Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении дейст


Основное содержание 40-ФЗ

Основное содержание 40-ФЗ, закон об ОСАГО

Содержание Федерального закона № 40-ФЗ, утвержденного в апреле 2002 года, об обязательном страховании гражданской ответственности, включает главы, посвященные следующим вопросам:

  • начальная – включает общие вопросы о трактовке понятий, используемых в законопроекте, перечисляет законодательные акты, регламентирующие данную область страхования и формулирует его принципы;
  • об условиях и порядке указанной сферы страхования – формулируется обязательность данного страхования для водителей автотранспортных средств, правила, действующие при взаимодействии субъектов, вопросы о назначении сумм и тарифов по страховкам, особенности процедуры заключения договоров и оформления страховых случаев и прочие важные моменты;
  • о порядке осуществления компенсационных выплат – при каких условиях возникает право на подобные отчисления, возможности взыскания данных сумм;
  • о страховщиках – указываются требования, предъявляемые ФЗ к компаниям, занятым данным родом деятельности;
  • о профессиональном объединении страховщиков – включает указание функций и требований к данной организации, порядок отчисления взносов, обязанности в отношении страховых выплат и прочие вопросы, регламентирующие деятельность этой структуры;
  • заключительная – в этом разделе ФЗ речь идет об информационном взаимодействии, согласованности норматива с международным законодательством, порядок осуществления контрольных функций за исполнением закона, ввод ФЗ в действие.

Указанный закон об обязательном страховании владельцев транспортных средств содержит отдельные спорные моменты, относительно которых необходимо руководствоваться комментариями Верховного Суда РФ.

В определении № 1838-О, вынесенном в июле 2020 года, указывается на возможность взыскания пострадавшим со стороны виновника ДТП компенсации ущерба, выходящего за рамки условий автогражданки.

Статья по теме: Страховка ОСАГО, срок её действия и период использования

Но указанная возможность не освобождает страховую компанию от принятых на себя обязательств и необходимости осуществления компенсационных выплат с максимальным покрытием понесенных убытков.

ВС признает потерпевшего как наименее защищенную сторону, больше других нуждающуюся в законодательной поддержке государства. Также дополнительно указывается на приоритет проведения восстановительного ремонта в рамках условий страхования, согласно ФЗ, перед компенсационными выплатами.

В мае 2020 года был принят новый закон № 161-ФЗ, вносящий коррективы в некоторые положения основного норматива. Установлено, что регулирование применяемых страховщиками базовых ставок в пределах коридора, утвержденного постановлением ВС РФ, должно осуществляться с учетом факторов, влияющих на вероятность возникновения страховых случаев, согласно ФЗ:

  • управление авто в нетрезвом виде;
  • нахождение за рулем водителя, лишенного доступа к управлению автомобилем;
  • неоднократные грубейшие нарушения ПДД.

Эти изменения, внесенные в закон об ОСАГО, могут стать причиной увеличения стоимости полиса автогражданки. Перерасчет, согласно ФЗ, производится с применением коэффициентов, влияющих на окончательную сумму договора.

О новых правилах в законе об автостраховании ОСАГО можно узнать здесь.

Также дополнения к действующей редакции ФЗ предусматривают следующее:

  • вменение в обязанность СК общедоступного размещения сведений об условиях, которые могут привести к подорожанию договора;
  • обязательное уведомление страховых компаний владельцами ТС о дате, месте и времени проведения экспертных обследований, организуемых клиентами, с целью предупреждения злоупотреблений с их стороны;
  • возможность приобретения полисов ОСАГО без прохождения техосмотра до 30.10.2020г., с предоставлением диагностической карты на день позже указанного предельного срока.

Еще ранее, в апреле 2020 года внесены поправки в ФЗ об ОСАГО относительно коэффициента КБМ, указывающего на безопасность поведения водителя в процессе управления автотранспортом. Теперь этот регулирующий стоимость полиса показатель будет пересчитываться ежегодно, с установлением предельных границ в большую и меньшую сторону от 2,45 до 0,5, с соответственным влиянием на сумму полиса.

Подробнее узнать о повышающем коэффициенте по аварийности ОСАГО, можно здесь.

Статья по теме: Страховой полис ОСАГО, что это такое и что в него входит

Закон об ОСАГО новая редакция 2020 года с комментариями

Российский гражданский кодекс идет обычно в совокупности с законом об автостраховании. К примеру, в части урегулирования убытков действуют строго гражданско-правовые диспозиции. Более того, положения автострахования в России обязательно устанавливаются с учетом норм о защите прав потребителя и конечно Конституции РФ. Ознакомиться с комментариями с самим текстом можно на профильных сайтах «Консультант Плюс» или «Гарант», бесплатно скачать его в онлайн режиме можно здесь:

ОСАГО скидки за безаварийную езду

Федеральный закон об Осаго в последней редакции действительно имеет рекомендательные нормы, которые призваны поощрять водителей за езду без происшествий (статья 22). Сумма за страховку может быть значительно ниже, если гражданин ездит аккуратно. Размер скидок зависят от существующих тарифов в компании, и доступны они также и инвалида, независимо от стажа вождения автомобиля. Поэтому размер скидки необходимо уточнять на месте. Мы лишь отметим, что за десять лет езды без аварий, будет доступна скидка в размере 50% от основной стоимости. И наоборот — изменение может касаться и увеличения суммы до 50 процентов от номинала, если часто попадает в ДТП.

Штраф 50 процентов по закону о защите прав потребителей по ОСАГО

Действительно, если решение суда по закону об ОСАГО в новой редакции будет в пользу гражданского лица, то вместе с основной суммой выплаты он может получить и половину от первоначальной суммы вдобавок ко всем назначениям.

Досудебный порядок, как средство уйти от более серьезной ответственности, предоставляет страховщикам возможность в сроки ознакомиться с претензией и произвести действия для оплаты. Полный льготный период для рассмотрения составляет ровно 5 дней. Далее будет поступать неустойка и указанный штраф. Судебная практика за последние два года показывает, что каждое четвертое решение выносится в пользу заявителя (автолюбителя). В данный момент РСА готовит применение несколько подзаконных актов, которые коснуться техосмотра и оформления диагностической карты. Принимать же их будет транспортный комитет при ГД РФ.

Исковое заявление по ОСАГО с учетом закона о правах потребителя штраф

Исковое заявление после расторжения договора (договор в электроном формате, европротокол и т.д.) содержит по умолчанию список нормативных документов, в том числе и в части выплаты штрафа о котором идет речь. Этот штраф, показанный к выплате страховой компанией, указан в ст. 13 (глава 1 раздел 6 ФЗ о правах потребителя). Поэтому внесение дополнений сюда не требуется. На обязательный характер возмещения ущерба указывает сам закон. На январь/февраль следующего года планируется увеличение этой величины до 70%.

Цели и задачи федерального закона об ОСАГО

закон про ОСАГО

Основные цели и задачи, декларируемые настоящим ФЗ, предусматривают:

  • обеспечение гарантии возмещения ущерба для здоровья и собственности пострадавших в аварии;
  • введение нормативов ОСАГО на всеобщей основе;
  • запрет управления авто без наличия полиса автогражданки;
  • экономическое стимулирование собственников на участие в данной программе страхования.

Указанные положения содержатся в принципах автострахования ОСАГО, отмеченных в ст. 3 закона.

Особенности оформления автогражданки по закону

Особенности оформления автогражданки по закону, закон об ОСАГО

В ст. 4 закон обязывает собственников автомобилей страховать гражданскую ответственность, предусматривая исключение только в отношении машин, чья предельная скорость не превышает 20 км/ч, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, ТС, принадлежащих военизированным формированиям.

В ст. 5 закона указывается, что договор ОСАГО между клиентом и страховой компанией, должен заключаться в порядке, соответствующем правилам, утвержденным законопроектом № 251-ФЗ, принятым в июле 2013 года.

Согласно правилам, принятым ФЗ, при заключении договора должны соблюдаться следующие условия:

  • продолжительность действия ОСАГО составляет до 12 месяцев;
  • положения полиса могут предусматривать внесение определенного количества лиц, допущенных владельцем к управлению, или не ограничивать число водителей;
  • собственник авто, заключающий договор, обязан предоставить СК персональную информацию, необходимую для составления полиса, с обязательствами страховой компании по соблюдению необходимых правил конфиденциальности;
  • возможность ограниченного использования машины в период действия полиса, с указанием временных отрезков, на которые распространяется защита;
  • обязанность собственника авто в трехдневный срок от момента постановки машины на учет в ГИБДД внесения регистрационных сведений в бланк страховки и единую информационную базу;
  • утверждение общепринятой формы бланка страхового полиса и извещения страховщика о произошедшем ДТП;
  • указание перечня ситуаций, допускающих возможность досрочного разрыва договора по инициативе каждой из сторон.

На основе перечисленных условий ФЗ, каждым страховщиком должны утверждаться правила, по которым работает компания.

Статья по теме: Особенности ОСАГО при продаже автомобиля и что делать со страховкой

Условия автогражданки

Условия автогражданки, закон об ОСАГО

Согласно ст. 12 указанного ФЗ, компенсация убытков потерпевшего производится по поданному им заявлению в адрес страховщика виновного в ДТП.

Образец заявления можно скачать здесь.

Страховая компания обязана выплатить денежную компенсацию по ОСАГО для возмещения ущерба для здоровья, с назначением дополнительных отчислений в таких ситуациях:

  • если результатами медицинской экспертизы или решением судебного органа установлена большая степень ущерба;
  • при назначении инвалидности потерпевшему.

СК обязана осмотреть пострадавшее транспортное средство, с проведением экспертизы для оценки характера ущерба. Материальные убытки, связанные с повреждением авто, могут возмещаться следующими способами:

  • назначением ремонта на специализированной станции ТО, рекомендованной страховщиком;
  • выплатой денежной суммы.

Компенсация в виде денежных выплат возможна при наличии следующих условий:

  • полного разрушения авто;
  • летального исхода пострадавшего;
  • нанесения серьезных увечий;
  • превышение стоимости ремонта больше 500 тысяч рублей;
  • если ремонтная станция страховщика не в состоянии обеспечить восстановление автомобиля.

Заявление от пострадавшего с сопроводительными документами должно быть принято страховщиком не позже трехдневного срока, с принятием решения о возможности выплат или назначении восстановительного ремонта в течение 20 дней, исключая выходные и праздники.

Рассмотренный федеральный закон устанавливает общие правила страхования в области ОСАГО, позволяя государству регулировать эту область страховой деятельности в Российской Федерации. Установленная нормативом система, с учетом внесенных поправок и изменений, утверждает единые правила, действующие в государстве, и обеспечивает соблюдение общих принципов, гарантирующих возмещение ущерба пострадавшим в ДТП.

Видео по теме статьи

Изменения в законе об ОСАГО с 1 июня 2018 года: выплаты по Европротоколу

С 1 июня 2020 года максимальная сумма выплаты, которую можно получить по Европротоколу на любое транспортное средство составляет 100 тысяч рублей (вместо привычных 50 тысяч), и 400 тысяч рублей для транспортных средств, зарегистрированных в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Также, после осуществления выплаты по Европротоколу, страховая компания не будет выполнять дополнительные требования, превышающие сумму 100 тысяч рублей. Для Московской и Ленинградской областей сумма больше – 400 тысяч рублей. То есть, если потерпевшая сторона получила от страховой компании компенсации в сумме 70 тысяч рублей, но считает, что нанесенный ей ущерб, превышает эту сумму, то максимальная сумма иска к поставщику полиса будет 30 тысяч рублей. Если и этого недостаточно, чтобы покрыть ущерб, остаток суммы следует взыскивать с виновника аварии в судебном порядке.

Во время оформления Европротокола обязательно должна быть внесена информация о разногласиях, которые возникли между участниками ДТП относительно причин аварии или серьезности и характера повреждений. В таком случае для разрешения этих разногласий будут проводиться дополнительные измерения при помощи специальных приборов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: