Бесконтактное ДТП

Что такое бесконтактное ДТП?

Узнайте о том, что такое ДТП, из статьи нашего юриста.

Если один водитель создал помеху или опасный манёвр для другого транспортного средства, а тот в свою очередь, уходя от столкновения, нанёс ущерб своему и другим автомобилям, а также строениям и сооружениям, такое ДТП называют бесконтактным. При этом первый автомобиль, который спровоцировал аварийный случай, оказывается незадействованным в физическом контакте с пострадавшим имуществом. Чаще всего это случается из-за того, что манёвры первого автомобиля не обозначаются обязательными сигналами поворотников. Как правило, поворот налево, перестроение, обгон, без обозначения планируемого манёвра сигналами поворотников, повороты из второго ряда, резкое торможение или внезапный объезд препятствий приводят к бесконтактным ДТП.

О том, кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении, вы можете прочитать в нашей статье.

Также падение грузов и внезапное появление пешехода, спровоцирующего ущерб для движимого имущества, строений, сооружений причисляются к бесконтактному дорожному происшествию.

Вместе с тем, не пропущенный пешеход часто вовсе не является нарушением правил дорожного движения. О том, как доказать свою невиновность, если не пропустил пешехода, вы можете ознакомиться в статье нашего юриста.

Что не будет являться дорожным происшествием?

Если в результате аварийной ситуации нет пострадавшего автотранспорта и пострадавших лиц, то это нельзя назвать дорожным происшествием. Даже если были приняты меры аварийной остановки, выезд с дороги, выезд на встречную полосу, для того что бы избежать физического контакта автомобилей.

Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО

Определенные проблемы при получении страховых выплат возникают почти всегда – страховщик теряет деньги. Однако возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП еще более проблематично. По этому виду страхования платежи осуществляет страховая компания виновника происшествия в пользу пострадавшего или страховой компании пострадавшего, если он обратился за прямым возмещением ущерба. Страховщики часто пытаются найти различные отговорки. Они не признают факт происшествия ДТП либо отказывают в выплатах на основании того, что заявитель выбрал ненадлежащего плательщика.

Сразу отметим: прямое урегулирование, то есть получение возмещения от своей страховой компании, в случае с бесконтактным ДТП невозможно. Причины этого мы раскроем в следующем разделе нашей статьи.

Как оформить ДТП?

Авария

Бесконтактное ДТП оформляется как обычное ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После того, как был сделан звонок для вызова ГИБДД, в случае, если нет пострадавших, рекомендуется сделать фото- видеосъёмку места аварии, постараться найти свидетелей и договориться с ними о том, что вместе нужно дождаться наряд дорожной полиции. Если у пострадавшего есть видео-регистратор, то дело может значительно упроститься. Если есть пострадавшие лица, необходимо сообщить о них информацию в службу спасения и оказать первую медицинскую помощь.

Советуем вам подробнее изучить статью о первой помощи при аварии.

Немаловажным является вопрос о действиях водителя в случае ДТП, поэтому рекомендуем ознакомиться с этим подробней.

Автомобили должны оставаться на месте аварии до прибытия полиции, иначе воссоздать картину происшествия будет очень трудно. Аварийный знак должен быть выставлен согласно ПДД, во избежание штрафа. Оформление по Европротоколу невозможно по причине того, что одним из условий упрощённого метода фиксации ДТП является непосредственный физический контакт двух транспортных средств.

В протоколе необходимо указать на истинную причину ДТП. Нужно подробно описать действия водителя первого автомобиля, которые привели к столкновению второго и третьего автомобилей. Настаивайте на изложении материалов протокола согласно вашим и свидетельским показаниям, проверяйте все записи, которые делают сотрудники ГИБДД.

Узнайте о том, куда звонить в случае ДТП, в статье нашего специалиста.

Правила оформления, в том числе по европротоколу

Дело о бесконтактном ДТП должно быть грамотно оформлено документально. Только в этом случае есть шанс добиться верного решения в определении виновника и возмещении ущерба. Как все должно быть выполнено:

  • бесконтактное ДТП

  • Инспектор обязательно составляет подробную схему ДТП. В этом может принять участие и получивший ущерб автомобилист. Он также имеет право составить свою схему, если считает предложенную сотрудником службы неверной. А его документ может не подписывать.
  • Инспектор оформляет протокол осмотра места ДТП, внося туда сведения об участниках и свидетелях, подробности обстановки (знаки, разметку, тип дороги, повреждения авто и т.д.). Документ дополняют объяснениями участников. Если они согласны с его окончательной версией, ставят свои подписи. Процедура проходит с понятыми. В приложении к протоколу указывают имеющиеся фото и видео происшествия. Копии документа получают все участники.
  • Сотрудник ГИБДД пишет справку о ДТП. Она заполняется на бланке, содержит информацию о водителях, ТС и их повреждениях.
  • Составляется протокол осмотра автомобилей. В ходе оформления проверяется их техническое состояние.
  • Заполняется протокол контроля трезвости водителей. Там указывают внешние признаки опьянения или их отсутствие, а также данные алкотестера и экспресс-анализов.

Ещё на AutoLex.Net:

Произошло ДТП с пострадавшими: правила поведения и мера наказания

Учитывая порядок оформления бесконтактного ДТП, европротокол здесь применен быть не может. Ведь в данном случае нарушены условия его составления:

  • в аварии могло участвовать больше двух ТС;
  • виновник пока не установлен;
  • между участниками есть разногласия.

О том, что такое бесконтактное ДТП, как себя вести в случае аварии, смотрите в этом видео:

Кто виноват?

Виновник

Довольно часто настоящий виновник даже не останавливается и проезжает мимо аварийной ситуации, считая, что если его ТС не пострадало, то это не его дело. Таким образом, на месте ДТП остаются только пострадавшие в результате столкновения автомобили. Доказать, что авария случилась по вине третьего лица, могут свидетели и записи видеорегистратора.

Установлением виновного занимается только ГИБДД или суд. Если ситуация однозначна и не вызывает затруднений выявить виновного, то на месте аварии выносятся постановления с указанием нарушителя правил дорожного движения. Такого понятия как виновник бесконтактного ДТП не существует.

Для того, чтобы вину не возложили на водителя того автомобиля, который оказал физическое воздействие на третий, необходимо правильно трактовать пункт 10.1. ПДД. Этот пункт говорит о том, что в случае возникновения опасного момента на дороге, необходимо замедлить движение, вплоть до полной остановки, а не с помощью маневрирования пытаться избежать столкновения. Если указать в протоколе, что из-за действий водителя, создавших помеху, водитель пытался сманеврировать, уходя от столкновения, но не сумел это сделать, то, вероятнее всего, именно на него и будет возложена вина, согласно п.10.1. Нужно указывать для записи в протокол, что возникла такая опасная ситуация, что торможение уже не могло помочь избежать столкновения или даже могло бы дать более тяжёлые последствия для участников ДТП.

Спорным также является вопрос страховых выплат при обоюдной вине, ознакомиться с подробной информацией по этому вопросу и получить рекомендации юриста можно на нашем сайте.

Как определяется виновник

Так как физического контакта между автомобилями не происходит, сложнее всего определить, кто был виновником аварии. Самым достоверным доказательством является видеофиксация на регистраторе, но если нет номеров, то привлечь к ответственности скрывшегося с места происшествия водителя будет достаточно проблематичным. Занимаются этим правоохранительные органы. В чем заключается сложность:

  1. Виновник создал помеху, а сам скрылся с места аварии.
  2. Пострадавшего привлекли к ответственности из-за некорректной трактовки пункта 10.1 ПДД.
  3. Помеху создал пешеход, пересекающий дорогу в неподходящем месте.
  4. Спровоцировал аварийную ситуацию дикий зверь.

Важно знать! Если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, то выплату пострадавший взыскивает с него. Доказать вину конкретного водителя может автотехническая экспертиза.

Как взыскать страховое возмещение?

Страховая выплата

Самым спорным вопросом в бесконтактном ДТП является получение страховых выплат тому пострадавшему автомобилю, который сам столкнулся со следующим, то есть второму участнику ДТП. Получит он возмещение ущерба или нет, зависит от того, как оформлен протокол дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случаев именно ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи действий всех участников ДТП. Если виновником признан первый водитель, создавший аварийную ситуацию, то можно пострадавшим рассчитывать на выплаты по ОСАГО.

Куда обращаться?

Бесконтактная дорожная авария – это достаточно сложный случай, который всё же регулируется нормами ОСАГО. Прямое возмещение ущерба через страховщика потерпевшего невозможно. Так как участниками ДТП стали три автомобиля или более, а для получения прямого возмещения, по регламенту страховых компаний, должно произойти столкновение двух транспортных средств. Поэтому необходимо обращаться к страховщику виновника. Это официальная позиция РСА, закреплённая судебной практикой Верховного Суда РФ.

В чью страховую компанию обращаться в случае аварии, вы можете подробно изучить в одной из наших статей.

Что доказать?

Страховая компания виновника бесконтактной дорожной аварии, чаще всего, заявляет об отказе в выплатах пострадавшим, аргументируя тем, что пострадавший сам произвёл столкновение, а их клиент не оказал прямого физического воздействия на остальных участников ДТП. Возмещение ущерба и компенсацию можно получить лишь по результатам независимой экспертизы, которая покажет, что у пострадавшего не было технической возможности избежать столкновения.

Судебная практика

Выплата по суду

Если страховая компания отказала в выплатах пострадавшей стороне, а при этом у неё есть доказательная база виновности их клиента, остаётся единственный выход – обращаться в суд. Автолюбители хотят знать о результатах судебной практики и поэтому ищут в поисковиках: «Бесконтактное ДТП, судебная практика, решение суда, прецеденты?» Судебная практика показывает, что результаты разбирательств могут быть разные. Может быть признана вина обеих сторон, может быть отказ в выплатах, а также суд может удовлетворить иск потерпевших.

Для того, чтобы суд принял решение об ответственности виновного лица за причинённый вред, необходимо установить и доказать взаимосвязь между причинённым вредом и его противоправными действиями. Только в этом случае суд может вынести решение о том, что у страховой компании виновника возникает обязанность возместить ущерб.

Рассчитывать на положительный исход дела в суде, можно только используя помощь квалифицированного юриста. Надеяться на свои силы очень опрометчиво, так как мало иметь фото- видеоматериалы и свидетельские показания, необходимо правильно их представить в ходе судебного разбирательства.

Верховный суд России разъяснил, кто должен выплачивать денежную компенсацию при так называемых «бесконтактных авариях». Оказывается, после ДТП нужно сразу же подавать заявление в страховую фирму виновника происшествия, который спровоцировал аварию. Правда, при этом нужно доказать свою правоту. Как это сделать, выяснил корреспондент «Вестей ФМ» Александр Санжиев.

Видеозапись типичной бесконтактной аварии в качестве примера разместил один из водителей в Сети. На кадрах с камеры регистратора хорошо видно, как один автомобиль подрезает другой, тот, уходя от столкновения на скользкой дороге, врезается в столб. Все остались живы. Но теперь требуется дорогостоящий ремонт кузова.

А вот уже другой пример: уходя от столкновения на большой скорости, водитель не справился с управлением и вылетел в кювет, после чего автомобиль еще и перевернулся. Пассажиры получили травмы, машина вряд ли подлежит восстановлению. После таких нелепых ДТП с серьёзными последствиями у пострадавших водителей часто возникает вопрос: кто виноват? С одной стороны, он сам и виноват, но с другой — его подтолкнули на эти действия другие участники дорожного движения, к примеру, своими агрессивными манёврами. Оказывается, таких водителей официально можно признать виновными. Правда, сделать это достаточно сложно, особенно если гонщик разу уехал с места происшествия, а номер его никто не запомнил. В таком случае (в своих же интересах) придётся самостоятельно провести небольшое расследование, говорит автоюрист Сергей Радько.

РАДЬКО: Нужно вызывать ГИБДД, нужно фиксировать свидетелей и очевидцев. Во многих машинах сейчас есть видеорегистраторы. И также нужно посмотреть на месте, нет ли камер видеонаблюдения, потому что на одних лишь устных утверждениях, что вы вырулили в столб лишь потому, что вас подрезали, второго участника, скорее всего, виновным не признают. Вот если будет что-то более объективное, например видеозапись, тогда шансы есть.

Однако даже если и удастся провокатора аварии признать виновным, взыскать деньги на ремонт будет еще сложнее. Вот история как пример. В апреле этого года водитель разбитого в бесконтактной аварии автомобиля обратился за компенсацией в страховую компанию. Однако в выплате там отказали, сославшись на то, что «столкновения двух машин не было». Тогда водитель обратился в суд, и тот встал на его сторону. Но страховая компания решила обжаловать решение в Верховном суде. Там разъяснили страховщикам, кто платит пострадавшему в так называемых бесконтактных столкновениях, говорит автоюрист Лев Воропаев.

ВОРОПАЕВ: В случае бесконтактного ДТП Верховный суд указал, что необходимо обращаться в страховую компанию виновника, так как одно из условий не выполнилось, в данном случае — не было взаимодействия транспортных средств.

Проще говоря, при любых бесконтактных авариях, нужно сразу обращаться в страховую компанию виновника (разумеется, уже с заключением ГАИ). А если там вдруг откажут — со всеми материалами идти в суд.

Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1506935/

Ответственность за оставление места ДТП

Кто виноват

Лишение прав грозит любому участнику ДТП, который покинул место аварии, согласно действующим правилам дорожного движения. Участник бесконтактного ДТП, из-за действия которого возникла аварийная ситуация, обязан выполнить требования закона и будет нести ответственность за оставление места аварии. Даже в том случае, если его имуществу не нанесён вред, нет повреждений и пострадавших, он должен остановиться и дождаться приезда дежурного экипажа Госавтоинспекции. Если возник соблазн скрыться, то стоит помнить, что практически в каждой второй машине есть регистратор и в крупных городах практически каждый километр нашпигован камерами наблюдения.

Как избежать ответственности?

Уйти от ответственности можно только при доказательстве того, что вы действовали неумышленно, не знали или не поняли, что произошло ДТП. Без адвоката вряд ли это получится. Суд крайне негативно относится к таким заявлениям, и прислушивается к свидетельским показаниям и материалам дела, которые, как правило, противоречат им.

Как взыскать через Верховный Суд

Обращение в высшую инстанцию необходимо, когда все предыдущие рассматривали дело и не приняли удовлетворяющего пострадавшего автомобилиста решения. Его обеспечит Верховный суд, в который пишется заявление и отправляются все документы по ДТП. Такая практика уже есть.

Верховный суд в случаях бесконтактных аварий определяет, что выплачивать ущерб за поврежденный автомобиль должен виновник (если ТС не застраховано) либо его страховая компания. Решение основывается на статье №1079 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит:

«1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств …), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего… 3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.»

На том же настаивает и Закон об ОСАГО. В статье 12 сказано, что:

«Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред…»

Компенсировать материальные потери, понесенные из-за бесконтактного ДТП, можно. Но для этого очень важно контролировать оформление происшествия, четко определить виновника. Не менее значимым является доказательство того, что ответственность не должна частично перекладываться на второго, пытавшегося предотвратить аварию участника.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДТП БЕЗ КОНТАКТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

К характерным особенностям бесконтактной аварии относятся:

  1. Причиной происшествия является сторона, не участвующая непосредственно в процессе аварии или столкновения.
  2. Часто на месте происшествия отсутствует виновник события, из-за которого случилось ДТП. Он покидает место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. Установить личность виновника можно по сохранившимся материалам видеорегистраторов или показаниям свидетелей.
  3. Нередко в процессе расследования аварии встречается некорректное применение п.10.1 ПДД со стороны должностных лиц в трактовке, что при возникновении опасности следует не маневрировать рулём, а тормозить до полной остановки.
  4. Законодательная база регулирования всех видов ДТП, включая бесконтактные аварии, общая. Она включает одни и те же пункты и статьи нормативных актов.
  5. Бесконтактное ДТП относится к страховым случаям. Чтобы претендовать на получение страховых компенсаций, нужно обеспечить строгое соблюдение всех нюансов в оформлении ДТП.
  6. В этом случае невозможно получить возмещение ущерба напрямую с виновника, пострадавшему следует подавать заявление в его страховую компанию.
  7. Для оформления происшествия следует обязательно вызвать сотрудников ГИБДД.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В пункте 10.1 ПДД говорится, что водитель при возникновении опасной ситуации на дороге обязан снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспорта. Именно этой частью раздела руководствуются сотрудники ГИБДД в расследовании происшествия и установлении степени вины каждого участника аварии. Однако в данном вопросе следует разделять ситуацию по степени опасности и эффективности действий на следующие три варианта:

  1. Появление опасности, когда на пути возникает такое препятствие, для предотвращения столкновения с которым можно просто уменьшить скорость или остановиться. Именно такая ситуация подходит под п.10.1 ПДД.
  2. Опасная ситуация, когда водителю можно избежать столкновения, применяя торможение или маневрирование, которая указана в п.1.2 ПДД.
  3. Аварийная ситуация, когда никакое торможение не спасает от ДТП и единственно верным решением может быть попытка избежать или уменьшить последствия.

Специально в ПДД введён п.1.5, который поясняет, что каждый водитель и пешеход не должен причинять вред, и создавать опасности движению. Этим подразумевается, что допускается маневрирование и изменение направления движения, если оно позволит избежать неотвратимого при торможении столкновения. Таким образом, ответ на фатальный вопрос, тормозить или повернуть в опасной ситуации, в большей мере зависит не только от расчётливости и опыта водителя, но от степени опасности самой ситуации, её скорости развития и возникновения. В любом случае о действиях водителя будут судить по оставшимся следам торможения на своей полосе движения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: