документа был заинтересован Центробанк, поэтому, новая версия нормативного акта стала действовать уже 2018 году.

Какие изменения ожидают автовладельцев?

Соответственно внесенным в закон поправкам основной формой возмещения ущерба станет ремонт разбитого в аварии автомобиля за счет страховщика. Денежные средства можно будет получить только в нескольких случаях:

  • если машина полностью уничтожена в результате аварии;
  • погиб пострадавший в аварии автовладелец;
  • если здоровью причинен тяжкий и средней тяжести вред;
  • если стоимость ремонта (не более 400 тысяч рублей) превышает размер суммы возмещения при ОСАГО.

Также автомобилист может потребовать выплатить ему денежные средства, если на этот счет есть договоренность со страховщиком, или если страховая компания не предложит емуавтосервис для ремонта машины, соответствующий требованиям закона. Кроме того, деньги на ремонт могут быть выданы автомобилистам-инвалидам.

Следует отметить, что натуральное возмещение по ОСАГО будет относиться исключительно к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам. Потерпевшие в дорожно-транспортном происшествии выбирают авторемонтные сервисы из предоставленного страховой компанией списка, а она должна в течение 20 календарных дней выдать соответствующее направление на ремонт.

Ссылки по теме: Как самостоятельно проверить автомобиль при покупке с рук?

Одной из важнейших внесенных поправок является запрет на использование при ремонте бывшие в употреблении запчасти. Узлы автомобиля, пострадавшие во время аварии, при проведении ремонта должны быть заменены новыми. По закону износ стоявших на автомобиле деталей не учитывается. В рассматриваемом законе зафиксирован максимальный срок проведения восстановительного ремонта автомобиля – 30 дней. За каждый просроченный день страховая компания обязана выплачивать потерпевшему автовладельцу неустойку в размере 0,5% от суммы установленного страхового возмещения.

Если страховая компания неоднократно нарушила свои обязательства по ремонту транспортных средств, она может быть лишена возможности возмещения вреда в натуральной форме на один год. В соответствии с документом минимальный гарантийный срок ремонта определен в 6 месяцев, а на работы, которые связаны с кузовными неисправностями и покраской автомобиля, — 12 месяцев.

Во время заключения договора ОСАГО автомобилист имеет право указать преимущественную для него станцию техобслуживания. Регламентируется также расстояние до станции техобслуживания, на которой будет проводиться ремонт автомобиля. Оно не должно превышать 50 километров от места жительства пострадавшего или от места дорожно-транспортного происшествия. В противном случае страховая компания должна оплатить транспортировку автомашины к месту ремонта. Если после аварии отремонтировать автомобиль на выбранной станции техобслуживания не представляется возможным, то пострадавший вправе потребовать возместить причиненный вред в денежной форме.

Важным моментом принятого законопроекта является норма о распространении прямого возмещения причиненных убытков на все дорожно-транспортные происшествия. Напоминаем, что сейчас потерпевший автомобилист напрямую обращается в свою страховую компанию только в том случае, если в ДТП участвуют две и более автомашины.

Ссылки по теме: С 10 ноября 2020 года усилена ответственность для водителя, если он не пропустил пешехода

Плюсы возмещения ущерба без денег

Закон должен защищать права страховщиков, потому что мошенников, взимающих миллионы рублей при незначительных повреждениях транспортного средства, по-другому не остановить. Но и для владельцев автомобилей есть некоторые положительные моменты:

  • ремонт транспортного средства должен проводиться только с использованием новых запчастей и деталей;
  • продолжительность восстановления автомобиля к рабочему состоянию составляет только 30 дней, задержка оплачивается страховой компанией;
  • ремонт ходовой части автомобиля в автосервисе выполняется с гарантией на 6 месяцев;
  • если проводились лакокрасочные или любые другие кузовные работы, то на них распространяется гарантия в 12 месяцев.

Ещё на AutoLex.Net:

ОСАГО при смене собственника ТС: возможные варианты

натуральное возмещение по ОСАГО

Отдельно рассматривается вопрос о задержке ремонта пострадавшего транспортного средства. Если станция техобслуживания не уложилась в срок 1 месяц, то страховая компания должна будет выплатить потерпевшему 0,5% от суммы страхового возмещения за каждые сутки просрочки. Например, если определена стоимость ремонта в 200 тысяч рублей, но его выполнили за 40 дней, то дополнительно потерпевший получит на руки 10 тысяч рублей.

Закон также защитил автовладельцев от недобросовестных работников СТО (станция технического обслуживания). В случае выявления недочетов в ремонте или получения неудовлетворительного результата всегда можно обратиться с претензией в страховую компанию, но только в гарантийный срок. При подтверждении и признании претензий страховая за свой счет осуществляет повторный ремонт.

Смотрите в этом видео о преимуществах и недостатках натурального возмещения вреда по ОСАГО:

Значение закона и начало его действия

Принятый закон о натуральном возмещении по ОСАГО должен сыграть важнейшую роль в деле наведения порядка на рынке автострахования. Однако только этого закона, конечно же, недостаточно. Страховые компании должны более активно прибегать к досудебному урегулированию убытков, шире пропагандировать услуги по покупке электронных полисов ОСАГО. В то же время правоохранительные органы должны наконец-то разобраться с мошенниками автоюристами, которые пользуются существующей системой для личного обогащения.

Важно знать, что положения рассматриваемого закона могут быть применены к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев легковых автомобилей, которые будут заключены после вступления его в силу. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 нового закона по ОСАГО это произойдет через 30 дней после официального опубликования, а значит – 28 апреля 2020 года.

Натуральная форма возмещения: можно ли отказаться

Просто взять и предъявить требование к страховой компании о денежной выплате в качестве возмещения ущерба можно только в одном случае. Речь идет о моменте подачи заявления страховщикам о произошедшем, в котором следует указать желание получить денежную компенсацию, а не направление на ремонт. Такая возможность предоставляется подпунктом «ж» части 16.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО»:

Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Страховые компании редко соглашаются на выплаты, но случаи были, и попытаться можно.

Второй вариант отказа от ремонта пострадавшего транспортного средства – требование работников СТО о доплате за работу, которое аргументируется тем, что страховая компания не перечислила нужную сумму. Обычно в таком случае станция техобслуживание отказывает в ремонте и вымогает деньги у клиента, но это прямое нарушение закона.

Ещё на AutoLex.Net:

Особенности учета износа по ОСАГО

Если в письменном виде отказаться от доплаты и донести эти данные до страховщика, то в качестве решения сложившейся ситуации потерпевшему будет предложена денежная компенсация.

Новый закон по ОСАГО имеет много подводных камней. Он не направлен на облегчение решения проблем владельцев автомобилей, но и для них несет некоторые положительные моменты. При грамотном толковании всех поправок можно найти законные способы проведения качественного ремонта или получения денежных выплат, несмотря на расставленные приоритеты.

Что выбрать по ОСАГО – натуральный ремонт или деньги, что учитывать при выборе

Исходя из вышеизложенного, свободного выбора у автовладельцев со страховым полисом, полученным позднее законодательных сроков, практически не остается. Но, если ситуация входит в ряд исключительных случаев, то поспорить со страховой и получить положенную компенсацию возможно.

Владельцам полисов, приобретенных до 28 апреля 2020 года, следует помнить, что натуральный ремонт, который страховая компания все равно будет им предлагать, будет происходить вне их непосредственного контроля. И, хотя власть обязывает СТО использовать только новые детали для проведения ремонтных работ, качество восстановленного автомобиля все равно может не соответствовать пожеланиям собственника.

Как взыскать УТС автомобиля по КАСКО, ОСАГО или с виновника ДТП – пошаговая инструкция

На все внутренние замененные детали устанавливаются следующие гарантии:

  1. Полгода – на замененные детали.
  2. Год – на произведенные лакокрасочные работы.

Используя гарантийные обязательства СТО, собственники автомашин могут предъявить им претензии в случае выявленных недостатков в возвращенном автомобиле.

Ремонт машин автолюбителей, приобретших полис в любой период времени, производится без учета износа машины. Износ машины учитывается только исключительно при фактической выплате ущерба деньгами и в отношении лиц, приобретших ОСАГО после 28 апреля 2020 года.

Если у вас есть выбор между денежной компенсацией или ремонтом за счет фирмы страхователя, выбирайте деньги. На полученные средства вы сможете сами приобрести новые детали.

Кроме того, при расчете суммы выплаты будут учитывать износ авто, что немаловажно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: